Психология допроса малолетних свидетелей

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 13:38, контрольная работа

Краткое описание

Учет возрастных психологических особенностей малолетних свидетелей и потерпевших. Самый ранний возраст детей, участвующих в судебно-следственных действиях, - это 2-3 года. В следственной практике, а также в практике судебно-психологической экспертизы известны случаи допроса детей этой возрастной группы. В подавляющем большинстве случаев дошкольники и младшие школьники допрашиваются по делам о насильственных преступлениях: убийствах, нанесении телесных повреждений, изнасилованиях, совершении развратных действий (в двух последних случаях преимущественно в качестве потерпевших); значительно реже по делам о грабежах, разбоях и т.п. Несомненно, при правильной организации и проведении допросов малолетних свидетелей и потерпевших от них могут быть получены вполне надежные, достаточно полные и точные показания.

Оглавление

Введение…………………………………………………………….……..3
Подготовка к допросу………………………………………..………..4
Получение показаний малолетних свидетелей………….…………..8
Фиксация показаний малолетних свидетелей…………………...….15
Использование специальных познаний при проведении допроса малолетних свидетелей и оценке их показаний………………...…..18
Заключение……………………………………………………………….22
Список литературы……………………………………………...……….23

Файлы: 1 файл

психология допроса малолетних свидетелей.doc

— 110.00 Кб (Скачать)

     Содержание

     Введение…………………………………………………………….……..3

  1. Подготовка к допросу………………………………………..………..4
  2. Получение показаний малолетних свидетелей………….…………..8
  3. Фиксация показаний малолетних свидетелей…………………...….15
  4. Использование специальных познаний при проведении допроса малолетних свидетелей и оценке их показаний………………...…..18

    Заключение……………………………………………………………….22

    Список  литературы……………………………………………...……….23 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Введение

     Современная практика расследования преступлений нуждается в научно обоснованных дифференцированных рекомендациях по психологическим вопросам получения и оценки показаний малолетних.

     Возраст в психологии - это категория, которая  служит для временных характеристик  индивидуального развития. В отличие  от хронологического возраста, который  выражает длительность существования индивида от момента его рождения, понятие психологического возраста обозначает определенную, качественно своеобразную ступень индивидуального развития.

     Учет  возрастных психологических особенностей малолетних свидетелей и потерпевших. Самый ранний возраст детей, участвующих в судебно-следственных действиях, - это 2-3 года. В следственной практике, а также в практике судебно-психологической экспертизы известны случаи допроса детей этой возрастной группы. В подавляющем большинстве случаев дошкольники и младшие школьники допрашиваются по делам о насильственных преступлениях: убийствах, нанесении телесных повреждений, изнасилованиях, совершении развратных действий (в двух последних случаях преимущественно в качестве потерпевших); значительно реже по делам о грабежах, разбоях и т.п. Несомненно, при правильной организации и проведении допросов малолетних свидетелей и потерпевших от них могут быть получены вполне надежные, достаточно полные и точные показания.

     Особенности психики несовершеннолетних связаны с ограниченностью их жизненного опыта, знаний и представлений, с недостаточной сформированностью адаптивных поведенческих навыков.

1. Подготовка к допросу

   На  предварительном следствии допрашивать  детей об эмоционально нейтральных  для них обстоятельствах рекомендуется как можно скорее после их восприятия. В тех случаях, когда известно, что случившееся могло сильно взволновать ребенка, целесообразно допрашивать его не ранее чем через два-три дня после события. За это время уменьшается эмоциональное напряжение и вызываемое им торможение процессов памяти; нередко при таком отсроченном воспроизведении наблюдается явление реминисценции, т.е. «всплывания» в памяти деталей, которые не могли бы быть воспроизведены вскоре после события. Через 12—15 дней после восприятия фактов воспоминания о них у ребенка начинают ослабевать, если они не вызывают у него особого интереса.

   К моменту допроса ребенка следователь  должен располагать основными сведениями о его психологических особенностях. С этой целью рекомендуется допросить по крайней мере родителей и воспитателей (учителей), наблюдавших ребенка в различных условиях. Поэтому показания родителей и работников детских учреждений могут существенно дополнять друг друга. Этим лицам необходимо напоминать, что нельзя ребенка специально готовить к допросу, «репетировать» показания.

   Не  следует ограничиваться, как это  иногда происходит, допросом только лица, сопровождающего ребенка на допросе. Это создает опасность получения односторонней, необъективной информации.

   Для психологической характеристики малолетнего свидетеля должны быть получены сведения:

    • в каких условиях живет и воспитывается ребенок (состав семьи, отношения между родителями, отношение родителей к ребенку, применяемые к ребенку меры поощрения и наказания, реакция ребенка на них, бывают ли в доме гости и как они ведут себя в присутствии ребенка, с кем ребенок проводит свободное время, посещает ли детские учреждения);
    • каковы уровень и особенности интеллектуального развития ребенка; в отношении дошкольников — степень овладения речью, умеет ли рассказывать о том, что слышал или видел; легко ли вступает в общение со сверстниками и взрослыми; знает ли буквы, умеет ли читать и писать; в каких пределах владеет счетом; легко ли запоминает сказки, стихи; какие занятия проводятся в детском саду и как ребенок проявляет себя в них, а если ребенок не посещает детский сад — занимаются ли с ним родители, читают ли ему, каким практическим умениям обучают, легко ли он их усваивает;
    • наблюдателен ли ребенок, насколько он сообразителен, точен ли в рассказах и любит ли их дополнять вымышленными подробностями; какие игры предпочитает; в отношении детей младшего школьного возраста, кроме названного, — как усваивает учебный материал, какие испытывает трудности в учении; адаптирован ли к школьному режиму, много ли читает; о чем предпочитает читать, чем увлекается; склонен ли к ручному труду, конструктивно-техническим занятиям;
    • насколько ребенок информирован об определенных сторонах жизни (в зависимости от содержания дела и цели предполагаемого допроса ребенка);
    • каковы основные черты характера ребенка (общителен он или замкнут, застенчив, легко ли вступает в контакт с незнакомыми людьми, пуглив или смел; находчив или склонен теряться в незнакомых ситуациях; активен или пассивен; уравновешен или легко возбудим; упрям или уступчив; насколько самолюбив и раним, часто ли плачет; скромен или любит быть в центре внимания; способен ли контролировать свое поведение; часто ли ссорится со сверстниками и что является причиной ссор; какое место занимает в детском коллективе; как к нему относятся сверстники; имеет ли дурные наклонности или вредные привычки и какие именно;
    • как развит физически; какие заболевания перенес, страдает ли хроническими заболеваниями; имеются ли дефекты органов чувств, в первую очередь зрения и слуха (все перечисленные сведения могут быть получены от медицинских работников школы или детского сада);
    • имеются ли у ребенка дефекты речи (заикание, плохое произношение) или другие физические недостатки, которых он стыдится, какие темы разговора неприятны ему или могут сильно взволновать;
    • в каком эмоциональном состоянии находился ребенок в момент восприятия интересующих правоохранительные органы событий (был ли, в частности, напуган, взволнован и т. п.); чем был занят в этот момент, принимал ли сам участие в событии или мог только наблюдать его, было ли это событие в центре его внимания;
    • чем занимался, как проводил время в период между воспринимавшимся событием и допросом (это важно для установления возможности «наслоения» последующих впечатлений);
    • рассказывал ли ребенок о событиях, о которых его предполагается допросить, и если рассказывал, то кому и что именно;
    • обсуждали ли взрослые эти события в присутствии ребенка.

   Допрос  детей должен производиться в  присутствии и с участием педагога. Его функции (подчас более успешно) может выполнять специалист в области детской психологии, поскольку детская психология относится к категории педагогических наук. До начала допроса следователь может получить у психолога консультацию о психологических особенностях и реальных возможностях детей того возраста, к которому относится свидетель или потерпевший. Помощь психолога может быть полезна также при подготовке вопросов, которые предполагается задать ребенку1.

   В процессе подготовки к допросу ребенка  на предварительном следствии надлежит решить вопрос о месте допроса. Если известно, что ребенок застенчив, замкнут, неуверен в себе, можно допрашивать его в медицинском учреждении. Практически каждый ребенок имеет опыт общения с медицинскими работниками и привык к тому, что на их вопросы нужно отвечать. В тех случаях, когда следователь предварительно выяснил, что ребенок обладает плохой зрительной памятью, недостаточно владеет речью для описания сложной ситуации, расположения объектов в пространстве, их перемещения и т.п., целесообразно допрашивать ребенка на месте расследуемого события, так как это поможет оживить в памяти детали ситуации и позволит ребенку, не умеющему рассказывать, показать расположение участников наблюдавшейся им сцены, направление их движения и т.п. Исключением должны быть случаи, когда имеются опасения, что пребывание на месте события может вызвать у него сильные отрицательные эмоции. При наличии сведений об излишне легкомысленном отношении ребенка к случившемуся лучше допрашивать его в прокуратуре, отделении милиции или в школе. Официальная обстановка может подчеркнуть важность и ответственность допроса.

  Готовясь  к допросу малолетних свидетелей, следователь должен допросить близких  ребенку лиц, чтобы узнать, могли  ли они специально или нечаянно оказать внушающее влияние на ребенка, расспрашивая, уточняя и дополняя его сообщения.

   Наконец, важно знать еще при подготовке к допросу о позиции самого малолетнего свидетеля. Об этом также  могут сообщить лица, постоянно общающиеся с ребенком.

   У детей младшего школьного возраста может выработаться собственная позиция по отношению к делу, о которой желательно знать до проведения допроса. Например, у потерпевших этого возраста может сформироваться вполне осознанное и устойчивое желание отомстить обвиняемому.

   Некоторые младшие школьники, понимая, что от их сообщений зависит нечто важное, что на них обращено внимание многих взрослых, пытаются сделать свои показания как можно более значительными, сохранить у окружающих интерес к себе. Подобная позиция иногда порождает стремление к «уточнению» и «усилению» деталей, а иногда и к их искажению ради того, чтобы рассказ получился более внушительным.

   Итогом  подготовки к допросу должно быть составление достаточно ясного плана, предусматривающего не только содержание, но и форму вопросов, их последовательность, возможность повторения каждого вопроса другими словами.

2. Получение показаний малолетних свидетелей

   Эффективность допросов детей во многом зависит  от умения следователя учитывать и правильно использовать их психологические особенности.

   Общение с застенчивыми, трудно вступающими  в контакт детьми не следует начинать с прямого обращения к ним. Ребенку необходимо время, чтобы освоиться с новой для него обстановкой, присутствием незнакомых людей. Поэтому разговор лучше начинать не с ребенком, а о ребенке с сопровождающим его лицом или с педагогом, постепенно вовлекая в разговор и ребенка, как бы уточняя то, что говорится о нем.

   Многим  детям дошкольного возраста и  некоторым младшим школьникам, чтобы  освоиться на новом месте, в незнакомом помещении, требуется осмотреться и даже потрогать находящиеся там предметы, походить по комнате. Нет смысла сразу усаживать ребенка, он должен чувствовать, что в любой момент может подойти к заинтересовавшим его предметам, изменить позу, взять то, что привлекло его внимание.

   В разговоре с детьми взрослые часто  допускают неестественные интонации, злоупотребляют уменьшительной формой слов, наивно полагая, что от этого дети их лучше понимают и проникаются к ним доверием. Не нужно забывать, что дети, как правило, чувствительны к фальши и не испытывают уважения к людям, слишком откровенно старающимся понравиться им. Лучшее средство расположить к себе ребенка — сохранять естественность поведения, серьезно отнестись к тому, что интересует или волнует ребенка.

   В отдельных случаях, когда контакт  с ребенком не налаживается, можно  прибегнуть к приему, основанному  на многочисленных наблюдениях психологов и педагогов о том, что дети часто заинтересовываются людьми, не обращающими на них внимания, и, привыкнув к их присутствию, сами начинают пытаться вступить с ними в общение. В подобных случаях следователь может занять выжидательную позицию, сделать вид, что занимается своими делами, не имеющими к ребенку никакого отношения, в то время как с ребенком разговаривает педагог или сопровождающее лицо.

   Стараясь  успокоить ребенка, помочь ему преодолеть страх, смущение, напряженность, не следует впадать в другую крайность: ребенок не должен относиться к происходящему слишком легко. Детям старше пяти-шести лет после установления с ними контакта можно задать вопросы о том, где они в данный момент находятся, зачем их сюда привели, о чем, по их мнению, предстоит разговор. Дополняя и корректируя ответы ребенка, следователь тем самым настраивает его на серьезный лад2.

   Допрос детей почти всегда требует включения ориентировочного этапа, позволяющего получить и скорректировать имеющееся представление о психологических особенностях ребенка и создать у него мотивацию для дачи показаний. На ориентировочном этапе следователь может поставить вопросы о событиях или предметах, заведомо хорошо известных ребенку, — например, о том, что происходило вчера в детском саду или во дворе, с кем дружит ребенок, о внешности знакомых детей и взрослых и т.п. Это позволяет следователю проверить умение ребенка рассказывать, находить средства для описания зрительных впечатлений. Неправильно, однако, пытаться выяснить способность ребенка к описанию событий только за счет пересказа того, что он читал или о чем ему рассказывали, поскольку эта информация воспринималась ребенком в словесной форме, и ребенок, передавая ее, демонстрирует способность не к описанию, а к пересказу.

   Если  известно, что ребенок плохо учится, конфликтует с учителями, не справляется  со школьными требованиями, на ориентировочном  этапе допроса лучше не касаться вопросов о школе.

   Средством создания мотивации к даче показаний  для детей младшего школьного  возраста может служить разъяснение  ребенку, что от него ждут помощи в  важном деле, что его помощь крайне необходима. В девять-десять лет, когда у ребенка формируются нравственные чувства, желание приблизиться к миру взрослых, обращение к нему за помощью может служить стимулом для повышения активности. В то же время ребенку нужно сказать, что если он не помнит о событиях, не видел каких-то деталей ситуации, то и отрицательные ответы важны и способны помочь следствию. Иначе ребенок, мотивированный на оказание помощи, может считать, что от него ждут только положительных ответов, и это способно привести к попыткам заполнения «пробелов» вымыслом.

   Создать такую же мотивацию у дошкольников очень трудно и часто просто невозможно. Мотивация их поведения более ситуативна, поэтому дошкольника легче мотивировать на то, что он справится с задачей, сумеет ответить на вопрос, продемонстрировать умение рассказывать. В работе с дошкольниками переход от ориентировочной части допроса к основной не должен быть резким. Желательно, чтобы первый вопрос об интересующем событии воспринимался ребенком как естественное продолжение разговора. Не рекомендуется подчеркивать, что разговор меняет тему, направление выражениями типа: «А теперь поговорим о другом», и т.д.

   Вряд  ли целесообразно придавать допросу  дошкольников игровой характер, как  это иногда рекомендуют, создавать  у них игровую мотивацию. Пожалуй, это допустимо только в отношении детей трех-четырех лет. Игра может совершенно отвлечь ребенка от воспоминаний о событиях, составляющих содержание допроса. Хотя игра является ведущей деятельностью дошкольника, но уже приблизительно к пяти годам у детей появляется тенденция к продуктивной деятельности, достижению определенного результата. Следовательно, при допросе, ставя перед ребенком доступные для его понимания и возможностей цели, можно использовать иную, чем игровая, мотивацию.

Информация о работе Психология допроса малолетних свидетелей