Розничная торговля

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 23:43, контрольная работа

Краткое описание

Розничная торговля - это совокупность видов деятельности, увеличивающая ценность товаров и услуг, продаваемых потребителям и предназначенных для личного или семейного пользования. Работа по продаже в розничных торговых предприятиях имеет свои особенности. Розничные торговые предприятия реализуют товары непосредственно населению, то есть физическим лицам, применяя свои, специфические способы и методы розничной продажи, окончательно завершают обращение от изготовителя продукции.

Файлы: 1 файл

маркетинг.doc

— 93.50 Кб (Скачать)

                                          Введение  

Розничная торговля - это совокупность видов  деятельности, увеличивающая ценность товаров и услуг, продаваемых  потребителям и предназначенных  для личного или семейного  пользования. Работа по продаже в  розничных торговых предприятиях имеет  свои особенности. Розничные торговые предприятия реализуют товары непосредственно  населению, то есть физическим лицам, применяя свои, специфические способы и  методы розничной продажи, окончательно завершают обращение от изготовителя продукции.  

Правильная  организация работы в рамках розничной  торговли способствует росту товарооборота, достаточно полному удовлетворению совокупного спроса населения и  получению коммерческого успеха.  

Сегодня розничные  торговцы заняты поисками новых стратегий  маркетинга по привлечению и удержанию  покупателей. Раньше для этого достаточно было предложить людям удобство расположения, особый ассортимент товара, лучший чем у конкурента, сервис и кредитные карты, чтобы покупатели могли делать покупки в кредит. Теперь все иначе. Магазины и другие предприятия розничной торговли становятся все более и более похожими друг на друга. Исчезли и различия в предоставляемых услугах. Все это приводит к тому, что многие предприятия розничной торговли сегодня переосмысливают свои маркетинговые стратегии. Например, универмаги, столкнувшись с конкуренцией со стороны специализированных и торгующих со скидкой магазинов, открывают свои отделения в пригородах, где всегда найдется свободное место на парковке, а доход семей выше. Другие все чаще устраивают распродажи, перестраивают свои магазины. Поэтому данная тема особенно актуальна в наши дни, когда нет нехватки товаров и практически всё можно купить во многих магазинах.   

Характеристика  розничной торговли предприятия:

Ассортимент товаров — важный признак классификации предприятий розничной торговли.В зависимости от вида ассортимента различают следующие виды магазинов:

  • универсальные;
  • специализированные;
  • магазины с комбинированным ассортиментом;
  • магазины со смешанным ассортиментом товаров.

Универсальные магазины — магазины, реализующие универсальный  ассортимент продовольственных  и/или непродовольственных товаров. Примером универсальных продовольственных  магазинов являются: универсам, супермаркет, гипермаркет; универсальных непродовольственных — универмаг, торговый дом.Специализированные магазины — магазины, реализующие одну группу товаров («Одежда», «Культтовары», «Мясо») или часть товарной группы («Детская одежда», «Спортивные товары», «Колбасы»). Последние принято называть узкоспециализированными магазинами.Магазины с комбинированным ассортиментом товаров — магазины, реализующие несколько групп товаров, связанных общностью спроса («Галантерея-парфюмерия», «Мясо-рыба») или удовлетворяющих какие-либо потребности покупателей («Хозяйственные товары», «Товары для садовода», «Все для рукоделия», «Диета»).Магазины со смешанным ассортиментом товаров — магазины, реализующие отдельные виды продовольственных и непродовольственных товаров. Такими магазинами является в настоящее время большинство специализированных магазинов, в которых не соблюдается специализация и наряду с основным ассортиментом продаются другие товары.Специализированные магазины имеют ряд преимуществ перед универсальными, комбинированными и смешанными. Они серьезно работают с одной товарной группой, что сокращает количество персонала и упрощает процесс оформления бумажной документации, тесно взаимодействуют с поставщиками, обеспечивая скидки на товары. В перспективе количество специализированных магазинов должно увеличиваться. Особенно это касается таких магазинов, в которых реализуются товары редкого спроса: дорогие парфюмерно-косметические товары, модная одежда, изысканные вина.  

Специфика и формы организации  розничной торговли  
1.1.  Формы и виды розничной торговли  
В процессе товародвижения от изготовителя к потребителю конечным звеном является розничная торговля. При розничной торговле материальные ресурсы становятся собственностью потребителя. Розничная торговля включает продажу товаров населению для личного потребления, организациям, предприятиям, учреждениям для коллективного потребления или хозяйственных нужд. Товары продаются в основном через предприятия розничной торговли и общественного питания. Продажа потребительских товаров осуществляется со складов предприятий - изготовителей, посреднических организаций, фирменных магазинов, заготовительных пунктов и т.д.  
Функции розничной торговли:  
-          исследует конъюнктуру, сложившуюся на товарном рынке;  
-          определяет спрос и предложение на конкретные виды товаров; 
-          осуществляет поиск товаров, необходимых для розничной торговли; 
-          проводит отбор товаров, их сортировку при составлении требуемого ассортимента; 
-          осуществляет оплату товаров, принятых от поставщика; 
-          проводит операции по приемке, хранению, маркировке товаров, устанавливает на них цены; 
-          оказывает поставщикам, потребителям, транспортно-экспедиционные, консультационные, рекламные, информационные и другие услуги. 
Розничная торговля, являясь выражением малого бизнеса, отличается многообразием форм частного предпринимательства. Наибольшее развитие розничной торговли получили товаропроизводящие отрасли и в первую очередь предприятия легкой и текстильной промышленности. В отделах по торговле государственных органов управления происходит определённая аккумуляция основных данных о продаже товаров и товарных запасов по ассортиментной и внутригрупповой структуре, а также данных об объёмах неудовлетворенного спроса. Самые точные данные во внутригрупповой структуре ассортимента товаров можно получить только в основном звене системы розничной торговли, но подобная работа нуждается в организации и проведении четкого учета по объемам реализации по ассортиментным группам с одновременной регистрацией неудовлетворенного спроса и поступивших требований отдельных покупателей. В передовых странах мира для решения данной проблемы используются единые универсальные штриховые коды по каждому товару, служащие его индикатором, и специальные этикетки на продовольственные товары, приспособленные для автоматического считывания с помощью кассовых терминалов. Сведения о продаже товаров передаются по телефонным, телетайпным, телефаксным каналам связи в вычислительный центр торговой компании. Целям активного стимулирования сбыта товаров служит реклама. Рекламная компания должна формироваться в различных направлениях, начиная с самых простых её замыслов - оформление оконных и внутримагазинных витрин - до организации рекламных выставок товаров с использование печатной, транспортной, радиотелевизионной, видеороликовой рекламы и другими её видами. 
Виды розничной торговли: I. Стационарная торговая сеть является наиболее распространённой, включает в себя как крупные современные, технически оборудованные магазины, так и ларьки, палатки, торговые автоматы.  
Существует много видов магазинов, среди них:  
-          традиционное обслуживание через прилавок;  
-          магазины самообслуживания, в которых покупатель имеет свободный доступ к товарам; в результате сокращается время торговой операции и увеличивается пропускная способность магазина с последующим увеличением объема реализации. Оплата за отобранные товары проводится в узлах расчёта, обслуживаемых контролерами-кассирами. Несмотря на явные преимущества, в настоящих условиях создавшаяся сеть магазинов самообслуживания в России почти полностью прекратила своё существование;-          магазины типа "магазин-склад", в которых товар не выкладывается на витрины, полки, что значительно снижает расходы по погрузке, разгрузке, укладке, поэтому продажа осуществляется по более низким ценам;-          магазины, торгующие по каталогам. Каталоги могут быть выданы потенциальным покупателям, посетившим данный магазин, или разосланы им по почте. Покупатель, изучив каталог, отобрав товар, направляет заказ с указанием своих реквизитов в магазин почтой. Магазин принимает решение об отгрузке товара покупателю. При наличии в магазине демонстрационного зала покупатель может сделать заочный заказ по каталогу либо посетить магазин и лично выбрать необходимый ему товар. При торговле по предварительным заказам оплата может быть разная: при получении товара, в форме предоплаты или путем почтового перевода; выполнение заказа часто сопровождается доставкой товара непосредственно по адресу покупателя;-          продажа через торговые автоматы. Торговые автоматы удобны тем, что могут работать круглосуточно, без торгового персонала. Их устанавливают внутри магазина

Характеристика  розничных торговых предприятий по форме  торгового обслуживания

Форма торгового  обслуживания включает особенности торгово-технологического процесса. К ним относятся:

  • методы продажи товаров;
  • дополнительные услуги;
  • персональные методы продажи.

В магазине различают  следующие методы продажи товаров:

  • индивидуальное обслуживание покупателей или продажа товаров через прилавок (традиционный метод продажи);
  • открытая выкладка товаров;
  • продажа товаров по образцам или каталогам;
  • продажа товаров по предварительным заказам;
  • продажа методом самообслуживания.

Продажа товаров  с индивидуальным обслуживанием  покупателей представляет собой метод продажи, при котором все основные операции по обслуживанию (встреча покупателя и выявление его намерения, предложение и показ товара, помощь в выборе товара и консультация; операции, связанные с нарезкой, взвешиванием, отмериванием; расчетные операции; упаковка и выдача покупок) осуществляются при участии продавца.Применение в магазинах традиционного метода продажи товаров снижает уровень обслуживания населения, увеличивает затраты времени на приобретение товаров, ограничивает самостоятельность покупателей в выборе товаров. Использование этого метода эффективно лишь для товаров, требующих более содержательной консультации продавцов (например, при продаже чая или мяса, когда покупатель просит разрубить понравившийся ему кусок).Продажа товаров с открытой выкладкой заключается в том, что запасы товаров открыто выкладываются на рабочем месте продавца, на пристенном или островном оборудовании. Покупатели имеют возможность самостоятельно ознакомиться и отобрать выложенные товары. Функции продавца при этом сводятся к консультированию покупателей, взвешиванию, упаковке и отпуску отобранных ими товаров. Расчетные операции могут осуществляться в кассах, установленных в торговом зале или на рабочем месте продавца. Продажа товаров с открытой выкладкой более удобна по сравнению с традиционными методами, так как многие покупатели имеют возможность одновременно ознакомиться с открыто выложенными образцами товаров, не отвлекая при этом продавца на выполнение функций, связанных с показом товаров и информацией об их ассортименте. Применение этого метода позволяет ускорить операции по продаже товаров, увеличить пропускную способность магазинов и повысить производительность труда продавцов. Наибольшее распространение такой метод продажи получил при реализации плодоовощных товаров. За рубежом этим методом реализуются одежда и обувь со скидками, бельевые, чулочно-носочные изделия, текстильная галантерея.Продажа товаров по образцам предусматривает выкладку образцов в торговом зале и самостоятельное ознакомление с ними покупателей. После выбора товаров и оплаты покупки продавец вручает покупателю товар, соответствующий образцу. При этом методе продажи рабочие запасы размещают отдельно от образцов. Метод продажи удобен тем, что на сравнительно небольшой площади торгового зала можно выставить образцы достаточно широкого ассортимента товаров. Выставленные в торговом зале образцы должны быть снабжены четко оформленными ярлыками, в которых указывают наименование товара, артикул, сорт, наименование изготовителя, цену. В случае необходимости продавцы оказывают покупателям консультативную помощь.Обычно этот метод применяется при продаже технически сложных и крупногабаритных товаров, например, радиотоваров, электротоваров, мебели.Разновидностью этого метода является продажа товаров по каталогам, когда вместо натуральных образцов товаров прилагается каталог их фотографий с описанием вариантов — после выбора товара и расчетов за него он доставляется покупателю по почте или завозится с ближайших складов производителя или другого поставщика.Торговля по предварительным заказам удобна для покупателей, так как позволяет им сэкономить время на приобретение товаров. По предварительным заказам продают преимущественно продовольственные товары, а также непродовольственные товары сложного ассортимента. Заказы могут быть приняты в магазине, по месту работы или на дому покупателей. Они могут быть поданы в устной или письменной форме. Расчет осуществляется путем предварительной оплаты в кассе магазина, а также путем оплаты стоимости товаров в момент их получения. Предварительно заказанные товары могут быть доставлены на дом или вручены покупателю в магазине.В магазинах самообслуживания функции работников торгового зала сводятся в основном к консультированию покупателей, выкладке товаров и контролю за их сохранностью, выполнению расчетных операций. Торговый персонал должен обеспечивать строгое соблюдение установленных правил торговли.Отобранные товары покупатели укладывают в инвентарную корзину и доставляют в узел расчета. В узле расчета покупателям вручают кассовые чеки, служащие подтверждением правильности расчетов и, в случае необходимости, основанием для обмена товаров.Дополнительные услуги, так же как и методы продажи товаров, являются еще одной составляющей форм продажи товаров. Дополнительные услуги имеют большое значение для повышения культуры торговли, создания положительного имиджа предприятия и повышения его конкуренто-способности.Характеристика розничных торговых предприятий по концентрации и месторасположению.В зависимости от уровня концентрации магазинов возможны следующие варианты:

  • изолированное размещение предприятия торговли относительно других торговых точек;
  • групповое размещение торговых точек одной специализации;
  • групповое размещение торговых точек разной специализации.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Различные способы  классификации предприятий розничной  торговли. 

        

Предлагаемый  товарный ассортимент Относительное внимание к ценам Характер  торгового обслуживания Принадлежность  магазина Разновидность концентрации магазинов
1.Специализированный  магазин

2.Универмаг

3.Универсам

4.Магазин товаров  повседневного спроса

5.Комбинированный  универсам, универсам широкого  профиля, торговый комплекс

6.Розничное предприятие  услуг

1.Магазин сниженных  цен

2.Склад-магазин

3.Магазин-демзал, торгующий  по каталогу

1.Торговля с заказом  товара по почте или по телефону

2.Торговые автоматы

3.Служба заказов  со скидкой

4.Торговля вразнос

1.Корпоративная  сеть

2.Добровольная сеть  розничных торговцев и кооператив  розничных торговцев

3.Потребительский  кооператив

4.Объединение держателей  привилегий

5.Розничный конгломерат

1.Центральный деловой  район

2.Региональный торговый  центр

3.Районный торговый  центр

4.Торговый центр  микрорайона

 

    Анализ  оборота розничной торговли —  важный процесс управления потребительским  рынком и деятельностью торгового  предприятия. Главная цель его состоит  в изучении данных о процессе удовлетворения спроса населения на потребительские товары и получении информации, необходимой для изучения и прогнозирования покупательского спроса (по отдельным товарным группам и общему объему), состояния и развития рынка товаров. Торговым предприятиям анализ помогает определить, насколько достигнутый объем и сложившаяся структура объема продаж позволили им получить необходимую величину прибыли.    

Одна  из целей анализа заключается  в выявлении неиспользованных резервов роста общего объема оборота розничной  торговли по структурным единицам, по отдельным товарам и товарным группам, которые можно использовать в процессе текущей торговой деятельности, или в предстоящем периоде (учесть при обосновании прогнозов и планов на предстоящий период).    Розничный товарооборот по своему составу не является однородным. В его состав входит сумма продажи товара населению через розничную торговую сеть и предприятия общественного питания, а так же продажи товаров предприятиям, учреждениям и организациям. Большая часть розничного товарооборота непосредственно связана с личным потреблением и покупательными фондами населения.    

Основными задачами анализа розничной тоторговли  :

  1. товарооборота как фактора (основного условия)    обеспечения    прибыльной    работы    коммерческого предприятия.
  2. Проверка выполнения плана розничного товарооборота за год по кварталам и месяцам, а также установление ритмичности его выполнения в общем объеме и по товарным группам.
  3. Определение темпов изменения товарооборота в текущем году по сравнению с прошлым годом в общем объеме и по отдельным товарным группам.
  4. Оценка уровня удовлетворения спроса населения на отдельные товары, соответствия предлагаемого ассортимента товаров спросу покупателей.
  5. Определение влияния отдельных факторов на изменение объема и структуры розничного товарооборота.
  6. Выявление резервов и разработка мероприятий по дальнейшему увеличению объема товарооборота, расширению ассортимента и наиболее полному удовлетворению спроса покупателей.

Для достижения вышеуказанных  целей торговым предприятиям необходимо:

  • оценить   уровень,   ритмичность   и   равномерность   выполнения намеченных планов; изучить выполнение плана оборота по общему объему, составу оборота, структурным подразделениям в целом за год, по кварталам и месяцам;
  • установить обоснованность, напряженность, оптимальность планов;
  • изучить   тенденции   экономического   и   социального   развития предприятия и дать оценку изменений в объеме и структуре оборота;
  • оценка   рыночной   активности   в   тех   сегментах   рынка,   где предприятие осуществляет свою деятельность;
  • изучить состав оборота по методам торговли, товарному составу;
  • оценить роль и место организации на региональном рынке;
  • изучить факторы,  оказавшие влияние на выполнение плана и динамику оборота, количественно измерить и обобщить влияние факторов на объем продаж;
  • выявить пути, возможности и резервы роста объема оборота, повышения качества обслуживания покупателей, эффективности использования материально-технической базы торговли, товарных и трудовых ресурсов;
  • разработать прогнозы коммерческой деятельности предприятия;
  • наметить меры и разработать оптимальные управленческие решения по развитию оборота торговой деятельности предприятия.

Информация о работе Розничная торговля