Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2011 в 15:56, курсовая работа
Потребительская кооперация, как многоотраслевая экономическая система, главной своей целью ставит удовлетворение потребностей преимущественно сельского населения в потребительских товарах.
Потребительская кооперация России, являясь некоммерческой и социально ориентированной системой, для достижения своих целей занимается экономической деятельностью–производством хлебопекарной, макаронной, кондитерской продукции; переработкой растениеводческой и животноводческой продукции; закупкой сельхозпродукции и других у населения; оказанием услуг; торговлей.
1
СОЦИАЛЬНО – ЭКОНОМИЧЕСКАЯ
РОЗНИЧНОЙ
ТОРГОВЛИ В ТЕОРЕТИЧЕСКОМ АСПЕКТЕ
1.1
Торговля – базовая отрасль
деятельности потребительской
Потребительская кооперация, как многоотраслевая экономическая система, главной своей целью ставит удовлетворение потребностей преимущественно сельского населения в потребительских товарах.
Потребительская кооперация России, являясь некоммерческой и социально ориентированной системой, для достижения своих целей занимается экономической деятельностью–производством хлебопекарной, макаронной, кондитерской продукции; переработкой растениеводческой и животноводческой продукции; закупкой сельхозпродукции и других у населения; оказанием услуг; торговлей.
Основными отраслями деятельности потребительской кооперации являются розничная и оптовая торговля. Хотя за последние десятилетия оптовая торговля потребительской кооперации значительно снизила свои объемные показатели.
Торговля – это отрасль национальной экономики, особый вид хозяйственной деятельности. Она представляет собой главное звено в системе потребительского рынка товаров и услуг, выступая и как составная часть потребительского рынка и как активный его участник, организатор рыночных отношений.
Торговля
– это вид экономической
Ее объектом является товарообмен, купля- продажа товаров, а также обслуживание покупателей в процессе продажи товаров и в отдельных случаях оказание содействия в послепродажной эксплуатации технически сложных товаров.
Товарно- денежные отношения- это общественные, возникающие между товаропроизводителями в процессе производства и реализации товаров .В качестве товаров выступают средства производства, предметы личного потребления, услуги, т.е все, что является объектом купли- продажи. Товарное обращение представляет собой обращение товаров в системе общественного воспроизводства и охватывает все его фазы- производство, распределение, обмен и потребление.
Торговля представляет собой одну из важных сфер жизнеобеспечения населения. При ее участии произведенные товары получают признание потребителей, осуществляется рыночное согласование товарного предложения и покупательского спроса. Торговля является источником поступления текущих денежных средств и играет важную роль в финансовой стабильности государства . Налог на добавленную стоимость и акцизы – это элементы цены, которые извлекаются при каждой операции купли - продажи и напрямую поступают в бюджет.
В торговле, как ни в какой другой деятельности, наиболее полно реализуется самостоятельность предприятий в осуществлении торгово- производственного процесса в соответствии со спросом потребителей.
Торговля
как специфический вид
Торговля выполняет ряд функций:
-
функцию смены форм стоимости,
в результате чего реализуется
стоимость товара, предприятию- производителю
возмещаются затраты,
- функцию доведения товара от производителя до потребителя, в результате чего реализуется потребительная стоимость товара, осуществляется смена форм собственности товара(товар из собственности предприятия переходит в собственность покупателя в обмен на деньги); происходит распределение предметов потребления в соответствии с денежными доходами населении;
-
функцию поддержания баланса
между предложением и спросом
с одновременным активным
- сокращение издержек обращения в сфере потребления( затрат покупателей на приобретение товаров) путем совершенствования технологии продаж, информационных услуг и пр.;
-
функции, обусловленные
Таким образом,торговля выражает собой экономические отношения, связанные с процессом их реализации.
В воспроизводстве торговля занимает свое определенное место в фазе обмена, а как отрасль- определенное место в системе отраслей национального хозяйства.
Как
отрасль национального
Выделение торговли в самостоятельную отрасль способствует рациональному ведению национального хозяйства, значительно экономит средства и повышает эффективность производства. Торговля освобождает производственные отрасли от необходимости самостоятельно реализовывать производимые товары, что привело бы к распылению и неэкономичному использованию материальных, трудовых и финансовых ресурсов.
Ориентация
торговли на реализацию товаров создает
объективные предпосылки для
ускорения
Торговля как отрасль играет важную роль в установлении связей между городом и деревней, между промышленностью и сельским хозяйством. Существует тесная связь торговли со всеми отраслями национального хозяйства, с помощью торговли товары из одних отраслей направляются в другие отрасли.
Являясь формой товарного обмена, торговля тесно связана с каждой фазой общественного воспроизводства. Причем, с одной стороны, каждая фаза влияет на развитие торговли, с другой- торговля способствует развитию всех фаз, в целом процессу воспроизводства.
Торговля неразрывно связана с производством через тесные хозяйственные связи, плановую и коммерческую роботу, обоснование и удовлетворение заявок и заказов на производство и поставку и др.
Взаимосвязь торговли с фазой распределения осуществляется на основе развития денежного обращения, финансово- кредитной системы. Торговля непосредственно участвует в осуществлении распределения товаров в соответствии с уровнем доходов населения.
Конечной
стадией движения товаров является
стадия потребления. На стадии потребления
товар реализуется как
Торговля может воздействовать на потребление через формы и методы торгового обслуживания населения, применения различных форм стимулирования сбыта товаров, дополнительных торговых услуг, через воздействие рекламных мероприятий на уровне культуры населения.
В зависимости от выполняемых функций различают торговлю:
- оптовую;
- розничную.
Оптовая- реализация товаров, как правило, крупными партиями, что предполагает их дальнейшую перепродажа или переработку. Товары в результате оптового оборота в конечное потребление не поступают.
Розничная- реализация товаров конечному потребителю, что является завершающим звеном движения товаров в сфере обращения.
Концепция – 133-е общее Собрание представителей потребительских обществ РФ обсудило вопрос о Концепции развития потребительской кооперации РФ до 2015 года. Она определяет перспективы и приоритеты развития потребительской кооперации на ближайшие семь лет:
- новая стратегия ПК- объединительная, наступательная, агрессивная, позволяет сохранить главное- социальную роль потребительской кооперации;
- основной вид деятельности ПК- торговля на основе единой логистики, единых закупок;
-
единая общероссийская
-
многоотраслевая деятельность
- потребительская кооперация- надежный партнер, привлекательный для инвесторов;
-
потребительская кооперация
Концепция предусматривает
- создание региональной сетевой торговли с единым и торговыми брендами, товарными матрицами на основные товарные группы, централизованными закупками на федеральном уровне даст потребительской кооперации преимущества крупного покупателя;
-
сетевая торговля- основа для
повышения
-
развитие торговли через
-
развитие внешней торговли на
Федеральном уровне через
Таким
образом торговля- это основной вид,
а основным показателем торговли, является
оборот розничной торговли.
1.2
Понятие оборота розничной
Основным объемным показателем деятельности торговых предприятий является оборот розничной торговли, сущность которого выражает экономические отношения, связанные с обменом денежных средств населения на товары посредством купли- продажи.
Оборот розничной торговли- это стоимость потребительских товаров, проданных населению за наличный и безналичный расчет через различные каналы реализации.
Между предприятием торговли и покупателями возникают определенные экономические отношения:
-товар,
находящийся в собственности
торгового предприятия, в
Оборот как экономическая категория не только характеризует экономические отношения между продавцом и покупателем, складывающиеся в процессе товарно- денежного обмена, но и является результатом соотношения спроса населения и предложения товаров на потребительском рынке, показателем реализации (удовлетворения) спроса.
Розничный оборот – один из важнейших показателей социально- экономического развития страны. Его необходимо рассматривать на двух уровнях:
- на макроуровне;
- на микроуровне.
На макроуровне объем розничного оборота отражает в значительной степени уровень жизни народа, выполнение социальной программе государства, поскольку более 80% всех материальных благ население получает через торговлю.
Международной Организацией Объединенных Наций оборот отнесен показателям уровня жизни и ее качества наравне с такими показателями, как денежные доходы населения, прожиточный минимум и минимальная заработная плата, имущественные и денежные накопления, средняя продолжительность жизни, уровень здравоохранения и образования, количество свободного времени и другие показатели.