Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 14:56, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по курсу "Экономика".
24.Основные понятия
и элементы сетевых моделей
Сетевые модели. Это ориентированный граф, изображающий все необходимые для дости-жения цели проекта операции в технологической взаимосвязи.
Они являются основным организационным инструментом уп-равления проектом. Они позволяют осуществлять календарное планиро-вание работ, оптимизировать использование ресурсов, сокращать или увеличивать продолжительность выполнения работ в зависимости от их стоимости, организовывать оперативное управление и контроль в ходе реа-лизации проекта. Именно с сетевых моделей началось развитие методоло-гии управления проектом.
Основными элементами сетевой модели являются: работа; событие; путь.
Работа — это трудовой процесс, требующий затрат времени и ресурсов. В сетевой модели работа изображается в виде сплошной стрелки (дуги графа), над которой стоит цифра, показывающая ее продолжительность (обычно в днях). Работа идентифицируется номерами начального и конечного события (например, работа 1—2, 3—4). В более сложных сетевых моделях на графике указываются (сверху или снизу от стрелок) наименование, стои-мость, объем работ, ответственные исполнители, количество необходимых ресурсов. Если модель не имеет каких-либо числовых показателей и обо-значений, она называется структурной сетевой моделью( топологией)
К понятию «работа» относится понятие процесса ожидания, т.е. процесса, не требующего затрат труда, но требующего затрат времени. Ожидание изображают пунктирной стрелкой, над которой указывают его продолжительность
Ожидание может быть вызвано технологическими или организационными особенностями производства моделируемых работ. Например: после производства штукатурных работ необходимо определенное время, чтобы штукатурка высохла, т.е. процесс требует затрат времени, но не требует затрат других ресурсов.
К понятию «работа» также относится понятие «зависимость». Зависимость — это связь между двумя или несколькими событиями, не требую-щая ни затрат времени, ни затрат ресурсов, например зависимость начала одной или нескольких работ от результатов другой работы. В сетевой модели зависимость (или, как часто ее не совсем правильно называют, фиктивная работа) показывается в виде пунктирной стрелки без указа-ния времени.Зависимость используется в сетевых моделях не только как технологиче-ская или организационная связь, но и как элемент, необходимый для пра-вильного построения сетевых моделей.
Событие — это результат выполнения одной или нескольких работ, по-зволяющий начинать следующую работу. Как правило, в сетевых моделях событие изображается в виде кружка.
Событие не является процессом и не имеет длительности, т.е. совершает-ся мгновенно. Поэтому каждое событие, включаемое в модель, должно быть полно и точно определено (с точки зрения логической связи работ), его формулировка должна включать результат всех непосредственно предше-ствующих ему работ.
Событие, стоящее в начале сетевой модели, в которое не входит ни одна работа, называется исходным событием. Событие, стоящее в конце сете-вой модели, из которого не выходит ни одной работы, называется завер-шающим событием.
События делятся на простые и сложные. Простые события — это такие события, в которые входит только одна работа. Сложные события — это такие события, в которые входят две или более работы.
Событие может являться частным результатом отдельной работы или же суммарным результатом нескольких работ. Оно может свершиться только тогда, когда закончатся все работы, ему предшествующие. Последующие работы могут начаться только тогда, когда произойдет это событие. Поэто-му события (кроме исходного и завершающего) носят двойственный ха-рактер: для всех непосредственно предшествующих событию работ оно является конечным, а для всех непосредственно следующих за ним — начальным .
Путь — это непрерывная последовательность работ от исходного до завершающего события сетевой модели. Суммарная продолжительность работ, лежащих на пути, определяет длину пути.
Путь с наибольшей длиной называется критическим. Критический путь определяет общую продолжительность проекта.
Путь 5, проходящий через события 0—2—3—5, имеет продолжительность 24 дня,по своей продолжительности превосходит все остальные, следовательно, именно, этот путь и является критическим.
Работы, лежащие на критическом пути, являются узкими местами, поэтому руководитель проекта должен сосредоточить свое внимание именно на этих работах, так как от них зависит выполнение всех работ в установленный срок. Другие работы имеют резерв времени, что дает возможность маневрировать ресурсами или снижать стоимость работ за счет увеличения их продолжительности.
Как показывает практика, чем больше работ охватывает сетевая модель, тем меньше удельный вес работ, лежащих на критическом пути. Например, в модели, включающей 100 работ, на критическом пути будут находиться 10—12% работ; в модели, включающей 1000 работ, — 7—8% работ; в модели, включающей 5000 работ, — 3—4% работ.
Правила построения(не все):
правило последовательности изображения работ: сетевые модели следует строить от начала к окончанию, т.е. слева направо.
Правило изображения стрелок. В сетевом графике стрелки, обозначающие работы, ожидания или зависимости, могут иметь различный наклон и длину, но должны идти слева направо, не отклоняясь влево от оси ординат, и всегда направляться от предшествующего события к последующему, т.е. от события с меньшим порядковым номером к событию с большим порядковым номером.
Правило пересечения стрелок. При построении сетевого графика следует избегать пересечения стрелок: чем меньше пересечений, тем нагляднее график.
Правило обозначения работ. В сетевом графике между обозначениями двух смежных событий может проходить только одна стрелка.
Граф — геометрическая фигура, состоящая из конечного или бесконечного множества точек (вершин) и соединяющая эти точки линий (если эти линии не ориентированы (т.е. не имеют направления), они называются ребрами, если ориентированы (т.е. имеют направление) — дугами).
Правило запрещения тупиков. В сетевом графике не должно быть тупиков, т.е. событий, из которых не выходит ни одна работа, за исключением завершающего события (в многоцелевых графиках завершающих событий несколько, но это особый случай)
Правило запрещения хвостовых событий. В сетевом графике не должно быть хвостовых событий, т.е. событий, в которые не входит ни одна работа, за исключением начального события
Существуют неориентированные графы (просто графы), в которых вершины соединяются ребрами, и ориентированные графы (или орграфы), в которых вершины соединяются дугами.
Иерархический граф состоит из вершин, расположенных на различных иерархических уровнях, и соединяющих их дут (ребер). Такого рода граф иногда называют деревом.
График Гантта представляет собой линейную диаграмму (горизонталь-ную гистограмму) продолжительности работ, отображающую работы в виде горизонтальных отрезков. График назван в честь своего создателя Дж. Гант-та, сподвижника Ф.У. Тейлора.
Этот график состоит из двух частей — табличной и графической. В табличной части описывается содержание работ, в графической — ука-зывается продолжительность этих работ. Продолжительность работ пред-ставляется в виде горизонтально вытянутого прямоугольника или гори-зонтальной линии. Левый край прямоугольника обозначает начало выпол-нения работы, правый — окончание.(Часто используется в строительстве)