Особенности возбуждения и рассмотрения дел об административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2015 в 15:54, отчет по практике

Краткое описание

Цель исследования: уточнение теоретических основ административно-правового обеспечения информационно-психологической безопасности личности, общества и государства органами внутренних дел РФ.
Задачи исследования:
– исследовать понятие, сущность и содержание вредоносной информации, а также ее место в российской правовой системе;
– определить понятие и сущность информационно-психологической безопасности личности, общества и государства, выявить и структурировать основные угрозы информационно-психологической безопасности личности, общества и государства;
– исследовать и определить приоритетные направления деятельности ОВД по обеспечению информационно-психологической безопасности личности, общества и государства;
– выработать рекомендации и предложения по совершенствованию правовых основ, регулирующих отношения в сфере обеспечения информационно-психологической безопасности органами внутренних дел.

Оглавление

Введение 8
1 Возбуждение дел об административных правонарушениях в отношении несовершеннолетних 12
1.1 Поводы к возбуждению дел об административных правонарушениях в отношении несовершеннолетних 12
1.2 Полномочия сотрудников полиции при выявлении правонарушений несовершеннолетних 13
1.3 Административно-процессуальные основания возбуждения дел об административных правонарушениях в отношении несовершеннолетних 21
1.3.1 Момент возбуждения дела об административном правонарушении в отношении несовершеннолетних 21
1.3.2 Составление протокола осмотра места совершения административного правонарушения 22
1.3.3 Составление первого протокола о применении мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях несовершеннолетних 25
1.3.3.1 Производство доставления и составление протокола о доставлении несовершеннолетнего 27
1.3.3.2 Административное задержание несовершеннолетнего 39
1.3.3.3 Личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при несовершеннолетнем 45
1.3.3.4 Медицинское освидетельствование на состояние опьянения несовершеннолетнего 50
1.3.3.5 Составление протокола об административном правонарушении в отношении несовершеннолетнего 60
2 Рассмотрение дел об административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними 66
3 Профилактическая работа по итогам рассмотрения дела об административном правонарушении в отношении несовершеннолетних 72
Заключение 74
Список использованной литературы 76
Приложения 82

Файлы: 1 файл

УП ГРИФ 1.docx

— 164.46 Кб (Скачать)

Так и А.Л. Алехин предлагает понимать под административным производством урегулированную административно-процессуальными нормами деятельность уполномоченных государственных органов и должностных лиц по пресечению, объективному рассмотрению, а также законному назначению наказания лицу, совершившему административное правонарушение, его исполнению.4

Производство по делам об административных правонарушениях уполномоченными органами предполагает реализацию общеюрисдикционных принципов, имеющих собственную специфику, обусловленную административно-правовой сущностью возникающих правоотношений, регулируемых посредством реализации административных процессуальных норм. В данном контексте под принципами надлежит понимать законодательно закрепленные, основные, носящие обобщенный характер предписания, руководящие идеи, вытекающие из действующего законодательства. Ученые-административисты выделяют следующие принципы административно-юрисдикционной деятельности5:

  1. законность;
  2. непосредственность;
  3. оперативность;
  4. равенство всех граждан перед законом и органом, рассматривающим дело;
  5. гласность;
  6. публичность;
  7. состязательность;
  8. объективность истины;
  9. национальный язык производства;
  10. устность;
  11. диспозитивность;
  12. двухстепенность.

Однако в рамах производства по делам о правонарушениях несовершеннолетних особое внимание надлежит обращать на такие принципы, как законность, оперативность, презумпция невиновности, а также неотвратимость наказания.

Принцип законности в теории трактуется как непосредственное и строгое соблюдение норм действующего закона при четком его толковании. Применительно к административной деятельности принцип связан с применением административного принуждения только на основаниях и в порядке, установленных законом. Иными словами, привлекаемое к ответственности лицо не может подвергаться административному наказанию, обеспечительным мерам иначе как на основании и в порядке, установленном законом6.

Принцип законности касается равно норм материального и процессуального права. К числу формально-юридических требований надлежит относить: соблюдение сроков наложения административного наказания (ст. 4.5 КоАП РФ); форма протокола, постановления либо определения по делам об административных правонарушениях, соблюдение их реквизитов (ст. 28.2, 28.7,29.10 и 29.12 КоАП РФ); место и сроки рассмотрения дел о правонарушениях (ст. 29.5,29.6 КоАП РФ); порядок, сроки исполнения процессуальных актов (главы 31 и 32 КоАП РФ). На практике нарушение этих принципов происходит наиболее часто. Речь идет о нарушении порядка уведомления родителей или иных законных представителей несовершеннолетнего о применении к нему мер административного принуждения, о нарушении сроков составления протокола об административном правонарушении, не составление протоколов о применении мер принуждения (например, доставления или задержания), рассмотрение материалов дела не уполномоченным на то должностным лицом.

Принцип неотвратимости наказания при рассмотрении материалов о совершенных правонарушениях в КДН и ЗП в свете имеющей место на практике «волоките» нарушается, что приводит к освобождению виновных от ответственности и уменьшает значимость правоприменительной деятельности в этой сфере, снижает эффективность воспитательного и профилактического воздействия на нарушителя. Иначе, установленные ограниченно во времени материально-правовые и процессуальные сроки в сфере административной ответственности, безусловно, противоречат принципу неотвратимости наказания за совершение правонарушения. Он предполагает: 1) ни одно правонарушение не останется «без должного внимания» со стороны государства; 2) мера ответственности за совершенное правонарушение применяется быстро и эффективно; 3) должностные лица – сотрудники правоохранительных органов – обладают и используют в своей практической деятельности высокий профессионализм7.

Одновременно с рассмотренными выше принципами действуют также специфические, определенные задачами административной деятельности органов внутренних дел в отношении несовершеннолетних, принципы, направленные на установление истины, перевоспитание подростков и профилактику их правонарушений. К ним относятся следующие, способствующие защите их прав и законных интересов, начиная со стадии возбуждении дела и заканчивая прекращением дела:

  • защиту осуществляют их законные представители (родители, усыновители, опекуны и попечители), которые представляют интересы несовершеннолетних на основании родственных связей или документов, удостоверяющих их полномочия;
  • в случае применения к несовершеннолетнему такой меры процессуального обеспечения как административное задержание, об этом незамедлительно уведомляются его родители или иные законные представители;
  • несовершеннолетние, подвергнутые административному задержанию, содержатся в специальных помещениях отдельно от взрослых лиц;
  • место рассмотрения дела об административном правонарушении в отношении несовершеннолетнего или совершенном им определяется по месту жительства, лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Производство по делу об административном правонарушении состоит из стадий, под которыми следует понимать такую сравнительно самостоятельную часть производства, которая наряду с его общими задачами, имеет свойственные только ей задачи. Стадии отличаются друг от друга и кругом участников производства. На каждой стадии совершаются разные действия. Решение задач каждой стадии оформляется специальным процессуальным документом, который подводит итог деятельности на каждой стадии. После принятия такого акта начинается новая стадия. Стадии органично связаны между собой; последующая, как правило, начинается лишь после того, как закончена предыдущая, на новой стадии проверяется то, что было сделано ранее.

Производство по делу об административном правонарушении состоит из четырех стадий: 1) возбуждение дела об административном производстве; 2) рассмотрение делаоб административном производстве; 3) пересмотр постановления по делуоб административном производстве; 4) исполнение постановления по делу об административном производстве.

Из выделяемых стадий рассматриваемого производства в большей степени спецификой, связанной с возрастной особенностьюданной категории лиц, обладают две стадии – это стадиявозбуждения дела об административном производстве, и стадия рассмотрения дела по существу. Ведь именно они раскрывают значительные возможности для осуществления максимального воспитательного воздействия на несовершеннолетних правонарушителей.

 

2Возбуждение дел об административных правонарушениях в отношении несовершеннолетних

 

2.1 Поводы к возбуждению дел об административных правонарушениях в отношении несовершеннолетних

 

Возбуждение дела об административном правонарушении является начальной стадией административно-юрисдикционного производства, в ходе которой, прежде всего, устанавливается факт административного правонарушения, а также определяется его подведомственность (подсудность).

Наиболее распространенными поводами к возбуждению дела об административном правонарушении в отношении несовершеннолетнего, предусмотренные ч. 1 ст. 28 КоАП РФ, являются:

1) непосредственное  обнаружение должностными лицами  органа внутренних дел, уполномоченными, в соответствии с приказом  МВД России от 5 мая 2012 г. № 4038 составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, совершенного несовершеннолетним;

2) поступившие  из правоохранительных органов, а также из других государственных  органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений  материалы, содержащие данные, указывающие  на наличие события административного  правонарушения, совершенного несовершеннолетним;

3) сообщения  и заявления физических и юридических  лиц, а также сообщения в средствах  массовой информации, содержащие  данные, указывающие на наличие  события административного правонарушения (за исключением административных  правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 5.27 «Нарушение законодательства о труде и об охране труда» и статьей 14.52 «Нарушение саморегулируемой организацией обязанностей по раскрытию информации» КоАП РФ) совершенного несовершеннолетним;

4) фиксация  административного правонарушения  в области дорожного движения, совершенного несовершеннолетним  собственником транспортного средства, работающими в автоматическом  режиме специальными техническими  средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами  фото- и киносъемки, видеозаписи;

5) подтверждение  содержащихся в сообщении или  заявлении собственника (владельца) транспортного средства данных  о том, что в случаях, предусмотренных  вышеуказанным пунктом, транспортное  средство находилось во владении  или в пользовании другого, несовершеннолетнего лица.

Иные поводы к возбуждению дела об административном правонарушении в отношении несовершеннолетнего, редко встречающиеся в практической деятельности, указаны в частях 1.1-1.3 статьи 28.1 КоАП РФ.

 

2.2 Полномочия сотрудников полиции при выявлении правонарушений несовершеннолетних

 

При непосредственном обнаружении (выявлении) сотрудником органа внутренних дел достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, совершаемого несовершеннолетним сотрудник любого подразделения органа внутренних дел, независимо от занимаемой должности, прежде всего, в соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 12 Федерального закона «О полиции»9обязан его пресечь и, если административное правонарушение подведомственно полиции, – начать осуществление производства по данному делу. В том случае, если сотрудники полиции не вправе составлять протоколы по выявленному факту, например нарушение несовершеннолетним действующих санитарно-эпидемиологических нормативов (статья 6.3 КоАП РФ), нарушение несовершеннолетним требований пожарной безопасности в жилом помещении (статья 20.4 КоАП РФ) и др., пресечение таких правонарушений должно сопровождаться установлением личности несовершеннолетних правонарушителей и последующим информированием органов (должностных лиц), наделенных надлежащими административно-юрисдикционными полномочиями. Подобный порядок действий, охватывается обязанностью полиции «информировать соответствующие государственные и муниципальные органы, организации и должностных лиц этих органов и организаций о ставших известными полиции фактах, требующих их оперативного реагирования» (пункт 1 части 1 статьи 12 ФЗ о полиции)10.

Обязанность сотрудников органов внутренних дел выявлять несовершеннолетних правонарушителей, группы таких лиц прописана в статье 23 Федерального закона от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»11.

Наибольшее количество административных правонарушений, совершаемых несовершеннолетними, выявляется сотрудниками, несущими службу по охране общественного порядка, а именно патрульно-постовой (ППСП), дорожно-патрульной службы Государственной инспекции безопасности дорожного движения (ДПС ГИБДД), а также участковыми уполномоченными полиции (УУП) и сотрудниками подразделений по делам несовершеннолетних (ПДН).

Несмотря на то, что напрямую обязанности по выявлению любых административных правонарушений, совершаемых несовершеннолетними не прописаны в ведомственных нормативных правовых документах МВД России, определяющих порядок несения службы, указанных подразделений, отдельные требования приказов МВД России способствуют инициативному выявлению отдельных видов правонарушений по данному направлению деятельности. Так, в соответствии с п. 217.2 Устава ППСП12 и п. 9.3 Приказа МВД России от 17 января 2006 г.№ 19 «О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений»13 патрульные и постовые наряды, принимая участие в борьбе с правонарушениями среди несовершеннолетних, выявляют детей, подростков, находящихся в состоянии алкогольного, токсического или наркотического опьянения.

При этом ведущая роль в деятельности по инициативному выявлению несовершеннолетних правонарушителей должна оставаться за подразделениями по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации, которые обязаны выявлять данные правонарушения в ходе деятельности по непосредственному обнаружению данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, совершаемого несовершеннолетним. В связи с этим сотрудники ПДН, в соответствии с п. 33.13.1 Приказа МВД России от 15 октября 2013 г. № 84514 и п. 8.7. Приказа МВД России от 17 января 2006 г.№ 19 выявляют несовершеннолетних, допускающих употребление спиртных напитков и немедицинское потребление наркотических средств.

Помимо непосредственного обнаружения правонарушений, совершаемых несовершеннолетними, сотрудники ПДН, на основании п. 36 Приказа МВД России от 15 октября 2013 г. № 845, обеспечивают своевременное выявление поводов к возбуждению дел об административных правонарушениях, совершенных, в том числе путем изучения и анализа данных об образе жизни и связях несовершеннолетних правонарушителей, сведений, содержащихся в материалах о привлечении правонарушителей к иной (не только административной) ответственности, материалах об отказе в возбуждении уголовных дел, их прекращении, книге учета заявлений (сообщений) о преступлениях, об административных правонарушениях и происшествиях, книге учета лиц, доставленных в дежурную часть территориального органа МВД России, журнале учета несовершеннолетних, доставленных в территориальный орган МВД России, а также поступившей в ПДН информации из других подразделений территориального органа МВД России и иных органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

В случае поступления в орган внутренних дел материалов, содержащих данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, совершенного несовершеннолетним (за исключением выявленных непосредственно сотрудниками органов внутренних дел административных правонарушений, по которым составлены протоколы об административных правонарушениях), из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений, сообщений и заявлений физических и юридических лиц, средств массовой информации, сотрудники ПДН на основании п. 8.6 Приказа МВД России от 15 октября 2013 г.№ 845 рассматривают эти материалы на предмет наличия повода к возбуждению дела об административном правонарушении в отношении несовершеннолетнего в порядке, предусмотренном Инструкцией о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел РФ заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях15

Информация о работе Особенности возбуждения и рассмотрения дел об административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними