Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Декабря 2011 в 08:58, реферат
В соответствии со статьей 492 ГК РФ под розничной торговлей понимается предпринимательская деятельность по продаже товаров в розницу, в ходе которой продавец передает покупателю товар для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.
По сути, такими покупателями являются физические лица - конечные потребители товара. Отношения между продавцом и покупателем при розничной торговле всегда носят характер договора купли-продажи.
1.1 Сущность и функции розничной торговли
В соответствии со статьей 492 ГК РФ под розничной торговлей понимается предпринимательская деятельность по продаже товаров в розницу, в ходе которой продавец передает покупателю товар для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.
По сути,
такими покупателями являются физические
лица - конечные потребители товара.
Отношения между продавцом и
покупателем при розничной
Розничный
торговец (магазин) - это любая коммерческая
организация, основная часть прибыли
которой образуется за счет розничной
торговли. Розничные торговцы выполняют
ряд функций, увеличивающих ценность
продаваемых ими товаров и
услуг. Они формируют соответствующий
потребностям целевых групп покупателей
ассортимент, дробят крупные партии
товаров, поступающие от производителей,
осуществляют хранение товарных запасов
и предоставляют услуги, облегчающие
процесс покупки и
исследует конъюнктуру, сложившуюся на товарном рынке;
определяет спрос и предложение на конкретные виды товаров;
осуществляет поиск товаров, необходимых для розничной торговли;
проводит отбор товаров, их сортировку при составлении требуемого ассортимента;
осуществляет оплату товаров, принятых от поставщика;
проводит операции по приемке, хранению, маркировке товаров, устанавливает на них цены;
оказывает поставщикам, потребителям, транспортно-экспедиционные, консультационные, рекламные, информационные и другие услуги.
Классификация розничных торговых предприятий
Процесс
обращения товаров и доведения
их до непосредственных потребителей
завершается в розничной
Под торговым
предприятием понимают имущественный
комплекс, используемый организацией
для купли-продажи товаров и
оказания услуг торговли. В основу
классификации розничных
виды и особенности устройства;
тип предприятия;
форма торгового обслуживания;
тип здания
и особенности его объемно-
функциональные
особенности предприятия В
По видам и особенностям устройства предприятия розничной торговли подразделяют на магазины, магазины-склады, павильоны, киоски, автомагазины, торговые автоматы и др.
Магазины
располагают земельным
Магазины - склады осуществляют торговлю топливом, строительными материалами и т. п. Они имеют благоустроенные площадки, навесы и складские помещения для топлива и строительных материалов, а также помещения для товарных образцов, торговли хозяйственными товарами и оформления продажи строительных материалов и других товаров.
Павильоны
и киоски представляют собой сооружения
легкой конструкции и относятся
к мелкорозничной торговой сети. В
отличие от магазинов они предлагают
более узкий ассортимент
Павильон -- оборудованное строение, имеющее торговый зал и помещения для хранения товаров. Может быть рассчитан на одно или несколько рабочих мест.
Киоск -- оснащенное торговым оборудованием строение, не имеющее торгового зала и помещений для хранения товаров. Рассчитан на одно рабочее место продавца, на площади которого хранится рабочий запас товаров.
К мелкорозничной торговой сети относятся и передвижные средства развозной и разносной торговли (автомагазины, тележки, лотки), палатки, а также торговые автоматы.
Автомагазины и другие средства передвижной торговли используют для обслуживания жителей небольших населенных пунктов, а также работников сельского хозяйства на полевых станах, отгонных пастбищах и т. д. Они широко используются и производственными предприятиями для реализации своей продукции в городах.
Палатка -- легко возводимая сборно-разборная конструкция, оснащенная прилавком, не имеющая торгового зала и помещений для хранения товаров. Товарный запас, рассчитанный на один день торговли, размещается на площади одного или нескольких рабочих мест продавца.
В зависимости от ассортимента реализуемых товаров и размера торговой площади магазины подразделяют на типы (универмаг, универсам и т. п.), а внутри каждого типа (в зависимости от величины торговой площади) -- на типоразмеры [7].
По формам обслуживания различают салонное обслуживание покупателей, индивидуальное обслуживание через прилавок или продавцом-консультантом в магазине самообслуживания, Форма торгового обслуживания -- организационный прием, представляющий собой сочетание методов обслуживания.
По функциональным особенностям розничные торговые предприятия делятся на стационарные, передвижные, сезонные, посылочные и комиссионные.
Предприятия
розничной торговли разделяются
на независимых розничных
Независимые розничные торговцы. Они владеют, как правило, одним магазином и осуществляют персональное обслуживание покупателей. Такие магазины обычно удобно расположены, в их число входят продовольственные магазины, лавки, парикмахерские, химчистки, автозаправочные станции и пункты автосервиса.
Торговая сеть. Это одно из заметных явлений в розничной торговле последних десятилетий. Они подразумевают совместное владение двумя или более розничными точками и осуществляют централизованную закупку и сбыт продукции.
Розничные
франшизы. Это юридически оформленные
соглашения между владельцами привилегий,
в качестве которых могут выступать
производители, оптовики, организации
по предоставлению услуг, и держателями
привилегий в лице предприятий розничной
торговли. Такие соглашения позволяют
розничным торговцам
Арендуемый отдел. Это, как правило, отдел в розничном магазине (обычно в гастрономе, универмаге или специализированном магазине), который сдается в аренду. Руководитель такого отдела полностью отвечает за его хозяйственную деятельность в рамках правил, установленных арендодателем. Свою выгоду арендатор получает от работы в хорошо известном месте, от большего числа посетителей и престижа самого торгового предприятия. Эта форма торговли нашла широкое применение в нашей стране. Многие посетители магазинов пользуются услугами арендуемых отделов - газетных и книжных киосков, лотков, киосков по продаже парфюмерии, фототоваров, медицинских препаратов и т. п.
Розничная торговля, осуществляемая вне магазина. Розничная торговля отнюдь не ограничена стенами магазина. Примерами внемагазинной торговли являются прямые продажи косметики.[5].
Завершая
комплексный торгово-
Основные торговые функции магазинов следующие:
изучение покупательского спроса на товары;
составление заявок на завоз товаров;
формирование ассортимента товаров;
реклама товаров и услуг.
К технологическим функциям (операциям) относят:
прием поступивших в магазин товаров по количеству и качеству;
обеспечение хранения товаров;
выполнение операций, связанных с производственной доработкой товаров (фасовка, упаковка и др.);
внутримагазинное перемещение, размещение и выкладка товаров в торговом зале;продажа товаров (предложение товаров и оказание помощи покупателям в их выборе, выполнение расчетных операций).
Кроме
того, магазины выполняют функции, связанные
с оказанием покупателям
Объем
и характер выполняемых магазином
функций будут зависеть от его
типа и размера, хозяйственной
2.1 Развитие
розничной торговли в
Концепция
разработана в соответствии с
основными положениями «
Стратегия развития торговых предприятий должна быть направлена на устранение этих причин и создание оптимальных условий для их деятельности.
Розничная торговля - ведущее звено всей системы торгового обслуживания, т.к. непосредственно затрагивает интересы населения.
Современные тенденции развития розничной торговли опираются, прежде всего, на изменение соотношения магазинных и внемагазинных форм продажи товаров.
Позитивное
влияние на развитие сферы торговли
оказывает укрупнение предприятий
розничной торговли, происходящее в
последние годы совершенствование
на этой основе форм торгового обслуживания
и преобразования отрасли в современную
индустрию сервиса. По различным
оценкам более половины розничного
товарооборота реализуется
Концепция исходит из того, что общий вектор соответствия форм реализации потребительских товаров должен быть направлен на ускорение развития магазинных форм продажи товаров населению.
При этом развитие магазинных форм продажи товаров опирается на необходимость обеспечения широкого типового разнообразия сети розничных торговых предприятий.
Общими принципами развития розничной торговой сети являются:
- универсализация продовольственной торговли (за исключением товаров редкого и эпизодического спроса);
- развитие
специализированных и
- формирование
торговых сетей, крупных
- организация
в центральных торговых зонах
жилых массивов предприятий с
высоким уровнем торгового
- формирование
системы так называемых «
- выделение специальных зон для уличных ярмарок и базаров;
- формирование
автономных зон торгового