Психология допроса несовершеннолетних

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 11:41, контрольная работа

Краткое описание

Особенности ведения допроса несовершеннолетних

Файлы: 1 файл

главная.docx

— 39.13 Кб (Скачать)

Особенно сложны для детей  установление причинно-следственных связей явлений, интерпретация значения действий малознакомых людей, мотивов и целей  их поведения. Память ребенка дошкольного  возраста отличается непроизвольностью, слабым развитием произвольного  запоминания, направленностью на яркие  отличительные особенности объектов.

Восприятие внешности  людей малолетними свидетелями  и потерпевшими, как правило, не точно. Большее внимание они обращают на броские приметы, одежду, эмоционально-экспрессивные  поведенческие особенности. Хуже запоминаются черты лица. Рост человека, как правило, завышается. Смещаются понятия "молодой" и "старый". Процессы узнавания  несовершенны, часты ошибки, ложные узнавания. Восприятие младших школьников отличается большей дифференциацией цвета, величины, формы объекта, детализацией объектов в процессе наблюдения. Они лучше решают те задачи, в которых имеется возможность действия с предметами, а словесному описанию событий предпочитают показ. Свободный рассказ таких свидетелей о событии отличается дискретностью, событие расчленяется на единицы без установления взаимосвязей между ними. Для них более доступна операция анализа, чем синтеза. "... Ребенок показывает себя гораздо более способным отделить элементы от целого, которое дано ему сразу, чем объединить то, что встречалось в его опыте разделенным..."2. Младшие школьники легче находят различие, чем сходство (нередко они затрудняются сделать сравнения, если им не указывают конкретных параметров для этого), легче абстрагируют отдельные свойства предметов, чем их связи и отношения. Их обобщения расширительны. В значимые моменты события они включают второстепенные элементы.

Особенно часто малолетние допрашиваются об обстоятельствах, связанных с сексуальными посягательствами. Не понимая значения совершаемых с ними сексуально направленных действий, дети осознают их необычность, "стыдность". Повышенная эмоциональная значимость таких действий, невольное участие в них способствуют сравнительно прочному их запоминанию. Однако очередность этих событий следователь должен постоянно уточнять ("Что было до этого?, Что с тобой было сделано, когда ты...?" и т.п.). Непонимание смысла совершаемых действий существенно затрудняет их воспроизведение. Здесь необходимы многократные уточняющие и детализирующие вопросы.

При допросе малолетних свидетелей и потерпевших необходимо учитывать  их индивидуально-психологические  особенности.

Соответствующие сведения следователь  получает из бесед с родителями, воспитателями и учителями, из знакомства с условиями жизни ребенка, с  общим уровнем его психического развития. При этом выясняется, какими знаниями и умениями владеет ребенок, склонен ли к чрезмерному фантазированию, чем увлекается, как ведет себя со взрослыми и со сверстниками, каковы черты его характера, особенности темперамента (общительность, уравновешенность, возбудимость или инертность), имеются ли какие-либо психические аномалии, дефекты речи, что может вызвать повышенную психическую напряженность и т.д. Необходимо знать и позицию малолетнего по отношению к расследуемому событию, его психическое состояние в момент совершения преступления, а также обсуждались ли эти события в присутствии ребенка, мог ли он слышать о них от других лиц и т.п. Кроме того, следует исключить все попытки взрослых подготовить ребенка к допросу.

При подготовке к допросу  следователь может использовать консультации педагога, психолога. Допрос может происходить в домашней обстановке, в дошкольном или медицинском  учреждении, в школе, детской комнате  милиции и др., в зависимости  от того, где можно добиться максимальной коммуникативной активности. При  этом формулировки вопросов должны быть заранее продуманы совместно  со знающим ребенка педагогом.

Закон не определяет конкретных функций педагога при допросе  этой категории свидетелей, и нередко  его присутствие является формальностью. Между тем основная функция педагога на допросе состоит в установлении контакта с ребенком, в педагогически  правильной постановке вопросов, в  обеспечении оптимального эмоционального состояния допрашиваемого. Консультация с педагогом необходима и для  оценки полученных показаний, и для  определения необходимости назначения судебно-психологической экспертизы при возникновении сомнений в  уровне интеллектуального и речевого развития ребенка, его способности  правильно воспринимать существенные для дела обстоятельства.

Вовлечение ребенка в  общение должно происходить постепенно. Вначале следует дать ему возможность  освоиться с новым местом и  новыми людьми. Первоначально допустима ориентировочная беседа о нем с сопровождающими его взрослыми людьми, с обращением к ребенку с отдельными сопутствующими вопросами. При этом речь следователя должна быть краткой, доступной, но не подделанной под "детский стиль".

Для определения способности  ребенка правильно излагать события  ему можно сначала поставить  задачу: описать те события, которые  заведомо ему хорошо известны. При  этом следователь должен возбуждать деятельность ребенка на положительном  эмоциональном фоне и избегать неприятных для него вопросов.

Переходя к существу дела, следователь может повысить мотивационную  ответственность ребенка, сообщив, что его показания очень важны  для правильной оценки расследуемого  события. Учитывая особую чувствительность детей, следует блокировать тенденцию, направленную на оправдание ожидания следователя. В начале допроса надо сказать ребенку, что если он чего-то не знает, то он должен открыто заявить об этом. Однако не следует специально фиксировать начало допроса, необходимо плавно перевести разговор на получение показаний по существу дела. При этом, поскольку дети не способны к логическому свободному рассказу, осуществляется диалогическое взаимодействие с ребенком, по отдельным эпизодам события ставятся конкретные, понятные вопросы, исключающие, однако, односложные ответы.

Сложность вопросов должна наращиваться постепенно: сначала целесообразно  выяснить круг лиц, участвовавших в  преступном событии, обстановку, которую  ребенок хорошо запомнил, действия, которые он сам совершал, и лишь затем задавать вопросы о содержании самого события. При этом следует  оказывать мнемическую помощь, побуждая ребенка к припоминанию развития события, к установлению связи между его отдельными эпизодами.

Можно побуждать детей  повторять вслух вопросы следователя. При этом необходимо избегать не только внушающих воздействий, но любого проявления жесткости в обращении ("Ты обязательно  должен сказать" и т.д.). Не следует  поправлять ошибки в речи ребенка. Учитывая ограниченность объема, устойчивости и распределенности детского внимания, повышенную утомляемость при однообразной форме деятельности, можно предложить ребенку изобразить то, что он видел, назвать цвет, форму и т.п. по наглядному эталонному материалу.

Все вопросы, связанные с  травмирующими психику ребенка  обстоятельствами, должны чередоваться с нейтральными, эмоционально положительными.

Общая продолжительность  допроса детей дошкольного возраста не должна превышать 20 минут, а детей  младшего школьного возраста — 30 минут. В случае сильного душевного волнения допрос должен быть временно прекращен, а внимание ребенка переключено  на эмоционально-положительные объекты.

 

Высшие психические функции

Дошкольный

возраст 

Младший школьный возраст

 

3-5 лет

5-7 лет

7-11 лет

Восприятие

Преобладание непреднамеренного восприятия, его фрагментарность, малая детализированность. Случайный характер выделения объекта восприятия из фона. Малый объем восприятия

Повышение уровня осмысленности восприятия, способности к целенаправленному наблюдению в процессе деятельности. Развитие способности воспринимать «на слух»

Осмысленность восприятия, значительное повышение способности к целенаправленному наблюдению, детализированному восприятию

Внимание

Преобладание непроизвольного внимания, неустойчивость внимания, легкая отвлекаемость. Неумение распределять внимание

Преобладание непроизвольного внимания, появление признаков произвольного внимания. Повышение устойчивости. Слабо выраженная способность к распределению

Значительное повышение способности произвольно направлять внимание и удерживать его на определенных объектах

Память

Непроизвольность запоминания, его зависимость от деятельности ребенка, яркости, необычности запоминаемых предметов. Образность, слабое развитие словесно-логической памяти. Частые ошибки в узнавании

Развитие элементов произвольной памяти, словесно-логического запоминания, повышение прочности запоминания

Итенсивное развитие произвольного запоминания, активного внешнего воспроизведения. Повышение роли словесно-логической памяти, дальнейшее развитие прочности запоминания

Воображение

Непроизвольность, бедность, зависимость от наблюдаемой ситуации. Бесконтрольность, неуправляемость

Развитие произвольного воображения. Большее соответствие образов воображения реальности

Углубление реалистичности воображения

Речь

Увеличение словарного запаса от 1000 слов до 1500-2000 слов. Преобладание диалогической речи. Ситуативность. Частое употребление слов в измененном смысле. Отсутствие логической связи между высказываниями

Расширение словаря до 2000-3000 слов. Начало развития элементов монологической речи при сохранении преобладающего значения диалогической

Интенсивное развитие монологической речи. Включение в словарь специальных терминов

Мышление

Практический, конкретный характер. Сохранение элементов «ручного» мышления. Неспособность абстрагироваться от конкретной ситуации. Неумение устанавливать логические связи, планировать свои действия

Активное освоение простейших житейских понятий. Сохранение конкретности мышления. Развитие способности мыслить о предметах, отсутствующих в поле зрения. Первые признаки логического рассуждения. Недостаточная способность к обобщению по существенным признакам

Начало формирования обобщенных научных понятий. Дальнейшее овладение навыками логического рассуждения. Интенсивное развитие способности к обобщению сравнению, анализу, синтезу. Развитие способности к выделению в предметах главных признаков


 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение    

В заключение отмечу, что  допрос – следственное действие, являющееся ключевым, органически связанным  с рядом других следственных действий – проверкой показаний на месте, предъявлением объектов для опознания, следственным экспериментом. Результаты допроса в ряде случаев определяют задачи этих следственных действий, а  результаты указанных действий могут  вызвать необходимость повторного допроса.  

Позволю себе, подводя итоги  данной работы высказать следующее: «Столкнувшись с материалами  к работе, я почувствовал насколько же сильно урезан курс психологии, пытаясь познать категории психологии, я испытывал определенные трудности в их освоении».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Хисматуллин Р. Особенности судебного следствия по делам несовершеннолетних // Рос. юстиция. – 1999. – № 12.
  2. М. И. Еникеев Юридическая психология. М., 1999 г.
  3. Просвирнин В. Г. Особенности предмета доказывания по уголовным делам несовершеннолетних: Учеб.-метод. пособие. – Воронеж, 2001.
  4. Л.А. Венгер, В.С. Мухина «Психология» Москва «Просвещение» 1988.Гаиезо М. В., Домашенко И. А. Атлас по психологии. - М.: Просвещение, 1986.
  5. http://www.nsu.ru/psych/

Информация о работе Психология допроса несовершеннолетних