Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2011 в 18:57, контрольная работа
Сегодня почти каждое пятое преступление на территории России совершается подростками и юношами в возрасте 14 – 17 лет. И преступления их, как правило, далеко не безобидны. Квартирные кражи, грабежи и разбойные нападения, имущественный ущерб от которых сочетается с причинением увечий и расстройства здоровья многочисленным жертвам; операции с наркотиками; изнасилования, дерзкие, жестокие и циничные убийства.
Согласно тексту закона несовершеннолетние лицо в возрасте от 14 до 18 лет не подлежит привлечению к уголовной ответственности, если во время совершения преступления оно отставало в психическом развитии не связанном с психическим расстройством, и не моголо в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своего преступного поведения или руководить им. В данном случае имеет место одно из обстоятельств, исключающих уголовную ответственность в отношении несовершеннолетнего лица, которое совершило общественно – опасное деяние, и которое, при этом, не является субъектом преступления.
Здесь следует говорить об ограниченной способности несовершеннолетнего лица, возникающей не в связи с каким-либо психическим расстройством, а вследствие отставания или задержки у него психического развития, обусловленных самыми различными причинами (факторами), возрастными, медико-биологическими особенностями. Такими причинами например могут быть: общее недоразвитие всего организма, в частности психической деятельности, органические повреждения центральной нервной системы, социальная и педагогическая запущенность, различные аномалии, проявляющиеся в нарушении психического развития и другое.
Р.И.
Михеев отмечал, что устранение уголовной
ответственности уголовной
В детском и подростковом возрасте от 14 до 16 лет, отмечал еще в 1968 г. О.Е. Фрееров, головной мозг полностью не сформировался в результате физиологического недоразвития, а не болезненного состояния; противоправное действие не инкриминируется лицу, т. к. в этом случае надо говорить не о юридическом понятии невменяемости, которое определено уголовным законом, а о неспособности несовершеннолетнего полностью осознавать значение своих действий18.
Таким образом, речь в определенном смысле идет об отставании несовершеннолетнего лица в психическом развитии, которое чаще всего не соответствует паспортному возрасту на год, на два или более лет.
Отсюда устанавливая возраст привлечения и уголовной ответственности, законодатель исходит из убеждения в том, что, достигнув предусмотренных в УК возрастных границ, несовершеннолетний может в полной мере понимать общественную опасность своего деяния и руководить им, даже если оно имеет криминальный характер.
При ситуации, когда у несовершеннолетнего имеет место отставание психического развития, не связанного с психическим расстройством, и когда во время совершения преступления оно не может полностью осознавать общественную опасность своих действий или руководить ими, вопрос об уголовной ответственности данного лица не ставится. В этом случае отставание в развитии несовершеннолетнего лица в какой-то мере позволяет говорить о той или иной степени инфантилизма19, вследствие которого и при определенных обстоятельствах лицо совершает преступление.
Вместе с тем следует отметить, что законодатель, предусматривая в ч.3 ст.20 УК РФ это состояние, связанное с отставанием в психическом развитии несовершеннолетнего, исключая его психическое расстройство, и при отсутствии конкретизации как бы дает повод к различному пониманию этого нововведения, а порой и неоднозначному толкованию самого закона. Данное обстоятельство в определенной степени порождает своеобразные трудности в судебно следственной практике при решении вопросов о привлечении к уголовной ответственности данной категории лиц при совершении ими преступлений, а также в теории уголовного права. На одно из таких спорных положений указывает Валерий Боровиков. Он отмечает, что в нынешней законодательной формулировке несколько неправомерно говорить о возрастной невменяемости, т. к. законодатель использует для ее характеристики такую терминологию, как «не в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими»? Ведь при аналогичном юридическом критерии несовершеннолетний, совершивший преступление в силу психического расстройства, признается вменяемым и подлежит уголовной ответственности согласно ст. 22 УК. Очевидно, что причины возникновения такого дефекта сознания и воли в случаях, предусмотренных ч. 3 ст. 20 и ст. 22 УК, в принципе равнозначны. Но тогда непонятным остается основание, по которому несовершеннолетний, в одном случае, вообще не подлежит уголовной ответственности, а в другом должен нести ее тяготы. Логичнее было бы привести понятие возрастной невменяемости привести в соответствие с общим понятием невменяемости (ст. 21 УК), что означает совпадение их юридических критериев. Подобное противоречие, по мнению Валерий Боровиков, может быть устранено путем замены в ч. 3 ст. 20 слов «не мог в полной мере осознавать» на словосочетание «не мог осознавать»20.
Представляется, что законодательную формулировку отставания в психическом развитии, не связанном с психическим расстройством, зафиксированную в ч.3 ст.20 УК РФ, и понятие «задержка психического развития», употребляемое чаще всего в педагогике (дефектологии), психологии, медицине и т.п., видимо следует рассматривать как одинаковые понятия, несущие равнозначный смысловую нагрузку. Что же касается терминов «отставание» и «задержка» применительно к рассматриваемым понятиям, вероятно, о них можно говорить как о синонимах, хотя каждый из них может иметь самую различную дополнительную окраску исходя из принадлежности предмета исследования.
Задержка психического развития представляет собой основной тип аномалии, которая проявляется в нарушении нормального темпа психического развития ребенка. Она может быть вызвана дефектами конституции ребенка (гармонический инфантилизм), соматическими заболеваниями или поражениями центральной нервной системы и т.п. При этом, в отличие от олигофрении, при которой в основном наблюдается устойчивое общее недоразвитие психики, у детей с задержкой психического развития, само недоразвитие высших психических функций имеет временный характер21.
Следовательно,
речь в данном случае идет о не совсем
полноценном или ограниченном психическом
развитии несовершеннолетнего при
отсутствии расстройства психики, в результате
чего он не может в полной мере осознавать
преступность своего поведения либо руководить
им. Вместе с тем сама возможность оценки
своего поведения у данных лиц приобретается
в процессе постепенного усвоения ими
на разных этапах жизненного пути норм,
правил, общественных и социальных ценностей,
хотя они еще и не в полном объеме включены
в социальную структуру общества.
Заключение
Преступность несовершеннолетних вызывает обоснованную тревогу, учитывая ее неблагоприятные динамику и структуру, а также тесную связь с взрослой преступностью в нашей стране. Поэтому нельзя забывать, что в сфере уголовно-правовой борьбы с преступностью гуманизм неразрывно связан с принципом справедливости, согласно которому наказание или иные меры уголовно-правового характера, применяемые к лицу, совершившему преступление, должны соответствовать характеру общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного.
Уголовная ответственность была и остается необходимым и весьма действенным средством воздействия на тех несовершеннолетних преступников, которых отличает повышенная общественная опасность, упорное нежелание положительно реагировать на обычные средства воспитания. Практика показывает, что в большинстве своем суровые меры наказания должным образом влияют и на самих несовершеннолетних преступников, и на тех неустойчивых их сверстников, которые способны совершить преступление.
Однако,
в настоящее время ситуация такова,
что система наказаний для
несовершеннолетних, предусмотренная
Уголовным кодексом не является действенной
и на практике правоприменители могут
применять лишь лишение свободы. Это связано
с тем, остальные виды наказания либо не
введены в действие, либо ограничены в
применении и могут применяться лишь к
определенным группам несовершеннолетних
(например, лишение права заниматься определенной
деятельностью может применяться лишь
к несовершеннолетним, которые совершили
преступление благодаря занятию той самой
деятельностью). Это и составляет главную
проблему, которая не позволяет индивидуализировать
наказания, применяемые к несовершеннолетним.
Список
используемой литературы
1. Баранов П.П., В.И. Курбатов. Юридическая психология. Ростов – на - Дону, «Феникс», 2007.
2. Бондаренко Т.А. Юридическая психология для следователей. М., 2007.
3. Волков В.Н., Янаев С.И. Юридическая психология. М., 2005.
4. Васильев В.Л.
«Юридическая психология»:
5. Еникеев М.И. Юридическая психология. М., 2006.
6. Психологические приемы в работе юриста. Столяренко О.М. М., 2006.
7. Шиханцов Г.Г. Юридическая психология. М., 2006.
Информация о работе Психологические особенности несовершеннолетних