Административная опека над несовершеннолетними

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 12:49, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящей курсовой работы является проведение комплексного правового анализа теоретических и практических проблем осуществления административной опеки над несовершеннолетними в Российской Федерации.
Достижение поставленной цели требует решения следующих задач:
- раскрыть правовой статус и основные направления деятельности органов опеки и попечительства по защите прав несовершеннолетних, оставшихся без родительского попечения;
- рассмотреть порядок выявления и устройства детей, оставшихся без попечения родителей, определить роль органов опеки и попечительства в этом процессе;

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………. 3
1. Деятельность органов опеки и попечительства по защите прав несовершеннолетних, оставшихся без родительского попечения……………
5
2. Выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей…... 17
3. Взаимодействие органов опеки и попечительства с правоохранительными органами и общественными организациями по защите прав несовершеннолетних, оставшихся без родительского попечения………………………………………………………………………...


24
Заключение………………………………………………………………………. 30
Список используемой литературы……………………………………………... 32

Файлы: 1 файл

Административная опека над несовершеннолетними (курс.).doc

— 168.00 Кб (Скачать)

     Калининским районным судом Тверской области  в июне 2005 г. Платонова лишена родительских прав, уголовное дело по обвинению  последней по ст. 156 УК РФ направлено в суд10.

 

2. Выявление и  устройство детей,  оставшихся без  попечения родителей 

     Защита  прав и интересов детей в случаях  смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из воспитательных учреждений, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений, а также в других случаях отсутствия родительского попечения возлагается на органы опеки и попечительства.

     Органы  опеки и попечительства выявляют детей, оставшихся без попечения  родителей, ведут учет таких детей и, исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей, избирают формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, а также осуществляют последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования. Деятельность других, кроме органов опеки и попечительства, юридических и физических лиц по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей, не допускается11.

     Если  ребенок устроен в детское  воспитательное, лечебное учреждение, учреждение социальной защиты, защита его прав и законных интересов возлагается на администрацию учреждения. Даже временное пребывание ребенка в подобного рода учреждениях обязывает их администрацию выступать в защиту его прав и интересов.

     Часть 1 статьи 122 СК РФ определяет порядок выявления детей, оставшихся без попечения родителей, а также порядок их учета на местном, региональном и федеральном уровне. Механизм организации учета таких детей регламентирован Постановлением Правительства РФ от 04.04.2002 № 217 "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществлении контроля за его формированием и использованием" (ред. от 11.04.2006). Централизованный учет подразделяется на первичный, региональный и федеральный и осуществляется органами опеки и попечительства и Министерством образования и науки РФ. Их работники выявляют детей, оставшихся без попечения родителей, и, исходя из конкретных обстоятельств, избирают формы их устройства, осуществляют последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования.

     Кроме того, в целях оказания содействия органам опеки и попечительства в выявлении таких детей закон  также обязывает иных должностных  лиц и граждан немедленно сообщать обо всех ставших им известными случаях  утраты детьми родительского попечения. Таким образом, не только близкие родственники ребенка, но и жилищные органы, органы загса (если при регистрации смерти или объявлении лиц умершими им станет известно об оставшихся без попечения детях), суд при вынесении соответствующих решений (о лишении родительских прав, о признании гражданина недееспособным и др.), органы внутренних дел (при взятии под стражу или осуждении к лишению свободы лиц, имеющих на попечении несовершеннолетних детей), другие должностные лица, которые по роду своей профессиональной деятельности связаны с детьми и семьей, руководители дошкольных учреждений, школ, детских поликлиник, а также общественные объединения, которые имеют сведения о таких детях, иные учреждения и граждане обязаны сообщать органам опеки и попечительства сведения о детях, оставшихся без попечения родителей.

     Однако  предусмотренная п. 1 ст. 122 СК РФ обязанность  не предполагает прямых юридических  санкций (негативных последствий за неисполнение указанной обязанности), поэтому ее следует рассматривать  как форму должного поведения в интересах защиты прав и интересов детей и общества12.

     На  практике встречаются случаи, когда  сами родители, временно не имеющие  возможности воспитывать своих  детей из-за болезни, отъезда в  длительную командировку и других уважительных причин, могут обратиться в органы опеки и попечительства.

     Органы  опеки и попечительства после  получения информации о детях, оставшихся без попечения родителей, обязаны  незамедлительно (в течение трех дней) провести первичное обследование условий жизни ребенка для проверки достоверности полученной информации о факте отсутствия попечения его родителей или родственников, а при установлении факта утраты ребенком родительского попечения – выявить других его родственников, которые могут обеспечить временный присмотр за ребенком. В зависимости от обстоятельств ребенок незамедлительно должен быть определен в воспитательное, лечебное учреждение, учреждение социальной защиты населения.

     Органом опеки и попечительства после  проведения обследования условий жизни  ребенка составляются два документа: акт обследования и основанное на нем заключение (оценка собранных фактов, выводы и предложения о форме возможного устройства ребенка), а при необходимости – должны быть приняты меры по охране имущества несовершеннолетнего. После этого данные о ребенке заносятся в журнал первичного учета установленной формы  и принимаются меры по его устройству.

     Часть 2 ст. 122 СК РФ устанавливает правовую обязанность руководителей учреждений социальной защиты (независимо от их ведомственной принадлежности и организационно-правовой формы), в которых находятся дети, сообщить в семидневный срок в орган опеки и попечительства по месту нахождения данного учреждения о каждом ребенке, оставшемся без попечения родителей и который может быть передан на воспитание в семью. Учет детей, подлежащих усыновлению, осуществляется в том же порядке, что и учет детей, лишившихся родительского попечения.

     При невозможности устройства ребенка  в семью по месту его фактического нахождения в течение месяца со дня установления факта утраты родительского попечения орган опеки и попечительства включает сведения об этом ребенке в региональный банк данных, и одновременно направляет сведения о нем в федеральный орган исполнительной власти, ведущий централизованный учет (в федеральный банк данных).

     В течение месяца со дня включения  указанных сведений в региональный банк данных орган исполнительной власти субъекта РФ, выполняющий функции  по опеке и попечительству, организует устройство ребенка в семью граждан, проживающих на его территории или на территориях других субъектов РФ, подбирает детей для лиц, изъявивших желание взять ребенка на воспитание в семью, выдает им направление в орган опеки и попечительства для посещения ребенка по его фактическому месту жительства (нахождения) и решения вопроса о передаче на воспитание в семью в порядке, установленном законодательством РФ. В целях оперативного учета детей, подлежащих усыновлению, разработана специальная компьютерная программа. Порядок учета лиц, желающих усыновить детей, определяется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

     Получив сведения о ребенке из органа опеки  и попечительства, Министерство образования  и науки РФ ставит ребенка на федеральный  учет в целях оказания содействия в последующем устройстве его на воспитание в семью граждан РФ, постоянно проживающих на территории РФ. При невозможности передать ребенка в семью на усыновление, под опеку (попечительство), в приемную семью на территории РФ ребенок может быть передан на усыновление иностранным гражданам, лицам без гражданства или российским гражданам, постоянно проживающим за пределами РФ (за исключением родственников ребенка) по истечении трех месяцев со дня постановки ребенка на централизованный учет.

     Многие вопросы, связанные с постановкой на учет детей, компетенцией органов опеки регламентированы в Постановлении Правительства РФ от 29.03.2000 № 275 "Об утверждении Правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществление контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации и Правил постановки на учет консульскими учреждениями РФ детей, являющихся гражданами РФ и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства" (ред. от 11.04.2006).

     При выборе форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, преимущество отдается семейным формам воспитания: передаче на усыновление, под опеку или попечительство, в приемную семью. В случаях, когда устройство ребенка в семью не представляется возможным, дети передаются на воспитание в соответствующие учреждения: воспитательные, лечебные, учреждения социальной защиты населения и др. В зависимости от возраста и состояния здоровья несовершеннолетние дети помещаются в детские дома всех типов, дома детства, дома ребенка, реабилитационные центры и другие аналогичные учреждения на полное государственное обеспечение. Администрация этих учреждений осуществляет права и обязанности опекуна (попечителя) в отношении помещенных в них детей. При этом форму такого устройства следует рассматривать как временную меру, не исключающую дальнейшую возможность поиска ребенку приемной семьи.

     Законами  субъектов Российской Федерации  могут определяться и другие (кроме  форм, установленных в СК РФ) формы  устройства детей, оставшихся без попечения родителей, с соблюдением основополагающих принципов семейного законодательства, касающихся приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних детей. Выбор той или иной формы устройства ребенка определяется исходя из интересов ребенка. При этом должны учитываться: его этническое происхождение и родной язык, принадлежность к определенному вероисповеданию и культуре, конкретные обстоятельства утраты родительского попечения, а также соблюдаться требования, установленные законом для каждой формы устройства ребенка в семью.

     Органы  опеки и попечительства должны сами временно осуществлять функции опекунов или попечителей, если не удалось  в срок, установленный законом, подобрать  ребенку семью или поместить  его в соответствующее учреждение.

     Кроме всего прочего стоит отметить, что абсолютной новеллой Закона об опеке является указание на то, что органы опеки и попечительства обязаны заниматься подбором, учетом и подготовкой граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством формах. Порядок осуществления указанного полномочия определяет Правительство РФ.

     Цель  подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями, состоит в формировании у органов опеки и попечительства своеобразных банков данных о таких гражданах и обеспечении оперативной (своевременной) передачи недееспособных или не полностью дееспособных граждан под опеку и попечительство подготовленных кандидатов в опекуны. Подготовка кандидатов в опекуны должна состоять в предоставлении этим лицам информации о законодательстве об опеке и попечительстве, психологической помощи, а также сведений о порядке обеспечения подопечных лечением и уходом, об исполнении обязанностей по защите их прав и интересов.

     И, наконец, одним из наиболее важных нововведений Закона об опеке в части полномочий органов опеки и попечительства является норма о том, что на эти органы возлагается обязанность оказывать содействие опекунам и попечителям, а также проверять условия жизни подопечных, соблюдение опекунами и попечителями прав и законных интересов подопечных, обеспечение сохранности их имущества.

     Иными словами, Закон об опеке четко  закрепил обязанности органов опеки и попечительства не только по назначению опекунов и попечителей, но и по дальнейшему сопровождению подопечного и опекуна (попечителя).

     Так называемое сопровождение состоит, прежде всего, в оказании опекунам и попечителям помощи, содействия. По обращениям опекунов и попечителей орган опеки и попечительства обязан оказывать опекунам информационную и юридическую поддержку, разъяснять им порядок получения различных видов пособий и льгот, обращаться от своего имени к органам государственной власти и местного самоуправления в защиту прав и интересов опекунов (попечителей) и их подопечных.

     В ряде регионов в ходе работы по развитию семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, был  накоплен опыт так называемого психолого-педагогического сопровождения опекунских (приемных, патронатных) семей, которое сводится к регулярной психологической поддержке и консультированию лиц, замещающих родителей, а также самих детей, переданных в такие семьи. Этот положительный опыт должен теперь распространиться на все виды опеки и попечительства, как над детьми, так и над взрослыми, поскольку ст. 8 Закона об опеке возложила на органы опеки и попечительства соответствующее полномочие по оказанию содействия опекунам и попечителям вне зависимости от категорий подопечных13. Это полномочие должно осуществляться и в случаях установления опеки и попечительства по договору (ст. 14 Закона об опеке).

     Кроме того, впервые очень четко в  законодательстве закреплено положение  о необходимости контроля со стороны  органа опеки и попечительства за соблюдением опекунами и попечителями прав и законных интересов подопечных, обеспечением сохранности их имущества, а также за исполнением опекунами и попечителями индивидуальных требований, связанных с личностью подопечного (ч. 4 ст. 15 Закона об опеке).

 

3. Взаимодействие  органов опеки  и попечительства  с правоохранительными  органами и общественными  организациями по  защите прав несовершеннолетних, оставшихся без родительского попечения 

Информация о работе Административная опека над несовершеннолетними