Психология допроса несовершеннолетних

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 11:41, контрольная работа

Краткое описание

Особенности ведения допроса несовершеннолетних

Файлы: 1 файл

главная.docx

— 39.13 Кб (Скачать)

 

Введение

Для предварительного  следствия характерно исследование генезиса различных социальных конфликтов, кульминационной фазой развития которых явилось событие преступления. Конфликтная ситуация редко исчерпывается событием преступления. Поэтому в процессе расследования, особенно на начальном этапе, следователь сталкивается с различными формами сопротивления поиска истины, с той или иной тенденциозной интерпретацией преступного события. Этот процесс протекает в условиях борьбы за эту истину, противостояния различных лиц и целых групп, интересы которых затрагиваются событием преступления и результатами его расследования.

Допрос на предварительном  следствии – это комплекс предусмотренных  законом познавательных и удостоверительных  операций, выполняемых следователем (лицом, производящим дознание, прокурором, начальником следственного отдела) по находящемуся в его производстве уголовному делу, с целью получения  и закрепления показаний об обстоятельствах, имеющих значение для дела.   

Сущность допроса состоит  в том, что в ходе выполнения дознавательных операций следователь, применяя разработанные в криминалистике, психологии и апробированные  следственной практикой тактические приемы, побуждает лицо, которому могут быть известны обстоятельства, прямо или косвенно связанные с расследуемым событием, дать о них показания, выслушивает сообщаемую информацию и фиксирует ее в установленном законом порядке для того, чтобы она могла быть использована в качестве доказательства по уголовному делу.     

Целью допроса является получение  информации, на основании которой  следователь:

1)     устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу;

2)     устанавливает источники, из которых могут быть получены сведения, относящиеся к расследуемому событию;

3)     проверяет достоверность имеющихся в деле доказательств.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Общее представление о психологии допроса.     

Допрос, т.е. получение показаний, содержащих информацию о событии  или связанных с ним лицах, - древнейшее следственное действие.     

О допросах повествуют многие исторические источники. И это понятно: долгое время никаких других способов получить информацию для раскрытия  преступления не существовало.     

Для получения достоверных  показаний свидетеля следователь  должен учитывать психологический  процессформирования показаний. Первоначальной стадией формирования этих показаний является восприятие свидетелем тех или иных событий. Воспринимая предметы и явления, человек осмысливает и оценивает эти явления, проявляет к ним определенные отношения.

При допросе свидетеля  следователь должен отчленить объективные  факты от субъективных наслоений. Необходимо выяснить условия, в которых происходило  восприятие происшествия (освещенность, продолжительность, удаленность, метеорологические  условия и т.д.). При этом следует  учитывать, что люди часто не способны точно оценить количество воспринимавшихся предметов, расстояние между ними, их пространственное соотношение и размеры.     

Людям свойственно заполнять  пробелы чувственного восприятия элементами, которые в действительности не были объектами чувственного восприятия. Для пространственных восприятий характерна переоценка малых расстояний и недооценка больших. Расстояния на воде, как правило, недооцениваются. Ярко окрашенные предметы, а также предметы хорошо освещенные кажутся более близко расположенными. Многие ошибки в оценке размеров предметов связаны с контрастом восприятия.      

В следственной практике очень  важно правильно установить время  совершения расследуемого события, его длительность и последовательность, темп действий участников события и др. Нередко свидетели дают неправильные показания о промежутках времени. Эти ошибки объясняются выше рассмотренными закономерностями. Неправильные показания относительно промежутка времени не следует оценивать как умышленную ложность показаний.    

В зависимости от того, какое  значение люди придают различным  особенностям личности, они по-разному относятся друг к другу, испытывают различные чувства и при даче свидетельских показаний выдвигают на передний план те или иные индивидуальные стороны другого человека.     

К допрашиваемому эта информация поступает в момент восприятия им тех или иных явлений или предметов, запоминается им и затем при допросе  воспроизводится и передается следователю. Процесс формирования показаний  – от восприятия до передачи информации – носит психологический характер; на всем его протяжении человек испытывает различные влияния, что так или иначе сказывается на полноте и объективности показаний. Так, например, восприятию могут препятствовать неблагоприятные погодные условия, отдаленность этого события. И наоборот, способствующее наблюдению освещение, длительность наблюдения и т.п. будут содействовать получению более полной информации о событии. Точно так же влияют и субъективные условия наблюдения: состояние сильного возбуждения, страха, утомления, произвольность или непроизвольность внимания, отсутствие или наличие интереса к наблюдаемому и т.п.    

Действие всех этих факторов должно быть хорошо известно следователю. Он должен также знать основанные на данных судебной психологии приемы, позволяющие ослабить вредное влияние этих факторов на полноту и объективность показаний, восполнить возникшие в результате их воздействия пробелы, оживить память о воспринятом, упорядочить воспроизведение хранящейся информации в памяти допрашиваемого.   

Успех допроса зависит  от того, насколько полно следователь  учтет и использует при допросе  особенности личности допрашиваемого. Без такого учета невозможно установление психологического контакта.   

Под психологическим контактом  с допрашиваемым понимают создание такой атмосферы допроса, при  которой допрашиваемый проникается  уважением к следователю, пониманием его задач и обязанностей, исключает  всякие личные мотивы в его действиях, осознает необходимость способствовать своими показаниями установлению истины. Обман допрашиваемого, попытки поймать его в ловушку подрывают его доверие к следователю, способствуют возникновению конфликтной атмосфере допроса.   

Изучение личности допрашиваемого помогает определить особенности, которые  приобретает у него процесс формирования показаний, предположить, какова будет  его  линия поведения на допросе и выработать нужную тактику допроса с использованием тех или иных психологических приемов.  

В зависимости от того, какое  значение люди придают различным  особенностям личности, они по-разному относятся друг к другу, испытывают различные чувства и при даче свидетельских показаний выдвигают на передний план те или иные индивидуальные стороны другого человека.     

К допрашиваемому эта информация поступает в момент восприятия им тех или иных явлений или предметов, запоминается им и затем при допросе  воспроизводится и передается следователю. Процесс формирования показаний  – от восприятия до передачи информации – носит психологический характер; на всем его протяжении человек испытывает различные влияния, что так или иначе сказывается на полноте и объективности показаний. Так, например, восприятию могут препятствовать неблагоприятные погодные условия, отдаленность этого события. И наоборот, способствующее наблюдению освещение, длительность наблюдения и т.п. будут содействовать получению более полной информации о событии. Точно так же влияют и субъективные условия наблюдения: состояние сильного возбуждения, страха, утомления, произвольность или непроизвольность внимания, отсутствие или наличие интереса к наблюдаемому и т.п.    

Действие всех этих факторов должно быть хорошо известно следователю. Он должен также знать основанные на данных судебной психологии приемы, позволяющие ослабить вредное влияние этих факторов на полноту и объективность показаний, восполнить возникшие в результате их воздействия пробелы, оживить память о воспринятом, упорядочить воспроизведение хранящейся информации в памяти допрашиваемого.   

Успех допроса зависит  от того, насколько полно следователь  учтет и использует при допросе  особенности личности допрашиваемого. Без такого учета невозможно установление психологического контакта.   

Под психологическим контактом  с допрашиваемым понимают создание такой атмосферы допроса, при  которой допрашиваемый проникается  уважением к следователю, пониманием его задач и обязанностей, исключает  всякие личные мотивы в его действиях, осознает необходимость способствовать своими показаниями установлению истины. Обман допрашиваемого, попытки поймать его в ловушку подрывают его доверие к следователю, способствуют возникновению конфликтной атмосфере допроса.   

Изучение личности допрашиваемого помогает определить особенности, которые  приобретает у него процесс формирования показаний, предположить, какова будет  его  линия поведения на допросе и выработать нужную тактику допроса с использованием тех или иных психологических приемов.

 

 

 

 

2.Психология допроса несовершеннолетнего

Допрос несовершеннолетнего  подозреваемого (обвиняемого) целесообразно  проводить в кабинете следователя. Соответствующей строгостью и официальностью подчеркивается важность и значимость расследования для несовершеннолетнего. При этом детализирующие, уточняющие и контрольные вопросы должны отличаться краткостью, предельной доступностью. Допрос несовершеннолетнего должен продолжаться не более одного часа. При допросе несовершеннолетнего, не достигшего 14 лет, присутствие педагога обязательно. Педагог дает необходимые  консультации для определения формы  постановки вопросов, установления психологического контакта с подростком.

При необходимости оценки способности несовершеннолетнего  правильно воспринимать существенные для дела обстоятельства и давать о них показания, его возможности  полностью осознавать значение своих  действий назначается судебно-психологическая  экспертиза.

Умственная отсталость несовершеннолетнего, не связанная с душевным заболеванием, то есть значительное его отставание от нормального уровня психического развития детей данного возраста, проявляется в аномальных действиях. Однако следует иметь в виду, что  отставание в психическом развитии может проявляться не однозначно, и эксперту-психологу не следует  ставить вопрос: "Нормальному  уровню развития какого возраста соответствует фактический уровень развития данного лица?". На экспертное разрешение должны быть поставлены следующие вопросы:

имеются ли у лица отклонения от нормального для данного возраста уровня психического развития;

можно ли на основании данных психологии и педагогики сделать  вывод о том, что несовершеннолетний не осознавал полностью значения своих общественно опасных действий.

Обстановка допроса должна быть спокойной, бесконфликтной. Несовершеннолетнему допрашиваемому необходимо вначале разъяснить, по какому обстоятельству проводится допрос, его обязанности и права, функции присутствующих на допросе лиц. Далее возможна ознакомительная (не формальная) беседа о жизни подростка, о его социально-бытовых условиях. В беседу могут быть вовлечены все участвующие в допросе лица. Установив контакт с подростком, следователь побуждает его к свободному рассказу. Этот рассказ может быть отрывочным, фрагментарным, но его не следует прерывать, подсказывать его направление.

С помощью контрольных  вопросов выявляются ориентация несовершеннолетнего  в последовательности событий, понимание  их сущности. Особенно существенно  при допросе оказание несовершеннолетнему мнемической помощи. Диагностируя ложность показаний, следователь должен установить их мотивы (чувство ложного товарищества, стыда, страха, возникшего в результате угрозы и запугивания заинтересованного лица, неприязнь к следователю, советы близких). Наряду с воздействием на мотивационную сферу подростка следователь использует и допустимые приемы психического воздействия: демонстрация своей информационной осведомленности, предъявление доказательств, развенчание соучастников и т.п.

В ходе допроса следует  придерживаться ряда педагогических требований: не фиксировать внимание несовершеннолетнего  на обстоятельствах, которые могут  нанести вред его воспитанию, пресекать  жаргонные и нецензурные выражения, не допускать циничных оценок, проявлений вульгарности и развязности. В то же время речь самого следователя  должна быть предельно корректной. При этом допустимы ирония, меткие, острые определения, высоко ценимые подростками. Необходимо также быть вежливым и проявлять уважение к личности несовершеннолетнего. Недопустимо панибратство, заискивание и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Психология допроса малолетних свидетелей и потерпевших.

Закон не ограничивает возраста свидетелей. В ряде случаев ими  могут быть дети дошкольного возраста (от 3 до 6 лет) и младшего школьного  возраста (от 6 до 11 лет). Их допрос должен осуществляться с учетом возрастных особенностей, присущих каждому из указанных возрастных периодов. Малолетние свидетели обладают, как известно, крайне ограниченным жизненным опытом и их показания требуют психологически обоснованной интерпретации. Поэтому при допросе необходимо участие педагога, воспитателя или специалиста по возрастной психологии. Дети особенно подвержены суггестивному влиянию взрослых, генерализованным обобщениям (по несущественным признакам). У них значительна склонность к воображению, ложному опознанию (образы прошлого и текущего воздействия могут соотноситься по второстепенным, несущественным признакам).

Информация о работе Психология допроса несовершеннолетних