Особенности возбуждения и рассмотрения дел об административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2015 в 15:54, отчет по практике

Краткое описание

Цель исследования: уточнение теоретических основ административно-правового обеспечения информационно-психологической безопасности личности, общества и государства органами внутренних дел РФ.
Задачи исследования:
– исследовать понятие, сущность и содержание вредоносной информации, а также ее место в российской правовой системе;
– определить понятие и сущность информационно-психологической безопасности личности, общества и государства, выявить и структурировать основные угрозы информационно-психологической безопасности личности, общества и государства;
– исследовать и определить приоритетные направления деятельности ОВД по обеспечению информационно-психологической безопасности личности, общества и государства;
– выработать рекомендации и предложения по совершенствованию правовых основ, регулирующих отношения в сфере обеспечения информационно-психологической безопасности органами внутренних дел.

Оглавление

Введение 8
1 Возбуждение дел об административных правонарушениях в отношении несовершеннолетних 12
1.1 Поводы к возбуждению дел об административных правонарушениях в отношении несовершеннолетних 12
1.2 Полномочия сотрудников полиции при выявлении правонарушений несовершеннолетних 13
1.3 Административно-процессуальные основания возбуждения дел об административных правонарушениях в отношении несовершеннолетних 21
1.3.1 Момент возбуждения дела об административном правонарушении в отношении несовершеннолетних 21
1.3.2 Составление протокола осмотра места совершения административного правонарушения 22
1.3.3 Составление первого протокола о применении мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях несовершеннолетних 25
1.3.3.1 Производство доставления и составление протокола о доставлении несовершеннолетнего 27
1.3.3.2 Административное задержание несовершеннолетнего 39
1.3.3.3 Личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при несовершеннолетнем 45
1.3.3.4 Медицинское освидетельствование на состояние опьянения несовершеннолетнего 50
1.3.3.5 Составление протокола об административном правонарушении в отношении несовершеннолетнего 60
2 Рассмотрение дел об административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними 66
3 Профилактическая работа по итогам рассмотрения дела об административном правонарушении в отношении несовершеннолетних 72
Заключение 74
Список использованной литературы 76
Приложения 82

Файлы: 1 файл

УП ГРИФ 1.docx

— 164.46 Кб (Скачать)

В соответствии со статьей 27.6 КоАП РФ и Постановлением Правительства РФ от 15 октября 2003 г. № 627 «Об утверждении Положения об условиях содержания лиц, задержанных за административное правонарушение, нормах питания и порядке медицинского обслуживания таких лиц»35 несовершеннолетние, в отношении которых применено административное задержание, содержаться отдельно от взрослых лиц.

Перед отправлением задержанного несовершеннолетнего в специальное помещение должностное лицо, уполномоченное осуществлять административное задержание, организует (проводит) личный досмотр и досмотр вещей задержанного. О проведении данных действий должен быть составлен протокол в порядке, предусмотренном статьей 27.7 КоАП РФ, либо должна быть сделана запись в протоколе об административном задержании.

В обязательном порядке несовершеннолетний должен быть осмотрен в целях выявления у него психических, инфекционных и угрожающих жизни заболеваний.

Должностное лицо, уполномоченное осуществлять административное задержание, а также иное специально уполномоченное лицо, находящееся в месте содержания задержанного лица, при необходимости приглашает для консультации и оказания медицинской помощи бригаду «скорой помощи»или иных специалистов государственных или муниципальных учреждений здравоохранения.

Как правило, необходимость вызова медицинских работников связана с состоянием алкогольного, наркотического или иного рода опьянения несовершеннолетнего, когда есть основания полагать, что существует угроза жизни и здоровью несовершеннолетнего.

В данном случае старший медицинский работник бригады «скорой помощи» или иной специалист, осуществляющий осмотр задержанного лица и оказание ему медицинской помощи, заполняют «Карту вызова». Форма «Карты вызова» утверждена еще Приказом Минздрава СССР от 4 октября 1980 г. № 1030 «Об утверждении форм первичной медицинской документации учреждений здравоохранения».

Если по окончании срока административного задержания несовершеннолетние не могут быть переданы родителям (законным представителям), в случаях, предусмотренных подпункта 6 пункта 2 статьи 22 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», они помещаются в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел.

В центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел могут быть помещены несовершеннолетние совершившие правонарушение, влекущее административную ответственность в случаях, если их личность не установлена, либо если они не имеют места жительства, места пребывания или не проживают на территории субъекта Российской Федерации, где ими было совершено правонарушение, либо если они проживают на территории субъекта Российской Федерации, где ими было совершено правонарушение, однако вследствие удаленности места их проживания не могут быть переданы родителям или иным законным представителям по истечении трех часов с момента доставления в орган внутренних дел.

Основаниями помещения несовершеннолетних, совершивших административное правонарушение, в ЦВСНП является постановление судьи. Несовершеннолетние могут быть помещены в ЦВСНП на срок не более 48 часов на основании постановления руководителя органа внутренних дел или уполномоченного сотрудника органов внутренних дел, замещающих должности.

Материалы на несовершеннолетних представляются судье начальником органа внутренних дел или его заместителем по месту задержания несовершеннолетних не позднее чем за 24 часа до истечения срока нахождения несовершеннолетних в ЦВСНП.

Материалы должны содержать: достаточные данные, подтверждающие совершение правонарушения, влекущего административную ответственность и указание на цели и мотивы помещения несовершеннолетнего в ЦВСНП.

Порядок и основания помещения несовершеннолетних правонарушителей в ЦВСНП подробно регламентирован пунктами 81-83 Инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации утвержденной приказом МВД России от 15.10.2013 N 845.

 

1.3.3.3 Личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при несовершеннолетнем

 

Личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, то есть обследование вещей, проводимое без нарушения их конструктивной целостности, осуществляются в соответствии со статьей 27.7 КоАП РФ в случае необходимости в целях обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения.

Личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при несовершеннолетнем, осуществляются должностными лицами, уполномоченными осуществлять доставление и административное задержание. Личный досмотр производится лицом одного пола с досматриваемым в присутствии двух понятых того же пола.

Досмотр вещей, находящихся при физическом лице (ручной клади, багажа, орудий охоты и рыболовства, добытой продукции и иных предметов), также осуществляется уполномоченными на то должностными лицами в присутствии двух понятых.

В исключительных случаях при наличии достаточных оснований полагать, что при несовершеннолетнем правонарушителе находятся оружие или иные предметы, используемые в качестве оружия, личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при нем, могут быть осуществлены без понятых.

В случае необходимости применяются фото- и киносъемка, видеозапись, иные установленные способы фиксации вещественных доказательств.

О личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при несовершеннолетнем, составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе о доставлении или в протоколе об административном задержании. В протоколе указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о несовершеннолетнем, подвергнутом личному досмотру, о виде, количестве, об иных идентификационных признаках вещей, о виде и реквизитах документов, обнаруженных при досмотре.

В протоколе делается запись о применении фото- и киносъемки, видеозаписи, иных установленных способов фиксации вещественных доказательств.

Протокол подписывается должностным лицом, его составившим, несовершеннолетним лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении (либо владельцем вещей, подвергнутых досмотру), понятыми. В случае отказа несовершеннолетнего, в отношении которого ведется производство по делу, владельца вещей, подвергнутых досмотру, от подписания протокола в нем делается соответствующая запись. Копия протокола вручается владельцу вещей, подвергнутых досмотру, по его просьбе.

Личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, проведенный в соответствии со статьей 27.7 КоАП РФ в качестве меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении проводится только в случае выявления факта совершения несовершеннолетним лицом административного правонарушения и в этом случае может являться первоначальным моментом возбуждения дела об административном правонарушении, в соответствии с частью 4 статьи 28.1 КоАП РФ. Досмотр по приведенному основанию не может быть приведен превентивно, без наличия данных о совершении несовершеннолетним лицом какого-либо административного правонарушения. Соответственно целью досмотра по указанному основанию является только лишь обнаружение орудий либо предметов конкретного административного правонарушения, совершенного несовершеннолетним. В случае, если для объективного рассмотрения дела об административном правонарушении в отношении несовершеннолетнего не требуется дополнительных данных о возможно имеющихся при нем орудий либо предметов конкретного административного правонарушения или состав административного правонарушения не предполагает их наличие (например, нарушение ПДД несовершеннолетним пешеходом (ст. 12.29 КоАП РФ)), то оснований проведения досмотра, как меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении нет.

Помимо вышеуказанных оснований, сотрудники органов внутренних дел могут осуществлять в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях, личный досмотр несовершеннолетних, досмотр находящихся при них вещей, а также досмотр их транспортных средств в соответствии с пунктом 16 статьи 13 ФЗ о полиции, но только при наличии данных о том, что эти несовершеннолетние лица имеют при себе оружие, боеприпасы, патроны к оружию, взрывчатые вещества, взрывные устройства, наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры либо ядовитые или радиоактивные вещества, а также принимать участие в досмотре несовершеннолетних пассажиров, их ручной клади и багажа на железнодорожном, водном или воздушном транспорте, метрополитене либо осуществлять такой досмотр самостоятельно в целях изъятия вещей и предметов, запрещенных для перевозки транспортными средствами. В этих случаях наличие повода к возбуждению и достаточных данных (оснований), указывающих на наличие события административного правонарушения как оснований проведения досмотра не требуется.

Федеральный закон о полиции не уточняет какие именно данные должны служить основанием такого вида досмотра, оставляя их на усмотрения сотрудника полиции, допуская в качестве фактического основания проведения досмотра использовать любые сколько-нибудь убедительные сведения о наличии у несовершеннолетнего названных предметов, средств или веществ (например, сам факт нахождения в розыске за совершение тяжкого преступления либо наличия сведений о совершении им ранее правонарушений в сфере оборота наркотических средств). В любом случае сотрудник полиции должен отразить имеющиеся у него данные в составленных им служебных или административно-процессуальных документах (рапорте, протоколах о досмотре, изъятии и др.).

Досмотру, как правило, должно предшествовать предложение сотрудника полиции предъявить документы, свидетельствующие о законности оснований для ношения или хранения указанных предметов, веществ, средств36.

Как показывает практика, зачастую, своевременное проведение досмотра с соблюдением всех требований законодательства по основаниям КоАП РФ или Федерального закона о полиции позволяет выявлять и пресекать уголовные преступления, например, в области незаконного оборота наркотиков.

Согласно примечанию 1 к статье 228 УК РФ37 лицо, совершившее предусмотренное указанной статьей преступление, добровольно сдавшее наркотические средства, психотропные вещества или их аналоги, растения, содержащие наркотические средства или психотропные вещества, либо их части, содержащие наркотические средства или психотропные вещества, освобождается от уголовной ответственности за данное преступление.

В этой связи Верховный Суд РФ своим определением от 8 сентября 2011 г. № 49-Д11-4638 разъяснил, что, по смыслу уголовного закона добровольная сдача наркотических средств означает выдачу лицом таких средств представителям власти при наличии у этого лица реальной возможности распорядиться ими иным способом. При задержании лица, а также при проведении следственных действий по обнаружению и изъятию наркотических средств выдача таких средств по предложению должностного лица, осуществляющего указанные действия, не может являться основанием для применения примечания 1 к статье 228 УК РФ.Крайне важно в таких ситуациях составить подробный рапорт о выявлении и задержании лица, указав особенности его поведения и маршрут следования, а также приобщив к материалам дела объяснения очевидцев задержания, материалы видеофиксации и иные доказательства.

Основания и порядок проведения досмотра, помимо федерального законодательства, детализируются ведомственными приказами МВД России. Так, в соответствии с пунктом 31 Административного регламента МВД РФ исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения, исполнение государственной функции включает в себя досмотр транспортного средства и личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице как подробно регламентированную административную процедуру.

В соответствии с пунктом 6 Положения об условиях содержания лиц, задержанных за административное правонарушение, нормах питания и порядке медицинского обслуживания таких лиц39, перед отправлением задержанного лица, в том числе и несовершеннолетнего в специальное помещение должностное лицо, уполномоченное осуществлять административное задержание, организует (проводит) личный досмотр и досмотр вещей задержанного лица, что согласуется с обязанностью оперативного дежурного, предусмотренной пунктом 9 Наставления о порядке исполнения обязанностей и реализации прав полиции в дежурной части территориального органа МВД России после доставления граждан40.

 

1.3.3.4 Медицинское освидетельствование на состояние опьянения несовершеннолетнего

 

Медицинское освидетельствование на состояние опьянения.В соответствии со статьей 27.12.1 КоАП РФ несовершеннолетние лица, совершившие административные правонарушения (за исключением лиц, указанных в частях 1 и 1.1 статьи 27.12 КоАП РФ), в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что они находятся в состоянии опьянения, подлежат направлению на медицинское освидетельствование на состояние опьянения. Таковыми основаниями может являться наличие у несовершеннолетнего одного или нескольких признаков опьянения:

    • запах алкоголя изо рта;
    • неустойчивость позы;
    • нарушение речи;
    • резкое изменение окраски кожных покровов лица;
    • поведение, не соответствующее обстановке.

Направление на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, производится должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии со статьей 28.3 КоАП РФ.

О направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения составляется соответствующий протокол, копия которого вручается несовершеннолетнему, в отношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении.

В протоколе о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения указываются дата, время, место, основания направления на медицинское освидетельствование, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о несовершеннолетнем лице, в отношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении.

Протокол о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения подписывается должностным лицом, его составившим, и несовершеннолетнем, в отношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении. В случае отказа несовершеннолетнего, в отношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении, от подписания соответствующего протокола в нем делается соответствующая запись.

Информация о работе Особенности возбуждения и рассмотрения дел об административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними