Особенности возбуждения и рассмотрения дел об административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2015 в 15:54, отчет по практике

Краткое описание

Цель исследования: уточнение теоретических основ административно-правового обеспечения информационно-психологической безопасности личности, общества и государства органами внутренних дел РФ.
Задачи исследования:
– исследовать понятие, сущность и содержание вредоносной информации, а также ее место в российской правовой системе;
– определить понятие и сущность информационно-психологической безопасности личности, общества и государства, выявить и структурировать основные угрозы информационно-психологической безопасности личности, общества и государства;
– исследовать и определить приоритетные направления деятельности ОВД по обеспечению информационно-психологической безопасности личности, общества и государства;
– выработать рекомендации и предложения по совершенствованию правовых основ, регулирующих отношения в сфере обеспечения информационно-психологической безопасности органами внутренних дел.

Оглавление

Введение 8
1 Возбуждение дел об административных правонарушениях в отношении несовершеннолетних 12
1.1 Поводы к возбуждению дел об административных правонарушениях в отношении несовершеннолетних 12
1.2 Полномочия сотрудников полиции при выявлении правонарушений несовершеннолетних 13
1.3 Административно-процессуальные основания возбуждения дел об административных правонарушениях в отношении несовершеннолетних 21
1.3.1 Момент возбуждения дела об административном правонарушении в отношении несовершеннолетних 21
1.3.2 Составление протокола осмотра места совершения административного правонарушения 22
1.3.3 Составление первого протокола о применении мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях несовершеннолетних 25
1.3.3.1 Производство доставления и составление протокола о доставлении несовершеннолетнего 27
1.3.3.2 Административное задержание несовершеннолетнего 39
1.3.3.3 Личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при несовершеннолетнем 45
1.3.3.4 Медицинское освидетельствование на состояние опьянения несовершеннолетнего 50
1.3.3.5 Составление протокола об административном правонарушении в отношении несовершеннолетнего 60
2 Рассмотрение дел об административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними 66
3 Профилактическая работа по итогам рассмотрения дела об административном правонарушении в отношении несовершеннолетних 72
Заключение 74
Список использованной литературы 76
Приложения 82

Файлы: 1 файл

УП ГРИФ 1.docx

— 164.46 Кб (Скачать)

Акт медицинского освидетельствования на состояние опьянения прилагается к соответствующему протоколу. Копия акта медицинского освидетельствования на состояние опьянения вручается несовершеннолетнему лицу, в отношении которого он был составлен.

Направление на медицинское освидетельствование на состояние опьянения несовершеннолетнего, в случае, если это первоначальное действие, производимое сотрудником органа внутренних дел, будет является моментом возбуждения производства по делу об административном правонарушении.

Если административное производство в отношении несовершеннолетнего уже возбуждено, например, протоколом доставления, задержания, досмотра или др., то в качестве меры, обеспечивающей производство по делу об административном правонарушении проведение медицинского освидетельствования на состояние опьянения послужит доказательной базой наличия определенных составов административных правонарушений, связывающих наступление административной ответственности с состоянием алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения.

Помимо этого, необходимость направления несовершеннолетнего, в отношении которого ведется производство об административном правонарушении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, обусловлена наличием в части 1 статьи 6 КоАП РФ такого обстоятельства, отягчающего ответственность, как совершение административного правонарушения в состоянии опьянения.

Отказ несовершеннолетнего лица от прохождения медицинского освидетельствования по основаниям статьи 27.12.1 КоАП РФ сам по себе не порождает оснований для административной ответственности. Однако, в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 6 КоАП РФ, при наличии достаточных оснований полагать, что несовершеннолетнее лицо, совершившее административное правонарушение, находится в состоянии опьянения, также является обстоятельством, отягчающим ответственность.

Освидетельствование на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического) является одним из видов медицинское освидетельствования, которое в соответствии со статьей 65 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»41 представляет собой совокупность методов медицинского осмотра и медицинских исследований, направленных на подтверждение такого состояния здоровья человека, которое влечет за собой наступление юридически значимых последствий.

Необходимым предварительным условием любого медицинского вмешательства, в том числе и освидетельствования на состояние опьянения, является дача информированного добровольного согласия гражданина или его законного представителя на медицинское вмешательство на основании предоставленной медицинским работником в доступной форме полной информации.

Несовершеннолетние в возрасте старше пятнадцати лет или больные наркоманией несовершеннолетние в возрасте старше шестнадцати лет имеют право на информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство или на отказ от него, за исключением случаев, когда они являются недееспособными или по своему состоянию не способны дать согласие на медицинское вмешательство.

До достижения указанного возраста или в случае, если несовершеннолетнее лицо признанно в установленном законом порядке недееспособным, если такое лицо по своему состоянию не способно дать согласие на медицинское вмешательство информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство дает один из родителей или иной законный представитель.

Информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство от родителей или иного законного представителя необходимо в отношении:

– больного наркоманией несовершеннолетнего при оказании ему наркологической помощи;

– несовершеннолетнего, направляемого на медицинское освидетельствование в целях установления состояния наркотического либо иного токсического опьянения42.

Помимо того, в июне 2013 года Федеральный закон от 8 января 1998 г.№ 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах»43был дополнен главой VI.1 «Профилактика незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании».Статья 53.4 названного закона предусматривает обязанность проведения раннего выявления незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, которое включает в себя:

  • социально-психологическое тестирование обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, а также образовательных организациях высшего образования44;
  • профилактические медицинские осмотры обучающихся в образовательных организациях.

Для проведения этих мероприятий необходимо письменное информированное согласие обучающихся, достигших возраста пятнадцати лет, либо письменное информированное согласие одного из родителей или иного законного представителя обучающихся, не достигших возраста пятнадцати лет45.

Образовательные организации обязаны обеспечить конфиденциальность полученных в результате проведения социально-психологического тестирования сведений, однако в случае выявления незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ они же направляют обучающегося в специализированную медицинскую организацию или ее структурное подразделение, оказывающие наркологическую помощь. Для этого необходимо иметь на руках информированное согласие соответствующего субъекта или его законного представителя.

Медицинское вмешательство без согласия любого несовершеннолетнего, одного из родителей или иного законного представителя допускается:

1) если медицинское  вмешательство необходимо по  экстренным показаниям для устранения  угрозы жизни человека и если  его состояние не позволяет  выразить свою волю или отсутствуют  законные представители;

2) в отношении  лиц, страдающих заболеваниями, представляющими опасность для окружающих;

3) в отношении  лиц, страдающих тяжелыми психическими  расстройствами;

4) в отношении  лиц, совершивших общественно опасные  деяния (преступления);

5) при проведении  судебно-медицинской экспертизы  и (или) судебно-психиатрической экспертизы.

Таким образом провести такой вид медицинского вмешательства, как медицинское освидетельствование в отношении несовершеннолетнего лица, совершившего административное правонарушение фактически можно только с его согласия или в определенных случаях с согласия родителей или законных представителей. Однако такого согласия при направлении на медицинское освидетельствование уполномоченным должностным лицам органа внутренних дел не требуется. С целью обеспечения начала процедуры прохождения медицинского освидетельствования, сотрудники органов внутренних дел могут воспользоваться правом, предоставленным пунктом 14 части 1 статьи 13 Федерального закона о полиции, доставить несовершеннолетнее лицо в соответствующую медицинскую организацию на медицинское освидетельствование, если результат освидетельствования необходим для подтверждения либо опровержения факта административного правонарушения и для объективного рассмотрения дела об административном правонарушении.

Порядок прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения определен действующей до настоящего времени Временной инструкцией о порядке медицинского освидетельствования для установления факта употребления алкоголя и состояния опьянения утвержденной Минздравом СССР 1 сентября 1988 г. № 06-14/33-14, которая не применяется на территории Российской Федерации в части медицинского освидетельствования на состояние опьянения лиц, управляющих транспортными средствами46 (Приказ Минздрава РФ от 12 августа 2003 г. № 399).

В соответствии с Инструкцией медицинское освидетельствование для установления факта употребления алкоголя и состояния опьянения производится в специализированных кабинетах наркологических диспансеров (отделений) врачами психиатрами-наркологами или в лечебно-профилактических учреждениях врачами психиатрами-наркологами и врачами других специальностей, прошедших подготовку, как непосредственно в учреждениях, так и с выездом в специально оборудованных для этой цели автомобилях.

Прием на освидетельствование от работников правоохранительных органов производится по письменному направлению или лично от сопровождающего представителя правоохранительного органа. Во всех случаях врачу, проводящему освидетельствование, должны быть сообщены причины, вызвавшие необходимость освидетельствования, и его цели (с позиций какого нормативного акта будут рассмотрены результаты освидетельствования).

Врач (фельдшер) обязан удостовериться в личности освидетельствуемого путем ознакомления с его личными документами (паспорт, удостоверение личности, водительское удостоверение и т.п.).

Отсутствие личных документов не служит основанием к тому, чтобы не производить освидетельствование. В таком случае в протоколе отмечается, что паспортные данные заполнены со слов освидетельствуемого.

Если проведение освидетельствования в полном объеме не представляется возможным в силу сложившихся обстоятельств (из-за тяжести состояния испытуемого, отказа от освидетельствования и т.д.), в протоколе медицинского освидетельствования указываются причины, почему не было выполнено то или иное исследование.

Характер и последовательность проведения биологических проб определяются врачом (фельдшером) в зависимости от особенностей клинического состояния обследуемого.

Врач при составлении заключения на основании критериев, изложенных в методических указаниях по медицинскому освидетельствованию для установления факта употребления алкоголя и состояния опьянения, должен установить одно из следующих состояний:

  • трезв, признаков употребления алкоголя нет;
  • установлен факт употребления алкоголя, признаки опьянения не выявлены;
  • алкогольное опьянение;
  • алкогольная кома;
  • состояние одурманивания, вызванное наркотическими или другими веществами (в этом случае обязательно указывается установленное вещество.

Заключение выносится только при достоверном лабораторном определении конкретного вещества. Результаты освидетельствования сообщаются обследуемому сразу же по окончании обследования. Лицам, доставившим освидетельствуемого для определения факта употребления алкоголя или состояния опьянения, выдается на руки протокол медицинского освидетельствования. При отсутствии сопровождающего лица протокол освидетельствования высылается в адрес направившей организации по почте.

Копия протокола остается в учреждении здравоохранения, где произведено освидетельствование, и хранится в порядке, установленном для медицинских карт стационарного больного.

Порядок действий сотрудников полиции при выявлении несовершеннолетних, находящихся в общественных местах в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и утративших способность самостоятельно передвигаться или ориентироваться в окружающей обстановке определен Приказом МВД РФ от 23 декабря 2011 г. № 1298 «Об утверждении Инструкции о порядке доставления лиц, находящихся в общественных местах в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и утративших способность самостоятельно передвигаться или ориентироваться в окружающей обстановке, в медицинские организации»47 и может применяться только в части не противоречащей статье 27.12.1 КоАП РФ.

Так, при отсутствии медицинских показаний для оказания медицинской помощи в стационарных условиях несовершеннолетние лица, находящиеся в состоянии опьянения, совершившие правонарушения, могут быть доставлены сотрудниками полиции в дежурные части территориальных органов МВД России, только после применения к ним такой меры обеспечивающей производство по делу об административном правонарушении как направление на медицинское освидетельствование на состояние опьянения.

Сотрудники полиции при обнаружении лиц, находящихся в состоянии опьянения, в том числе несовершеннолетних, при необходимости оказывают им первую помощь, организуют незамедлительный вызов на место выездной бригады скорой медицинской помощи, о чем докладывают в дежурную часть территориального органа МВД России, и действуют в соответствии с указаниями дежурного, а также обеспечивают сохранность имущества лиц, находящихся в состоянии опьянения.

При отсутствии медицинских показаний для оказания медицинской помощи в стационарных условиях несовершеннолетним лицам, находящимся в состоянии опьянения, сотрудники полиции получают от медицинского работника следующую информацию: наименование станции (подстанции), отделения скорой медицинской помощи, фамилия, имя, отчество медицинского работника выездной бригады скорой помощи, номер карты вызова скорой медицинской помощи с указанием даты и времени обращения.

При наличии медицинских показаний для оказания медицинской помощи в стационарных условиях у несовершеннолетнего лица, находящегося в состоянии опьянения, доставленного в медицинскую организацию сотрудником полиции, составляется документ о передаче указанного лица медицинской организации, который подписывается медицинским работником и сотрудником полиции.

 

1.3.3.5 Составление протокола об административном правонарушении в отношении несовершеннолетнего

 

Рассматриваемую процедурув юридической литературе принято считать кульминационным моментом стадии возбуждения дела об административном правонарушении48.

О совершении несовершеннолетним административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаявозбуждения дела об административном правонарушении прокурором (статья 28.4 КоАП РФ) или случая выявления административного правонарушения, предусмотренного главой 12 КоАП РФ, совершенного с использованием транспортного средства, зафиксированного с применением работающего в автоматическом режиме специального технического средства (часть 3 статьи 28.6 КоАП РФ).

Как уже ранее отмечалось, в отношении несовершеннолетних, сотрудниками органов внутренних дел (полиции) не может быть применен упрощенный порядок административного производства, предусмотренный статьей 28.6 КоАП РФ. Обусловлено это тем, что сотрудники полиции уполномочены самостоятельно рассматривать совершенные несовершеннолетними административные правонарушения лишь по некоторым составам правонарушений в области дорожного движения, перечисленным в статье 23.3 КоАП РФ, при этом в соответствии с  Административным регламентом МВД России исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения, утвержденным приказом МВД России от 2 марта 2009 г. № 185 при выявлении административного правонарушения, совершенного несовершеннолетним, достигшим возраста шестнадцати лет, дело на месте совершения административного правонарушения не рассматривается. Уполномоченным сотрудником органа внутренних дел, в установленных КоАП РФ случаях составляется протокол об административном правонарушении или выносится определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования.

Информация о работе Особенности возбуждения и рассмотрения дел об административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними