Особенности возбуждения и рассмотрения дел об административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2015 в 15:54, отчет по практике

Краткое описание

Цель исследования: уточнение теоретических основ административно-правового обеспечения информационно-психологической безопасности личности, общества и государства органами внутренних дел РФ.
Задачи исследования:
– исследовать понятие, сущность и содержание вредоносной информации, а также ее место в российской правовой системе;
– определить понятие и сущность информационно-психологической безопасности личности, общества и государства, выявить и структурировать основные угрозы информационно-психологической безопасности личности, общества и государства;
– исследовать и определить приоритетные направления деятельности ОВД по обеспечению информационно-психологической безопасности личности, общества и государства;
– выработать рекомендации и предложения по совершенствованию правовых основ, регулирующих отношения в сфере обеспечения информационно-психологической безопасности органами внутренних дел.

Оглавление

Введение 8
1 Возбуждение дел об административных правонарушениях в отношении несовершеннолетних 12
1.1 Поводы к возбуждению дел об административных правонарушениях в отношении несовершеннолетних 12
1.2 Полномочия сотрудников полиции при выявлении правонарушений несовершеннолетних 13
1.3 Административно-процессуальные основания возбуждения дел об административных правонарушениях в отношении несовершеннолетних 21
1.3.1 Момент возбуждения дела об административном правонарушении в отношении несовершеннолетних 21
1.3.2 Составление протокола осмотра места совершения административного правонарушения 22
1.3.3 Составление первого протокола о применении мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях несовершеннолетних 25
1.3.3.1 Производство доставления и составление протокола о доставлении несовершеннолетнего 27
1.3.3.2 Административное задержание несовершеннолетнего 39
1.3.3.3 Личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при несовершеннолетнем 45
1.3.3.4 Медицинское освидетельствование на состояние опьянения несовершеннолетнего 50
1.3.3.5 Составление протокола об административном правонарушении в отношении несовершеннолетнего 60
2 Рассмотрение дел об административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними 66
3 Профилактическая работа по итогам рассмотрения дела об административном правонарушении в отношении несовершеннолетних 72
Заключение 74
Список использованной литературы 76
Приложения 82

Файлы: 1 файл

УП ГРИФ 1.docx

— 164.46 Кб (Скачать)

КоАП РФ содержит нормы, существенно расширяющие права несовершеннолетнего участника производства по делу об административном правонарушении. В отношении лиц, не достигших 18 лет, запрещается назначать административные наказания в виде административного ареста (ч. 2. ст. 3.9 КоАП РФ). Факт совершения административного проступка несовершеннолетним является обстоятельством, смягчающим ответственность.

Рассмотрение дела об административном правонарушении в отношении несовершеннолетнего осуществляется по месту жительства несовершеннолетнего (ч. 3 ст. 29.5 КоАП РФ). С учетом требований ст. 25.11 КоАП РФ о дате и месте рассмотрения всех дел, по которым в качестве лица привлекаемого к ответственности, проходит несовершеннолетний, обязательно извещается прокурор. Факт участия прокурора в процессе рассмотрения дела документально отражается в протоколе и заверяется его подписью. Также при рассмотрении дела обсуждается вопрос о присутствии на заседании представителей учебно-воспитательных учреждений или общественных организаций по месту учебы или работы несовершеннолетнего.

Административная ответственность родителей предусмотрена законодательством в связи с совершением подростками таких нарушений правопорядка, за которые сами несовершеннолетние не несут юридической ответственности, но подвергаются иным мерам правового принуждения. Поэтому указанные правонарушения подростков являются одновременно и частью основания для применения административной ответственности к родителям, и самостоятельным основанием для применения принудительных средств к ним самим.

Административную ответственность родителей (как компонент их правового статуса) нельзя рассматривать в отрыве от правовых обязанностей по воспитанию детей и надзору за ними. В теории это ведет к неразрешенным спорам по поводу оснований ответственности, в законодательстве – к нечетким формулировкам диспозиций правовых норм, ее устанавливающих, на практике – к возложению ответственности на тех родителей, которые виновно юридических обязанностей не нарушали. Таким образом, когда в создании условий для совершения подростками административных правонарушений окажутся виновными родители, они также должны нести административную ответственность. При этом следует проводить четкую причинно-следственную связь между действием (бездействием) родителей и противоправным поведением несовершеннолетнего.

Комиссии рассматривают дела в отношении родителей несовершеннолетних или лиц, их заменяющих, об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 5.35 КоАП, а также за нарушение порядка или сроков предоставления сведений о несовершеннолетних, нуждающихся в передаче на воспитание в семью либо в учреждение для детей-сирот или для детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотренных ст. 5.36 КоАП. Учитывая сказанное, считаем целесообразным дополнить нормативное правовое регулирование производства по делам об административных правонарушениях рассматриваемой категории путем:

1) предоставления органу, рассматривающему дело в отношении несовершеннолетнего, права ограничивать участие законных представителей в его слушании, если имеются основания полагать, что это может нанести ущерб интересам подростка либо будет препятствовать установлению объективной истины. На данный момент КоАП РФ предусматривает в ст. 25.3 положение о том, что управомоченный субъект вправе признать обязательное присутствие законного представителя лица в возрасте до 18 лет при рассмотрении дела о его АПН;

2) установления правила, согласно которому рассмотрение дела о привлечение к административной ответственности родителей необходимо осуществлять отдельно от слушания дела о правонарушении несовершеннолетнего.

Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав рассматривают дела об административных правонарушениях по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении (ч. 3 ст. 29.5 КоАП).

По общему правилу административное наказание может быть наложено не позднее двух месяцев со дня совершения правонарушения, а за нарушения при длящемся правонарушении - не позднее двух месяцев со дня его обнаружения (ст. 4.5 КоАП).

 

2.2 Особенности рассмотрения совершенных несовершеннолетними административных правонарушений в области дорожного движения должностными лицами органов внутренних дел

 

Официальные данные статистики ГИБДД говорят о том, что количество ДТП с участием детей – водителей ежегодно составляет более 2000 случаев, наблюдается рост количества ДТП с участием детей – велосипедистов49.

Несовершеннолетние все чаще становятся участниками дорожного движения в качестве водителей транспортных средств.

Право на управление транспортными средствами категории «M» (мопеды и легкие квадрициклы) и подкатегории «A1» (мотоциклы с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания, не превышающим 125 кубических сантиметров, и максимальной мощностью, не превышающей 11 киловатт), в соответствии с частью 2 статьи 26 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», предоставляется лицам, достигшим 16-ти летнего возраста50, то есть фактически с возраста административной деликтоспособности.

Право на управление другими категориями ТС предоставляется только лицам, достигшим 18-ти летнего возраста, в связи с этим несовершеннолетние, не могут на законных основаниях управлять автобусом, грузовым автомобилем, такси, осуществлять грузовые и пассажирские перевозки, обучать вождению, заниматься перевозкой крупногабаритных, тяжеловесных, опасных грузов и т.д. Таким образом, несовершеннолетние, в силу специфики объективной стороны АПН, определяемой, в том числе отмеченной статьей Федерального закона «О безопасности дорожного движения», не могут являться субъектами некоторых административных правонарушений в области дорожного движения.

При этом несовершеннолетние с четырнадцатилетнего возраста, в качестве участников дорожного движения, при движении по дорогам, могут управлять гужевой повозкой (санями), быть погонщиком вьючных, верховых животных или стада51.

Как уже отмечалось, должностные лица органов внутренних дел, на основании статьи 23.2 КоАП РФ, правомочны самостоятельно рассматривать некоторые составы дел об АПН, совершенных лицами в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет, при совершении ими административных правонарушений, в области дорожного движения (глава 12 КоАП РФ).

При этом статья 23.3 КоАП РФ наделяет конкретных должностных лиц ГИБДД МВД России и иных должностных лиц полиции полномочиями по рассмотрению дел об АПН по большинству составов 12 главы Кодекса, выделяя следующие должностные категории:

1. Начальник ГИБДД, его  заместитель,

2. Начальник центра автоматизированной  фиксации АПН в области ДД  ГИБДД его заместитель,

3. Командир полка (батальона, роты) ДПС, его заместитель;

4. Старшие государственные  инспектора БДД, государственные  инспектора БДД;

5. Старшие государственные  инспектора дорожного надзора, государственные  инспектора дорожного надзора;

6. Сотрудники ГИБДД, имеющие  специальное звание;

7. Старшие УУП, УУП.

Схематично распределение административно-юрисдикционных полномочий указанных выше категорий должностных лиц органов внутренних дел, с учетом возможных составов АПН, субъектом которых могут стать несовершеннолетние представлено в таблице:

Таблица 1.

Статья, часть КоАП РФ

Должностная категория по ст. 23.3

Статья 12.1. Управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке, транспортным средством, не прошедшим государственного технического осмотра или технического осмотра

1. Управление транспортным  средством, не зарегистрированным  в установленном порядке

1-3, 6, 7

1.1. Повторное совершение  АПН, предусмотренного ч. 1

1-3, 6

Статья 12.2. Управление ТС с нарушением правил установки на нем ГРЗ

1. Управление ТС с нечитаемыми, нестандартными или установленными  с нарушением требований государственного  стандарта ГРЗ, за исключением  случаев, предусмотренных ч. 2

1-3, 6, 7

2. Управление ТС без  ГРЗ, а равно управление ТС  без установленных на предусмотренных  для этого местах ГРЗ либо  управление ТС с ГРЗ, видоизмененными  или оборудованными с применением  устройств или материалов, препятствующих  идентификации ГРЗ либо позволяющих  их видоизменить или скрыть

1-3, 7

3. Установка на ТС заведомо  подложных ГРЗ

1-3

Статья 12.3. Управление ТС водителем, не имеющим при себе документов, предусмотренных ПДД

1. Управление ТС водителем, не имеющим при себе документов  на право управления им, регистрационных  документов на ТС

1-3, 6, 7

2. Управление ТС водителем, не имеющим при себе страхового  полиса ОСАГО владельцев ТС, … 

1-3

3. Передача управления  ТС лицу, не имеющему при себе  документов на право управления  им

1- 3, 6, 7

Статья 12.4. Нарушение правил установки на ТС устройств для подачи специальных световых или звуковых сигналов…

1. Установка на передней  части ТС световых приборов  с огнями красного цвета или  световозвращающих приспособлений  красного цвета…

нет

2. Установка на ТС без  соответствующего разрешения устройств  для подачи специальных световых  или звуковых сигналов …

нет

3. Незаконное нанесение  на наружные поверхности ТС  специальных цветографических схем  автомобилей оперативных служб  или цветографической схемы легкового  такси

1-3

Статья 12.5. Управление ТС при наличии неисправностей или условий, при которых эксплуатация ТС запрещена

1. Управление ТС при  наличии неисправностей или условий, при которых … эксплуатация  ТС запрещена, за исключением  неисправностей и условий, указанных  в частях 2 - 7 статьи

1-3, 6

2. Управление ТС с заведомо неисправной тормозной системой …, рулевым управлением или сцепным устройством …

1-3

3.1. Управление ТС, на котором  установлены стекла …, светопропускание  которых не соответствует требованиям технического регламента…

1-3, 6

Статья 12.6. Нарушение правил применения ремней безопасности или мотошлемов

Управление ТС водителем, не пристегнутым ремнем безопасности …

1-3, 6

Статья 12.7. Управление ТС водителем, не имеющим права управления ТС

1. Управление ТС водителем, не имеющим права управления  ТС…

1-3

3. Передача управления  ТС лицу, заведомо не имеющему  права управления ТС …

1-3

Статья 12.8. Управление ТС водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления ТС лицу, находящемуся в состоянии опьянения

Статья 12.9. Превышение установленной скорости движения

2. … на величину более 20, но не более 40 км/ч

1-3

3. … на величину более 40, но не более 60 км/ч 

1-3, 6

4. … на величину более 60, но не более 80 км/ч 

1-3, 6

5. … на величину более 80 км/ч 

1-3

6. Повторное совершение  АПН, предусмотренного частью 3

1-3, 6

7. Повторное совершение  АПН, предусмотренного частями 4 и 5

1-352

Статья 12.10. Нарушение правил движения через железнодорожные пути

1. Пересечение ж/д пути  вне ж/д переезда, выезд на ж/д  переезд при закрытом или закрывающемся  шлагбауме либо при запрещающем  сигнале светофора или дежурного  по переезду, а равно остановка  или стоянка на ж/д переезде

1-3

2. Нарушение правил проезда  через ж/д переезды, за исключением  случаев, предусмотренных частью 1 настоящей  статьи

1-3, 6

Статья 12.11. Нарушение правил движения по автомагистрали

1. Движение по автомагистрали  на ТС, скорость которого по  технической характеристике или  по его состоянию менее 40 км/ч, а равно остановка ТС на  автомагистрали вне специальных  площадок для стоянки

1-3, 6

3. Разворот или въезд  ТС в технологические разрывы  разделительной полосы на автомагистрали либо движение задним ходом по автомагистрали

1-3, 6

Статья 12.12. Проезд на запрещающий сигнал светофора или на запрещающий жест регулировщика

1. … за исключением  случаев, предусмотренных ч. 2 и ч. 1 ст. 12.10

1-3, 6

2. Невыполнение требования  … об остановке перед стоп-линией…

1-3, 6

3. Повторное совершение  АПН, предусмотренного частью 1

1-3

Статья 12.13. Нарушение правил проезда перекрестков

1. Выезд на перекресток  или пересечение проезжей части  дороги в случае образовавшегося  затора, который вынудил водителя  остановиться, создав препятствие  для движения ТС в поперечном  направлении

1-3, 6

2. Невыполнение требования  … уступить дорогу ТС, пользующемуся  преимущественным правом проезда  перекрестков

1-3, 6

Статья 12.14. Нарушение правил маневрирования

1. Невыполнение требования  … подать сигнал перед началом  движения, перестроением, поворотом, разворотом  или остановкой

1-3, 6

1.1. Невыполнение требования  … перед поворотом направо, налево  или разворотом заблаговременно  занять соответствующее крайнее  положение на проезжей части…

1-3, 6

2. Разворот или движение  задним ходом в местах, где  такие маневры запрещены…

1-3, 6

3. Невыполнение требования  … уступить дорогу ТС, пользующемуся  преимущественным правом движения, за исключением случаев, предусмотренных  ч. 2 ст. 12.13 и ст. 12.17

1-3, 6

Статья 12.15. Нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги, встречного разъезда или обгона

1. Нарушение правил расположения  ТС на проезжей части, встречного  разъезда, а равно движение по  обочинам или пересечение организованной  транспортной или пешей колонны  либо занятие места в ней

1-3, 6

1.1. Невыполнение водителем  тихоходного ТС …или ТС, двигающегося со скоростью, не превышающей 30 км/ч … пропустить следующие за ним ТС для обгона или опережения

1-3, 6

2. Движение по велосипедным  или пешеходным дорожкам либо  тротуарам …

1-3, 6

3. Выезд … на полосу, предназначенную для встречного  движения либо на трамвайные  пути встречного направления  при объезде препятствия при  объезде препятствия

1-3, 6

4. Выезд … на полосу, предназначенную для встречного  движения, либо на трамвайные  пути встречного направления, за  исключением случаев, предусмотренных ч. 3

1-3

5. Повторное совершение  АПН, предусмотренного частью 4

1-3

Статья 12.16. Несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги

1. …, кроме случаев, предусмотренных  иными статьями главы

1-3, 6

2. Поворот налево или  разворот в нарушение требований, предписанных дорожными знаками  или разметкой …

1-3, 6

3. Движение во встречном  направлении по дороге с односторонним  движением

1-3

3.1. Повторное совершение  АПН, предусмотренного частью 3

1-3

4. Несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками  или разметкой, запрещающими остановку  или стоянку ТС

1-3, 6 53

5. Нарушение, предусмотренное  частью 4 статьи, совершенное в городе  федерального значения Москве  или Санкт-Петербурге

1-3, 6

7. Нарушение, предусмотренное частью 6 статьи и совершенное в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге

1-3, 6

Статья 12.17. Непредоставление преимущества в движении маршрутному ТС или ТС с включенными специальными световыми и звуковыми сигналами

1. Непредоставление преимущества  в движении маршрутному ТС, а  равно ТС с одновременно включенными  проблесковым маячком синего  цвета и специальным звуковым  сигналом

1-3, 6

1.1. Движение ТС по полосе  для маршрутных ТС или остановка  на указанной полосе …

1-3, 6

1.2. … предусмотренное частью 1.1, в Москве или Санкт-Петербурге

1-3, 6

2. Непредоставление преимущества  в движении ТС, имеющему нанесенные  на наружные поверхности специальные  цветографические схемы, надписи  и обозначения, с одновременно  включенными проблесковым маячком  синего цвета и специальным  звуковым сигналом

1-3

Статья 12.18. Непредоставление преимущества в движении пешеходам или иным участникам дорожного движения

1-3

Статья 12.19. Нарушение правил остановки или стоянки ТС

1. Нарушение правил остановки  или стоянки ТС, за исключением  случаев, предусмотренных ч.ч. 2-6 и ч. 1 ст. 12.10

1-3, 6

2. Нарушение правил остановки  или стоянки ТС в местах, отведенных  для остановки или стоянки  ТС инвалидов

1-3, 6

3. Остановка или  стоянка ТС на пешеходном переходе  и ближе 5 м перед ним, за исключением  вынужденной остановки и случая, предусмотренного ч. 6, либо нарушение правил остановки или стоянки ТС на тротуаре, за исключением случая, предусмотренного ч. 6

1-3, 6

3.1. Остановка или стоянка  ТС в местах остановки маршрутных  ТС или стоянки легковых такси  либо ближе 15 м от мест остановки  маршрутных ТС или стоянки  легковых такси, за исключением  остановки для посадки или  высадки пассажиров, вынужденной  остановки и случаев, предусмотренных ч.ч. 4 и 6

1-3, 6

3.2. Остановка или стоянка  ТС на трамвайных путях либо  остановка или стоянка ТС далее  первого ряда от края проезжей  части, за исключением вынужденной  остановки и случаев, предусмотренных ч.ч. 4 и 6

1-3, 6

4. Нарушение правил остановки  или стоянки ТС на проезжей  части, повлекшее создание препятствий  для движения других ТС, а равно  остановка или стоянка ТС в  тоннеле, за исключением ч. 6

1-3, 6

5. … ч. 1, совершенное в Москве или Санкт-Петербурге

1-3, 6

6. … ч.ч. 3-4, совершенное в Москве или Санкт-Петербурге

1-3, 6

Статья 12.20. Нарушение правил пользования внешними световыми приборами, звуковыми сигналами, аварийной сигнализацией или знаком аварийной остановки

1-3, 6

Статья 12.21. Нарушение правил перевозки грузов и буксировки

1-3, 6

Статья 12.23. Нарушение правил перевозки людей

1. Нарушение правил перевозки  людей, за исключением ч.ч. 2 и 3

1-3, 6, 7

2. Перевозка людей в  кузове грузового мотоцикла или  вне предусмотренных конструкцией  мотоцикла мест для сидения

1-3, 6, 7

3. Нарушение требований  к перевозке детей…

1-3, 6, 7

Статья 12.25. Невыполнение требования о предоставлении ТС или об остановке ТС

1. Невыполнение требования  о предоставлении ТС сотрудникам  полиции или иным лицам, которым  … предоставлено право использовать  ТС

1-3

2. Невыполнение законного  требования сотрудника полиции  об остановке ТС

1-3

Статья 12.27. Невыполнение обязанностей в связи с ДТП

1. Невыполнение водителем  обязанностей … в связи с  ДТП, участником которого он является, кроме предусмотренного ч. 2

1-3

Статья 12.28. Нарушение правил, установленных для движения ТС в жилых зонах

1. Нарушение правил, установленных для движения ТС в жилых зонах, за исключением случая, предусмотренного ч. 2

1-3, 6, 7

2. …, предусмотренное ч. 1 в Москве или Санкт-Петербурге

1-3, 7

Ст. 12.29. Нарушение ПДД пешеходом или иным лицом, участвующим в процессе ДД

1. Нарушение пешеходом  или пассажиром ТС ПДД

1-3, 6, 7

2. Нарушение ПДД лицом, управляющим велосипедом, либо возчиком  или другим лицом, участвующим  в процессе ДД …

1-3, 6, 7

3. Нарушение … ч. 2, совершенное в состоянии опьянения

1-3

Статья 12.30. Нарушение ПДД пешеходом или иным участником ДД, повлекшее создание помех в движении ТС либо причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего

1. Нарушение ПДД пешеходом, пассажиром ТС или иным участником  ДД …, повлекшее создание помех  в движении ТС

1-3, 6, 7

2. Нарушение ПДД пешеходом, пассажиром ТС или иным участником  дорожного движения …, повлекшее  по неосторожности причинение  легкого или средней тяжести  вреда здоровью потерпевшего

1-3

Статья 12.33. Повреждение дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений

1-3, 5

Статья 12.36.1. Нарушение правил пользования телефоном водителем ТС

1-3, 6

Статья 12.37. Несоблюдение требований об ОСАГО владельцев ТС

1. Управление ТС в период  его использования, не предусмотренный  страховым полисом ОСАГО владельцев  ТС, а равно управление ТС с  нарушением предусмотренного данным  страховым полисом условия управления  этим ТС …

1-3, 6

2. Неисполнение владельцем  ТС установленной ФЗ обязанности  по страхованию своей гражданской  ответственности, а равно управление  ТС, если такое обязательное страхование  заведомо отсутствует

1-3, 6


 

Как один из проблемных вопросов, в области административно-юрисдикционной деятельности ОВД следует выделить большую латентность АПН совершаемых несовершеннолетними в области дорожного движения.

На практике сотрудники ДПС, в случае выявления правонарушения, совершенного несовершеннолетним, чаще всего ограничиваются профилактической беседой или устным замечанием на основании ст. 2.9 КоАП РФ, освобождая несовершеннолетнего от административной ответственности.

Но, правомерная ссылка на малозначительность правонарушения не всегда единственная объективная причина, по которой не возбуждаются дела об АПН в отношении несовершеннолетнего правонарушителя. Возможными другими, но уже субъективными факторами, влияющими на принятие должностными лицами ОВД указанного решения, зачастую являются недостаточная компетентность в области производства по делам об АПН, со столь специфичным субъектом и, в некоторой степени, несовершенство ведомственной системы оценки деятельности полиции.

Действующий в настоящее время «оценочный» приказ № 1040 от 31 декабря 2013 года54 определяет в качестве критерия оценки соотношение общего количества выявленных административных правонарушений с количеством отмененных по протестам или обжалованию постановлений по делам об АПН. Несмотря на безусловную объективность подобного критерия, данная система оценки косвенно стимулирует должностных лиц органов внутренних дел, даже при наличии такой законной возможности, либо вовсе не возбуждать административное производство в отношении несовершеннолетних, либо не рассматривать их самостоятельно, чтобы не допустить квалификационной или процессуальной ошибки, влекущей отмену принятого решения. В результате, если материал об АПН в отношении несовершеннолетнего все же составляется, должностные лица органов внутренних дел, как правило, передают его для рассмотрения по подведомственности в КДН и ЗП или в суд, не желая, несмотря на имеющиеся полномочия, принимать ответственное решение.

Таким образом, должностное лицо органов внутренних дел, получив на рассмотрение протокол об административном правонарушении в области дорожного движения, совершенным несовершеннолетним, в ходе решения в соответствии со ст. 29.1 КоАП РФ вопроса о компетенции, получает, на наш взгляд чрезмерно широкие дискреционные полномочия, позволяющие ему либо рассмотреть дело самостоятельно, либо передать на рассмотрение в КДН и ЗП. Подобное положение вещей, согласно методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, может быть расценено как корупциогенный фактор55. Подчеркнем, что, как правило, должностные лица органов внутренних дел в этом случае принимают решение о передаче материала для рассмотрения в КДН и ЗП, необоснованно, самоустраняясь от принятия решения по делу оп АПН.

С одной стороны, возможно, что рассмотрение административного правонарушения таким специализированным органом как КДН и ЗП, в некоторых случаях более эффективно обеспечит осуществление мер по защите и восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетних, выявлению и устранению причин и условий, способствующих совершению ими правонарушений и антиобщественных действий. И, если у должностного лица органов внутренних дел на этапе подготовки к рассмотрению дела об АПН имеются соответствующие доводы, то передача материала для рассмотрения в КДН и ЗП вполне оправдана. Например, таким основанием может стать необходимость проведения с несовершеннолетним правонарушителем дополнительной индивидуальной профилактической работы, направленной на предупреждение и изменение асоциальных явлений, противоправных действий и антиобщественного поведения56, которая не может быть выполнена сотрудниками органов внутренних дел (сотрудником ПДН), а требует комплексного подхода со стороны всех субъектов профилактики с координацией действий КДН и ЗП.

В этом случае при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении должно быть вынесено мотивированное определение (ст. 29.4 КоАП РФ) о направлении протокола и других материалов дела на рассмотрение по подведомственности в КДН и ЗП. При этом мотивация принятия решения не должна быть формальной, а содержать конкретные обоснования необходимости такой передачи.

Не стоит забывать, что органы внутренних дел наравне с КДН и ЗП являются субъектами системы профилактики правонарушений несовершеннолетних и по своему правовому статусу способны решать задачи как соблюдения прав и законных интересов несовершеннолетних, так и выявления и устранения причин и условий, способствующих их правонарушениям и антиобщественным действиям.

Согласимся с мнением Поспелова Б.И., что дела, связанные с нарушением ПДД, порой представляют определенную сложность как в установлении фактических обстоятельств дела, так и в плане правильной юридической оценки действий участников дорожного движения57. В этой связи, при рассмотрении таких составов АПН, как например, нарушение ПДД несовершеннолетним пешеходом (велосипедистом), повлекшее создание помех в движении транспортных средств либо причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего (ст. 12.30 КоАП РФ) – необходимо наличие специализированных знаний в области обеспечения безопасности дорожного движения. Полагаем, что в этом случае должностные лица органов внутренних дел смогут более объективно и оперативно рассмотреть дело об административном правонарушении, чем члены КДН и ЗП.

Принимая во внимание также мнение Васильева Ф.П. о том, что в производстве по делам об АПН процессуальные действия направлены преимущественно на сбор и проверку доказательств, и характеризуются активной ролью уполномоченного лица, как правило, проводящего проверку и собирание доказательств самостоятельно, можно прийти к выводу, что должностное лицо (например, сотрудник ГИБДД), выявившее правонарушение и составившее протокол об административном правонарушении, проводившее административное расследование, в случае если это не противоречит требованиям статьи 23.3 КоАП РФ и приказу МВД России от 5 марта 2012 г. № 403, как никакое другое способно в дальнейшем самостоятельно и объективно его рассмотреть.

Информация о работе Особенности возбуждения и рассмотрения дел об административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними