Административная опека над несовершеннолетними

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 12:49, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящей курсовой работы является проведение комплексного правового анализа теоретических и практических проблем осуществления административной опеки над несовершеннолетними в Российской Федерации.
Достижение поставленной цели требует решения следующих задач:
- раскрыть правовой статус и основные направления деятельности органов опеки и попечительства по защите прав несовершеннолетних, оставшихся без родительского попечения;
- рассмотреть порядок выявления и устройства детей, оставшихся без попечения родителей, определить роль органов опеки и попечительства в этом процессе;

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………. 3
1. Деятельность органов опеки и попечительства по защите прав несовершеннолетних, оставшихся без родительского попечения……………
5
2. Выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей…... 17
3. Взаимодействие органов опеки и попечительства с правоохранительными органами и общественными организациями по защите прав несовершеннолетних, оставшихся без родительского попечения………………………………………………………………………...


24
Заключение………………………………………………………………………. 30
Список используемой литературы……………………………………………... 32

Файлы: 1 файл

Административная опека над несовершеннолетними (курс.).doc

— 168.00 Кб (Скачать)

     - право предъявлять в суд иски  о признании недействительными  соглашений об уплате алиментов  несовершеннолетним или совершеннолетним  недееспособным членам семьи  в соответствии со статьей  102 СК РФ;

     - при необходимости обязанность заключать договор доверительного управления имуществом подопечного (п. 1 ст. 38 ГК РФ);

     - обязанность определять кандидатуру  доверительного управляющего имуществом  подопечного (п. 1 ст. 38 ГК РФ);

     - право освобождать и отстранять  опекунов и попечителей от исполнения ими своих обязанностей (ст. 39 ГК РФ);

     - обязанность нести имущественную  ответственность за вред, причиненный  по их вине имуществу или  личности подопечного лица (ст. 16 и 1069 ГК РФ);

     - право рекомендовать опекуну  (попечителю) ребенка способы воспитания (п. 1 ст. 150 СК РФ);

     - обязанность выплачивать опекуну  (попечителю) денежные средства на  содержание ребенка (п. 5 ст. 150 СК РФ);

     - право обязать опекуна (попечителя) ребенка не препятствовать общению  ребенка с отдельно проживающим родителем и другими родственниками (п. 1 ст. 55, п. 1 ст. 56 СК РФ);

     - разрешение разногласий, возникающих  между несовершеннолетними родителями  и опекуном их ребенка (п. 2 ст. 62 СК РФ);

     - право ходатайствовать перед  судом об ограничении несовершеннолетнего в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет права самостоятельно распоряжаться своими заработком, стипендией или иными доходами (п. 4 ст. 26 ГК РФ);

     - право и обязанность производить  объявление несовершеннолетнего  полностью дееспособным (эмансипацию) в соответствии со статьей 27 ГК РФ;

     - обязанность назначать помощника  совершеннолетнему дееспособному  лицу, которое по состоянию здоровья  не может осуществлять и защищать  свои права и исполнять обязанности  в соответствии со статьей  41 ГК РФ;

     - обязанность подыскивать доверительного управляющего имуществом лица, признанного судом безвестно отсутствующим, и заключать с ним договор доверительного управления (статья 43 ГК РФ);

     - право давать согласие на отчуждение  жилого помещения, в котором  проживают несовершеннолетние члены семьи собственника (п. 4 ст. 292 ГК);

     - право давать согласие в порядке,  предусмотренном п. 2 ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" на снятие указанной категории детей с регистрационного учета по месту жительства или по месту пребывания;

     - право требовать признания брака  недействительным в случаях, предусмотренных  статьей 28 СК РФ;

     - право и обязанность давать  согласие на добровольное установление отцовства в случаях, предусмотренных пунктом 3 статьи 48 СК РФ;

     - обязанность подавать заявление  о регистрации найденного (подкинутого)  ребенка в порядке, предусмотренном  статьей 19 Федерального закона "Об  актах гражданского состояния";

     - обязанность обеспечивать право ребенка на воспитание в семье (ст. 54 СК РФ);

     - обязанность защищать права и  интересы несовершеннолетних (ст. 56 СК РФ);

     - право и обязанность заслушивать  мнение ребенка, достигшего 10 лет,  а в предусмотренных законом  случаях спрашивать его согласие (ст. 57 СК РФ) на решение тех или иных вопросов, например при перемене имени и (или) фамилии ребенка;

     - право и обязанность разрешать  разногласия между родителями  ребенка по поводу его имени  и фамилии (п. 4 ст. 58 СК РФ), по поводу воспитания и образования детей (п. 2 ст. 65 СК РФ);

     - право давать разрешение в  порядке статьи 59 СК РФ на изменение  ребенку имени или фамилии;

     - обязанность при наличии противоречий  между интересами родителей и  детей назначать представителя  для защиты прав и интересов детей (п. 2 ст. 64 СК РФ);

     - обязывать родителей (одного из  них, а также иных лиц, у  которых на законных основаниях  находится ребенок) не препятствовать  общению ребенка с родителями, бабушкой, дедушкой и иными родственниками (ст. 67 СК РФ);

     - право и обязанность предъявлять в суд иски о взыскании с родителей (одного из них) алиментов на содержание ребенка (п. 3 ст. 80 СК РФ);

     - право предъявлять в суд иски  о лишении родительских прав  и ограничении родительских прав (ст. 70, 73 СК РФ), иски об отмене усыновления (ст. 142 СК РФ);

     - право давать согласие на контакты  с ребенком родителей, ограниченных  в родительских правах (ст. 75 СК РФ);

     - обязанность производить обследование  условий жизни ребенка и лица (лиц), претендующего на его воспитание, и представлять суду акт обследования и основанное на нем заключение по существу спора (п. 2 ст. 78 СК РФ);

     - обязанность при непосредственной  угрозе жизни ребенка или его  здоровью отобрать ребенка у  родителей (одного из них) или  у других лиц, на попечении  которых он находится, и обеспечить его временное устройство (ст. 77 СК РФ);

     - право и обязанность участвовать  в рассмотрении судом: а) дел  о признании недействительным  брака, заключенного с лицом,  не достигшим брачного возраста, а также с лицом, признанным  судом недееспособным (п. 2 ст. 28 СК РФ); б) любых споров, связанных с воспитанием детей, независимо от того, кем предъявлен иск в защиту ребенка (п. 1 ст. 78 СК РФ); в) дел о порядке осуществления родительских прав родителем, проживающим отдельно (п. 2 ст. 66 СК РФ); г) дел о лишении родительских прав (ст. 70 СК РФ), об ограничении родительских прав (ст. 73 СК РФ), о восстановлении в родительских правах (ст. 72 СК РФ); д) дел об установлении усыновления (ст. 125 СК РФ) и об отмене усыновления (ст. 140 СК РФ);

     - обязанность участвовать в принудительном исполнении решений, связанных с отобранием ребенка и передачей его другому лицу (лицам) в соответствии с пунктом 2 статьи 79 СК РФ;

     - обязанность давать суду заключение  об обоснованности усыновления  и его соответствии интересам усыновляемого ребенка, давать согласие на усыновление ребенка (ст. 125, 129 СК РФ);

     - обязанность осуществлять контроль  за условиями содержания, воспитания  и образования детей, находящихся  в лечебных, воспитательных и  иных учреждениях, защищать права выпускников данных учреждений (ст. 147 СК РФ);

     - обязанность подбирать приемных  родителей, заключать договор  о передаче ребенка в приемную  семью (ст. 151 СК РФ) и исполнять обязанности, установленные данным договором, принимать меры по расторжению договора в необходимых случаях, а также осуществлять контроль за исполнением приемными родителями своих обязанностей;

     - право давать в установленном  порядке согласие на перевод  детей-сирот и детей, оставшихся  без попечения родителей, из  одного образовательного учреждения в другое либо на изменение формы обучения до получения ими основного общего образования, а также на исключение таких лиц из любого образовательного учреждения; участвовать в пределах своей компетенции в проведении индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними (статья 16 Федерального закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних");

     - право и обязанность давать  согласие на зачисление несовершеннолетних  в качестве воспитанников в  воинские части (п. 3 ст. 24 Федерального закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних");

     - обязанность оформлять договоры  о передаче жилья в собственность  ребенка в порядке приватизации  или давать согласие несовершеннолетним в возрасте от 14 до 18 лет на такое оформление;

     - право давать согласие на психиатрическое  освидетельствование несовершеннолетнего  и помещение его в психиатрический  стационар, принимать решение  о помещении несовершеннолетних  и недееспособных лиц в психоневрологическое учреждение для социального обеспечения (Закон РФ "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании").

     Безусловно, обязанность назначать опекунов (попечителей) и контролировать выполнение ими своих функций – основная обязанность органов опеки и попечительства в данной сфере.

     Несмотря  на это, особое место в организации  работы по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних занимает обеспечение гарантий права  ребенка жить и воспитываться  в семье8. Данное право закреплено в основных международных документах по вопросам защиты прав и законных интересов детей (в частности, Конвенции о правах ребенка), а также в российском законодательстве. Деятельность по защите права ребенка жить и воспитываться в семье предполагает следующие основные направления: профилактика социального сиротства; развитие различных форм семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

     Организация профилактической работы с семьями  и детьми (в первую очередь с  семьями, находящимися в социально опасном положении), предусматривающая создание условий для своевременного выявления и коррекции проблем на ранней стадии семейного неблагополучия, сохранения ребенку во всех возможных случаях его родной семьи, является приоритетным направлением деятельности органов опеки и попечительства по защите права ребенка на семью.

     В качестве объектов профилактической и  реабилитационной работы органа опеки  и попечительства должны рассматриваться  не только дети, оставшиеся без попечения  родителей, но и дети, еще не лишившиеся родительского попечения, находящиеся в обстановке, представляющей угрозу их жизни, здоровью или препятствующей их воспитанию, прежде всего, дети из семей, где родители (иные законные представители) не исполняют своих обязанностей по воспитанию, обучению и содержанию своих детей, отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.

     Деятельность  органа опеки и попечительства по профилактике социального сиротства  должна быть ориентирована на выполнение следующих задач:

     - своевременное выявление ребенка, проживающего в семье и находящегося в ситуации, угрожающей его жизни и здоровью;

     - организация профилактической и  реабилитационной работы с ребенком  и его семьей на начальной  стадии возникновения семейных  проблем;

     - организация работы по профилактике отказа родителей от ребенка, в том числе отказа взять ребенка из родильного дома (отделения) либо из иного детского учреждения, дачи согласия на усыновление (удочерение) ребенка;

     - организация информационно-просветительской  и коррекционной работы с родителями (законными представителями) детей, направленной на повышение их сознательности, компетентности, оказание им соответствующей помощи (психологической, педагогической, социальной и др.);

     - организация комплексного социально-психологического сопровождения семьи и ребенка в целях оказания помощи семье в воспитании ребенка и осуществления эффективного контроля за условиями его жизни и воспитания9.

     Указанная работа должна осуществляться в рамках разрабатываемого и утверждаемого  органом опеки и попечительства плана мероприятий по защите прав и интересов ребенка.

     Действия  органов опеки и попечительства должны быть направлены на сохранение семьи, создание условий для воспитания ребенка в родной семье. Инициирование  вопроса о лишении родительских прав должно рассматриваться в качестве крайней меры воздействия на родителей, применяемой только в тех случаях, когда иные меры не дали результата. При этом органам опеки и попечительства следует принимать меры по организации реабилитационной работы с родителями, лишенными родительских прав или ограниченными в родительских правах, оказанию им необходимой помощи с целью восстановления семьи.

     Неисполнение  или ненадлежащее исполнение органами опеки и попечительства обязанностей, возлагаемых на них законом, выражается в соответствующих действиях или бездействии должностных лиц и иных работников этих органов.

     Из  материалов практики следует, что органы опеки и попечительства нередко  ненадлежащим образом обеспечивают выполнение наложенных на них законом  требований. Недостаточно внимания уделяют выявлению семей, находящихся в социально опасном положении, и оказанию им помощи. Зачастую не располагают данными о таких семьях, работа с ними не проводится. Так, в Тверской области в ноябре 2004 г. органы опеки и попечительства администрации Калининского района были уведомлены врачом Медновской сельской больницы о том, что им оказывалась помощь ребенку Платонову, 2003 г.р., который находится в социально опасном положении, с реальной угрозой его жизни, нуждается в срочной госпитализации. Мать ребенка Платонова Е.В. полностью устранилась от ухода за ребенком, что привело к дефициту массы его тела более чем на 50%, полуторагодовалый ребенок соответствовал уровню шестимесячного. И только спустя четыре месяца органы опеки и попечительства изъяли из семьи ребенка, находящегося в состоянии крайнего истощения, и поместили его в ЦРБ Калининского района.

Информация о работе Административная опека над несовершеннолетними