Психологические особенности несовершеннолетних

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2011 в 18:57, контрольная работа

Краткое описание

Сегодня почти каждое пятое преступление на территории России совершается подростками и юношами в возрасте 14 – 17 лет. И преступления их, как правило, далеко не безобидны. Квартирные кражи, грабежи и разбойные нападения, имущественный ущерб от которых сочетается с причинением увечий и расстройства здоровья многочисленным жертвам; операции с наркотиками; изнасилования, дерзкие, жестокие и циничные убийства.

Файлы: 1 файл

псих наташа.doc

— 119.00 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ «СЕВЕРОУРАЛЬСКИЙ ПОЛИТЕХНИКУМ» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Психологические особенности несовершеннолетних

      Реферат по социальной психологии  
 

                                               Выполнила:

                                                                       Студентка группы ЭкБу-3

                                                                          Павлова Наталья Сергеевна

                    Руководитель: 

                                                                     преподаватель Васильева

                                                       Вера Ильинична 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Североуральск, 2011

      Введение

      Сегодня почти каждое пятое преступление на территории России совершается подростками  и юношами в возрасте 14 – 17 лет. И преступления их, как правило, далеко не безобидны. Квартирные кражи, грабежи  и разбойные нападения, имущественный  ущерб от которых сочетается с причинением увечий и расстройства здоровья многочисленным жертвам; операции с наркотиками; изнасилования, дерзкие, жестокие и циничные убийства.

      Проблемы  эти относятся к числу «вечных», однако сегодня они крайне актуализировались, потребовав нового осмысления и учета в практике работы правоохранительных органов. Коль скоро уголовный закон предусматривает возможность привлечения несовершеннолетних к уголовной ответственности, а реальная доля их, нарушающих уголовно – правовые запреты, значительна и продолжает расти, органы следствия и суды вынуждены расследовать и разрешать уголовные дела о преступлениях тех, кому 14-17 лет. А значит, остается реальностью и борьба, не с ними, а с тем злом, которое они причиняют обществу, с их преступностью.1

      Но  нельзя забывать, кто эти преступления совершает. По своим физиологическим, психологическим особенностям, по характеру  и содержанию мотивации, по социальному  положению это особая категория  преступников. Игнорировать данный факт, не учитывать его специфику в отправлении правосудия недопустимо. Утверждая принцип личной ответственности каждого своего члена, общество не может не принять на себя часть ответственности за состояние преступности несовершеннолетних.

      Общество  обязано защищать, помогать тем своим  гражданам, которые в противоречиях усваивают опыт социального общения. Вот почему преступность несовершеннолетних – это одновременно и  проблема социального неблагополучия и проблема возрастного формирования личности, точнее его издержек и осложнений. И она не может быть решена по принципу: преступление – наказание. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Психовозрастные особенности несовершеннолетних
 

      Нельзя  забывать, что различие между несовершеннолетними  и взрослыми имеет не столько  количественный, сколько качественный характер. Поэтому понимание проблематики несовершеннолетних предполагает наличие специальных знаний и опыта, отличных от тех, которые необходимы при осуществлении борьбы с преступностью взрослых лиц.

      Речь  идет об учете возрастных особенностей несовершеннолетних, во-первых, при разработке законодательных норм, определяющих специфику их уголовной ответственности и судопроизводства по этой категории дел, и, во-вторых, при расследовании и судебном разбирательстве, реализации уголовного наказания и осуществлении всех направлений профилактики преступного поведения несовершеннолетних. Необходимо при этом знать и правильно учитывать как общие возрастные особенности несовершеннолетних, так и индивидуальные психологические характеристики конкретных подростков – правонарушителей: темперамент и характер, способности и запас знаний, потребности и интересы, уровень развития эмоционально – волевой сферы. Иными словами, следует различать возрастные особенности, которые характеризуют общие, свойственные данной возрастной группе закономерности формирования личности, и индивидуальные, относящиеся к особенностям развития отдельного лица. 
 
 
 

  1. Психологические особенности среднего школьного возраста
 

      Средний школьный возраст рассматривается  в возрастной психологии как весьма важный этап развития в силу того, что происходящие в этом возрасте изменения являются существенными для правильной оценки закономерностей развития в более позднем периоде. В рассматриваемый период интенсивно происходит развитие самосознания. Это выражается, прежде всего, в возникновении чувства взрослости. Сущность его состоит в том, что подросток испытывает огромное стремление к самоутверждению себя как личности равной взрослому, требует, чтобы с ним считались, уважали его мнение. Ощущая себя взрослым, подросток стремится отмежеваться от всего, что кажется ему детским.

      Чувство взрослости выражается также в стремлении к самостоятельности и независимости, в желании оградить некоторые  сферы своей жизни от вмешательства  родителей и других взрослых. В  связи с этим подросток усваивает взрослую атрибутику поведения – в манере одеваться, говорить, начинает курить, употреблять спиртные напитки и т. д. Для мальчиков характерно стремление обладать качествами «крутого» парня, чей имидж постоянно демонстрируют с экранов телевизоров их кумиры. Отсюда стремление экстравагантно одеваться, демонстрировать физическую силу, мужественность, раскованность, употребление жаргона или сленга, т.е. специфического языка, который сейчас используется в среде общения некоторых молодежных группировок.

      Потребность в самоутверждении и самоопределении, поиск самого себя настолько сильны для подростков, что в корне меняют картину их поведения. Но наряду с социально одобряемыми способами завоевать достойное положение в классе, семье, дворовой компании нередки случаи, когда подростки стремятся добиться авторитета с помощью отрицательных форм поведения. Так можно привести многочисленные примеры участия подростков в групповых хулиганских действиях, изнасилованиях или кражах, чтобы не прослыть трусом или «предателем».

      В связи с развитием самосознания психологи отмечают у подростков среднего школьного возраста большую  душевную ранимость, чем у старших  школьников. Отсюда «беспричинная» и  «немотивированная» (с точки зрения взрослого) реакция на слова и  поступки окружающих, на те или иные обстоятельства жизни.

      Существенной  психологической особенностью подростков среднего школьного возраста является ярко выраженная потребность в общении, которая удовлетворяется в различных  видах общественно полезной деятельности. Однако в случае конфликтов и осложнений в социальной ситуации развития потребность в общении может удовлетворяться и путем антиобщественной деятельности. Некоторые психологи даже считают, что общение подростков – это особая, специфическая сфера деятельности, с помощью которой происходит реализация чувства взрослости и усвоение моральных норм общения. Не случайно ведущая деятельность в подростковом возрасте – общение в различных формах.

      Вместе  с тем максимализм в оценках, присущий подросткам, малый социальный опыт объясняют присущую им гиперболизацию как собственного опыта, так и возможных конфликтных ситуаций, в которых они оказываются. Это порождает ощущение безысходности, отчаяние, апатию или, наоборот, беспричинную агрессию. Подобные издержки психических процессов данного возрастного периода должны обязательно учитываться  в криминологической практике. 
 
 
 

      3. Психологические  особенности старшего  школьного возраста 

      В период ранней юности  в области  интеллектуального развития  появляется сильная склонность юношеского стиля мышления к абстрактному теоретизированию, «философствованию». Развитие абстрактно-логического мышления знаменует появление потребности спорить об отвлеченных предметах, о которых юноши имеют весьма смутное представление.

      Существенные  изменения происходят в этот период и в самосознании. Его бурное развитие наблюдается уже в подростковом возрасте. У юношей же мы имеем дело с новым уровнем самосознания. Юноша уже не просто ощущает себя личностью, но личностью неповторимой, не похожей на других, с собственным миром чувств и переживаний. И он хочет, чтобы окружающие заметили и оценили его неповторимость. Это нередко обуславливает завышенную самооценку, свойственную старшеклассникам. Надо отметить, что юноше нужно утвердиться, прежде всего, в среде сверстников, в референтной группе. Поэтому, если он не очень считается с мнением окружающих его старших – может даже бравировать чертами характера, поведения, отличающими его от них, – то  с  мнением своих сверстников, которых он почему-либо ценит, он считается в очень большой степени2.

      Яркая эмоциональность является характеристикой  для молодежи старшего возраста. Она  проявляется в высоком накале чувств и переживаний, в еще сильно выраженном стремлении к приключениям (хотя сами эти приключения и происшествия представляются уже более реалистичными), в некоторой идеализации уважаемых и дорогих людей, в желании подражать им. Для старших школьников естественна способность к сопереживанию, чрезвычайно актуальны эмоционально окрашенные отношения со сверстниками. В целом старшие школьники отличаются более высоким  уровнем эмоциональной восприимчивости, нежели подростки.

      И.С. Кон указывает, что новейшие исследования опровергают мнение о юности как  о «неврастеническом» периоде развития. У большинства людей переход  из подросткового возраста в юношеский сопровождаются улучшением коммуникабельности и общего эмоционального самочувствия. Эмоционально неуравновешенные, с признаками возможной психопатологии юноши составляют статистически меньшинство в своей возрастной группе, не превышающее 10-20%3.

      Юношеский возраст по сравнению с подростковым характеризуется большей дифференцирванностью эмоциональных реакций и способов выражения эмоциональных состояний, повышением самоконтроля и саморегуляции. Вместе с тем, отмечает И.С. Кон, юноши нередко жалуются на свое слабоволие, неустойчивость, подверженность внешним влияниям и такие характерологические черты, как капризность, ненадежность, обидчивость4.

      Так называемые немотивированные поступки, частые в юношеском возрасте, вовсе  не беспричинны. Чтобы понять их, следует четко разграничивать напряженность, а нередко – внутреннюю конфликтность психики юноши и социальную конфликтность его поведения5 
 
 
 

  1. Психологические особенности несовершеннолетних и отклоняющееся  поведение
 

      Как отмечает И.С. Кон, подростковая агрессия – чаще всего следствие общей озлобленности и пониженного самоуважения в результате пережитых жизненных неудач и несправедливостей. Изощренную жестокость нередко проявляют также и жертвы авторитарного воспитания, физического подавления, не имевшие в детстве возможности свободно экспериментировать и отвечать за свои поступки; жестокость для них – своеобразной сплав мести, самоутверждения и одновременно самопроверки6.

      Психические расстройства можно разделить на общие и специфически-возрастные. Кроме того, исследованиями А.Е. Личко установлены характерные для данного возраста особенности, обозначенные им как акцентуации характера, т.е. чрезмерные выражения (проявления) отдельных его черт, выступающие в качестве крайних вариантов нормы. Акцентуации влекут избирательную уязвимость к определенным психогенным воздействиям. Существуют различные этапы акцентуации (повышенная активность, оптимизм, общительность с частой сменой увлечений, замкнутость и некоммуникабельность; повышенная утомляемость, раздражительность и склонность к ипохондрии; чрезмерная впечатлительность и чувство собственной неполноценности; эмоциональная взрывчатость со склонностью к периодам тоскливо-злобного настроения, когда нужен объект, на котором можно сорвать зло; крайний эгоцентризм, ненасытная жажда постоянного внимания к своей особе; несамостоятельность, зависимость от микросреды)7. Они сами по себе не есть патология, но при неблагоприятной социальной ситуации развития могут перерастать в различные возрастные психические расстройства (заболевания).

      Из  ряда высказанных в научной литературе гипотез наиболее убедительными  представляются две:

  1. Низкое самоуважение способствует совершению антиобщественных поступков, ибо, участвуя в группах с антисоциальной направленностью, подросток пытается повысить тем самым свой психологический статус у сверстников, найти такие способы самоутверждения, которые не одобряются в так называемой позитивной среде.
  2. Участие в совершении противоправных или аморальных поступков выступает как бы вызовом тем позитивным требованиям, которые подросток не в силах выполнить (получая отрицательную оценку и как следствие – низкую  самооценку), повышает его самоуважение за счет преодоления необходимости следовать этим требованиям.

Информация о работе Психологические особенности несовершеннолетних