Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 19:48, реферат
История розничной торговли насчитывает тысячи лет. И все это время перед торговцами стоит задача – как привлечь покупателя? Как выгодно представить свой товар?
В работе помимо теоретических моментов будут рассмотрены примеры изменения форм и содержания розничной торговли, направленных на повышение продаж, обеспечение лояльности покупателей и расширение целевой аудитории методами неценовой конкуренции.
Введение
История розничной торговли насчитывает
тысячи лет. И все это время
перед торговцами стоит задача –
как привлечь покупателя? Как выгодно
представить свой товар?
Современное состояние розничной торговли
обусловило необходимость совершенствовать
организацию розничной торговли,
повышать квалификацию персонала, а главное
– улучшать маркетинговую деятельность
в данной области, ориентировать ее на
внедрение новых методов продвижения
товаров, на получение максимальных прибылей
и достижение целей, стоящих перед предприятием
или компанией.
Особенно возросла актуальность этой
темы в последние полтора года. Способствовал
этому международный финансовый кризис,
затронувший все отрасли народного хозяйства,
в том числе и сферу розничной торговли.
В настоящее время наблюдается снижение
инвестиционной привлекательности на
потребительском рынке. Многие крупные
сетевые компании на 70-80% снизили объемы
финансирования на развитие розничной
сети. Сокращаются сроки возврата средств
по кредитам, необходимых для пополнения
оборотных средств на закупку сырья и
товаров.
Старые испытанные способы привлечения
клиентов перестают работать, часто появляется
необходимость в разработке новых приемов
маркетинга и во вспоминании давно забытых
старых.
В работе помимо теоретических моментов
будут рассмотрены примеры изменения
форм и содержания розничной торговли,
направленных на повышение продаж, обеспечение
лояльности покупателей и расширение
целевой аудитории методами неценовой
конкуренции.
1.Литературная часть
1.1 Общая характеристика услуг розничной торговли
Розничная торговля
включает в себя всю предпринимательскую
деятельность, связанную с продажей
товаров конечным потребителям для
личного пользования. Она выполняет
ряд важных функций: участвует в
процессе формирования ассортимента, предоставляет информацию
потребителям, производит операции с товарами,
совершает сделки купли-продажи.
По мнению Н.Д. Эриашвили, современное
состояние розничной торговли в России
и за рубежом характеризуется общими особенностями:
· инфляция способствует росту затрат,
особенно накладных расходов;
· увеличивается плата за торговые площади,
за место для рекламы, за мероприятия по
продвижению товаров в связи с открытием
новых магазинов и выходом на рынок новых
продуктов;
· возрастает конкурентная борьба;
· осложнились условия работы с банками;
· значительно выросли расходы на рекламу
и мероприятия по стимулированию сбыта;
· увеличиваются потери товаров и материальных
ценностей в связи с несовершенством системы
складирования и транспортировки;
· возросла требовательность покупателей
к качеству товаров, обслуживанию и рекламе;
· компетентность руководителей предприятий
розничной торговли очень часто не соответствует
требуемому уровню.
1.2 Основные услуги розничной торговли
Услуга розничной торговли – это результат взаимодействия продавца и покупателя, а также собственной деятельности продавца по удовлетворению потребностей покупателя при купле-продаже товаров.
Таким образом, основная услуга, которую оказывает розничная торговля, - это реализация товаров в магазинах различных типов, а также вне магазина.
Повышение культуры обслуживания покупателей во многом связано с расширением ассортимента дополнительных услуг, оказываемых им. Наилучшее условия для этого могут быть созданы в магазинах.
Перечень таких услуг зависит
от специализации магазина, места
его расположения, торговой площади
и др. Наибольшее число элементов
дополнительного обслуживания предоставляют
покупателям крупные
Цели – обеспечить конкурентоспособность, завоевать новые сегменты рынка, достижение большей прибыли.
В наше время, чтобы обеспечить конкурентоспособность магазины выдумывают самые разнообразные способы привлечения клиентуры – начиная с обычных красочных вывесок – реклам; скидок, дисконтных карт; заканчивая различными промоушн – акциями (раздаче листовок, дегустации и т.п.) и бесплатной доставкой на дом некоторых габаритных товаров (иногда даже с установкой сложной техники).
Задачи:
1) Обеспечить высокую культуру сервиса обслуживания;
2) Обеспечить рекламу;
3) Обеспечить высокое качество и большой ассортимент услуг;
По всему миру насчитываются миллионы розничных торговых точек самых разных размеров и форм. Поскольку разным потребителям нравятся разные формы торговли, возможно одновременное существование и преуспевание предприятий с разными уровнями услуг для потребителей.
СОКРАЩЕНИЕ ЧИСЛА УСЛУГ |
РОСТ ЧИСЛА УСЛУГ | |||
Самообслуживание |
Свободный отбор товаров |
Ограниченное обслуживание |
Полное обслуживание | |
Отличительные черты |
1.Минимальное число оказываемых услуг 2.Привлекательность цен 3.Торговля основными товарами постоянного спроса 4.Торговля товарами повседневного спроса |
1.Ограниченное число оказываемых услуг 2.Привлекательность цен 3.Торговля основными товарами постоянного спроса 4.Торговля товарами повседневного спроса |
1.Небольшое разнообразие услуг 2.Торговля товарами предварительного выбора |
1.Широкое разнообразие услуг 2.Торговля модными товарами 3.Торговля товарами особого спроса |
Примеры |
1.Розничные магазины-склады 2.Бакалейно-гастрономические магазины 3.Магазины сниженных цен 4.Предприятия посылторга 5.Торговые автоматы |
1.Магазины сниженных цен 2.Галантерейные магазины 3.Предприятия посылторга |
1.Торговля вразнос 2.Универмаги 3.Продажа по телефону, почте, Интернету 4.Галантерейные магазины |
1.Специализированные магазины 2.Универмаги |
Розничные торговые предприятия. Сегодня
услугами розничных магазинов
Розничные торговые предприятия со
свободным отбором товаров
Розничные торговые предприятия с ограниченным обслуживанием обеспечивают покупателю более высокий уровень помощи со стороны торгового персонала, поскольку в таких магазинах продают больше товаров предварительного выбора и покупателям требуется больше информации. Кроме того, в этих магазинах потребителям предлагают услуги в виде продажи в кредит и приема назад купленных товаров, обычно отсутствующие в магазинах с более ограниченным уровнем обслуживания. Так что эксплуатационные расходы у этих магазинов выше.
Розничные торговые предприятия с полным обслуживанием, такие, как фешенебельные универмаги, имеют продавцов, готовых лично помочь покупателю на всех этапах процесса поиска, сравнения и выбора товара. Потребители, желающие, чтобы их «обслуживали», предпочитают именно такие магазины. Большие затраты на содержание обслуживающего персонала, более высокий процент в их номенклатуре товаров особого спроса и товаров замедленного сбыта (модные изделия, ювелирные изделия, кинокамеры), более либеральный подход к практике возврата купленных товаров, использование различных схем кредитования, обеспечение бесплатной доставки покупок, техническое обслуживание товаров длительного пользования на дому и предоставление покупателям дополнительных удобств в виде комнат отдыха и ресторанов - все это оборачивается для подобных магазинов высокими накладными расходами. При описании типов розничных предприятий мы будем классифицировать их на основе нескольких исходных параметров: предлагаемый товарный ассортимент, относительное внимание к ценам, характер торгового обслуживания, принадлежность магазина и разновидность концентрации магазинов.
Предлагаемый товарный ассортимент |
Относительное внимание к ценам |
Характер торгового обслуживания |
Принадлежность магазина |
Разновидность концентрации магазинов |
1.Специализированный магазин 2.Универмаг 3.Универсам 4.Магазин товаров повседневного спроса 5.Комбинированный универсам, универсам широкого профиля, торговый комплекс 6.Розничное предприятие услуг |
1.Магазин сниженных цен 2.Склад-магазин 3.Магазин-демзал, торгующий по каталогу |
1.Торговля с заказом товара по почте или по телефону 2.Торговые автоматы 3.Служба заказов со скидкой 4.Торговля вразнос |
1.Корпорат.сеть 2.Добровольная сеть розничных торговцев и кооператив розничных торговцев 3.Потребительский кооператив 4.Объединение держателей привилегий 5.Розничный конгломерат |
1.Центральный деловой район 2.Региональный торговый центр 3.Районный торговый центр 4.Торговый центр микрорайона |
Типы розничных торговых предприятий
В соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению к услугам розничной торговли относятся:
реализация товаров;
упаковка купленных в магазине товаров;
прием (в том числе по телефону) и оформление предварительных заказов на товары;
подготовка к определенному часу по предварительному заказу отдельных товаров, имеющихся в продаже;
прием и исполнение заказов на товары, реализуемые через сеть посылочной торговли;
погрузка и доставка тяжелых и крупногабаритных изделий автотранспортными средствами (если доставка осуществляется трансагентством);
оценка и прием на комиссию вещей на дому у комитента;
перечисление комитентам денежных средств за реализованные товары на указанный расчетный счет;
оценка ювелирных изделий из драгоценных металлов, драгоценных, полудрагоценных и поделочных камней;
прием стеклопосуды на дому;
предоставление кабины для зарядки аппаратуры;
предоставление кабины или салона для прослушивания фонограмм и просмотра видеокассет;
консультационные услуги специалистов о правилах и порядке пользования технически сложными товарами-новинками с демонстрацией их в действии;
консультации диетологов, косметологов;
гарантийное хранение купленного товара; прием на хранение вещей покупателя и детских колясок (при наличии комплекса товаров для детей);
функционирование комнаты
послепродажное обслуживание.
1.3 Дополнительные услуги розничной торговли
Все дополнительные услуги делятся на три группы:
1) оказание помощи покупателю в совершение покупки и при ее использовании;
2) информационно-консультационные услуги;
3) создание удобств покупателям.
К услугам по оказанию
помощи в совершении покупки
и при ее использовании
- прием и исполнение заказов
на товары (прием и оформление
заказов непосредственно в
- организацию доставки товаров;
- упаковка купленных в магазине товаров;
- комплектование и улучшенную упаковку подарочных наборов из имеющихся в наличии товаров, в том числе по заказам;
- оценку и прием на комиссию вещей на дому у комитента;
- оценку ювелирных изделий на дому;
- прием стеклопосуды;
- реализация товаров в кредит;
- организацию работ по
- организацию приема заказов
на выполнение ремонтно-
- предоставление кабин для зарядки фотоаппаратов;
К этой же группе услуг можно отнести:
- раскрой тканей и пошивку штор, приобретенных в магазине;
- мелкую переделку купленных в магазине швейных изделий;
- растяжку обуви и головных уборов;
- ремонт технически сложных товаров и др.
Информационно-
- предоставление информации о
товарах и их изготовителях,
об услугах, оказываемых
- консультации специалистов по товарам;
- проведение рекламных
В состав услуг по созданию удобств покупателям входит:
- организация и создания мест отдыха;
- предоставления услуг комнаты матери и ребенка( при наличии в магазине комплекса товаров для детей);
- гарантированное хранение
- прием и хранение вещей покупателя;
- реализация пищевых продуктов с потреблением на месте;
- парковка личных автомашин покупателей на организованную у магазина стоянку.
Кроме перечисленных выше покупателям
в магазинах могут
- обмен валюты;
- телефонные услуги;
- проявка фотопленок и печать фотографий;
- ксерокопирование;
- продажа цветов и прием
К бесплатным услугам относят те из них, которые непосредственно связаны с продажей товаров (консультации продавцов, предоставление рекламной информации, упаковка развесных продовольственных и некоторых видов непродовольственных товаров, погрузка крупно габаритного товара на транспортное средство покупателя и т.д.).
Услуги, выполнение которых требует дополнительных затрат, предоставляются магазином за отдельную плату по утвержденным прейскурантам.