Особенности допроса несовершеннолетних

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 12:21, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы исследование тактических приемов допроса несовершеннолетних.

Оглавление

Введение………………………………………………….…………………...... 3



Глава 1. Общие положения тактики допроса………………………………5



Глава 2. Общие приемы тактики допроса несовершеннолетних……….13



Глава 3. Тактические приемы допроса несовершеннолетних в зависимости от их процессуального положения…………………………..21



Заключение……………………………………………..…….…………..……29



Список использованных источников………………………………………30

Файлы: 1 файл

9Курсовая по криминалистике9.docx

— 66.08 Кб (Скачать)

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………….…………………...... 3   

 

Глава 1. Общие  положения тактики допроса………………………………5  

         

Глава 2. Общие приемы тактики допроса  несовершеннолетних……….13

 

Глава 3. Тактические приемы допроса несовершеннолетних в зависимости от их процессуального  положения…………………………..21

 

Заключение……………………………………………..…….…………..……29  

 

Список  использованных источников………………………………………30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Факт совершения преступления, виновность конкретных лиц, наличие  отягчающих и смягчающих обстоятельств  обычно позволяет установить допрос участников уголовного процесса. Совершая преступное посягательство, виновный кроме материальных оставляет идеальные  следы – образы в памяти людей. Потерпевшие, свидетели-очевидцы, соучастники, сами злоумышленники запоминают их, становясь, таким образом, носителями информации, необходимой для установления обстоятельств  расследуемого дела. Получить эти  сведения в большинстве случаев  удается посредством допроса.

Используя многочисленные и разнообразные тактические  приемы проведения допроса следователь  собирает необходимую доказательную  базу для раскрытия  преступления, изобличения и привлечения к  ответственности виновного.

Цель данной курсовой работы исследование  тактических  приемов  допроса несовершеннолетних.

Достижение данной цели возможно через решение следующих задач:

-изучение общих положений  тактики допроса;

-исследование общих тактических  приемов допроса несовершеннолетних;

-исследование и анализ  тактических приемов допроса  несовершеннолетних в зависимости  от их процессуального положения.

Актуальность данной темы курсовой работы обусловлена тем, что  подростковый возраст один из ключевых периодов в формировании личности, представляющий собой «вторичную», «промежуточную» социализацию индивида1.

При написании курсовой работы, для решения поставленных задач,  использовался метод анализа нормативно-правовых актов, учебной, научной литературы, статей из периодических  правовых изданий. 

Методика применения тактических  приемов допроса отражена  в  периодических правовых, научных  юридических изданиях,  в учебной  литературе такими  авторами, как  Аверьянова Т. В., Балашов Д.Н., Балашов Н.М., Белкин Р. С., Бурцева Е.В., Возгрин И.А., Волынский А.Ф.,    Голоднюк М.Н., Зайцева И.А., Иванов А.Н., Ищенко Е.П. , Корухов Ю. Г., Кузнецова С.В., Российская Е. Р., Рак И.П., Савельева М.В.,  Саморока В.А., Селезнев А.В., Смушкин А.Б., Сысоев Э.В., Яблоков Н.П.   .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ТАКТИКИ ДОПРОСА

 

Допрос – это следственное действие, заключающееся в получении и фиксации в установленном законом порядке показаний свидетелей, потерпевших, подозреваемых, обвиняемых и экспертов об известных им фактах, значимых для расследуемого уголовного дела2.

Общая задача допроса заключается в получении полных и достоверных сведений о расследуемом событии, т.е. таких сведений, которые соответствуют действительности. Достоверность получаемых следователем сведений зависит от позиции допрашиваемого лица - желает оно давать правдивые показания или намерено скрывать правду 3.

Сущность допроса состоит  в том, что следователь, применяя соответствующие тактические приемы, побуждает допрашиваемого рассказать об обстоятельствах, прямо или косвенно связанных с расследуемым преступлением. Анализируя сообщаемые сведения, следователь  протоколирует их, чтобы в дальнейшем они фигурировали в качестве доказательств 4. При этом допрашивающий преследует следующие цели: 1) уточнить обстоятельства, подлежащие доказыванию; 2) выявить источники, из которых можно получить сведения о расследуемом преступном событии; 3) проверить достоверность собранных доказательств.

Достижение этих целей  обеспечивается тщательной подготовкой  к производству допроса, применением  соответствующих тактических приемов, соблюдением общих правил проведения допроса, содержащихся в ст. 189 УПК  РФ, а также этических норм.

Следователь, в целях  получения достоверных сведений от допрашиваемого лица, должен:

а) зафиксировать в протоколе  правдивые и достоверные показания;

б) вскрыть возможное  добросовестное заблуждение допрашиваемого лица и оказать ему помощь в  правильном воспроизведении ранее  воспринятых обстоятельств;

в) изобличить во лжи лицо, умышленно скрывающего правду, и  добиться получения от него правдивых  и достоверных показаний.

Общепринято  допрос подразделяется  на следующие виды:

По процессуальному положению  допрашиваемого: допрос свидетеля, потерпевшего, подозреваемого, обвиняемого, эксперта, специалиста.

В зависимости от возраста допрашиваемого: допрос совершеннолетнего, несовершеннолетнего,  малолетнего.

В зависимости от того, допрашивалось  ли ранее лицо по данным обстоятельствам: допрос первичный (первоначальный), дополнительный, повторный.

Эффективность любого вида допроса зависит от умения следователя  избрать правильную линию поведения  при подготовке, проведении и фиксации допроса5. Для этого необходимо знать основы тактики допроса, и придерживаться  определенных требований  предъявляемых  к допросу, проявляющихся в следующих положениях:

а) объективность допроса - выражается в непредвзятом и беспристрастном отношении следователя к допрашиваемому лицу и процессу допроса, в недопущении субъективного уклона при допросе;

б) полнота допроса - заключается в получении от допрашиваемого и фиксации в протоколе всей известной ему информации о расследуемом преступлении, а не только той, которая согласуется с версией следователя;

в) целеустремленность допроса - означает проведение его с заранее обдуманной целью, а именно получить от допрашиваемого лица полную и достоверную информацию, имеющую значение для дела;

г) активность допроса - заключается в том, что следователь для достижения поставленной цели ведет допрос инициативно, наступательно, умело использует все необходимые тактические приемы.

По мнению правоведа  Балашова Д.Н. существуют следующие  критерии допустимости применения тактических  приемов допроса:

а) законность и нравственность тактических приемов - заключается в их соответствии как общим принципам закона, морали и служебной этики, так и конкретным нормам УПК, регламентирующим производство допроса; недопустимости несоблюдения требований закона, невыполнения его предписаний, нарушения запретов, установленных законом;

б) научность тактических приемов - заключается в их соответствии опыту следственной и судебной практики, действующему уголовному и уголовно-процессуальному законодательству, положениям наук уголовного права, уголовного процесса, психологии, логики, научной организации труда;

в) целесообразность тактических приемов - определяется их пригодностью, необходимостью применения для эффективного достижения цели допроса6.

Допрос можно условно  разделить на стадии: подготовительную; свободный рассказ; ответы на вопросы; заключительную

Подготовка к допросу – одно из основных условий получения достоверных и полных показаний. Следователю при этом необходимо: а) проанализировать материалы дела; определить или уточнить процессуальный статус вызываемого на допрос: потерпевший, свидетель, подозреваемый, обвиняемый, эксперт, специалист; б) уточнить предмет его показаний (если для этого необходимы специальные познания,  нужно получить консультацию специалиста); в) выяснить социально-демографические и психофизиологические качества вызываемого субъекта (пол, возраст, образование, профессия, взгляды на жизнь, характер, темперамент и т. д.);  г) установить круг лиц, которые должны участвовать в допросе (защитник, переводчик, педагоги др.), принять меры к их явке; д) определить место и время допроса, способ вызова его участников с учетом требований ст. 187 и 188 УПК РФ; е) выбрать оптимальную последовательность допросов: первыми допрашиваются лица, располагающие наиболее важными сведениями, а также те, которые могут забыть отдельные обстоятельства и детали преступления (малолетние, престарелые, больные и др. либо находятся в материальной или иной зависимости от обвиняемого (если обвиняемых несколько, необходимо разобраться в их взаимоотношениях);  ж) подготовить доказательства, которые будут предъявлены при допросе, продумать аргументы на случай, если допрашиваемый попытается их опорочить или опровергнуть; з) подготовить средства фиксации показаний (бланки протоколов, аудио или видеотехнику, персональный компьютер), создать надлежащие условия (убрать со стола все лишнее, исключить постороннее воздействие); и) составить план допроса, обязательно включающий: устанавливаемые обстоятельства; проверяемые версии; выясняемые вопросы, расположенные в нужной последовательности; доказательства, подлежащие предъявлению. Суть организационно-подготовительных действий определяется с учетом обстоятельств расследуемого преступления, процессуального положения допрашиваемого, значимости его показаний, технической оснащенности следователя и других факторов.

На подготовительной стадии следователь устанавливает личность опрашиваемого, его анкетные данные, разъясняет ему права и обязанности, решает вопрос о необходимости участия переводчика.

Основная задача подготовительной  стадии – создать условия, оптимальные  для получения от допрашиваемого достоверных показаний7 .

Для этого важно  установить с ним психологический контакт, используя следующие тактические  приемы:

-спокойный тон разговора,  соблюдение следователем такта  и вежливости, что побуждает допрашиваемого  к такому же поведению;

-беседа на отвлеченную  тему с целью изучить индивидуально-  психологические особенности допрашиваемого, снять его эмоциональное напряжение, помочь ему привыкнуть к обстановке  допроса, вызвать его интерес  к общению со следователем;

-внимательное выслушивание  допрашиваемого, интерес к его  личности, профессии, увлечениям, внимательное  отношение к его просьбам и  ходатайствам, что внушает допрашиваемому  уверенность в непредвзятом, доброжелательном  отношении к нему следователя;

-разъяснение допрашиваемому  его прав и обязанностей в  форме доброжелательной беседы, внушающей ему уверенность в  объективности, беспристрастности  следователя;

-ознакомление обвиняемого  (подозреваемого) с положительными  для него правовыми последствиями  раскаяния и активного способствования  раскрытию преступления8.

В случаях, когда допрашиваемый  отказывается от дачи показаний, составной  частью установления психологического контакта является преодоление запирательств  допрашиваемого, побуждение его к  даче правдивых и полных показаний.

С этой целью используются следующие тактические приемы:

-разъяснение допрашиваемому  важности установления истины;

-использование факта  дачи показаний другими лицами;

-напоминание свидетелю  или потерпевшему об ответственности  за отказ от дачи показаний  или за дачу заведомо ложных  показаний;

-убеждение обвиняемого  (подозреваемого) в том, что в  его интересах дать показания  до того, как заговорят его  соучастники9.

На стадии свободного рассказа допрашиваемое лицо сообщает известные ему обстоятельства дела. Такое изложение позволяет ему сосредоточиться, припомнить отдельные факты и детали происшествия, важные, на его взгляд, для дела. Следователю нужно внимательно, не перебивая, выслушать свободный рассказ. Даже тогда, когда допрашиваемый  гражданин сообщает заведомо ложные сведения, их тоже рекомендуется воспринимать спокойно. При этом нельзя допускать замечания, насмешки, прерывать рассказ. Если допрашиваемый слишком отклоняется от темы, нужно напомнить ему о необходимости говорить по существу.

Если допрашиваемый замалчивает  значимые сведения либо сообщаемое им противоречит материалам дела, допрос переводится в следующую стадию, на которой применяются тактические  приемы, побуждающие к даче показаний. Они предусматривают постановку вопросов, с помощью которых можно  получить сведения о значимых фактах и обстоятельствах, уточнение показаний, устранение в них неточностей  и противоречий. Если допрашиваемый  не может вспомнить отдельные  факты и детали, следователь задает вопросы, сориентированные на оживление  в памяти ассоциативных связей для  восстановления нужных сведений.

Если в ходе допроса  сообщаются неточные сведения, следователь  выясняет условия восприятия интересующих обстоятельств, применяет иные способы  проверки сомнительных данных. Тактические  приемы выбираются с учетом процессуального  положения допрашиваемого, особенностей его личности, желания или нежелания  говорить правду и других факторов.

Постановка вопросов, в  неявной форме содержащих желательный  ответ (именуемых наводящими), запрещена (ч. 2 ст. 189 УПК РФ).10

Недопустимы тактические  приемы, связанные с обманом, угрозами или шантажом, сопряженные с физическим или психическим насилием, унижением  чести и достоинства допрашиваемого, с понуждением к даче ложных показаний, оговору или самооговору, а также  сориентированные на низменные побуждения, невежество и предрассудки11.

 На стадии свободного рассказа следователь решает следующие задачи:

а) стимулирует свободный  рассказ допрашиваемого, для чего следователь применяет тактические  приемы:

-предлагает допрашиваемому  рассказать об известных ему

обстоятельствах расследуемого события;

-внимательно выслушивает  рассказ допрашиваемого, не перебивая  его;

-высказывает отдельные  нейтральные реплики, стимулирующие  продолжение рассказа: «не волнуйтесь»,  «слушаю вас внимательно», «понятно»,  «продолжайте»;

б) помогает допрашиваемому избрать последовательность изложения  обстоятельств, описать события  в хронологической или логической последовательности. При хронологической  последовательности сначала излагаются обстоятельства, предшествовавшие преступлению, затем описываются преступные деяния и последующие действия. При логической последовательности вначале даются показания о причинах совершения тех или иных действий,  а затем  об их последствиях.

в) предупреждает ложные показания допрашиваемого, для чего использует тактический прием «деление темы свободного рассказа». При этом следователь, не фиксируя внимания допрашиваемого на главном факте, предлагает ему  рассказать о связанных с этим фактом предыдущих, одновременных или  последующих фактах, а уже потом  переходить к выяснению основного  вопроса. Логика фактов и нежелание  допустить противоречия могут побудить допрашиваемого сообщить следователю сведения о главном факте, которые он первоначально хотел скрыть12.

Информация о работе Особенности допроса несовершеннолетних