Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2015 в 15:54, отчет по практике
Цель исследования: уточнение теоретических основ административно-правового обеспечения информационно-психологической безопасности личности, общества и государства органами внутренних дел РФ.
Задачи исследования:
– исследовать понятие, сущность и содержание вредоносной информации, а также ее место в российской правовой системе;
– определить понятие и сущность информационно-психологической безопасности личности, общества и государства, выявить и структурировать основные угрозы информационно-психологической безопасности личности, общества и государства;
– исследовать и определить приоритетные направления деятельности ОВД по обеспечению информационно-психологической безопасности личности, общества и государства;
– выработать рекомендации и предложения по совершенствованию правовых основ, регулирующих отношения в сфере обеспечения информационно-психологической безопасности органами внутренних дел.
Введение 8
1 Возбуждение дел об административных правонарушениях в отношении несовершеннолетних 12
1.1 Поводы к возбуждению дел об административных правонарушениях в отношении несовершеннолетних 12
1.2 Полномочия сотрудников полиции при выявлении правонарушений несовершеннолетних 13
1.3 Административно-процессуальные основания возбуждения дел об административных правонарушениях в отношении несовершеннолетних 21
1.3.1 Момент возбуждения дела об административном правонарушении в отношении несовершеннолетних 21
1.3.2 Составление протокола осмотра места совершения административного правонарушения 22
1.3.3 Составление первого протокола о применении мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях несовершеннолетних 25
1.3.3.1 Производство доставления и составление протокола о доставлении несовершеннолетнего 27
1.3.3.2 Административное задержание несовершеннолетнего 39
1.3.3.3 Личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при несовершеннолетнем 45
1.3.3.4 Медицинское освидетельствование на состояние опьянения несовершеннолетнего 50
1.3.3.5 Составление протокола об административном правонарушении в отношении несовершеннолетнего 60
2 Рассмотрение дел об административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними 66
3 Профилактическая работа по итогам рассмотрения дела об административном правонарушении в отношении несовершеннолетних 72
Заключение 74
Список использованной литературы 76
Приложения 82
Как правило, типовые бланки протоколов об административных правонарушениях разрабатываются территориальными органами МВД России на региональном уровне по единой форме для всех сотрудников подчиненных подразделений, за исключением подразделений ГИБДД. Сотрудники ГИБДД пользуются рекомендуемым приложением № 6 к приказу МВД России от 2 марта 2009 г. № 185 образцом протокола об административном правонарушении.
При заполнении бланка протокола об административном правонарушении, в том числе в отношении несовершеннолетнего, должностным лицам органов внутренних дел, уполномоченным составлять такие протоколы необходимо обратить внимание на необходимость точного соблюдения требований части 2 статьи 28.2 КоАП РФ, в части, касающейся обязательных сведений: о дате и месте его составления, должности, фамилии и инициалах лица, составившего протокол, сведениях о несовершеннолетнем лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имени, отчестве, адресе месте жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, месте, времени совершения и событии административного правонарушения, статья КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающей административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснений несовершеннолетнего лица, в отношении которых возбуждено дело, иных сведений, необходимых для разрешения дела.
При составлении протокола об административном правонарушении несовершеннолетнему лицу, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, о чем делается запись в протоколе.
Несовершеннолетнему, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Он вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
В случае неявки несовершеннолетнего (законного представителя) в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, если он извещен в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в его отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, несовершеннолетним, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае его отказа от подписания протокола, а также в случае, неявки несовершеннолетнего (законного представителя) в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, если он извещен в установленном порядке, в протоколе делается соответствующая запись.
Несовершеннолетнему, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении.
Протоколы об административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними за совершение административных правонарушений, предусмотренных КоАП РФ, составляются должностными лицами органов внутренних дел, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии с приказом МВД России «О полномочиях должностных лиц системы МВД России по составлению протоколов об административных правонарушениях и административному задержанию».
Протоколы об административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, составляются должностными лицами, уполномоченными соответствующими субъектами Российской Федерации.
Протоколы об административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, составляются должностными лицами органов внутренних дел (полиции) в случае, если передача этих полномочий предусматривается соглашениями между МВД России и органами исполнительной власти субъектов РФ о передаче осуществления части полномочий.
В соответствии со статьей 28.5 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения несовершеннолетним административного правонарушения.
В случае, если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о несовершеннолетнем, в отношении которого возбуждается дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения.
В случае проведения административного расследования в отношении несовершеннолетнего протокол об административном правонарушении составляется по окончании расследования в сроки, предусмотренные статьей 28.7 КоАП РФ.
После составления протокола об административном правонарушении, совершенным несовершеннолетним, в соответствии со статьей 28.8 КоАП РФ, он направляется в Комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее – КДН и ЗП), в течение трех суток с момента составления.
В случае, если протокол об административном правонарушении в отношении несовершеннолетнего составлен неправомочным лицом, а также в случае неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела, недостатки протокола и других материалов дела об административном правонарушении устраняются в срок не более трех суток со дня их поступления (получения) от судьи или из КДН и ЗП, рассматривающих дело об административном правонарушении. Материалы дела об административном правонарушении с внесенными в них изменениями и дополнениями возвращаются указанным судье, или в КДН и ЗП в течение суток со дня устранения соответствующих недостатков.
При наличии хотя бы одного из обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении (статья 24.5 КоАП РФ) сотрудник органа внутренних дел, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, выносят постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении с соблюдением требований, предусмотренных статьей 29.10 КоАП РФ.
2 Рассмотрение дел об административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними
2.1 Общий порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними
Рассматриваемая стадия производства по делам об административных правонарушениях является центральной. Деятельность органов административной юрисдикции здесь носит комплексный характер, предопределяемый необходимостью правильного установления предмета административно-правового деликта, его подведомственности, а также необходимостью рассмотрения дела по существу и вынесения постановления.
Необходимо отметить, что применяемые административные наказания к несовершеннолетним, совершившим правонарушения, преследуют, прежде всего, цель – восстановление социальной справедливости, а также исправление и предупреждение совершения новых правонарушений и преступлений. Высшие судебные инстанции постоянно обращают внимание на то, что административное наказание в отношении указанных лиц должно быть подчинено, прежде всего, этим целям. Это, конечно, не означает, что административное наказание помимо цели исправления, заключающегося в выработке у подростка стойкого неприятия всего, что связано с антиобщественной деятельностью, а тем более неправомерным поведением, не преследует чисто воспитательных целей, например привития уважительного отношения к личности другого человека, к результатам его труда и т.п.
Цели административных наказаний, применяемых к несовершеннолетним, в определенной мере обусловливают и меньший объем, степень лишения или ограничения прав и свобод таких лиц, которые при прочих равных условиях должны нести более мягкую ответственность, чем в схожих ситуациях взрослые, совершившие административные правонарушения.
КоАП РФ не предусматривает специальных видов административных наказаний, применяемых только к несовершеннолетним, но существуют особенности при применении некоторых видов административных наказаний.
Штраф может назначаться как мера наказания, как правило, при наличии у несовершеннолетнего самостоятельного заработка или имущества. При отсутствии самостоятельного заработка у несовершеннолетнего административный штраф взыскивается с его родителей или иных законных представителей (ст. 32.2 КоАП). Необходимо учитывать, что заработок – это вознаграждение, которое работодатель обязан выплачивать работнику в соответствии с качеством его труда по установленным нормам или в соответствии с заключенным трудовым договором. Например, пенсия или стипендия, получаемая несовершеннолетним, заработком не является.
Чаще всего несовершеннолетние правонарушители не имеют самостоятельного заработка, и штраф за них выплачивают их родители. Однако это не означает, что несовершеннолетний освобождается от ответственности. В данном случае на родителя перекладывается только обязанность по уплате административного штрафа, а субъектом ответственности так и остается несовершеннолетний. Более того, если в течение года с момента уплаты административного штрафа несовершеннолетний вновь совершает однородное административное правонарушение, то это будет расцениваться как обстоятельство, отягчающее административную ответственность.
При определении административного наказания, назначаемого несовершеннолетнему, должны учитываться его возрастные, психические и индивидуальные особенности, с тем чтобы обеспечить с помощью административного наказания и надлежащего процесса его исполнения формирование у подростка стойкого неприятия антиобщественных, аморальных тенденций.
Основаниями для применения мер воздействия к подросткам, совершившим правонарушения, служат характер совершенных правонарушений, их общественная опасность и тяжесть последствий, причины и условия, способствующие их совершению, условия семейной жизни и воспитания, окружающая подростка среда, возраст и уровень интеллектуального развития правонарушителя, его поведение в прошлом и отношение к совершенному правонарушению.
Рассмотрение дел об административных правонарушениях в отношении несовершеннолетних ведется в соответствии с главой 29 КоАП РФ и имеет определенные особенности.
Так, в соответствии со статьей 23.2 КоАП РФ рассмотрение дел об административных правонарушениях, совершенных лицами от шестнадцати до восемнадцати лет (в том числе дел, перечисленных в частях 1 и 2 статьи 23.1 КоАП РФ), отнесено к компетенции комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, за исключением дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 11.18 КоАП РФ «Безбилетный проезд», и дел о правонарушениях в области дорожного движения (глава 12 КоАП РФ), которые рассматриваются комиссией в случае передачи дел на ее рассмотрение уполномоченным органом (должностным лицом). Указанными комиссиями рассматриваются также дела о правонарушениях, предусмотренных статьями 5.35, 5.36, 6.10, 20.22 КоАП РФ.
Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав являются специальными органами, входящими в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, целями деятельности которых является осуществление мер по защите и восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетних, выявлению и устранению причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних и др.
Поскольку комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав не может назначать виды наказания, отнесенные к исключительной компетенции судей, дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей, указанной в части 2 статьи 23.1 КоАП РФ, которое совершено несовершеннолетним, может быть передано комиссией на рассмотрение судьи (пункт 1 части 2 статьи 29.9 КоАП РФ).
В соответствии с частью 2 ст. 25.1 КоАП РФ, дело об административном правонарушении рассматривается с участием несовершеннолетнего, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. Вместе с тем, если имеются данные о надлежащем извещении несовершеннолетнего или его законного представителя о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении дела, либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения, допускается рассмотрение дела в отсутствие правонарушителя. Следовательно, комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав правомочна рассмотреть дело об административном правонарушении, совершенном несовершеннолетним, заочно при соблюдении условий, указанных в ст. 25.1 КоАП РФ. Принятое комиссией решение о рассмотрении дела в отсутствие соответствующих лиц отражается в протоколе о рассмотрении дела об административном правонарушении. Несовершеннолетний, в отношении которого ведется производство, может быть удален на время исследования обстоятельств дела, обсуждение которых может оказать на него отрицательное влияние.
Законные представители физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, имеют права и несут обязанности, предусмотренные КоАП РФ, в отношении представляемых ими лиц (ч. 4 ст. 25.3 КоАП РФ). Следовательно, дело об административном правонарушении в отношении несовершеннолетнего по общему правилу рассматривается с участием его законных представителей. Однако данное положение не является обязательным.
Для оказания юридической помощи лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в производстве по делу об административном правонарушении может участвовать защитник (порядок привлечения защитника к производству по делу об административном правонарушении аналогичен порядку привлечения представителя).
В соответствии с частью 5 статьи 25.3 КоАП РФ, при рассмотрении дела об административном правонарушении, совершенном лицом в возрасте до восемнадцати лет, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, вправе признать обязательным присутствие законного представителя указанного лица.
В соответствии со ст. 24.3 КоАП РФ, дела об административных правонарушениях рассматриваются открыто, за исключением случаев, если это может привести к разглашению государственной, военной, коммерческой или иной охраняемой законом тайны, а равно, когда этого требуют интересы обеспечения безопасности лиц, участвующих в производстве по делу об административном правонарушении, членов их семей, их близких, а также с целью защиты чести и достоинства указанных лиц. С учетом конкретных обстоятельств рассматриваемого дела может быть принято решение о закрытом рассмотрении дела об административном правонарушении. Такое решение в виде определения выносится судьей, органом, должностным лицом, рассматривающим дело. При этом учитывается возраст некоторых участников процесса (лица, в отношении которого ведется производство, потерпевшего – ст. 25.1, 25.2 КоАП РФ), особенности их психического, либо физического состояния и т.п. В необходимых случаях дело рассматривается в присутствии педагога, психолога либо родителей несовершеннолетних участников производства. Правомерность такой социально-правовой установки основывается на конституционных положениях о заботе и воспитании детей (ст. 38, 45, 46 Конституции Российской Федерации).