Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2011 в 15:56, курсовая работа
Потребительская кооперация, как многоотраслевая экономическая система, главной своей целью ставит удовлетворение потребностей преимущественно сельского населения в потребительских товарах.
Потребительская кооперация России, являясь некоммерческой и социально ориентированной системой, для достижения своих целей занимается экономической деятельностью–производством хлебопекарной, макаронной, кондитерской продукции; переработкой растениеводческой и животноводческой продукции; закупкой сельхозпродукции и других у населения; оказанием услуг; торговлей.
Причем
структура и уровень
Розничный
оборот в тесной взаимосвязи с
денежным обращением в нем участвует
преобладающая часть
М х V = Р х Q, (1)
где М – денежная масса;
V-
оборачиваемость денежной
Р – уровень цен;
Q – обьем производства.
Из уравнения Фишера вытекает, что несоответствие между обращением товарной и денежной массы, порождаемое выпуском избыточных денег не обеспеченных товарной массой, приводит к инфляции. Таким образом, равенство между товарной и денежной массой обеспечивается за счет вздутия цен на товары.
Таким образом, показатель объема продажи товара в денежном выражении (оборот) не избегает влияния инфляции. Поэтому в современной ситуации розничный оборот тесно связан с инфляционными процессами в стране, и в нем автоматически отражается повышение цен. Это необходимо учитывать при анализе оборота.
В условиях товарно- денежных отношений переход товаров из сферы производства в сферу личного потребления осуществляется на основе актов купли- продажи товаров. Реализация товаров означает возмещение стоимости и признание потребительской стоимости товаров.
В результате продажи товаров должны быть возмещены затраты на их производство, а торговое предприятие должно получить прибыль по законам предпринимательской деятельности (сделка осуществляется с целью получения выгоды, прибыли!).
Таким образом, если произведенная продукция не будет реализована, то предприятие будет иметь убыток.
Количественным показателем оборота является выручка (без НДС, акциза) от продажи товаров. Если исходить из выручки без НДС и акциза, то и расчет дохода от торговой деятельности будет следующий:
за счет выручки от продажи товаров предприятие возмещает все свои расходы на закупку товара формирует доход (в торговле источником дохода является торговая наценка):
Доход = Выручка – Расходы на закупку без НДС.
За счет заработанного дохода предприятие возмещает расходы, связанные с выполнением товарно- технологических процессов ( транспортировка, упаковка, расфасовка товаров, содержание торгового помещения, заработная плата работников предприятия и прочие расходы) и формирует свою прибыль для дальнейшего развития предприятия и проведения социальных программ.
Оборот с практической стороны – это результат от реализации товаров населению, т.е объем продажи товаров в денежном выражении.
Для обеспечения единой методики учета розничного оборота все субъекты экономики, независимо от форм собственности, в состав товарооборота розничной торговли включаются:
Стоимость проданных населению потребительских товаров:
- за наличный расчет;
- по кредитным карточкам;
- по расчетным чекам банков;
- по перечислениям со счетов вкладчиков
Стоимость
проданных товаров по почте с
оплатой по безналичному расчету (по
моменту сдачи посылки
Стоимость товаров, проданных в кредит в объеме полной стоимости товара;
Стоимость товаров, сданных на комиссию (по моменту продажи) в объеме комиссионных вознаграждений, если торговое предприятие не является собственником товаров, в размере полной стоимости. Если торговое предприятие является собственником товаров;
Стоимость проданных по образцам товаров длительного пользования;
Полная стоимость товаров, проданных отдельными категориям населения со скидкой( лекарственные средства, топливо и пр.);
Стоимость проданных по подписке печатных изданий;
Стоимость упаковки, имеющей продажную цену, не входящую в стоимость товара;
Стоимость проданной порожней тары.
В
целях анализа и
по формам собственности:
-
оборот частной формы
-
оборот негосударственных
-
оборот государственных
по территориальному делению;
- городской;
- сельский.
по экономическому содержанию:
- оборот по продаже населению;
- мелкооптовый оборот ( продажа организациям, обслуживающим определенный контингент: детские дома, интернаты и пр.).
по отраслям деятельности:
-
оборот розничной торговой
- оборот общественного питания.
Розничный оборот отражает различные аспекты социально- экономической жизни общества, отражает реализацию товаров главным образом населению. Продажа товаров организациям и учреждениям составляет около 5% его общего объема. По своему составу розничный оборот не однороден. Его большая часть связана непосредственно с личным потреблением и покупательными фондами населения.
Оборот является центральным показателем статистики рынка. Он используется для оценки конъюнктуры рынка, рассматривается как показатель объема товарной массы и как показатель размера торгового предприятия, как показатель денежной выручки предприятия за проданные товары (финансово- экономический эффект торговой деятельности), и как показатель размера денежных расходов покупателей на приобретение товаров, а также показатель потребления товарной массы.
Оборот измеряется в стоимостных единицах (по ценам реализации) и в натуральном выражении.
В стоимостном выражении величина оборота зависит от количества проданных товаров и от цены единицы данного товара:
Т/об. = К тов. х Ц розн. (р.), (2)
где К тов.- количество проданных товаров;
Ц розн.- цена единицы данного товара.
Товарооборот – показатель синтетический, он складывается из отдельных актов купли- продажи и зависит от многих факторов.
Розничный оборот формируется под влиянием производительных сил общества и различных факторов социально- экономического и производственно- технического характера.
Материальной
основой его формирования является
производство предметов народного
потребления, отраслевая структура
промышленного и
Факторы, оказывающие влияние на развитие розничного оборота:
-
объем производства, отраслевая
структура промышленного и
-
спрос, который определяется
-
инфляционные процессы в
-
демографические факторы(
-
социально- психологические
- организации торговли, транспортные связи, близость сел к городам;
- культура
обслуживания населения,
-
финансовые возможности
Величина
оборота влияет на основные экономические
показатели работы предприятия торговли-
на сумму расходов и доходов, финансовый
результат, эффективность использования
трудовых ресурсов и основных производственных
фондов, на цену реализации товара и объем
его продаж в натуральных измерителях.
1.3
Показатели оборота розничной
торговли, их расчет
Розничный оборот как статистический показатель отражает объем продажи товаров населению через все каналы реализации: в официально учтенных предприятиях, на вещевых, смешанных и продуктовых рынка.
Объем розничного оборота во многом характеризует состояние национальной экономики, отражая положение дел в промышленности и сельском хозяйстве, инфляционные процессе, изменение благосостояния населения, конъюнктуру и емкость внутреннего рынка.
К показателям, характеризующим оборот торгового предприятия, относится:
- объем оборота в стоимостном выражении в текущих ценах;
-
объем оборота в стоимостном
выражении в сопоставимых
-
ассортиментная структура
- однодневный объем оборота(р.);
- объем оборота в расчете на одного работника, в том числе работника торговой группы;
- объем оборота на 1 м2 общей площади, в том числе торговой площади;
- время обращения товаров, в дни оборота;
-
скорость оборота, число
Показатель розничного оборота( как и оптового) имеет количественную и качественную характеристики.
Количественная
характеристика оборота – объем
реализации денежном исчислении, качественная
– структура оборота. Структура ( или ассортиментный
состав) оборота – это доля отдельных
товарных групп в общем объеме реализации.
1.4
Методы прогнозирования
В настоящие время торговые предприятия самостоятельно планируют объемы деятельности. В связи с тем, что розничный товарооборот является основой для увеличения доходности, снижения издержек обращении и повышения рентабельности предприятия должны быть заинтересованы в развитии розничного товарооборота.
Прогнозирование и планирование розничного товарооборота основывается на информационной базе, которая характеризует изменения, происходящие в сфере деятельности предприятия. Эту информацию можно сгруппировать в факторном подходе, т.е с учетом отдельных факторов, обуславливающих развитие товарооборота .К ним относят: