Особенности возбуждения и рассмотрения дел об административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2015 в 15:54, отчет по практике

Краткое описание

Цель исследования: уточнение теоретических основ административно-правового обеспечения информационно-психологической безопасности личности, общества и государства органами внутренних дел РФ.
Задачи исследования:
– исследовать понятие, сущность и содержание вредоносной информации, а также ее место в российской правовой системе;
– определить понятие и сущность информационно-психологической безопасности личности, общества и государства, выявить и структурировать основные угрозы информационно-психологической безопасности личности, общества и государства;
– исследовать и определить приоритетные направления деятельности ОВД по обеспечению информационно-психологической безопасности личности, общества и государства;
– выработать рекомендации и предложения по совершенствованию правовых основ, регулирующих отношения в сфере обеспечения информационно-психологической безопасности органами внутренних дел.

Оглавление

Введение 8
1 Возбуждение дел об административных правонарушениях в отношении несовершеннолетних 12
1.1 Поводы к возбуждению дел об административных правонарушениях в отношении несовершеннолетних 12
1.2 Полномочия сотрудников полиции при выявлении правонарушений несовершеннолетних 13
1.3 Административно-процессуальные основания возбуждения дел об административных правонарушениях в отношении несовершеннолетних 21
1.3.1 Момент возбуждения дела об административном правонарушении в отношении несовершеннолетних 21
1.3.2 Составление протокола осмотра места совершения административного правонарушения 22
1.3.3 Составление первого протокола о применении мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях несовершеннолетних 25
1.3.3.1 Производство доставления и составление протокола о доставлении несовершеннолетнего 27
1.3.3.2 Административное задержание несовершеннолетнего 39
1.3.3.3 Личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при несовершеннолетнем 45
1.3.3.4 Медицинское освидетельствование на состояние опьянения несовершеннолетнего 50
1.3.3.5 Составление протокола об административном правонарушении в отношении несовершеннолетнего 60
2 Рассмотрение дел об административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними 66
3 Профилактическая работа по итогам рассмотрения дела об административном правонарушении в отношении несовершеннолетних 72
Заключение 74
Список использованной литературы 76
Приложения 82

Файлы: 1 файл

УП ГРИФ 1.docx

— 164.46 Кб (Скачать)

В целях пресечения административного правонарушения, установления личности несовершеннолетнего нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления уполномоченными лицами органов внутренних делв отношении несовершеннолетнего наиболее часто применяются следующие меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении:

1) доставление;

2) административное  задержание;

3) личный  досмотр, досмотр вещей, находящихся  при физическом лице;

4) медицинское освидетельствование на состояние опьянения.

Значительно реже в отношении несовершеннолетних применяютсятакие меры обеспечения производства, как:

  • досмотр транспортного средства;
  • осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов;
  • изъятие вещей и документов;
  • отстранение от управления транспортным средством соответствующего вида;
  • освидетельствование на состояние алкогольного опьянения;
  • задержание транспортного средства, запрещение его эксплуатации;
  • арест товаров, транспортных средств и иных вещей;
  • привод;
  • временный запрет деятельности;
  • залог за арестованное судно;
  • помещение иностранных граждан или лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации, в специальные учреждения, предусмотренные Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»23.

Последняя мерак несовершеннолетним правонарушителям применяется довольно редко и в рамках данного пособия рассматриваться не будет.

 

1.3.3.1Производство доставления и составление протокола о доставлении несовершеннолетнего

 

Доставление, то есть принудительное препровождение несовершеннолетнего лица, в соответствии со статьей 27.2 КоАП РФ может применяться как мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении, только в целях составления протокола об административном правонарушении и только при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, если составление протокола является обязательным.

То есть,оснований применения доставления как меры обеспечивающей производства по делу об административном правонарушении не будет, еслинесовершеннолетний правонарушитель:

  • имеет при себе документы, удостоверяющие его личность;
  • совершенное им деяние не требует дополнительного выяснения обстоятельств;
  • не находится в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.

Системное толкование положений п. 3 ст. 14.1 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» позволяет констатировать, что в подразделение полиции не допускается доставление несовершеннолетних в связи с их нахождением в общественных местах в ночное время без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих) или лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей, если они не совершили правонарушение24.

Федеральный закон о полиции предусматривает возможность осуществления доставления несовершеннолетнего не только в случае совершения им административного правонарушения.

На основании пункта 13статьи 12 Федерального закона о полиции сотрудники полиции имеют право также доставлять граждан, то есть осуществлять их принудительное препровождение, в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции, в помещение муниципального органа, в иное служебное помещение в целях:

– решения вопроса о задержании несовершеннолетнего (в случае если имеются основания для задержания, предусмотренные в статье 14 ФЗ о полиции не только связанные с производством дела об административном правонарушении, но и по другим основаниям, например, в порядке статьи 91 УПК РФ и т.д., при невозможности решения данного вопроса на месте);

–установления личности несовершеннолетнего, если имеются основания полагать, что он находится в розыске как скрывшийся от органов дознания, следствия или суда, либо как уклоняющийся от исполнения уголовного наказания, либо как пропавший без вести;

–защиты несовершеннолетнего от непосредственной угрозы его жизни и здоровью в случае, если он не способен позаботиться о себе либо если опасности невозможно избежать иным способом,

На основании пункта 14 статьи 12 Федерального закона о полиции сотрудники полиции имеют право доставлять несовершеннолетних:

  • находящихся в общественных местах в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и утративших способность самостоятельно передвигаться или ориентироваться в окружающей обстановке, в медицинские организации (при этом наличие состава административного правонарушения не является обязательным условием);
  • по письменному заявлению граждан в медицинские организации либо в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции, находящихся совместно с ними в жилище несовершеннолетних в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения, если есть основания полагать, что они могут причинить вред жизни и здоровью граждан, нанести ущерб имуществу;
  • на медицинское освидетельствование в соответствующие медицинские организации для определения наличия в организме алкоголя или наркотических средств, если результат освидетельствования необходим для подтверждения либо опровержения факта совершения преступления, для расследования по уголовному делу.

На основании пункта 15 статьи 12 ФЗ о полиции сотрудники полиции имеют право доставлять несовершеннолетних в центры временного содержания для правонарушителей ОВД, в специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, либо в служебное помещение территориального органа или подразделения полициинесовершеннолетних следующей категории:

  • совершивших антиобщественные действия25;
  • безнадзорных26;
  • беспризорных27.

Во всех вышеперечисленных случаях, хотя принудительное препровождение несовершеннолетнего лица и имеет место, однако это действие нельзя рассматривать как меру обеспечения производства дела об административном правонарушении и, следовательно, как момент возбуждения производства.

Доставление несовершеннолетних осуществляется должностными лицами органов внутренних дел (полиции) при выявлении совершенных ими административных правонарушений, дела о которых в соответствии со статьей 23.3 КоАП РФ рассматривают органы внутренних дел (полиция), либо административных правонарушений, по делам о которых в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ органы внутренних дел (полиция) составляют протоколы об административных правонарушениях, а также при выявлении любых административных правонарушений в случае обращения к ним должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях, – в служебное помещение органа внутренних дел (полиции) или в помещение органа местного самоуправления сельского поселения.

Сотрудник полиции может применить к доставляемому несовершеннолетнему лицу физическую силу по основаниям пункта 2 части 1 статьи 20 Федерального закона о полиции, если не силовые способы не обеспечивают выполнение задачи по его доставлению. Также в отношении несовершеннолетнего старше 14 лет возможно применение специальных средств (средств ограничения подвижности и служебных животных) в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 21 Федерального закона о полиции для его доставления, но только в том случае, если имело место задержание по основаниям статьи 14 Федерального закона о полиции.

Реализация права доставления несовершеннолетних правонарушителей сотрудниками подразделений, несущих службу по охране общественного порядка предусмотрена как соответствующими ведомственными приказами МВД России, так и федеральным законодательством.

Должностные лица подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел на основании пункта 1 части 2 статьи 21 Федерального закона «О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений»имеют право в установленном порядке доставлять в подразделения органов внутренних дел несовершеннолетних, совершивших правонарушение.

В соответствии с пунктом 9.3 приказа МВД России от 17 января 2006 г. № 19 «О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений», сотрудники ППСП при выявлении несовершеннолетних правонарушителей, в том числе находящихся в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, в необходимых случаях доставляют таких лиц в дежурную часть территориального органа МВД России на районном уровне или подразделения по делам несовершеннолетних (если они находятся вне помещения территориального органа МВД России на районном уровне), при этом следует учесть, что на основании п. 217.2 Устава ППСП доставление несовершеннолетних, находящихся в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения производится только в дежурную часть (если нет необходимости осуществления доставления в медицинское учреждение, в том числе по основаниям статьи 27.12.1 КоАП РФ (медицинское освидетельствование на состояние опьянения).

Порядок доставления несовершеннолетних в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения имеет свои особенности, которые более подробно будут далее рассмотрены далее, отметим только, что в соответствии с пунктом 78 Приказа МВД России от 15 октября 2013 г.№ 845 «Об утверждении Инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации» (далее – Инструкция по организации деятельности ПДН)находящиеся в состоянии опьянения несовершеннолетние при отсутствии медицинских показаний для оказания медицинской помощи в стационарных условиях, доставляются только в дежурную часть территориального органа МВД России (данное требование также должно применятся только с учетом статьи 27.12.1 КоАП РФ).На практике это создает определенные организационные трудности, связанные, прежде всего с удалённостью некоторых дежурных частей территориальных органов МВД России от мест совершения правонарушения, особенно в сельской местности, однако исключение из данной нормы приказа не предусмотрено и доставление несовершеннолетнего правонарушителя в состоянии алкогольного опьянения, например, в помещение опорного пункта полиции будет являться прямым нарушением приказа МВД России.

Конкретные сроки доставления в нормативных правовых документах Российской Федерации не пописаны, однако необходимо учесть, что в соответствии с пунктом 2 статьи 27.2 КоАП РФ доставление должно быть осуществлено в возможно короткий срок.

По общему правилу о доставлении составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе об административном правонарушении или в протоколе об административном задержании. Копия протокола о доставлении вручается доставленному несовершеннолетнему лицу по его просьбе.

Вместе с тем, пункт 79Инструкция по организации деятельности ПДН требуето каждом случае доставления составлять специальный протокол доставления несовершеннолетнего в территориальный орган МВД России(приложение № 23 к Инструкции), оригинал которого хранится не в материалах КУСП или дела об административном правонарушении, а в подразделении по делам несовершеннолетних в специальном накопительном деле. Таким образом, по факту доставления несовершеннолетнего, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, сотрудниками полиции должны составляться два протокола о доставлении либо составляться специальный протокол доставления и делаться соответствующая запись в протоколе об административном правонарушении или в протоколе об административном задержании.

Последовательность действий оперативного дежурного после доставления в дежурную часть территориального органа МВД России (отдела, отделения, пункта полиции) несовершеннолетнего правонарушителя определена в Приказе МВД России от 30 апреля 2012 г.№ 389 «Об утверждении Наставления о порядке исполнения обязанностей и реализации прав полиции в дежурной части территориального органа МВД России после доставления граждан»28, в соответствии с которым выяснение обстоятельств факта задержания и доставления несовершеннолетнего осуществляется оперативным дежурным незамедлительно в специальном помещении.

По результатам выяснения обстоятельств факта задержания и доставления оперативным дежурным принимается одно из следующих решений:

  • о помещении несовершеннолетнего в специальное помещение дежурной части, предназначенное для содержания лиц, задержанных полицией по основаниям, предусмотренным частью 2 статьи 14 ФЗ о полиции;
  • об освобождении несовершеннолетнего при отсутствии оснований для его помещения в помещение для задержанных;
  • о направлении несовершеннолетнего в медицинскую организацию государственной или муниципальной систем здравоохранения, если по заключению медицинского работника выездной бригады скорой медицинской помощи оно нуждается в лечении в стационарных условиях;
  • о передаче несовершеннолетнего лица органу дознания или предварительного следствия, сотруднику подразделения по делам несовершеннолетних, родителям или иным законным представителям, должностным лицам образовательных или учебно-воспитательных учреждений, должностным лицам специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, или учреждений органов здравоохранения.

Информация о работе Особенности возбуждения и рассмотрения дел об административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними