Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 09:43, курсовая работа
Оборот розничной торговли относится к числу важнейших показателей в экономике. Он отражает экономические и социально-экономические процессы, происходящие в жизни страны. Оборот розничной торговли тесно связан со многими показателями развития народного хозяйства, с государственным бюджетом, денежным обращением.
ВВЕДЕНИЕ
Оборот розничной торговли относится к числу важнейших показателей в экономике. Он отражает экономические и социально-экономические процессы, происходящие в жизни страны. Оборот розничной торговли тесно связан со многими показателями развития народного хозяйства, с государственным бюджетом, денежным обращением.
В
сфере товарного обращения
Оборот розничной торговли – сложный и многогранный показатель. Он характеризует объем товарной массы, перешедшей из сферы товарного обращения в сферу личного потребления.
Уровень и качество планирования оборота розничной торговли определяются следующими важнейшими условиями: компетентностью руководства организации на всех уровнях управления; квалификацией специалистов, работающих в функциональных подразделениях; наличием информационной базы и обеспеченностью компьютерной техникой.
Планирование оборота розничной торговли предполагает обоснованный выбор целей, определение политики, разработку мер и мероприятий, методы достижения целей, обеспечение основы для принятия последующих долгосрочных решений. Планирование заканчивается перед началом действий по реализации плана.
Актуальность
темы курсовой работы обусловлена важной
ролью оборота розничной
Цель данной курсовой работы – изучить планирование оборота розничной торговли. Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Курсовая
работа состоит из введения, теоретической
части, практической части, заключения
и списка используемых источников.
1.
Сущность и состав розничного товарооборота
Главная цель торговли потребительскими товарами – удовлетворение потребностей населения в товарах и услугах. Достижение этой цели характеризуется общим объемом реализации товаров населению. При реализации товаров потребителю произведенный продукт находит свое выражение в общественном признании. Товарооборот характеризует объем потребления материальных благ, выражен экономическими отношениями, возникающими в процессе движения товаров из сферы производства и обращения в сферу личного потребления. Сущность товарооборота проявляется в экономических отношениях, связанных с обменом товаров и услуг на рынке в процессе купли-продажи.
Товарооборот
характеризует процессы, развивающиеся
в сфере товарного обращения,
и факторы, воздействующие на формирование
спроса и предложения, и отражает
экономические отношения между
производителями и
Товарооборот
позволяет определить условия, при
которых развивается
Товарооборот
является макроэкономическим показателем.
Государство ведет сбор и обработку
данных о товарообороте на разных
уровнях управления с целью выявления
общих закономерностей и
Товарооборот
торгового предприятия
Розничный оборот | Оптовый оборот | |||||
По организационным формам продажи | По составу конечных потребителей | По срокам расчета за реализованные товары | По формам денежных расчетов | По составу конечных потребителей | По формам товародвижения | По формам денежных расчетов |
Продажа товаров в розничной торговой сети | Продажа товаров непосредственно населению | Продажа товаров с немедленной их оплатой | Продажа за наличный расчет | Продажа оптовым предприятиям | Складской | За наличный расчет |
Продажа товаров помимо розничной торговой сети | Продажа из розничной торговой сети предприятиям для личного потребления | Продажа товаров населению в кредит | Продажа за безналичный расчет | Продажа розничной сети | Транзитный | По безналичному расчету |
Рисунок
1 – Виды товарооборота торговых
предприятий
Розничный товарооборот является конечной стадией движения товаров от производства до потребителя. Розничная торговля завершает процесс обращения товаров: товар из сферы обращения переходит в сферу потребления. Розничный товарооборот – это количественный показатель, характеризующий объем продаж.
Розничный
товарооборот характеризует объем
продажи товаров населению для
личного, семейного, домашнего использования;
он означает завершение процесса обращения
товаров на потребительском рынке
и переход товаров в личное
или коллективное пользование. Его
величина учитывается в розничных
ценах, т.е. в ценах фактической
реализации, включая все налоги,
входящие в состав розничной цены.
Экономическая сущность розничного
товарооборота проявляется в
обмене денежных доходов потребителей
на товары и услуги в процессе купли-продажи
и в экономических отношениях, связанных
с этим обменом.
2.
Классификация розничного товарооборота
предприятия и характеристика его основных
видов
Оборот
розничной торговли представляет стоимость
проданных населению
В оборот розничной торговли наряду со стоимостью товаров, проданных населению за наличный расчет, также включает стоимость:
а)
проданных товаров по почте с
оплатой по безналичному расчету (по
моменту сдачи посылки
б) товаров, проданных в кредит (по моменту отпуска товаров покупателю), в объеме полной стоимости товара;
в) товаров, проданных в порядке комиссионной торговли (по договору комиссии), в размере полной стоимости по моменту продажи товаров;
г) проданных по образцам товаров длительного пользования (по времени выписки счета-фактуры и доставки покупателю, независимо от времени фактической оплаты товара покупателем);
д) товаров, проданных отдельным категориям населения со скидкой (лекарственных средств, топлива и т. п.), в полном объеме;
е) проданных по подписке печатных изданий (по моменту выписки счета без учета стоимости доставки);
ж) упаковки, имеющей продажную цену, не входящую в цену товара;
з) проданной порожней тары.
В оборот розничной торговли включается стоимость стеклянной посуды, проданной населению с товаром, за вычетом стоимости возвращенной населением порожней стеклянной посуды, а также стоимость стеклопосуды, принятой от населения в обмен на товар.
Стоимость товаров, отпущенных населению через розничную торговую сеть или через торговые подразделения неторговых организаций в счет задолженности по заработной плате, пенсиям с последующей оплатой организациям торговли организациями (юридическими лицами), органами социального обеспечения и другими, включается в розничный товарооборот.
Не включается в оборот розничной торговли стоимость:
Стоимость товаров, отпущенных через розничную торговую сеть юридическим и физическим лицам (в том числе и организациям социальной сферы, спец. потребителям и т.п.), с оплатой по безналичному расчету, в оборот розничной торговли не включается.
Оборот розничной торговли приводится в розничных ценах – фактических продажных ценах, включающих торговую надбавку, налог на добавленную стоимость и налог с продаж.
Обязательным признаком операции, относимой к розничной торговле, является наличие кассового чека (документов строгой отчетности, приравниваемым к чекам).
Основными задачами оборота розничной торговли являются:
1)
проверка степени выполнения
прогнозных продаж по объему
и структуре, удовлетворения
2)
выявление тенденции и
3)
определение факторов, влияющих
на его изменение (
4)
оценка внедрения
5)
выявление резервов, путей и возможностей
роста объема продаж и
6)
разработка мер по устранению
недостатков и повышению
В процессе розничной реализации товары полностью переходят из сферы обращения в сферу потребления. В качестве продавцов выступают, как правило, организации розничной торговли: магазины, аптеки, палатки, павильоны, киоски, бензозаправочные станции, развозная и разносная торговая сеть. Однако место, где совершается купля-продажа товаров, не является важным моментом в экономической характеристике розничного товарооборота. Продажа потребительских товаров для личного потребления может производиться также на продовольственных и непродовольственных рынках, со складов предприятий-изготовителей и оптовых предприятий, на аукционах, в мастерских, аптеках, киосках, на борту самолета, в пассажирских поездах и т.п. Кроме перечисленных это могут быть организации других отраслей, если они осуществляют продажу приобретенных на стороне потребительских товаров или потребительских товаров собственного производства населению через свою торговую сеть или с оплатой через свою кассу.
Признак,
характеризующий статус продавца, –
не главный или единственный при
отнесении реализации к розничному
товарообороту. Главными являются цели
приобретения товаров – для личного
или производственного
По своей сущности розничный товарооборот – показатель синтетический, поскольку он складывается из отдельных актов купли-продажи, продаж отдельных товаров, товарооборота всех фирм или всех регионов. Товарооборот является валовым показателем реализации стоимости товаров, он зависит от общего количества проданных товаров и цены единицы товаров. Общий объем розничного товарооборота равен произведению реализованного количества товаров каждого наименования на цену за единицу товара.