Тактические и процессуальные особенности участия специалиста-психолога в допросе несовершеннолетних потерпевших и свидетелей на предва

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 17:47, статья

Краткое описание

Порядок производства допроса несовершеннолетних потерпевших и свидетелей регулируется ст. 191 УПК РФ, в соответствии с которой допрос потерпевшего или свидетеля в возрасте до четырнадцати лет, а по усмотрению следователя и допрос потерпевшего и свидетеля в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет проводятся с участием педагога.
Несовершеннолетний потерпевший или свидетель, так же как и несовершеннолетний подозреваемый или обвиняемый, нуждается в помощи специалиста-психолога, поскольку допрос может травмировать психику ребенка, ставшего жертвой или очевидцем преступления. Об этом свидетельствует следующий пример из судебной практики.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 21.43 Кб (Скачать)

Тактические и процессуальные особенности участия  специалиста-психолога в допросе  несовершеннолетних потерпевших и  свидетелей на предварительном следствии 

Курмаева Н.А.,

старший преподаватель  кафедры уголовно-правовых дисциплин

Мордовского гуманитарного института 
 

Порядок производства допроса несовершеннолетних потерпевших  и свидетелей регулируется ст. 191 УПК  РФ, в соответствии с которой допрос потерпевшего или свидетеля в  возрасте до четырнадцати лет, а по усмотрению следователя и допрос потерпевшего и свидетеля в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет  проводятся с участием педагога. 

Несовершеннолетний  потерпевший или свидетель, так  же как и несовершеннолетний подозреваемый или обвиняемый, нуждается в помощи специалиста-психолога, поскольку допрос может травмировать психику ребенка, ставшего жертвой или очевидцем преступления. Об этом свидетельствует следующий пример из судебной практики.

Учитывая  психологические особенности малолетних и несовершеннолетних потерпевших  и свидетелей, их допрос необходимо проводить с обязательным участием психолога. Дети нередко искажают обстоятельства произошедшего в связи с недостаточным  развитием восприятия, особенностями  памяти, ограниченным словарным запасом. Они путают форму, размеры предметов, названия цветов, неправильно называют время и место события. При  описании обстановки акцентируют внимание на несущественных деталях, преимущественно  ярких, привлекательных для них. В связи с этим существенную помощь следователю в организации и  проведении допроса может оказать  психолог. 

Психолог  также может определить способность  несовершеннолетнего потерпевшего и свидетеля правильно ориентироваться  во времени, дать оценку его психическому состоянию в момент восприятия преступного  события, подсказать тактику проведения допроса, сгладить возможное состояние  скованности, настороженности, недоверия  допрашиваемого, преодолеть стыдливость  и стеснение несовершеннолетней, потерпевшей от полового посягательства. 

Поэтому предлагается расширить круг лиц, в допросе  которых возможно, а в некоторых  случаях обязательно участие  психолога, включив в него малолетних и несовершеннолетних потерпевших  и свидетелей. 

С учетом изложенного  предлагаем ч. 1 ст. 191 УПК РФ изложить в следующей редакции: «Допрос потерпевшего или свидетеля в возрасте до четырнадцати лет, а по усмотрению следователя и допрос потерпевшего и свидетеля в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет проводятся с участием психолога или педагога. В допросе несовершеннолетних потерпевших и свидетелей, находящихся в особых эмоциональных состояниях или имеющих психические либо физические недостатки, обязательно участие психолога». 

Следует обратить внимание на то, что уголовно-процессуальный закон не устанавливает возраста, начиная с которого несовершеннолетних можно допрашивать в качестве потерпевших и свидетелей, что  порождает различные суждения об этом многих авторов. 

В.Г. Власенко считает, что «с учетом акселерации  минимальным возрастом для несовершеннолетних, когда они могут быть допрошены, является 1 год 7 месяцев. Этот возраст  характерен тем, что наступает окончание  переходного периода в становлении  речи, ребенок овладевает значениями слов»2. И.И. Мамайчук утверждает: «Самый ранний возраст детей, участвующих в судебно-следственных действиях, 2 года»3. По мнению Е.И. Цымбала, «значимые для дела показания могут быть получены у здоровых детей старше 3 лет и детей с дебильностью средней тяжести старше 5–6 лет. Однако для этого необходимо создание специальных условий при проведении допроса и привлечение психологов, имеющих необходимую подготовку»4. Е.В. Кушпель также считает: «При правильной организации и проведении следственных действий с участием малолетних от них можно получить вполне надежную информацию, обеспечивающую успех расследования. В ряде случаев даже дети 3–4 лет дают достаточно верные, детализированные показания, уверенно опознают»5. По утверждению Н.И. Порубова, несовершеннолетний может быть допрошен в качестве свидетеля или потерпевшего независимо от возраста, если предмет допроса ему по возрасту доступен и ребенок не является умственно отсталым6. 

На наш  взгляд, наиболее верным является суждение А.А. Закатова о том, что несовершеннолетнего дошкольного возраста следует допрашивать в качестве свидетеля или потерпевшего, «если уровень его умственного развития, по мнению специалиста-психолога, позволяет воспринять, запомнить и сообщить следователю или суду определенные фактические данные, необходимые для расследования»7. 

Законодателем не решен вопрос о том, кто может  быть приглашен в качестве психолога  или педагога. Применительно к  участию психолога в допросе  несовершеннолетнего необходимо, чтобы  соответствующее лицо обладало специальными знаниями и профессиональными практическими  навыками работы с той возрастной группой, к которой принадлежит  допрашиваемый. 

При допросе  психически здоровых несовершеннолетних это может быть специалист в области  педагогической или возрастной психологии. Если же допрашиваемый обнаруживает признаки отставания в психическом развитии или страдает сенсорными недостатками, в качестве специалиста следует приглашать медицинского психолога, сурдопсихолога или тифлопсихолога. 

Такой психолог способен грамотно подготовить подростка  к предстоящей процедуре допроса, которая, безусловно, является малоприятной, а иногда и травмирующей его еще  не сформировавшуюся психику, сконцентрировать внимание на событиях, о которых  будут расспрашивать. 

В УПК РФ также не закреплены критерии, которыми следует руководствоваться при  выборе конкретного специалиста-психолога  или специалиста-педагога для участия  в допросе несовершеннолетнего. На наш взгляд, при выборе конкретного  специалиста-психолога для участия  в допросе несовершеннолетнего  необходимо учитывать личность и  психическое состояние допрашиваемого, его отношение к приглашаемому  специалисту. Нужно исходить из того, что одних допрашиваемых смущает  присутствие знакомых психологов и  педагогов, другие, напротив, легко вступают в контакт с ними. При расследовании половых преступлений участие знакомого несовершеннолетнему психолога может оказаться нецелесообразным. 

В допросе  несовершеннолетнего свидетеля  и особенно потерпевшего по делам, связанным  с половыми преступлениями, следователь  должен принять меры к тому, чтобы  психолог был того же пола, что и  допрашиваемый. Стеснение, которое  испытывают несовершеннолетние в ходе такого допроса в присутствии  лиц другого пола, не только может  отрицательно сказаться на полноте  показаний, но и причинить моральную  травму допрашиваемым. 

Поэтому решение  о том, в присутствии какого психолога (знакомого или незнакомого, мужчины  или женщины) несовершеннолетнему  лучше давать показания, может быть принято лицом, производящим расследование, сугубо индивидуально с учетом вышеназванных  рекомендаций. 

При повторном  допросе желательно обеспечить участие  того же психолога, который принимал участие в первом допросе несовершеннолетнего  потерпевшего или свидетеля. 

Следует заметить, что участие психолога в допросе  несовершеннолетних имеет некоторые  отличительные особенности, определяемые их процессуальным положением. Поэтому  для участия в допросе несовершеннолетнего  подозреваемого (обвиняемого), потерпевшего и свидетеля должны привлекаться совершенно разные специалисты, на что  не обращается внимания на практике. Например, по уголовному делу, возбужденному  Рузаевской межрайонной прокуратурой, при проведении допросов несовершеннолетних обвиняемых А. и С., а также несовершеннолетней свидетельницы С., участвовал старший психолог Рузаевского РОВД8. Считаем, что участие одного и того же специалиста-психолога в отношении лиц, имеющих различный процессуальный статус, является нежелательным. 

Привлекаемого к участию в допросе психолога  необходимо ознакомить с обстоятельствами дела, имеющими значение для допроса, выяснить его компетенцию и взаимоотношения  с допрашиваемым, а также возможные причины, препятствующие участию в указанном следственном действии. До начала допроса психологу следует предоставить возможность побеседовать с ребенком в присутствии следователя с целью определения психологических особенностей ребенка и установления с ним психологического контакта. 

В научной  литературе высказываются различные  мнения по вопросу выбора времени  допроса несовершеннолетних. Известно, что чем больший срок отделяет момент восприятия какого-либо события  от его воспроизведения на допросе, тем меньшее количество информации сохраняется в памяти человека.  

Значит, свидетели и потерпевшие должны быть допрошены как можно скорее. Однако и в данном случае могут быть некоторые исключения. Если потерпевший, а порой и свидетели, в результате совершенного преступления находятся в состоянии душевного потрясения, очень сильного волнения, напряженности, растерянности, допрос следует отложить. Как отмечает А.Р. Ратинов, «допрос, производящийся непосредственно вслед за происшествием (особенно допрос потерпевшего и очевидцев), может быть и недостаточно результативным; более полными иногда оказываются несколько отсроченные показания, когда переживания сгладились и память свидетеля обрела временно потерянную остроту»9. 

М.М. Коченов и Н.Р. Осипова рекомендуют допрашивать ребенка не ранее чем через два-три дня после события в тех случаях, когда известно, что случившееся могло его сильно взволновать10. За это время уменьшается эмоциональное напряжение и вызываемое им торможение процессов памяти. Нужно также учитывать известное в психологии явление реминисценции, т.е. «всплывания» в памяти деталей, которые не могли быть воспроизведены вскоре после события. Поэтому свидетелей и потерпевших, чьи показания кажутся следователю недостаточно полными, содержат труднообъяснимые пробелы, желательно допросить повторно. Е.Е. Центров рекомендует проводить повторный допрос несовершеннолетнего не позднее 2–3 дней с момента преступного посягательства, так как в дальнейшем может появиться процесс забывания11. Не исключено, что после первого допроса потерпевший или свидетель вспомнят существенные для дела обстоятельства, связанные с событием преступления, личностью преступника.  

Поскольку следователю порой бывает сложно определить наиболее подходящий момент для допроса, ему необходимо учитывать  мнение психолога по данному вопросу, особенно в отношении несовершеннолетнего, перенесшего сильное потрясение (страх, испуг, психологический аффект). 

Рекомендации  психолога могут быть полезны  при определении места производства допроса и его продолжительности. Допрос проводится по месту производства предварительного следствия, но следователь  вправе, если признает это необходимым, провести допрос в месте нахождения допрашиваемого (ч. 1 ст. 187 УПК РФ). 

«Допрос малолетних, — по мнению Е.Е. Центрова, — предпочтительнее проводить в привычной для них обстановке — в детском учреждении, школе, дома. Желательно начинать допрос с беседы, включающей элементы игры, которая поможет установлению доверительных отношений»12. М.М. Коченов и Н.Р. Осипова рекомендуют допрашивать ребенка на месте расследуемого события, так как это поможет оживить в памяти детали ситуации и позволит ребенку, не умеющему рассказывать, показать расположение участников наблюдавшейся им сцены, направление их движения и т.п. Исключением, по их мнению, должны быть случаи, когда имеются опасения, что пребывание на месте события может вызвать у него сильные отрицательные эмоции13. При наличии сведений об излишне легкомысленном отношении ребенка к случившемуся лучше допрашивать его в кабинете следователя. Официальная обстановка может подчеркнуть важность и ответственность допроса. 

Большое значение для защиты прав и законных интересов  несовершеннолетнего потерпевшего и свидетеля имеет ограничение  продолжительности допроса. Например, в ч. 1 ст. 425 УПК РФ установлено, что допрос несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого не может продолжаться без перерыва более двух часов, а в общей сложности более четырех часов в день. Правило об ограничении продолжительности допроса по аналогии следует включить и в ст. 191 УПК РФ, устанавливающую особенности допроса несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля. 

При этом следует  учитывать рекомендации психолога, что также определяется возрастными  и индивидуальными особенностями  ребенка. Экспериментальными исследованиями психологов установлено, что дети 5–7 лет могут быть сосредоточенными около 15 минут, 7–10 лет — 20 минут, 10–12 лет — 25 минут, старше 12 лет — 30 минут14. Пренебрежение этими данными может дезорганизовать допрос, привести к недостоверным показаниям.

Специалист-психолог, участвуя при производстве данного  следственного действия, может оказывать  неоценимую помощь следователю на каждом этапе допроса: при подготовке к  допросу, непосредственно в ходе допроса, а также при фиксации результатов допроса. 

Информация о работе Тактические и процессуальные особенности участия специалиста-психолога в допросе несовершеннолетних потерпевших и свидетелей на предва