Административная опека над несовершеннолетними

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 12:49, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящей курсовой работы является проведение комплексного правового анализа теоретических и практических проблем осуществления административной опеки над несовершеннолетними в Российской Федерации.
Достижение поставленной цели требует решения следующих задач:
- раскрыть правовой статус и основные направления деятельности органов опеки и попечительства по защите прав несовершеннолетних, оставшихся без родительского попечения;
- рассмотреть порядок выявления и устройства детей, оставшихся без попечения родителей, определить роль органов опеки и попечительства в этом процессе;

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………. 3
1. Деятельность органов опеки и попечительства по защите прав несовершеннолетних, оставшихся без родительского попечения……………
5
2. Выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей…... 17
3. Взаимодействие органов опеки и попечительства с правоохранительными органами и общественными организациями по защите прав несовершеннолетних, оставшихся без родительского попечения………………………………………………………………………...


24
Заключение………………………………………………………………………. 30
Список используемой литературы……………………………………………... 32

Файлы: 1 файл

Административная опека над несовершеннолетними (курс.).doc

— 168.00 Кб (Скачать)

Содержание 

Введение…………………………………………………………………………. 3
1. Деятельность  органов опеки и попечительства  по защите прав несовершеннолетних, оставшихся без родительского  попечения……………  
5
2. Выявление  и устройство детей, оставшихся  без попечения родителей…... 17
3. Взаимодействие  органов опеки и попечительства  с правоохранительными органами  и общественными организациями  по защите прав несовершеннолетних, оставшихся без родительского  попечения………………………………………………………………………...  
 
 
24
Заключение………………………………………………………………………. 30
Список  используемой литературы……………………………………………... 32

 

Введение 

     Радикальные реформы, проводимые в России последнее  десятилетие в политике, экономике  и социальной сфере не смогли не сказаться на сфере культуры, умонастроениях и духовных запросах россиян, их социокультурной деятельности. Наиболее активный период социализации подрастающего поколения протекает ныне в сложных условиях экономической и политической нестабильности, ломки традиционных ценностей: происходят дифференциация доходов, криминализация общества, коммерциализация сферы здравоохранения, культуры и образования. В связи с динамичными процессами, происходящими в обществе и связанными с его расслоением и изменением статуса сложившихся ранее социальных категорий населения, социальная защита семьи и детей в России сегодня приобрела особую актуальность. Общий кризис института семьи в стране, повсеместное (за редкими позитивными исключениями) отсутствие необходимой активной социальной работы с неблагополучными детьми и семьями, недостаточная развитость инфраструктуры семейного устройства детей-сирот, отсутствие эффективных мер со стороны государства в сфере правовой защищенности детей – все это приводит к тому, что растет число детей, лишенных семьи, родительского попечения, воспитывающихся в детских домах, школах-интернатах, детей-бомжей, не желающих возвращаться в свою семью, где они не находят тепла и заботы. Сегодня российской семье, как никогда, требуется социальная помощь и защита государства – не разовая, а постоянная, гарантированная, адресная. В связи с чем, интерес к вопросам защиты прав несовершеннолетних заметно возрос не только в обществе, но и в науке, причем предметом исследования в юридической литературе являются различные аспекты правовой охраны детей.

     Необходимость в особой защите прав ребенка предусмотрена как международными актами, признанными Российской Федерацией, так и российским законодательством. В процессе социально-экономической трансформации России сформирована и новая законодательная база государственной политики защиты детства, в связи, с чем в последнее время стали появляться некоторые положительные тенденции: формируется осознанно желание родителей иметь ребенка, кровного или приемного, независимо о материальных условий; в ряде регионов разработаны и осуществляются целевые программы семейной политики; формируется сеть учреждений социальной помощи семье и детям; создаются фонды и общественные организации в целях обеспечения защиты интересов детей и профилактики детской безнадзорности и социального сиротства. Но в целом, движение в этом позитивном направлении происходит очень медленно и, к сожалению, слабо влияет на общую ситуацию.

     Целью настоящей курсовой работы является проведение комплексного правового  анализа теоретических и практических проблем осуществления административной опеки над несовершеннолетними в Российской Федерации.

     Достижение  поставленной цели требует решения  следующих задач:

     - раскрыть правовой статус и  основные направления деятельности органов опеки и попечительства по защите прав несовершеннолетних, оставшихся без родительского попечения;

     - рассмотреть порядок выявления и устройства детей, оставшихся без попечения родителей, определить роль органов опеки и попечительства в этом процессе;

     - проанализировать основные грани  взаимодействия органов опеки и попечительства с правоохранительными органами и общественными организациями по защите прав несовершеннолетних, оставшихся без родительского попечения.

 

1. Деятельность органов  опеки и попечительства  по защите прав  несовершеннолетних, оставшихся без  родительского попечения 

     Особенностью  отношений в области опеки  и попечительства является то, что  эта область жизнедеятельности  человека регулируется нормами различной  отраслевой принадлежности и включает в себя регулирование как имущественных, так и личных неимущественных отношений.

     Правоотношения  в области опеки и попечительства обычно складываются с участием граждан, юридических лиц, в том числе  публичных субъектов.

     На  правовую природу отношений в  области опеки и попечительства накладывает свой отпечаток также то, что опека и попечительство решают общегосударственные задачи. Установление и надлежащее осуществление обеспечиваются организационной и контрольной деятельностью органов государственной власти и местного самоуправления.

     Органы  власти (например, сами органы опеки и попечительства) вступают в отношения по поводу опеки и попечительства как публичные субъекты, что порождает отношения власти и подчинения. Например, в отношениях с опекуном, который сдает ежегодный отчет о хранении имущества подопечного, орган опеки и попечительства не выступает как равноправный субъект правоотношений.

     Отношения между опекуном и попечителем  складываются как между равноправными  субъектами, при этом конфликта между  интересами того и другого обычно не имеется. Ведь опекун или попечитель, как правило, выступает в качестве законного представителя своего подопечного. Опека и попечительство по сути своей предназначены для восполнения недостающей дееспособности подопечного лица, а также в необходимых случаях для обеспечения иных его интересов, в том числе в сфере воспитания, образования и т.п. В отношении своего подопечного и в его интересах опекун или попечитель выполняет юридические и фактические действия. Фактические действия, например связанные с повседневным уходом за ребенком, могут сами по себе не иметь юридического значения, но в совокупности с иными действиями свидетельствовать о заботе и защите интересов подопечного.

     Отношения между опекуном и попечителем  могут носить безвозмездный характер или осуществляться на условиях встречного предоставления. Они носят срочный характер и требуют по общему правилу личного исполнения со стороны опекуна или попечителя.

     Если  обратиться к определению сущности опеки и попечительства, то ученые-цивилисты  определяют ее как одну из форм "осуществления государственной защиты личности"1, как "способ восполнения дееспособности граждан"2, как "устройство лица, устройство и его судьбы, и судьбы его имущества"3. Сущность опеки и попечительства состоит в закреплении за нуждающимся в социальной заботе гражданином физического лица, осуществляющего широкий круг действий по оказанию помощи, поскольку в обязанности опекуна (попечителя) входит осуществление таких действий, чтобы положение лица не ухудшилось.

     Основными задачами органов опеки и попечительства называют обеспечение оптимальных условий жизни социально незащищенных слоев населения, защиту их имущественных и личных неимущественных прав и охраняемых законом интересов4.

     В период существования СССР полномочия по опеке (попечительству) находились в ведении исполнительных органов государственной власти на местах. Компетенция указанных органов в РСФСР была предусмотрена Положением об органах опеки и попечительства РСФСР, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 30 апреля 1986 г. № 175.

     Представляется, что для возложения обязанностей по организации опеки (попечительства) на местные органы исполнительной власти у государства на тот период имелись все основания, поскольку именно эти органы являлись властью, "наиболее близкой к народу", и могли организовать полноценную государственную защиту для нуждающихся в ней граждан на местном уровне, используя различные способы, предусмотренные законом (оказание адресной социальной помощи, выплаты пенсий и пособий и т.д.)5.

     Правовое  положение органов, осуществляющих опеку и попечительство, изменилось с началом очередного этапа реформ, направленных на возрождение местного самоуправления в России.

     С момента принятия Закона РФ от 6 июля 1991 г. № 1550-1 "О местном самоуправлении в Российской Федерации", который  стал единым для страны нормативно-правовым актом, регулирующим отношения в данной сфере, обязанность по осуществлению опеки и попечительства была возложена на органы муниципальной власти, не входящих в систему органов государственной власти.

     Кроме того, Гражданский кодекс РФ (далее – ГК РФ) в ст. 34 закрепил обязанность органов местного самоуправления по осуществлению опеки и попечительства. Вместе с тем ни в одном нормативном акте не упоминалось о какой-либо государственной поддержке муниципалитетов при исполнении ими таких непростых обязанностей, как обеспечение прав и законных интересов граждан, нуждающихся в государственной социальной защите в форме опеки (попечительства).

     Вместо  этого Гражданский кодекс РФ декларировал возложение на органы местного самоуправления ранее свойственных им (в качестве местных органов государственной власти, правопреемниками которых являются органы местного самоуправления) государственных функций.

     В довершение этого вступивший в силу с 1 января 1996 г. Семейный кодекс РФ (далее – СК РФ) в части регулирования семейных отношений также обозначил органы местного самоуправления в качестве органов опеки и попечительства (ст. 121 СК РФ).

     Таким образом, два основополагающих нормативно-правовых акта (ГК РФ и СК РФ), регулирующих основную и наиболее значительную область всех правоотношений, связанных с осуществлением социальной защиты, императивно закрепили за органами местного самоуправления государственные обязанности в виде опеки и попечительства.

     Данные  полномочия за органами местного самоуправления закрепил также Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (ред. от 13.10.2009).

     Но  невозможность полноценного осуществления  функций по организации опеки  и попечительства органами местного самоуправления привела к пересмотру модели и концепции осуществления организации опеки и попечительства. В результате чего, эти функции были переданы с муниципального уровня на уровень исполнительной власти субъектов РФ6.

     Таким образом, действующее законодательство допускает определенную вариативность при закреплении ответственности за осуществление функций по опеке и попечительству за тем или иным государственным органом в зависимости от региональных особенностей. Однако имевшее место прежде, сложившееся в течение десятилетий предметное распределение управленческих обязанностей в сфере опеки и попечительства в целом сохранилось. Органами опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних в большинстве случаев являются органы исполнительной власти в сфере образования, а в отношении граждан, в отношении которых опека или попечительство установлены по медицинским характеристикам, – органы здравоохранения и социальной защиты7.

     Компетенция органов опеки и попечительства должна детально определяться в законах субъектов РФ, однако многие относящиеся к ней вопросы сформулированы в разных нормах федерального законодательства. Суммируя соответствующие положения, можно выделить основные направления деятельности, функции, права и обязанности органов опеки и попечительства:

     - обязанность назначать опекунов  и попечителей (п. 1 ст. 35 ГК РФ);

     - право и обязанность осуществлять  надзор за деятельностью опекунов  и попечителей (п. 3 ст. 34 ГК РФ);

     - обязанность исполнять функции  опекуна (попечителя) в отношении тех лиц, над которыми опека или попечительство не установлены своевременно (п. 1 ст. 35 ГК РФ), а также нести имущественную ответственность в предусмотренных законом случаях за действия этих лиц (ст. 1073, 1074, 1076 ГК РФ);

     - право и обязанность давать разрешение на совершение опекуном (дачу согласия попечителем) сделок, влекущих уменьшение имущества подопечного (п. 2 ст. 37 ГК РФ);

     - право предъявлять в суд иски  о признании недействительными  или о применении последствий  недействительности сделок, совершенных подопечными или от имени подопечных;

Информация о работе Административная опека над несовершеннолетними