Оборот розничной торговли

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2011 в 15:56, курсовая работа

Краткое описание

Потребительская кооперация, как многоотраслевая экономическая система, главной своей целью ставит удовлетворение потребностей преимущественно сельского населения в потребительских товарах.

Потребительская кооперация России, являясь некоммерческой и социально ориентированной системой, для достижения своих целей занимается экономической деятельностью–производством хлебопекарной, макаронной, кондитерской продукции; переработкой растениеводческой и животноводческой продукции; закупкой сельхозпродукции и других у населения; оказанием услуг; торговлей.

Файлы: 1 файл

СОЦИАЛЬНО- ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ОБОРОТА РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ В ТЕОРЕТИЧЕСКОМ АСПЕКТЕ.docx

— 41.38 Кб (Скачать)

         1 СОЦИАЛЬНО – ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ  ОБОРОТА                        

      РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ В ТЕОРЕТИЧЕСКОМ АСПЕКТЕ 

        1.1 Торговля – базовая отрасль  деятельности потребительской кооперации, ее состояние и перспективы развития  

         Потребительская кооперация, как многоотраслевая  экономическая система, главной  своей целью ставит  удовлетворение потребностей преимущественно сельского населения в потребительских товарах.

         Потребительская кооперация России, являясь некоммерческой и социально ориентированной системой, для достижения своих целей занимается экономической деятельностью–производством хлебопекарной, макаронной, кондитерской продукции; переработкой растениеводческой и животноводческой продукции; закупкой сельхозпродукции и других у населения; оказанием услуг; торговлей.

         Основными отраслями деятельности потребительской  кооперации являются розничная и оптовая торговля. Хотя за последние десятилетия оптовая торговля потребительской кооперации значительно снизила свои объемные показатели.

         Торговля  – это отрасль национальной экономики, особый вид хозяйственной деятельности. Она представляет собой главное звено в системе потребительского рынка товаров и услуг, выступая и как составная часть потребительского рынка и как активный его участник, организатор рыночных отношений.

         Торговля  – это вид экономической деятельности, суть которой заключается в товарно –денежных отношениях и товарообменных операциях.

         Ее  объектом является товарообмен, купля- продажа товаров, а также обслуживание покупателей в процессе продажи  товаров и в отдельных случаях оказание содействия в послепродажной эксплуатации технически сложных товаров.

         Товарно- денежные отношения- это общественные, возникающие между товаропроизводителями в процессе производства и реализации товаров .В качестве товаров выступают средства производства, предметы личного потребления, услуги, т.е все, что является объектом купли- продажи. Товарное обращение представляет собой обращение товаров в системе общественного воспроизводства и охватывает все его фазы- производство, распределение, обмен и потребление.

         Торговля  представляет собой одну из важных сфер жизнеобеспечения населения. При ее участии произведенные товары получают признание потребителей, осуществляется рыночное согласование товарного предложения и покупательского спроса. Торговля является источником поступления текущих денежных средств и играет важную роль в финансовой стабильности государства . Налог на добавленную стоимость и акцизы – это элементы цены, которые извлекаются при каждой операции купли - продажи и напрямую поступают в бюджет.

         В торговле, как ни в какой другой деятельности, наиболее полно реализуется самостоятельность предприятий в осуществлении торгово- производственного процесса в соответствии со спросом потребителей.

         Торговля  как специфический вид экономический  отношений возникает там и тогда, и где продукты труда целенаправленно производятся для обмена.

         Торговля  выполняет ряд функций:

         - функцию смены форм стоимости,  в результате чего реализуется  стоимость товара, предприятию- производителю  возмещаются затраты, образуется прибавочный продукт;

         - функцию доведения товара от  производителя до потребителя,  в результате чего реализуется потребительная стоимость товара, осуществляется смена форм собственности товара(товар из собственности предприятия переходит в собственность покупателя в обмен на деньги); происходит распределение предметов потребления в соответствии с денежными доходами населении;

         - функцию поддержания баланса  между предложением и спросом  с одновременным активным воздействием  на производство в части объема  и ассортимента выпускаемой продукции;

         - сокращение издержек обращения  в сфере потребления( затрат  покупателей на приобретение товаров) путем совершенствования технологии продаж, информационных услуг и пр.;

         - функции, обусловленные концепцией  маркетинга: разработка товара, рыночные исследования, организация распределения, определение цены, создание служб сервиса и др.

         Таким образом,торговля выражает собой экономические  отношения, связанные с процессом  их реализации.

         В воспроизводстве торговля занимает свое определенное место в фазе обмена, а как отрасль- определенное место в системе отраслей национального хозяйства.

        Как отрасль национального хозяйства  торговля представляет собой обособившуюся  на основе общественного разделения труда совокупность предприятий, реализующих  товары народного потребления путем  купли- продажи.

        Выделение торговли в самостоятельную отрасль  способствует рациональному ведению национального хозяйства, значительно экономит средства и повышает эффективность производства. Торговля освобождает производственные отрасли от необходимости самостоятельно реализовывать производимые товары, что привело бы к распылению и неэкономичному использованию материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

        Ориентация  торговли на реализацию товаров создает  объективные предпосылки для  ускорения товарооборачиваемости, уменьшения времени пребывания товаров  в сфере обращения. Этому способствует создание специальной материально- технической базы торговли ( складская  сеть, специальный транспорт), разработка специальных технологических процессов по транспортировке, хранению, подготовке товаров к продаже, а также подготовка специальных кадров.

        Торговля  как отрасль играет важную роль в  установлении связей между городом и деревней, между промышленностью и сельским хозяйством. Существует тесная связь торговли со всеми отраслями национального хозяйства, с помощью торговли товары из одних отраслей направляются в другие отрасли.

         Являясь формой товарного обмена, торговля тесно связана с каждой фазой  общественного воспроизводства. Причем, с одной стороны, каждая фаза влияет на развитие торговли, с другой- торговля способствует развитию всех фаз, в целом процессу воспроизводства.

        Торговля  неразрывно связана с производством  через тесные хозяйственные связи, плановую и коммерческую роботу, обоснование и удовлетворение заявок и заказов на производство и поставку и др.

        Взаимосвязь торговли с фазой распределения  осуществляется на основе  развития денежного обращения, финансово- кредитной системы. Торговля непосредственно участвует в осуществлении распределения товаров в соответствии с уровнем доходов населения.

        Конечной  стадией движения товаров является стадия потребления. На стадии потребления  товар реализуется как потребительная стоимость, удовлетворяя определенные потребности личности и общества.

        Торговля  может воздействовать на потребление  через формы и методы торгового обслуживания населения, применения различных форм стимулирования сбыта товаров, дополнительных торговых услуг, через воздействие рекламных мероприятий на уровне культуры населения.

        В зависимости от выполняемых функций  различают торговлю:

        - оптовую;

        - розничную.

        Оптовая- реализация товаров, как правило, крупными партиями, что предполагает их дальнейшую перепродажа или переработку. Товары в результате оптового оборота в конечное потребление не поступают.

        Розничная- реализация товаров конечному потребителю, что является завершающим звеном движения товаров в сфере обращения.

        Концепция – 133-е общее Собрание представителей потребительских обществ РФ обсудило вопрос о Концепции развития потребительской  кооперации РФ до 2015 года. Она определяет перспективы и приоритеты развития потребительской кооперации на ближайшие семь лет:

        - новая стратегия ПК- объединительная, наступательная, агрессивная, позволяет сохранить главное- социальную роль потребительской кооперации;

        - основной вид деятельности ПК- торговля на основе единой  логистики, единых закупок;

        - единая общероссийская кооперативная  торговая сеть, способная конкурировать  с коммерческими структурами  и выполнять свою социальную миссию;

        - многоотраслевая деятельность ПК- взаимодействует по цепи: заготовительная деятельность- производство- торговля и общественное питание;

        - потребительская кооперация- надежный  партнер, привлекательный для  инвесторов;

        - потребительская кооперация взаимодействует  региональной властью и становится  идеальным инструментом для реализации  крупных общегосударственных задач.

          Концепция предусматривает основные  направления развития торговли ПК:

        - создание региональной  сетевой  торговли с единым и торговыми  брендами, товарными матрицами на  основные товарные группы, централизованными закупками на федеральном уровне даст потребительской кооперации преимущества крупного покупателя;

        - сетевая торговля- основа для  повышения конкурентоспособности  и эффективности всей торговли- создает условия для работы  торговых предприятий в небольших населенных пунктах, для развозной торговли через магазины;

        - развитие торговли через Интернет;

        - развитие внешней торговли на  Федеральном уровне через Внешторг  Центросоюза РФ.

        Таким образом торговля- это основной вид, а основным показателем торговли, является оборот розничной торговли. 
     

        1.2 Понятие оборота розничной торговли, факторы, определяющие его состав  и структуру 
     

        Основным  объемным показателем деятельности торговых предприятий является оборот розничной торговли, сущность которого выражает экономические отношения, связанные с обменом денежных средств населения на товары посредством купли- продажи.

        Оборот  розничной торговли- это стоимость  потребительских товаров, проданных  населению за наличный и безналичный  расчет через различные каналы реализации.

        Между предприятием торговли и покупателями возникают определенные экономические отношения:

        -товар,  находящийся в собственности  торгового предприятия, в обмен  на денежные доходы населения  переходит в собственность покупателя, т.е возникают товарно- денежные  отношения на конечной стадии  движения товаров из сферы  обращения в сферу личного  потребления. Показателем этих  отношений, т.е деятельности розничной  торговли, является объем проданных товаров населению – оборот, или как часто говорят в практической деятельности, товарооборот розничного предприятия.

        Оборот  как экономическая категория  не только характеризует экономические отношения между продавцом и покупателем, складывающиеся в процессе товарно- денежного обмена, но и является результатом соотношения спроса населения и предложения товаров на потребительском рынке, показателем реализации (удовлетворения) спроса.

        Розничный оборот – один из важнейших показателей  социально- экономического развития страны. Его необходимо рассматривать на двух уровнях:

        - на макроуровне;

        - на микроуровне.

        На  макроуровне объем розничного оборота  отражает в значительной степени  уровень жизни народа, выполнение социальной программе государства, поскольку более 80% всех материальных благ население получает через торговлю.

        Международной Организацией Объединенных Наций оборот отнесен показателям уровня жизни  и ее качества наравне с такими показателями, как денежные доходы населения, прожиточный минимум  и минимальная заработная плата, имущественные и денежные накопления, средняя продолжительность жизни, уровень здравоохранения и образования, количество свободного времени и другие показатели.

Информация о работе Оборот розничной торговли