Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 10:42, курсовая работа
Розничная торговля – одна из важнейших сфер обеспечения населения. При ее посредстве осуществляется рыночное соглашение товарного предложения и покупательского спроса. Являясь источником поступления денежных средств, торговля тем самым формирует основы финансовой стабильности государства.
За период рыночных преобразований она претерпела коренные изменения.
В розничной торговле, как ни в одной другой отрасли хозяйственной системы, сформировалась богатая конкурентная среда. Предпринимательская и инвестиционная активность в этой сфере самая высокая.
Введение……………………………………………………………………………...3
Роль ассортиментной политики в укреплении позиции фирмы на рынке…...
Краткая организационно- экономическая характеристика ОАО «Магазин Орёл»:
статус предприятия………………………………………………………...
основные экономические показатели хозяйственной деятельности фирмы……………………..
Анализ стратегии формирования ассортимента ОАО «Магазин Орёл»:
Оценка потенциальных рынков товаров предприятия…………………...
Анализ товарной номенклатуры предприятия…………………………...
Анализ состояния товарных запасов……………………………………...
Оценка обеспеченности и эффективности использования оборотных средств……………………………………………………………………….
Планирование и управление товарной номенклатурой ОАО «Магазин Орёл»…………………………………………………………………………….
Заключение…………………………………………………………………………
Литература….………………………………………………………………………
Как видно из таблицы 4, ОАО «Магазин Орёл» проигрывает своим сильнейшим конкурентам почти по всем предложенным для сравнения параметрам. Внутренний комфорт магазина значительно проигрывает конкурентам на данный момент. Это связано с проведением очередной реконструкции торгового зала, который сократился вдвое на время проведения строительно-монтажных работ. Вследствие этого, значительным недостатком явились очень узкие проходы для покупателей и сильная скученность товара на прилавках.
Качество обслуживания во всех магазинах одинаковое, что свидетельствует об уделении значительного внимания покупателям со стороны торгового персонала.
Цены и качество предлагаемых товаров во всех магазинах практически одинаковы. Это свидетельствует об осведомленности руководств предприятий о ценовой политике друг друга, и, как правило, цены устанавливаются не выше цен конкурентов. Незначительное снижение цены на мебель ОАО «Мир мебели» объясняется специфическими условиями кредита, т. е. процент за пользование кредитом полностью окупает снижение цены.
Так же к существенным недостаткам ОАО «Магазин Орёл» нужно отнести отсутствие системы продажи мебели в рассрочку. Введение данной системы увеличило бы объём реализуемой мебели, а, следовательно, и показатели финансово – экономической деятельности.
Итак, данные таблицы 4 демонстрируют нам слабое положение ОАО «Магазин Орёл» по отношению к его конкурентам. Наиболее конкурентоспособным является ОАО «Мир мебели», вследствие обладания преимущества по таким параметрам как: цена, внутренний комфорт, ассортимент и т.д.
Мы полагаем, что после завершения реконструкции торгового зала ОАО «Магазин Орёл» станет более конкурентоспособным, вследствие повышения показателей по представленным выше параметрам.
Прогноз развития рынка следует начинать с изучения его конъюнктуры.
Конъюнктура рынка формируется и развивается под влиянием многих факторов, среди которых особо следует подчеркнуть экономические, политические, социальные, научно – технологические. Задача анализа рынка состоит в установлении значимости и силы влияния отдельных факторов, выявлении определяющих конъюнктуру факторов и прогнозировании их изменения в планируемом периоде. Таким образом, прогноз развития рынка состоит в определении условий, при которых обеспечивается наиболее полное удовлетворение спроса потребителей в товарах данного предприятия и создаются предпосылки для эффективного сбыта продукции.
Конъюнктура рынка характеризуется определённым соотношением спроса и предложения на товары данного вида, а также уровнем и соотношением цен. Поэтому первоочерёдным объектом анализа является текущее состояние производства, спроса и предложения, товарных запасов, условий торговли и цен.
Проанализируем влияние факторов на товарооборот предприятия.
Таблица 5
Анализ влияния факторов на товарооборот ОАО «Магазин Орел»
Показатели |
Стоимость товаров в сопоставимых ценах, тыс. руб. |
Влияние фактора на изменение товарооборота | ||
2002 год |
2003 год |
Тыс. руб. |
% | |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1. Товарные запасы на начало года |
955 |
1521 |
+566,00 |
14,59 |
2. Поступле-ние товаров |
6749,4 |
10267,1 |
+3517,7 |
90,7 |
3.Естественная убыль,
уценка и прочее выбытие |
2,3 |
2 |
+0,3 |
0,00 |
4. Товарные запасы на конец года |
1521 |
1727 |
-206,0 |
-5,29 |
5. Реализация товаров |
6181,1 |
10059,1 |
+3878,0 |
100 |
Розничный товарооборот в сопоставимых ценах предприятия возрос в 2003 году по сравнению с 2002 годом на 3878 тыс. руб. за счет завышенных товарах запасов на начало года (+566 тыс. руб.), роста поступления товаров в магазин (+3517,7 тыс. руб.) и уменьшения прочего выбытия товаров (+0,3 тыс. руб.). Но возможности роста товарооборота в динамике уменьшились в результате увеличения товарных запасов на конец года (–206 тыс. руб.).
Недостатком использования
поступающих в предприятие
В предприятии в 2003 году прочее выбытие товаров снизилось по сравнению с 2002 годом на 0,3 тыс. руб. Прочее выбытие товаров включило товарные потери, бой, лом, недостачу товаров. Следует назвать работу магазина по снижению прочего выбытия товаров в 2003 году положительной.
Данные таблицы показывают, что по всем товарным группам розничная реализация возросла за счет роста поступления товаров. Причем темпы роста поступления товаров выше темпов реализации, что привело к увеличению их остатков. В целом за счет этого фактора не использованы резервы роста товарооборота на сумму 206 тыс. руб.
3.2 Анализ товарной номенклатуры ОАО «Магазин Орёл»
Мы считаем, что проблема управления ассортиментом является одной из пограничных областей в сфере менеджмента и маркетинга.
Как известно, одно из принципиальных положений науки об управлении - управлять можно только тем, что измеримо. Значит, оценивая показатели ассортимента, ими можно эффективно управлять.
Ассортимент ОАО «Магазин Орёл» на сегодняшний день состоит из следующих товарных групп: моющие средства, часы бытовые, велосипеды, мопеды, бытовые приборы, мебель, устройства радиоприёмные, ковры и изделия ковровые, верхний трикотаж, изделия чулочно-носочные, изделия швейные, мыло туалетное твердое, мыло хозяйственное, изделия косметические, металлическая посуда домашняя, товары для спорта, галантерея, удобрения минеральные, материалы строительные.
Руководство предприятия постоянно принимает решение о конкретных особенностях товарной номенклатуры, товарного ассортимента, использовании марочных названий. Эти решения должны приниматься не только на основе полного понимания потребностей клиентов и стратегических подходов, используемых конкурентами, но и постоянно возрастающим вниманием к общественному мнению и законодательным актам, оказывающим влияние на сферу товарного производства.
В данном и последующем разделах нам необходимо рассмотреть и изучить развитие товарооборота по товарным группам; проанализировать ассортиментную структуру товарооборота, обеспеченность предприятия необходимыми товарными запасами, их оборачиваемость и её изменения в динамике за три года.
В рамках данного раздела нам так же необходимо рассмотреть структуру товарооборота ОАО «Магазин Орел», и, соответственно, проанализировать широту товарной номенклатуры.
Таблица 6
Анализ структуры
Товарные группы |
Структура товарооборота |
Темп роста, % | |||||
2002 год |
2003 год |
Отклонение (+;-) | |||||
Тыс. руб. |
Уд. Вес, % |
Тыс. руб. |
Уд. Вес, % |
Тыс. руб. |
Уд. Вес, % | ||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
1.Моющие средства |
2,1 |
0,03 |
4,3 |
0,04 |
2,2 |
0,01 |
204,8 |
2.Часы бытовые |
0,2 |
0,003 |
1,3 |
0,01 |
1,1 |
0,007 |
650 |
3.Велосипеды мопеды и т.п. |
695,3 |
9,85 |
1158,3 |
10,48 |
463 |
0,63 |
166,6 |
4.Бытовые приборы |
1036,7 |
14,68 |
1584,3 |
14,33 |
547,6 |
- 0,35 |
152,8 |
5.Мебель |
3220,1 |
45,62 |
4738,5 |
42,86 |
1518,4 |
- 2,76 |
147,2 |
6.Устройсва радиоприёмные |
154,6 |
2,2 |
406,1 |
3,67 |
251,5 |
1,47 |
262,7 |
7.Ковры и изделия ковровые |
0,2 |
0,003 |
1,4 |
0,01 |
1,2 |
0,007 |
700 |
8.Верхний трикотаж |
18,1 |
0,26 |
36,5 |
0,33 |
18,4 |
0,07 |
201,7 |
9.Изделия чул.-носочные |
17,9 |
0,25 |
53,7 |
0,04 |
35,8 |
- 0,21 |
300 |
10.Изделия швейные |
0,1 |
0,001 |
1,7 |
0,01 |
1,6 |
0,009 |
1700 |
Продолжение таблицы 6
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
11.Мыло туал. твёрдое |
1,6 |
0,02 |
3,2 |
0,03 |
1,6 |
0,01 |
200 |
12.Мыло хозяйственное |
2,1 |
0,03 |
4,9 |
0,04 |
2,8 |
0,01 |
233,3 |
13.Изделия косметические |
472,8 |
6,7 |
666,6 |
6,03 |
193,8 |
- 0,67 |
140,9 |
14.Металлическая посуда домашняя |
126,9 |
1,8 |
247,6 |
2,24 |
120,7 |
0,44 |
195,1 |
15.Товары для спорта |
735,4 |
10,42 |
967,5 |
8,75 |
232,1 |
- 1,67 |
131,6 |
16.Галантерея |
371,1 |
5,26 |
598,6 |
5,41 |
227,5 |
0,15 |
161,3 |
17.Удобрения минеральные |
50,4 |
0,71 |
78,7 |
0,71 |
28,3 |
- |
156,2 |
18.Материалы строительные |
153,2 |
2,17 |
501,8 |
4,54 |
348,6 |
2,37 |
327,5 |
Всего: |
7058,8 |
100 |
11055 |
100 |
3996,2 |
- |
156,6 |
Данные рассчитанной таблицы 6 характеризуются следующими данными: рост товарооборота по всем товарным группам привел к его совокупному увеличению на 3996,2 тыс.руб.
Удельные веса многих товарных групп в общем объёме товарооборота увеличились. Например, удельный вес товарной группы «материалы строительные» возрос на 2,37%, «устройства радиоприёмные», «часы бытовые» соответственно на 1,47% и на 1,1%. По данным статьям произошло более значительное увеличение их удельного веса в общем товарообороте по сравнению с другими статьями товарных групп, удельный вес которых возрос.
По пяти товарным группам произошло снижение их удельного веса так, например, удельный вес «товаров для спорта» снизился на 1,67%; «мебель» соответственно на 2,76%. Снижение удельного веса остальных товарных групп незначительно (изделия косметические – 0,67%).
По всем товарным группам достигнуты очень высокие темпы роста. Диапазон увеличения очень широкий – от 131,6% (товары для спорта) до 1700% (изделия швейные). Такие высокие темпы роста были достигнуты за счет значительного увеличения товарооборота по всем товарным группам и за счет увеличения их удельного веса в общем объёме товарооборота.
В розничном товарообороте преобладающую долю занимают непродовольственные товары. Так, в 2003 г. их удельный вес в товарообороте предприятия составил более 95%, на долю продовольственных товаров приходится только 3% от общей суммы товарооборота. Среди непродовольственных товаров больше всего реализуются хозяйственные принадлежности, товары для физической культуры, спорта туризма, а так же трикотажные изделия. В 2003 году было закуплено строительных материалов на сумму 201,7 тыс. руб., что составило 1,8% к общему товарообороту предприятия. Так же была осуществлена закупка ковров и ковровых изделий и галантереи. Торговлю непродовольственными товарами ведут шесть отделов предприятия, торгующие сопутствующими непродовольственными товарами. По объему реализованных товаров самым большим отделом является мебельный, (годовой оборот составил 548 тыс. руб.). Проанализируем насыщенность товарного ассортимента по некоторым группам товаров ОАО «Магазин Орёл».
Таблица 7
Анализ насыщенности товарного ассортимента ОАО «Магазин Орёл».
Ассортиментные группы и отдельные товары |
2002 год |
2003 год |
Отклонение |
1 |
2 |
3 |
4 |
Продолжение таблицы 7
1 |
2 |
3 |
4 |
1.Моющие средства: - «Тайд» - «Миф» - «Кристалл» |
2,1 0,9 0,8 0,4 |
4,3 1,3 1,7 1,3 |
2,2 0,4 0,9 0,9 |
2.Часы бытовые: - «Кварц» - «Q & Q» |
0,2 0,1 0,1 |
1,3
0,5 0,8
|
1,1 0,4 0,7 |
3.Велосипеды мопеды и т.п.:
|
695,3
584,2 111,1 |
1158,3
784,6 373,7 |
463 200,4 262,6 |
4.Бытовые приборы:
|
1036,7 365,5 159,3 511,9 |
1584,3 485,6 268,5 830,2 |
547,6 120,1 109,2 318,3 |
5.Устройсва радиоприёмные:
|
154,6 32,5 56,3 65,8 |
406,1 98,6 156,3 151,2
|
251,5 66,1 100 85,4
|
Информация о работе Ассортиментная политика и её роль в розничной торговле