Возбуждение
дела об административном правонарушении
является первоначальной стадией производства
по делу, имеющей решающее значение
в определении события административного
правонарушения, фиксации обстоятельств,
относящихся к этому событию,
определении подведомственности (подсудности)
рассмотрения дела.
Ст.
28.1 КоАП РФ установлен исчерпывающий
перечень поводов к возбуждению
дела об административном правонарушении,
в соответствии с которым производство
по делу может быть начато при наличии
достаточных данных, указывающих
на событие административного правонарушения,
а также материалов, содержащих такие
данные, обоснованных сообщений и
заявлений физических и юридических
лиц, средств массовой информации. По
делам об административных правонарушениях,
предусматривающих в качестве административного
наказания дисквалификацию, в п.
3 ч. 1 данной статьи определены специальные
субъекты, от которых могут быть
приняты имеющие значение для возбуждения
дела сообщения.
Поводами
к возбуждению
дела об административном
правонарушении являются:
1.непосредственное
обнаружение должностными лицами,
уполномоченными составлять протоколы
об административных правонарушениях,
достаточных данных, указывающих
на наличие события административного
правонарушения;
2.поступившие
из правоохранительных органов,
а также из других государственных
органов, органов местного самоуправления,
от общественных объединений
материалы, содержащие данные, указывающие
на наличие события административного
правонарушения;
3.сообщения
и заявления физических и юридических
лиц, а также сообщения в
средствах массовой информации,
содержащие данные, указывающие
на наличие события административного
правонарушения;
4.фиксация
административного правонарушения
в области дорожного движения
работающими в автоматическом
режиме специальными техническими
средствами, имеющими функции фото- и киносъемки,
видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки;
5.подтверждение
содержащихся в сообщении или
заявлении собственника (владельца)
транспортного средства данных
о том, что в случаях, предусмотренных
пунктом 4 настоящей части, транспортное
средство находилось во владении
или в пользовании другого лица.
Дело
об административном
правонарушении считается
возбужденным с момента:
1) составления протокола осмотра
места совершения административного
правонарушения;
2) составления первого протокола
о применении мер обеспечения
производства по делу об административном
правонарушении, предусмотренных ст.
27.1 КоАП;
3) составления протокола об административном
правонарушении или вынесения
прокурором постановления о возбуждении
дела об административном правонарушении;
4) вынесения определения о возбуждении
дела об административном правонарушении
при необходимости проведения
административного расследования,
предусмотренного ст. 28.7 КоАП;
5) оформления предупреждения или
с момента наложения (взимания)
административного штрафа на
месте совершения административного
правонарушения, если в соответствии
с ч. 1 ст. 28.6 КоАП протокол об
административном правонарушении
не составляется.
Формы стадии возбуждения
дела об административном
правонарушении:
1) упрощенная (назначение административного
наказания без составления протокола
– ст. 28.6 КоАП);
2) обычная (составление протокола
об административном правонарушении
– ст. 28.2 – 28.5 КоАП);
3) сложная (административное расследование
– ст. 28.7 КоАП).
Доказательства по делу об
административном правонарушении
– любые фактические данные, на
основании которых судья, орган,
должностное лицо, в производстве
которых находится дело, устанавливают
наличие или отсутствие события
административного правонарушения,
виновность лица, привлекаемого
к административной ответственности,
а также иные обстоятельства,
имеющие значение для правильного
разрешения дела.
В
зависимости от отношения к доказываемому
обстоятельству доказательства бывают
прямые и косвенные.
По источнику формирования
различают первоначальные и производные
доказательства.
По отношению к
предмету доказывания: обвинительные
и оправдательные доказательства.
По содержанию: личные, вещественные.
Предмет доказывания – обстоятельства,
подлежащие выяснению по делу об административном
правонарушении.
Обстоятельства, подлежащие
выяснению по делу об
административном правонарушении:
1) наличие события административного
правонарушения;
2) лицо, совершившее противоправное
действие (бездействие), за которое
КоАП или законом субъекта
РФ предусмотрена административная
ответственность;
3) виновность лица в совершении
административного правонарушения;
4) обстоятельства, смягчающие административную
ответственность, и обстоятельства,
отягчающие административную ответственность;
5) характер и размер ущерба, причиненного
административным правонарушением;
6) обстоятельства, исключающие производство
по делу об административном
правонарушении;
7) иные обстоятельства, имеющие значение
для правильного разрешения дела,
а также причины и условия
совершения административного правонарушения.
Источниками доказательств служат:
протокол об административном
правонарушении, иные протоколы,
предусмотренные КоАП, объяснение
лица, в отношении которого ведется
производство по делу об административном
правонарушении, показания потерпевшего,
показания свидетелей, заключения
эксперта, иные документы, показания
специальных технических средств,
вещественные доказательства.
Протокол об административном
правонарушении должен
содержать:
1) дату и место составления;
2) должность, фамилию и инициалы
лица, составившего протокол;
3) сведения о лице, в отношении
которого возбуждено дело об
административном правонарушении (фамилия,
имя, отчество);
4) адрес места жительства, фамилии,
имена, отчества, адреса места
жительства свидетелей и потерпевших
(если они имеются);
5) место, время совершения и
события административного правонарушения;
6) статью КоАП или закона субъекта
РФ, предусматривающую ответственность
за данное административное правонарушение;
7) объяснение физического лица
или законного представителя
юридического лица, в отношении
которых возбуждено дело;
8) запись о разъяснении лицу, в
отношении которого составлен
протокол об административном
правонарушении, его прав и обязанностей;
9) иные сведения, необходимые для
разрешения дела.
Протокол об административном
правонарушении составляется немедленно
после выявления совершения административного
правонарушения. В случае если
требуется дополнительное выяснение
обстоятельств дела либо данных
о физическом лице или сведений
о юридическом лице, в отношении которых
возбуждается дело об административном
правонарушении, протокол об административном
правонарушении составляется в течение
двух суток с момента выявления административного
правонарушения.
В
случае проведения административного
расследования протокол об административном
правонарушении составляется по окончании
расследования в сроки, предусмотренные
ст.28.7 КоАП.
Экспертиза – исследование, назначаемое
судьей, органом, должностным лицом, в
производстве которых находится дело
об административном правонарушении,
на основании определения в случаях необходимости
специальных познаний в науке, технике,
искусстве или ремесле.
Под вещественными доказательствами
по делу об административном
правонарушении понимаются орудия
совершения или предметы административного
правонарушения, в том числе орудия
совершения или предметы административного
правонарушения, сохранившие на
себе его следы.
Документы признаются доказательствами,
если сведения, изложенные или
удостоверенные в них организациями,
их объединениями, должностными
лицами и гражданами, имеют значение
для производства по делу об
административном правонарушении (в
письменной и иной форме, материалы
фото– и киносъемки, звуко– и
видеозаписи, информационных баз
и банков данных и иные носители
информации).
Под специальными техническими
средствами понимаются измерительные
приборы, утвержденные в установленном
порядке в качестве средств
измерения, имеющие соответствующие
сертификаты и прошедшие метрологическую
проверку.
Административное расследование
проводится в случаях, если
после выявления административного
правонарушения в области антимонопольного
законодательства, законодательства
о рекламе, валютного законодательства,
законодательства о защите прав потребителя,
в области налогов и сборов, таможенного
дела, охраны окружающей среды, производства
и оборота этилового спирта, алкогольной
и спиртосодержащей продукции, пожарной
безопасности, дорожного движения и на
транспорте осуществляется экспертиза
или иные процессуальные действия, требующие
значительных затрат.
Стадия возбуждения
дела об административном
правонарушении завершается:
• передачей протокола об административном
правонарушении с другими материалами
на рассмотрение по подведомственности;
• вынесением постановления о
прекращении производства по
делу об административном правонарушении
(при наличии обстоятельств, исключающих
производство по делу об административном
правонарушении – ст. 24.5 КоАП);
• передачей протокола об административном
правонарушении и других материалов
дела по месту службы лица,
совершившего административное
правонарушение, для решения вопроса
о привлечении к дисциплинарной
ответственности (ст. 2.5 КоАП);
• прекращением производства
по делу и передачей материалов
прокурору, в орган предварительного
следствия или дознания при
наличии в деянии лица признаков
преступления.