Особенности возбуждения и рассмотрения дел об административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2015 в 15:54, отчет по практике

Краткое описание

Цель исследования: уточнение теоретических основ административно-правового обеспечения информационно-психологической безопасности личности, общества и государства органами внутренних дел РФ.
Задачи исследования:
– исследовать понятие, сущность и содержание вредоносной информации, а также ее место в российской правовой системе;
– определить понятие и сущность информационно-психологической безопасности личности, общества и государства, выявить и структурировать основные угрозы информационно-психологической безопасности личности, общества и государства;
– исследовать и определить приоритетные направления деятельности ОВД по обеспечению информационно-психологической безопасности личности, общества и государства;
– выработать рекомендации и предложения по совершенствованию правовых основ, регулирующих отношения в сфере обеспечения информационно-психологической безопасности органами внутренних дел.

Оглавление

Введение 8
1 Возбуждение дел об административных правонарушениях в отношении несовершеннолетних 12
1.1 Поводы к возбуждению дел об административных правонарушениях в отношении несовершеннолетних 12
1.2 Полномочия сотрудников полиции при выявлении правонарушений несовершеннолетних 13
1.3 Административно-процессуальные основания возбуждения дел об административных правонарушениях в отношении несовершеннолетних 21
1.3.1 Момент возбуждения дела об административном правонарушении в отношении несовершеннолетних 21
1.3.2 Составление протокола осмотра места совершения административного правонарушения 22
1.3.3 Составление первого протокола о применении мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях несовершеннолетних 25
1.3.3.1 Производство доставления и составление протокола о доставлении несовершеннолетнего 27
1.3.3.2 Административное задержание несовершеннолетнего 39
1.3.3.3 Личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при несовершеннолетнем 45
1.3.3.4 Медицинское освидетельствование на состояние опьянения несовершеннолетнего 50
1.3.3.5 Составление протокола об административном правонарушении в отношении несовершеннолетнего 60
2 Рассмотрение дел об административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними 66
3 Профилактическая работа по итогам рассмотрения дела об административном правонарушении в отношении несовершеннолетних 72
Заключение 74
Список использованной литературы 76
Приложения 82

Файлы: 1 файл

УП ГРИФ 1.docx

— 164.46 Кб (Скачать)

По результатам выяснения обстоятельств факта совершения несовершеннолетним лицом административного правонарушения оперативный дежурный выполняет одно из следующих действий:

– составляет протокол об административном правонарушении;

–выносит определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования при необходимости осуществлении экспертизы или иных процессуальных действий, требующих значительных временных затрат по делам об административных правонарушениях в сферах, указанных в части 1 статьи 28.7 КоАП РФ;

– выносит постановление о прекращении дела об административном правонарушении при наличии обстоятельств, исключающие производство по делу об административном правонарушении (24.5 КоАП РФ)29;

– передает или направляет материалы дела об административном правонарушении должностному лицу, уполномоченному составлять протокол об административном правонарушении (как правило в подразделение ПДН).

После доставления несовершеннолетнего в дежурную часть оперативный дежурный также обязан:

1) выяснить  основания доставления несовершеннолетнего, принять от должностного лица, осуществившего доставление, письменный  рапорт или протокол о доставлении;

2) установить  личность доставленного несовершеннолетнего, выяснить сведения о регистрации  данного лица по месту жительства (месту пребывания);

3) зарегистрировать  факт доставления в Книге учета  лиц, доставленных в дежурную  часть территориального органа МВД России.

В обязанности оперативного дежурного также входит разъяснение доставленному несовершеннолетнему причин ограничения его прав и свобод, а также возникающие в связи с этим права и обязанности, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

В случае, если выясняется неправомерность задержания или доставления несовершеннолетнего в дежурную часть, лицо незамедлительно освобождается с одновременным принесением старшим дежурной смены извинений. Об освобождении неправомерно задержанного или доставленного несовершеннолетнего и принесении ему извинений производится запись в графе 10 Книги учета лиц, доставленных в дежурную часть территориального органа МВД России, а о факте неправомерного доставления незамедлительно докладывается начальнику территориального органа МВД России или лицу, исполняющему его обязанности.

При доставлении несовершеннолетнего, совершившего административное правонарушение, в помещение подразделения ПДН непосредственно сотрудником, выявившим административное правонарушение или в случае поступления такого несовершеннолетнего из дежурной части, сотруднику подразделения по делам несовершеннолетних в соответствии с пунктом 80 Инструкции по организации деятельности ПДН, в случае, если эти действия по какой-либо причине не были реализованы оперативным дежурным, необходимо:

1) установить  данные, характеризующие его личность, сведения о родителях или иных  законных представителях, условиях  воспитания;

2) уведомить  незамедлительно его родителей  или иных законных представителей;

3) выяснить  обстоятельства совершения правонарушения;

4) решить  вопрос о возбуждении дела  об административном правонарушении;

5) направить  в медицинскую организацию для  оказания медицинской помощи, а  также, при необходимости, в установленном  порядке медицинского освидетельствования  несовершеннолетнего, в отношении  которого имеются достаточные  основания полагать, что он находится  в состоянии алкогольного, наркотического  или иного токсического опьянения, а также в случае наличия  у него характерных признаков  телесных повреждений либо признаков  заболеваний, в том числе с  подозрением на инфекционные  и паразитарные болезни;

6) принять  меры по выявлению лиц, склонивших  несовершеннолетнего к употреблению  алкогольной и (или) спиртосодержащей  продукции, употреблению наркотических  средств или психотропных веществ  без назначения врача либо  одурманивающих веществ, установлению  мест приобретения несовершеннолетним  указанной продукции путем получения  объяснений у несовершеннолетнего  и по возможности его родителей  или иных законных представителей, лиц, доставленных вместе с несовершеннолетним, а также привлечению виновных  к ответственности в соответствии  с законодательством Российской  Федерации;

7) передать  доставленного несовершеннолетнего  его родителям или иным законным  представителям, должностным лицам  образовательных учреждений для  детей-сирот и детей, оставшихся  без попечения родителей, медицинских организаций или специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации. Факт передачи несовершеннолетнего фиксируется в протоколе доставления несовершеннолетнего в территориальный орган МВД России, а также в книге учета лиц, доставленных в дежурную часть территориального органа МВД России и (или) в журнале учета несовершеннолетних, доставленных в территориальный орган МВД России.

Кроме того, сотрудники ПДН при доставлении к ним несовершеннолетних, в соответствии с пунктом 88 Инструкции по организации деятельности ПДН:

  • выявляют конкретные причины и условия, способствовавшие правонарушению; лиц, принявших участие в его совершении; взрослых, оказывающих отрицательное влияние на несовершеннолетних, вовлекающих их в совершение правонарушений;
  • вносят предложения начальнику территориального органа МВД России или его заместителю о применении к указанным лицам мер воздействия, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
  • осуществляют в установленном порядке подготовку документов, необходимых для рассмотрения материалов об административных правонарушениях несовершеннолетних (получают объяснения несовершеннолетнего правонарушителя, его родителей или иных законных представителей, а при необходимости и других лиц, подтверждающих факт совершения административного правонарушения).
  • составляют карточку на выявленного (доставленного) несовершеннолетнего, которую в течение 5 суток направляют в территориальный орган МВД России по месту жительства выявленного (доставленного) несовершеннолетнего, если он не проживает на обслуживаемой территории.

В обязанности сотрудников ПДН входит ведение журнала учета несовершеннолетних, доставленных в территориальный орган МВД России. В журнал вносятся сведения обо всех несовершеннолетних, доставленных в территориальный орган и (или) в ПДН, с пометкой о том, куда (в дежурную часть или в ПДН) осуществлено доставление. В отдельном разделе журнала регистрируются поступившие из других территориальных органов МВД России карточки на несовершеннолетних жителей обслуживаемой территории, выявленных сотрудниками других территориальных органов и (или) доставленных в них. В графе «принятые меры» данного раздела отражаются сведения о проведенной профилактической работе, принятом решении о постановке (непостановке) на профилактический учет и местонахождении материалов проверки по факту доставления.

В подразделениях по делам несовершеннолетних органов внутренних дел на железнодорожном, водном и воздушном транспорте наряду с журналом учета несовершеннолетних, доставленных в территориальный орган МВД России ведется алфавитный журнал учета доставленных несовершеннолетних.

Материалы на выявленных (доставленных) несовершеннолетних хранятся в отдельном накопительном деле в ПДН, по окончании календарного года передаются в подразделение делопроизводства и режима, где хранятся в течение 2 лет, после чего уничтожаются в соответствии с установленным в органах внутренних дел порядком делопроизводства.

В случае доставления в территориальный орган МВД России совершившего административное правонарушение несовершеннолетнего,в отношении которого имеются данные о его нахождении под активным диспансерным наблюдением и на амбулаторном принудительном наблюдении и лечении у психиатра, на основании совместных приказов от 30 апреля 1997 г. МВД России № 269 и Минздрава России № 133 «О мерах по предупреждению общественно опасных действий лиц, страдающих психическими расстройствами»30 орган внутренних дел в течение трех дней с момента совершения административного правонарушения, направляет в психоневрологический диспансер соответствующую информацию. В случае появления у такого лица особенностей поведения, свидетельствующих о реальной возможности совершения им общественно опасного деяния, и необходимости его освидетельствования, информация доводится до органов здравоохранения незамедлительно.

 

1.3.3.2 Административное задержание несовершеннолетнего

 

Административное задержание как самостоятельная мера административно-процессуального обеспечения, предусмотренная статьей 27.3 КоАП РФ представляет собой кратковременное ограничение свободы физического лица, которое может быть применено в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении.

Необходимо учитывать, что задержание (в том числе административное) есть кратковременное ограничение свободы физического лица и потому оно может применяться в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении (ч. 1 ст. 27.3 КоАП).

Для задержания несовершеннолетнего лица, совершившего административное правонарушение, в случае оказания им противодействия (например - попытки скрыться), в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 20 Федерального закона о полиции сотрудником полиции может применяться физическая сила. Применение специальных средств для задержания несовершеннолетнего лица достигшего четырнадцатилетнего возраста возможно только по основанием пункта 3 части 1 статьи 21 Федерального закона о полиции для пресечения сопротивления, оказываемого сотруднику полиции при задержании (попытка скрыться сопротивлением не является).

В отношении несовершеннолетних это положение имеет особую актуальность. Следует учитывать также принцип деятельности полиции, заключающийся в прекращении ограничения прав и свобод граждан, если достигнута законная цель или выяснилось, что эта цель не может или не должна достигаться путем ограничения прав и свобод граждан (часть 2 статьи 5 Федерального закона о полиции).

Административное задержание вправе осуществлять должностные лица органов внутренних дел (полиции) - при выявлении административных правонарушений, дела о которых в соответствии со статьей 23.3 КоАП РФ рассматривают органы внутренних дел (полиции), либо административных правонарушений, по делам о которых в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ органы внутренних дел (полиция) составляют протоколы об административных правонарушениях, а также при выявлении любых административных правонарушений в случае обращения к ним должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях. Приказом МВД России «О полномочиях должностных лиц системы МВД России по составлению протоколов об административных правонарушениях и административному задержанию» утвержден перечень должностных лиц системы МВД Российской Федерации, уполномоченных осуществлять административное задержание.

Об административном задержании несовершеннолетнего в обязательном порядке в кратчайший срок уведомляются его родители или иные законные представители31.В соответствии с частью 2 статьи 25.3 КоАП РФ законными представителями физического лица являются его родители, усыновители, опекуны или попечители. Помимо того, законными представителями недееспособных или не полностью дееспособные граждан, помещенных под надзор в образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, в том числе в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, может выступать администрация этих организаций (статья 35 части первая Гражданского кодекса РФ32). Администрация и медицинский персонал психиатрического стационара имеет на основании статьи 39 Закона РФ от 2 июля 1992 г. № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»33 право представлять интересы пациентов, признанных в установленном законом порядке недееспособными, но не имеющих иного законного представителя.

Задержанному несовершеннолетнему разъясняются его права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, о чем делается соответствующая запись в протоколе об административном задержании.

Несовершеннолетний, подвергнутый административному задержанию, вправе обратиться за помощью к защитнику, который должен быть допущен к участию в производстве по делу с момента административного задержания согласно ч. 4 ст. 25.5 КоАП РФ. Защитником может быть, как адвокат, так и иное лицо, например, родственник или даже знакомый.

Для того чтобы обеспечить участие защитника или законного представителя несовершеннолетнего с момента административного задержания, несовершеннолетнему необходимо обеспечить реализацию данного права. Например, должна быть предоставлена возможность позвонить родителям или иным законным представителям или согласно ст. 26 Федерального закона от 31 мая 2002 г. «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ»34 возможность воспользоваться услугами адвоката бесплатно.

Об административном задержании составляется протокол, в котором, в соответствии со статьей 27.4 КоАП РФ указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о задержанном несовершеннолетнем, время, место и мотивы задержания.

Протокол об административном задержании подписывается должностным лицом, его составившим, и задержанным несовершеннолетним. В случае, если задержанное лицо отказывается подписать протокол, в протоколе об административном задержании делается соответствующая запись. Копия протокола об административном задержании вручается задержанному несовершеннолетнему по его просьбе.

Срок административного задержания несовершеннолетнего не должен превышать три часа. Предусмотренная статьей 27.5 КоАП РФ возможность административного задержания на срок до 48 часов к несовершеннолетним правонарушителям не применима, так как, во-первых, в соответствии со статьей 21 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» несовершеннолетние не могут содержаться в подразделениях органов внутренних дел более трех часов, а, во-вторых, к ним не может быть применено административное наказание в виде административного ареста и следовательно отсутствуют основания содержания несовершеннолетнего под административном арестом до решения судьи.

Согласно части 4 статьи 27.5 КоАП РФ срок административного задержания несовершеннолетнего по общему правилу исчисляется с момента его доставления в порядке статьи 27.2 КоАП РФ, а находящегося в состоянии опьянения – со времени его вытрезвления.

Задержанные несовершеннолетние содержатся в специально отведенных для этого помещениях органов, указанных в статье 27.3 КоАП РФ, либо в специальных учреждениях, создаваемых в установленном порядке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Информация о работе Особенности возбуждения и рассмотрения дел об административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними