Ассортиментная политика и её роль в розничной торговле

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 10:42, курсовая работа

Краткое описание

Розничная торговля – одна из важнейших сфер обеспечения населения. При ее посредстве осуществляется рыночное соглашение товарного предложения и покупательского спроса. Являясь источником поступления денежных средств, торговля тем самым формирует основы финансовой стабильности государства.
За период рыночных преобразований она претерпела коренные изменения.
В розничной торговле, как ни в одной другой отрасли хозяйственной системы, сформировалась богатая конкурентная среда. Предпринимательская и инвестиционная активность в этой сфере самая высокая.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………...3
Роль ассортиментной политики в укреплении позиции фирмы на рынке…...
Краткая организационно- экономическая характеристика ОАО «Магазин Орёл»:
статус предприятия………………………………………………………...
основные экономические показатели хозяйственной деятельности фирмы……………………..
Анализ стратегии формирования ассортимента ОАО «Магазин Орёл»:
Оценка потенциальных рынков товаров предприятия…………………...
Анализ товарной номенклатуры предприятия…………………………...
Анализ состояния товарных запасов……………………………………...
Оценка обеспеченности и эффективности использования оборотных средств……………………………………………………………………….
Планирование и управление товарной номенклатурой ОАО «Магазин Орёл»…………………………………………………………………………….
Заключение…………………………………………………………………………
Литература….………………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

КУРСОВОЙ ПРОЕКТ ПО МЕНЕДЖМЕНТУ Ассортимент .doc

— 866.50 Кб (Скачать)

Основным фактором, определяющим количество комплексов и их наименования, являются размер торговой площади магазина. Наряду с этим следует учитывать  сложившуюся структуру товарооборота предприятия, размещение вблизи других специализированных типов магазинов по торговле отдельными группами товаров и некоторые другие факторы.

Результаты проведенного специального исследования по этому  вопросу позволяют рекомендовать  следующую примерную номенклатуру потребительских  комплексов для универмагов:

  • товары для детей;
  • товары для женщин;
  • товары для мужчин;
  • товары для дома;
  • культура в быту и организация досуга;
  • товары для шитья и вязания.

Но, несмотря на то, что изучение ассортимента товаров – очень важная проблема, до сих пор нет стандартов, регламентирующих его показатели. Специалисты и научные работники торговли еще не пришли к единому взгляду на номенклатуру и сущность показателей ассортимента товаров.

Мы считаем, что в  розничной торговле формирование ассортимента является прерогативой самого торгового предприятия. В основу действующих в магазинах ассортиментных перечней положен производственно-технический признак ассортимента товаров, который не позволяет с достаточной полнотой учесть комплектность спроса, взаимную дополняемость товаров, сезонные особенности развития спроса и другие условия.

По нашему мнению, для характеристики ассортимента розничного предприятия  и определения результативности ассортиментной политики, анализ структуры  ассортимента, его широта и частично глубина позволяют охарактеризовать лишь фактическую структуру ассортимента товаров в магазинах, так как сведений о предпочтительном ассортименте работники не имеют, а изучение спроса сводится в основном к элементарному учету реализации, причем чаще по групповому ассортименту на предприятиях розничной торговли анализ ассортимента товаров не проводится.

Фактическая полнота  ассортимента и ее динамика могут  служить свидетельством грамотной  ассортиментной политики. Полнота ассортимента зависит не только от торговой площади магазина, объемов товарооборота. Важными факторами, обеспечивающими полноту ассортимента, по нашему мнению, являются финансовая устойчивость и авторитет предприятия на рынке товаров и услуг. Большим доверием у поставщиков товаров пользуются магазины, которые принимают товар крупными партиями, своевременно производят расчеты, имеют высокую степень надежности.

Мы считаем, что для  повышения социального уровня торгового  обслуживания торгово-оперативные  работники магазинов должны уделять особое внимание устойчивости ассортимента. С одной стороны, этот показатель существенно влияет на показатель уровня обслуживания, а с другой – свидетельствует о ритмичности поставок. Устойчивость ассортимента – главный ориентир для покупателя.

Для характеристики эффективности  коммерческой деятельности розничного предприятия, на наш взгляд, наиболее важным показателем является степень  обновления товарного ассортимента, то есть его пополнения новыми продуктами и изделиями. Этот показатель может быть определен как коэффициент обновления. Он представляется важным для работы с непродовольственными товарами.

Расчеты устойчивости ассортимента позволяют судить об отсутствии перебоев в продаже отдельных товаров. Анализ стабильности реализации товара с колеблющимся, неравномерным качеством покупок в течение дня, поможет не только проанализировать эффективность организации товароснабжения, но и определить рациональность ассортиментной структуры и эффективность ассортиментной политики розничного предприятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. КРАТКАЯ ОРГАНИЗАЦИОННО- ЭКОНОМИЧЕСКАЯ  ХАРАКТЕРИСТИКА ОАО «Магазин  Орёл»

 

 

 

2.1 Статус ОАО  «Магазин Орёл»

 

«Магазин Орёл» - открытое акционерное общество, учрежденное  несколькими акционерами, находящееся по адресу: 302040 г. Орёл ул. Приборостроительная, 21. Предприятие является юридическим лицом. Зарегистрировано администрацией Советского района г. Орла 24 июня 1996г. №197.

Предприятие  имеет  круглую  печать  с  указанием  своего  полного  наименования, а  так же  штампы, бланки  и расчётный счёт, открытый  в Коммерческом  Банке. Предприятие  является  самостоятельным  хозяйствующим  субъектом, созданным для выполнения  работ  и  оказания  услуг  в  целях  удовлетворения  общественных  потребностей  и  получения  прибыли. Предприятие  осуществляет  свою  деятельность  в  соответствии  с  Уставом  и  законодательством  РФ. Предприятие  самостоятельно  осуществляет  свою  деятельность, распоряжается  своей  продукцией, полученной  прибылью, оставшейся в его распоряжении  после уплаты  налогов и других обязательных  платежей.

Основным  видом  деятельности  предприятия  является  оптовая  и  розничная  торговля. Предприятие  заключает  сделки (договоры, контракты) со  многими  предприятиями  г. Орла  и  области  на  поставку  товаров  народного  потребления. Предприятие  может  закупать  товары  у  разных  российских  юридических  и  физических  лиц. Источниками  формирования  финансовых  результатов  предприятия  являются  прибыль, амортизационные  отчисления, средства, полученные  от  продажи ценных  бумаг.

Предприятием  управляет – Волкова Татьяна  Михайловна, избранная общим собранием учредителей.

На  предприятии  созданы  следующие  фонды: уставный, социального  развития, резервный  и  другие  фонды общего  и специального  назначения. Предприятие имеет самостоятельный баланс, в котором отражается  его имущество. Имущество предприятия состоит из  основных  и оборотных средств, а также иных  материальных  и финансовых  ценностей.

Управление  деятельностью  предприятия  осуществляется  его  собственником, который  является директором предприятия. Директор  самостоятельно определяет структуру  управления  предприятия  и  формирует  штаты.

Предприятие обеспечивает гарантированный законом минимальный размер оплаты труда, условия труда и меры социальной защиты работников. Заработная плата работников предприятия установлена согласно штатному расписанию.   

             Предприятие ведёт бухгалтерскую  и статистическую отчётность  в порядке, установленном законодательством РФ.

Целью ОАО «Магазин Орёл»  является достойное служение обществу путем удовлетворения его потребности  в мебели, строительных материалах и других непродовольственных товарах  для быта на территории города Орла. А так же дальнейшее развитие розничной торговли в среднем сегменте потребительских товаров,  и за счет полученной прибыли удовлетворение разумных потребностей сотрудников фирмы.

Основными задачами службы сбыта ОАО  «Магазин Орёл» является:

  • формирование условий наиболее полного удовлетворения спроса покупателей в рамках среднего сегмента потребительского рынка;
  • обеспечение высокого уровня торгового обслуживания;
  • обеспечение достойной экономичности осуществления торгово-технологического и торгово-хозяйственного процесса в ОАО «Магазин Орёл»;
  • максимизация суммы прибыли, остающейся в распоряжении предприятия,  и обеспечение ее эффективного использования.

Маркетинговая стратегия ОАО «Магазин Орёл» основывается на нескольких основных принципах:

  • наиболее полное изучение потребителя и рынка;
  • определение оптимального ассортимента товара;
  • разработка наиболее эффективной сбытовой политики.

Главной и единственной задачей всех служб и отделов  ОАО «Магазин Орёл» является скорейшее  продвижение товара с момента  его поступления покупателю. Несмотря на простоту формулировки задачи,  цепочка условий этого продвижения является не очень короткой и включает в себя: работу по оформлению заказа,  получение и прием заказа складом,  работу над качеством поступивших товаров,  учет поступивших товаров,    их отбор складом,  при этом в срок не позднее 12 часов  с момента поступления товаров на склад. А так же учет и уточнение всех передвижек товара, прием товара и, наконец,  реализация его покупателю с соответствующим уровнем обслуживания и учетом этой реализации.

Это лишь одна сторона  движения,  которая невозможна без  второй,  а именно:

  • учет реализации;
  • учет брака;
  • анализ всех этих данных;
  • прогнозирование будущих продаж;
  • формирование заказов новых поставок.

В процессе товародвижения необходим большой объем работы,  обслуживающий весь этот цикл:

  • хозяйственно-строительная служба, поддерживает функциональное состояние торговли и занимается ремонтом и реконструкцией приобретенных или арендованных помещений;
  • бухгалтерия, ведет весь учет материальных ценностей и соответствующую отчетность перед учредителями фирмы, государством по налогам; экономический учет движения денежных потоков фирмы:

Рекламно-оформительская работа, в рамках которой функционирует  маркетинговая служба, объединяющая в себе:

  • отдел сбыта и складские помещения;
  • отдел маркетинговых исследований и учета движений товара.

 

Организационную структуру  ОАО «Магазин Орёл» можно представить  следующим образом:

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Рисунок 1 – Схема аппарата управления ОАО «Магазин Орёл»

Согласно Уставу, высшим властным и распорядительным органом  открытого акционерного общества «Магазин Орёл» является Собрание учредителей, которое должно проводиться не реже одного раза в год. Акционеры заслушивают  отчёт генерального директора о  результатах деятельности организации, назначают или освобождают его от занимаемой должности, а так же утверждают бизнес-план на следующий календарный год.

Генеральный директор ОАО  «Магазин Орёл» является полномочным  управляющим организацией, в ведении  которого находятся все средства и фонды объекта исследования. Его непосредственной задачей является эффективная организация работы на предприятии для достижения запланированных целей. В чём ему призваны помочь такие подконтрольные органы как бухгалтерия и торговый отдел. С момента регистрации и по сей день Генеральным директором ОАО «Магазин Орёл» является Волкова Татьяна Михайловна.

Контроль над деятельностью  организации осуществляет Ревизионная  Комиссия, которая по требованию Собрания учредителей проводит проверку состояния дел на предприятии. В состав этого органа входят Генеральный директор, Главный бухгалтер, Товаровед и два акционера из числа учредителей.

На наш взгляд, состав Ревизионной Комиссии не оптимален, так как Главный бухгалтер  и Товаровед находятся лишь в непосредственном подчинении Генерального директора, а посему существует вероятность различного рода злоупотреблений занимаемой должностью и нарушений в ведении финансово-хозяйственной деятельности организации с их стороны. Собранию учредителей рекомендуется осуществлять проверки, пользуясь услугами сторонних аудиторских организаций.

Торговый отдел, возглавляемый  Товароведом, выполняет функции  по закупке и сбыту продукции, формированию товарного ассортимента согласно проводимой руководством политике. В подчинении Товароведа находится торговый персонал в количестве одиннадцати продавцов.

Таким образом, структура  аппарата управления ОАО «Магазин Орёл»  является смешанной,  для управленческого  персонала она – линейно-функциональная, а для продавцов-консультантов структура управления предполагает матричную систему взаимоотношений.

В целом, данная структура  организации эффективна, хотя можно  было бы несколько «разгрузить» торговый отдел по части выполняемых им функций: закупке товаров и отслеживания покупательских предпочтений. И перепоручить их созданному отделу маркетинговых исследований, который будет заниматься проведением рекламных мероприятий в целях информирования и привлечения потенциальных покупателей. Руководство ОАО «Магазин Орёл» напрасно пренебрегает использованием технологий по связям с общественностью, так называемых «PR».

2.2 Основные  экономические показатели  хозяйственной  деятельности ОАО «Магазин Орёл»

 

В данном подразделе нам  необходимо рассмотреть характеристику материально-технической базы на 1.01.04 г., дать оценку эффективности использования основных фондов в 2000-2003 гг., а так же проанализировать динамику основных показателей хозяйственной деятельности ОАО «Магазин Орёл».

Таблица 1.  

Характеристика материально-технической  базы ОАО «Магазин Орёл» на 1.01.04 г.

Состав основных средств

Количество единиц, шт

Остаточная стоимость,

тыс. руб.

1

2

3

1. Здания 

1

116

2. Машины и оборудование

28

81

в том числе:

   холодильное оборудование

  весоизмерительное оборудование

  кассовое оборудование

  электронно-вычислительная      

  техника

  торговое оборудование (горки,  прилавки, стеллажи, места продавцов)

 

2

-

7

 

5

 

14

 

16

-

39

 

12

 

14

3.Производственный и хозяйственный  инвентарь

14

122

4. Транспортные средства

5. Другие виды основных средств

3

-

224

-

Итого:

46

543

Информация о работе Ассортиментная политика и её роль в розничной торговле