Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 14:56, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по курсу "Экономика".
23. Управление формальными и неформальными группами в организации. Роль информации в принятии управленческих решений и координации деятельности организации
Формальные и неформальные группы
Итак, существует два типа групп: формальные и неформальные. Эти типы групп имеют значение для организации и оказывают большое влияние на членов организации.
Формальные группы -- это группы, созданные по воле руководства.
Первейшей их функцией является выполнение конкретных задач и достижение целей организации. Отношения между людьми регулируются различного рода нормативными документами: законами, постановлениями, приказами, распоряжениями и т.д
Кроме задачи управления неформальными организациями с целью использования их потенциальных выгод и уменьшения отрицательного воздействия, руководство также должно повышать эффективность командных групп и комитетов. Поскольку эти группы представляют собой намеренно созданный компонент формальной организации, большая часть того, что справедливо для управления организацией, справедливо также и для них. Как и всей организации в целом, чтобы добиться эффективности функционирования, группам требуется планирование, организация, мотивация и контроль деятельности.
Неформальная группа -- спонтанно возникшая группа людей, которые регулярно вступают во взаимодействие для достижения определенной цели. Причины вступления -- чувство принадлежности, помощь, защита, общение.
Современный менеджер должен понимать важность существования неформальных групп. Он должен стремиться к обеспечению тесного взаимодействия между формальными и неформальными организациями, поскольку неформальные организации динамично взаимодействуют с формальными организациями, влияют на качество выполнения работы и на отношения людей к труду и к начальству.
1. Признать существование неформальной организации.
В настоящее время утвердилось мнение, что неформальная организация может помочь формальной организации в достижении ее целей.
2. Изучить факторы, влияющие на эффективность функционирования неформальных групп:
1)Размер группы.
2)Состав группы.
3)Групповые нормы
4)Сплоченность группы
5)Конфликтность
6)Статус членов группы
7)Функциональная роль членов группы.
3. Разработать и применить на практике методы управления неформальными группами с целью использования их потенциальных выгод и уменьшения отрицательного воздействия.
Менеджером организации при управлении неформальными группами в процессе функционирования организации могут применяться различные методы воздействия.
1. Консультации с группами
Коллективные обсуждения также способствуют укреплению сотрудничества и в других отношениях.
2. Обучение и внушение
Некоторые учреждения стараются информировать всех своих работников обо всех важных решениях и о том, что за ними стоит. Обычно этот прием создает у человека ощущение, что он -- часть организации и что ее удачи -- это и его удачи.
3. Обеспечение лояльности руководящих работников
После того как администрация добилась лояльности своего руководящего состава, оно становится защитником точки зрения организации перед своими коллективами.
4. Замена руководителя «среднего звена»
Если добиться лояльности главы подразделения не удалось, то учреждение может заменить его. Не знакомый прежде с работой руководитель вынужден в значительной степени опираться на профессиональные советы своих подчиненных. Он подвергается такому же давлению со стороны организации и групп, как и его предшественник. Он каждый день общается с подчиненными, которых в конце концов начинает уважать.
5. Перевод сотрудников на другое место работы
Это приведет к появлению в организации значительного числа людей, обладающих весьма разнообразным опытом, что способствует самоидентификации с более крупными структурными подразделениями.
6. Размещение кабинетов
Уже отмечалось, что служащие встречаются и устанавливают неформальные отношения с теми, кто работает рядом с ними, чаще, чем с теми, кто работает в отдалении. Поэтому формированию настоящего руководящего аппарата отдела или управления может способствовать размещение руководителей в одном месте или на одном этаже.
7. Признание естественных лидеров
Это нужно так как, когда неформальный лидер противостоит своему работодателю, его широкое влияние может подорвать мотивацию и удовлетворенность выполняемой работой у сотрудников формальной организации.
8. Обмен информацией в организации
Процесс обмена информацией в организациях условно можно разделить на две категории: формальная и неформальная передача информации.
Система неформальной передачи информации является одновременно необходимой, неизбежной и иногда раздражающей. Она часто дает возможность организации быстрее, чем по формальной процедуре. Довольно часто неофициально переданная информация бывает искаженной и неверной, поскольку она не подлежит официальному контролю.
Гибкое использование развитой системы формальной и, что особенно важно, неформальной передачи информации дает возможность организации выполнять свои задачи быстро и оперативно. При этом сотрудники могут достичь полноты понимания, а руководству организации добиться большего влияния на неформальные группы, что было бы невозможно при наличии лишь формальной системы.