Ассортиментная политика и её роль в розничной торговле

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 10:42, курсовая работа

Краткое описание

Розничная торговля – одна из важнейших сфер обеспечения населения. При ее посредстве осуществляется рыночное соглашение товарного предложения и покупательского спроса. Являясь источником поступления денежных средств, торговля тем самым формирует основы финансовой стабильности государства.
За период рыночных преобразований она претерпела коренные изменения.
В розничной торговле, как ни в одной другой отрасли хозяйственной системы, сформировалась богатая конкурентная среда. Предпринимательская и инвестиционная активность в этой сфере самая высокая.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………...3
Роль ассортиментной политики в укреплении позиции фирмы на рынке…...
Краткая организационно- экономическая характеристика ОАО «Магазин Орёл»:
статус предприятия………………………………………………………...
основные экономические показатели хозяйственной деятельности фирмы……………………..
Анализ стратегии формирования ассортимента ОАО «Магазин Орёл»:
Оценка потенциальных рынков товаров предприятия…………………...
Анализ товарной номенклатуры предприятия…………………………...
Анализ состояния товарных запасов……………………………………...
Оценка обеспеченности и эффективности использования оборотных средств……………………………………………………………………….
Планирование и управление товарной номенклатурой ОАО «Магазин Орёл»…………………………………………………………………………….
Заключение…………………………………………………………………………
Литература….………………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

КУРСОВОЙ ПРОЕКТ ПО МЕНЕДЖМЕНТУ Ассортимент .doc

— 866.50 Кб (Скачать)

 

Данные таблицы 17 свидетельствуют  о значительной потребности ОАО  «Магазин Орёл» в товарах. Суммарная  потребность составляет 53616,24 тыс. руб. Поступление товаров в 2004 году составит: по статье «материалы строительные» - 9299,66 тыс. руб., «товары для спорта» - 2370,06 тыс. руб.

Общая сумма ожидаемых  поступлений составляет 42561,24 тыс. руб.

Товарные запасы на конец  года мы рассчитали исходя из плана  товарооборота с учетом результатов  анализа динамики уровня товарных запасов  по таблице 8, т.е. 20893,9*156,6/100=32719,84 тыс. руб.

Искусство планирования ассортимента продукции состоит  в умении воплощать уже имеющиеся  или потенциальные технические  и материальные возможности в  продуктах, которые, принося прибыль, обладают потребительской ценностью, удовлетворяющей покупателя. Корректное планирование ассортимента способствует формированию клиентуры и удовлетворению её специфических потребностей.

Планирование ассортимента начинается либо с момента выявления  потребности, либо с момента, когда  в результате изучения рынка или на основе другой информации сформировалось основное представление о продукте.

Независимо от источника  происхождения замысла нового продукта необходимо раньше или позже провести исследование рынка, чтобы выяснить, отвечает ли задуманный продукт осознанной или ещё не осознанной потребности.

Если речь идёт о новом  или усовершенствованном продукте, предназначенном для дополнения существующего ассортимента либо замены  

уже выпускаемого продукта, то очередной шаг заключается  в том, чтобы дать предварительную оценку замыслу, который сложился на основе выводов проведённого исследования рынка. Технология планирования ассортимента .  продукции представлена на рисунке 5. 

Рисунок 5 – Планирование ассортимента продукции

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Выводы и предложения  по развитию розничного товарооборота  и увеличению его объема.

Формирование рыночных отношений в стране,  переход  к многообразию форм собственности, приватизации требуют дальнейшего  развития теории и практики бухгалтерского учета и анализа розничной продажи товаров как составной части единой системы управления экономикой предприятия.

 В ОАО «Магазин  Орёл», как показал анализ документального оформления и учета розничной продажи товаров, бухгалтерский учет ведется в соответствии с законодательными актами, нормативно-методическими документами и инструктивными материалами. Данные бухгалтерского учета дают разнообразную экономическую информацию для проведения всестороннего и глубокого анализа хозяйственно-финансовой деятельности предприятия, что позволяет утверждать о тесной связи между бухгалтерским счетом и анализом хозяйственной деятельности на данном предприятии.

Проведенный на основе данных бухгалтерского учета анализ динамики   развития   розничного   товарооборота  ОАО «Магазин Орёл» за 2002-2003 гг. позволяет сделать следующие выводы:

  • розничный товарооборот предприятия из года в год увеличивается, темпы роста его высокие;
  • прирост товарооборота, в основном, достигнут за счет эффективного использования всех видов ресурсов: товарных, трудовых и др.;
  • предприятие в 2003 году активно вело работу по дополнительной закупке товаров у производителей и других поставщиков.

Вместе с этим предприятие  не использовало всех возможностей роста  товарооборота в 2003 году. Так, например, объем розничного товарооборота мог бы возрасти за счет: 1) Улучшения обеспеченности и эффективности использования товарных ресурсов на 206 тыс. руб. (Таблица 5). 2) Повышения эффективности использования трудовых ресурсов на 581,4 тыс. руб.(Таблица 3)

Количество рабочих дней в году увеличилось с 318 дней в 2002 году до 320 дней в 2003 году. Это произошло в результате того, что в 2002 году количество рабочих дней пришлось сократить в связи с  нарушениями сроков проведения реконструкции, которая затянулась из-за недостатка строительных материалов, несвоевременного поступления оборудования. Увеличилась и средняя продолжительность рабочего дня на 0,1 часа.

Выработка на один квадратный метр торговой площади за час работы составила в 2003 году 702,7 рублей против 478,4 рублей в 2002 году. Это свидетельствует о повышении эффективности использования торговой площади.

Все эти факторы оказали  влияние на динамику развития розничного товарооборота.

Таблица 18

Расчет влияния показателей  эффективности использования материально-технической базы предприятия на динамику розничного товарооборота.

 

 

 

 

Показатели

 

 

 

 

 

 

2002

 

 

Цепная подстановка

 

 

 

 

2003

 

торговая площадь

 

 

 

число

рабочих

дней

 

 

средняя

продолжительность

рабочего дня

1

2

3

4

5

6

Фактическая торговая

площадь, кв.м.

403,5

423,8

423,8

423,8

423,8

Фактическое число рабо-

чих дней

318

318

320

320

320

Фактическая средняя  про-

должительность рабочего

дня, час

11,5

11,5

11,5

11,6

11,6


 

Продолжение таблицы 18

1

2

3

4

5

6

Фактическая выработка  на

1 кв.м. торговой площади

за час работы, руб.

478,4

478,4

478,4

478,4

702,7

Розничный товарооборот

в действующих ценах  за

год, тыс. руб.

7058,8

7414,4

7461

7525,8

11055


        

Из данных таблицы  следует, что на динамику товарооборота предприятия повлияли следующие факторы:

  • рост торговой площади:      7414,4 – 7058,8 = + 355,6 тыс. руб.
  • увеличение количества рабочих дней: 7461 – 7414,6 = +46,4 тыс. руб.
  • увеличение продолжительности рабочего дня: 7525,8 - 7461 =

= + 64,8 тыс. руб.

  • повышение выработки на 1 кв. метр торговой площади за час

работы:               11055 – 7525,8 = + 3529,2 тыс. руб.

Итого:                   11055 – 7058,8 = + 3996,2 тыс. руб.

Использование материально-технической  базы позволило предприятию добиться роста товарооборота в 2003 году на 3996,2 тыс. руб. (355,6 + 46,4 +

+ 64,8 + 3529,2). В совокупности  эти факторы обеспечили прирост  товарооборота в 2003 году на 3996,2 тыс. руб.

Предложения по дальнейшему  развитию розничного товарооборота ОАО «Магазин Орёл»:

  • совершенствовать товароснабжение предприятия и повышать эффективность и пользования товарных ресурсов;

С этой целью коммерческой службе предприятия производить  закупки товаров непосредственно у производителей (промышленных и сельскохозяйственных предприятий, кооперативных предприятий, предприятий общественного питания и др.), значительно расширить закупку и реализацию сопутствующих непродовольственных товаров, имеющихся в достаточном количестве у производителей и других поставщиков, большее внимания уделять заключению договоров с поставщиками.

  • улучшить пользование материально-технической базы предприятия;

С этой целью установить оптимальный режим работы предприятия, вести внедрение прогрессивных форм торговли, сократить до минимума проведение инвентаризаций, проверок.

Произведенные расчеты  говорят о том, что поддержание в 2004 году числа рабочих дней в году на уровне 2003 года (320 дней) и увеличение средней продолжительности  рабочего дня на 0,1 часа позволят дополнительно получить в 2004 году 64,8 тыс. руб. товарооборота.

  • экономической службе предприятия разрабатывать прогнозы развития розничного товарооборота на предстоящий период и вести оперативный контроль за ходом реализации прогнозов;

Это позволит руководству  предприятия и его службам  оперативно решать вопросы обеспечения и эффективности использования всех видов ресурсов, добиться ритмичного и равномерного развития розничного товарооборота по периодам года и по отделам предприятия.

  • совершенствовать систему материального стимулирования труда работников предприятия (увеличение количества реализованных товаров, обслуживание наибольшего количества покупателей,  получение доходов от реализации товаров и др.);
  • осуществить компьютеризацию бухгалтерского учета на предприятии, использовать справочную компьютерную систему для консультаций, разъяснении и др.
  • оперативнее представлять данные по розничной продаже для принятия управленческих решений;

ОАО «Магазин Орёл» имеет  достаточно широкий ассортимент  предлагаемой продукции, что позволяет  учесть и удовлетворить максимальное количество потребителей. На наш взгляд, данное предприятие не нуждается в расширении и насыщении ассортимента, так как нельзя забывать, что перенасыщение ассортимента ведет к уменьшению общих прибылей, потому что товары начинают подрывать сбыт друг друга, а потребители оказываются сбитыми с толку. При выпуске новых товаров фирме следует удостовериться, что новинка заметно отличается от уже выпускаемых изделий. Следовательно, предложения по улучшению показателей финансово – хозяйственной деятельности будут сводиться к более эффективному использованию материально – технической базы и её оптимизации.

В результате проводимой в данный момент реконструкции планируются  получить 26,4 кв. м. дополнительной площади  торгового зала. Необходимо так же пересмотреть количество рабочих дней в году и продолжительность рабочего дня. На основе спрогнозированного товарооборота на 2004 год (таблица 16) рассчитаем влияние предложенных показателей эффективности использования материально-технической базы предприятия на динамику розничного товарооборота в 2004 году.

Таблица 19

Расчет влияния скорректированных показателей эффективности использования материально-технической базы предприятия на динамику розничного товарооборота в 2004 году.

 

 

 

 

Показатели

 

 

 

 

 

 

2003

 

 

Цепная подстановка

 

 

 

 

2004

 

торговая площадь

 

 

 

число

рабочих

дней

 

 

средняя

продолжительность

рабочего дня

1

2

3

4

5

6

Фактическая торговая

площадь, кв.м.

423,8

450,2

450,2

450,2

450,2

Фактическое число рабо-

чих дней

320

320

322

322

322


 

Продолжение таблицы 19

1

2

3

4

5

6

Фактическая средняя  про-

должительность рабочего

дня, час

11,6

11,6

11,6

11,7

11,7

Фактическая выработка  на

1 кв.м. торговой площади

за час работы, руб.

702,7

702,7

702,7

702,7

1231,9

Розничный товарооборот

в действующих ценах за

год, тыс. руб.

11055

11743

11817

11918

20893,95


 

Из данных таблицы 19 следует, что на динамику товарооборота предприятия в 2004 году повлияют следующие факторы:

  • рост торговой площади на 26,4 кв. м.:    

11743 – 11055 = + 688 тыс.  руб. 

  • увеличение количества рабочих дней на 2 дня:

11817 – 11743 = +74 тыс. руб.

  • увеличение продолжительности рабочего дня на 0,1 часа:

11918 - 11817 = + 101 тыс. руб.

  • повышение выработки на 1 кв. метр торговой площади за час

работы:               20893,95 – 11918 = + 8975,95 тыс. руб.

 

Итого:                   20893,95 – 11055 = + 9838,95 тыс. руб.

Оптимальное использование материально-технической базы позволит предприятию добиться роста товарооборота в 2004 году в размере 9838,95 тыс. руб. (688 + 74 + 101 + 8975,95). В совокупности эти факторы обеспечат прирост товарооборота в 2004 году в размере 9838,95 тыс. руб.

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

 

 

  1. Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы: Учебно-методическое пособие. – М.Финансы и статистика, 1999.-248с.
  2. Бланк И.А. Управление торговым предприятием.-М.: Ассоциация авторов и издателей ТАНДЕМ. Издательство ЭКМОС, 1998.-416с.
  3. Бухалков М.И. Внутрифирменное планирование: Учебник. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ИНФРА – М, 2000. – 400с.
  4. Виханский О.С. Стратегическое управление: Учебник – 2-е изд. 1998 – 296с.
  5. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник.- М.: Гардарики,2002.-288с.
  6. Грибов В.Д. Менеджмент в малом бизнесе: Учебник.- Изд. 2-е перераб и доп. – М.: Финансы и статистика, 2002 – 144 с.
  7. Джоббер Д. Принципы и практика маркетинга.: Пер. с англ.: Уч. пос. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2000. – 688с.
  8. Ермолович Л. Л., Сивчик Л. Г., Толкач Г. В., Щитникова И. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учеб. Пособие/Под общ. Ред. Л. Л. Ермолович. – Мн.: Интерпрессервис; Экоперспектива, 2001. – 576с.
  9. Завьялов П.С., Демидов В.Е. Формула успеха: (100 вопр. – сто ответов о том как эффективно действовать на внешнем рынке) – М.: Междунар. отнош., 1998-303с.
  10. Ильин А.И., Синица Л.М. Планирование на предприятии. 1 часть: Учебное пособие.- Мн, 2000 -  346с.
  11. Ильин А.И., Синица Л.М. Планирование на предприятии. 2 часть: Учебное пособие.- Мн, 2000 -  410с.
  12. Крылов И.В. Маркетинг: Уч.пособие. – М.: Центр, 1998 – 192с.
  13. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента - М.: Дело, 1992
  14. Михайлов Л.В. Эффективный менеджмент: Учебно-практ. пособие для управленческого персонала и лиц, изучающих менеджмент.-М.: ГЕЛАН,2001.-372с.
  15. Переверзев М. П., Шайденко Н. А., Басовский Л.Е. Менеджмент: Учебник: - М.: ИНФРА – М. 2002 – 281с.
  16. Савицкая Г. Анализ хозяйственной деятельности предприятия АПК: Учеб. – Мн.: ИП «Экоперспектива», 1998. – 494с.
  17. Хеддервик К. Финансово – экономический анализ деятельности предприятия / Пер. с анг. Под ред. Ю.Н. Воропаева. М., 2001г.
  18. Хелферт Э. Техника финансового анализа. М., 2000г.
  19. Шишкин А.П. Бухгалтерский учет и финансовый анализ на коммерческих предприятиях: практическое руководство. М., 2000г.

Информация о работе Ассортиментная политика и её роль в розничной торговле