Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Декабря 2011 в 08:58, реферат
В соответствии со статьей 492 ГК РФ под розничной торговлей понимается предпринимательская деятельность по продаже товаров в розницу, в ходе которой продавец передает покупателю товар для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.
По сути, такими покупателями являются физические лица - конечные потребители товара. Отношения между продавцом и покупателем при розничной торговле всегда носят характер договора купли-продажи.
Опираясь
на перечисленные принципы развития,
инфраструктура розничной торговли
в любой региональной модели торгового
обслуживания должна обеспечивать разнообразие
форм торгового обслуживания, характеризоваться
разнообразием структурно-
Разнообразие
форм торгового обслуживания должно
удовлетворять потребности
- магазинов самообслуживания;
- магазинов
с традиционными формами
- магазинов салонной торговли;
- магазинов посылочной торговли;
- магазинов электронной торговли (по типу «бизнес-потребитель»);
- магазинов-автоматов.
Разнообразие розничных торговых предприятий с позиций их структурно-функциональных параметров должно обеспечиваться на базе формирования и развития:
- независимых
розничных торговых
- розничных
торговых организаций,
- розничных
торговых организаций,
Концепция
исходит из того, что формирование
системы предприятий розничной
торговли товаропроизводителями, оптовыми
организациями, а также муниципальными
органами является вполне закономерным
процессом и нацелено на создание
полноценной социально-
Разнообразие
розничных торговых предприятий
с позицией их ориентации на конкретную
зону торгового обслуживания должно
предусматривать выделение в
любой системе торгового
- магазинов
местного значения (находящихся
в районах массового
3. Состояние розничной торговли в 2010 году
В январе-августе 2010 года оборот розничной торговли составил 10334,4 млрд.руб., 104,3% к соответствующему периоду 2009 года. При этом в августе 2010 года розничный товарооборот составил 1410 млрд. руб., 106,5% к августу 2009 года и 101,4% к июлю 2010 года [11].
В структуре оборота розничной торговли в августе 2010 года доля непродовольственных товаров составила 51,6% (51,7% в августе 2009 года), доля пищевых продуктов, включая напитки, и табачных изделий - 48,4% (48,3%).
В разрезе
отдельных видов товаров по итогам
января-августа 2010 года оборот розничной
торговли пищевыми продуктами, включая
напитки, и табачными изделиями
вырос на 5,7%, непродовольственными
товарами - на 3,1% к январю-августу 2009
года. В августе 2010 года по сравнению
с августом 2009 года наблюдается достаточно
высокий прирост оборота
В августе 2010 года по сравнению с июлем 2010 года в организациях розничной торговли, не относящихся к субъектам малого предпринимательства, в группе основных продуктов питания отмечался наиболее существенный рост продаж соли (на 8,5%), яиц куриных (на 4,9%), макаронных изделий (на 4,3%). Продажи мясных продуктов, рыбы и морепродуктов, растительных масел, молочных продуктов, крупы возросли на 0,8-2,3%. Снижение продаж наблюдалось по следующим видам продовольственных товаров: сахар, кондитерские изделия, чай, хлеб и хлебобулочные изделия, свежие овощи и фрукты.
В группе непродовольственных товаров в августе 2010 года отмечался рост продаж верхней одежды, компьютеров, стиральных машин, книг, газет и журналов, мобильных телефонов, телевизоров (на 2,5-14,4%). В то же время снизились продажи кожаной обуви, бытовой мебели, холодильников (на 0,9-6,3%).
В разрезе
форматов торговли сохраняется тенденция
динамичного развития торговли вне
рынка и сокращение продаж товаров
на рынках и ярмарках. По итогам января-августа
2010 года оборот розничной торговли
торгующих организаций и
В августе 2010 года торгующие организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность вне рынка, формировали 87,4% оборота розничной торговли (в августе 2009 года - 86,4%), розничные рынки и ярмарки - 12,6% (в августе 2009 года -13,6%).
По предварительным данным, в январе-августе 2010 года реальные располагаемые денежные доходы населения возросли на 5,6% к соответствующему периоду 2009 года (в январе-августе 2009 года - сократились на 0,1% к январю-августу 2008 года). В августе 2010 года прирост данного показателя составил 7,9% к августу 2009 года.
Потребительские цены на товары и услуги в августе 2010 года выросли на 0,6%, в то время как в августе 2009 года роста цен не наблюдалось. За период январь-август 2010 года цены на товары и услуги выросли на 5,4% (январь-август 2009 года - на 8,1%).
Цены на товары (без услуг) в августе 2010 года выросли на 0,7% (за январь-август 2010 года - на 4,7%), в том числе на продовольственные товары - на 0,9%, непродовольственные товары - на 0,4%. При этом цены на продовольственные товары без учета плодоовощной продукции в августе 2010 года выросли на 1,2%, на плодоовощную продукцию - снизились на 1,4%. В целом за январь - август 2010 года продовольственные товары подорожали на 6,6%, непродовольственные - на 2,5 процента.
В разрезе субъектов Российской Федерации в августе 2010 года цены изменялись достаточно неравномерно. Рост потребительских цен на 1% и более отмечался в 16 субъектах Российской Федерации, в том числе наибольший рост отмечен в Чеченской Республике - на 2,1%. Снижение потребительских цен в августе 2010 года наблюдалось в Чукотском автономном округе - на 1,6%, Калининградской и Тюменской областях - на 0,1%. В Москве потребительские цены за месяц выросли на 0,4% (с начала года - на 5,8%), в Санкт-Петербурге - увеличились на 0,1% (с начала года - на 5,6%).
Стоимость минимального набора продуктов питания в среднем по России в конце августа 2010 года составила 2372 рубля, увеличившись за месяц на 0,7% (за период с начала года - на 10,8%).
В группе
продовольственных товаров
Хлеб и хлебобулочные изделия в августе 2010 года подорожали на 2,1%, макаронные изделия - на 2,4%, сахар-песок - на 4,7 процента.
Существенный рост цен отмечен на молочную продукцию. В целом данная группа товаров подорожала за месяц на 3,2%, в том числе цены на молоко питьевое выросли на 4,1%, кисломолочную продукцию - на 3,6%, сметану и творог нежирный - на 3,4%. Сливочное масло - на 3,7%. При этом максимальный рост цен на молоко питьевое пастеризованное 2,5-3,2% жирности зафиксирован в Алтайском крае (13,6%), Удмуртской Республике (13,3%), Кировской области (12,9%), Курганской области (11,5%) и Чувашской Республике (11,3%).
Кроме того наблюдался умеренный рост цен на мясо и птицу - на 0,9%, подсолнечное масло - на 0,8%, рыбу и морепродукты - на 0,4 процента.
Цены на яйца куриные в августе 2010 года снизились на 1,3%, однако в 12 субъектах Российской Федерации цены выросли более чем на 5%. Максимальный рост цен на яйца зафиксирован в Тверской области (на 21,4%), Чеченской Республике (на 28,4%) и Кабардино-Балкарской Республике (на 38,2%).
Отмечалось
снижение цен на отдельные виды плодоовощной
продукции. Лук репчатый и виноград
подешевели на 14,6% и 13,4% соответственно,
морковь, капуста белокочанная свежая,
бананы, свекла - на 6,6-7,7%. Одновременно
цены на лимоны и чеснок выросли
в 1,5 раза и 1,2 раза, на апельсины и
груши - на 6% и 2,6% соответственно.
Потребительские
цены на картофель в целом по России
в августе снизились на 0,4%. При
этом в отдельных субъектах
В группе
непродовольственных товаров
2010 года
отмечался на табачные изделия,