Психология допроса малолетних свидетелей

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 13:38, контрольная работа

Краткое описание

Учет возрастных психологических особенностей малолетних свидетелей и потерпевших. Самый ранний возраст детей, участвующих в судебно-следственных действиях, - это 2-3 года. В следственной практике, а также в практике судебно-психологической экспертизы известны случаи допроса детей этой возрастной группы. В подавляющем большинстве случаев дошкольники и младшие школьники допрашиваются по делам о насильственных преступлениях: убийствах, нанесении телесных повреждений, изнасилованиях, совершении развратных действий (в двух последних случаях преимущественно в качестве потерпевших); значительно реже по делам о грабежах, разбоях и т.п. Несомненно, при правильной организации и проведении допросов малолетних свидетелей и потерпевших от них могут быть получены вполне надежные, достаточно полные и точные показания.

Оглавление

Введение…………………………………………………………….……..3
Подготовка к допросу………………………………………..………..4
Получение показаний малолетних свидетелей………….…………..8
Фиксация показаний малолетних свидетелей…………………...….15
Использование специальных познаний при проведении допроса малолетних свидетелей и оценке их показаний………………...…..18
Заключение……………………………………………………………….22
Список литературы……………………………………………...……….23

Файлы: 1 файл

психология допроса малолетних свидетелей.doc

— 110.00 Кб (Скачать)

   Допрос  полагается начинать со свободного рассказа свидетеля об интересующих правоохранительные органы событиях. Это требование практически неисполнимо для детей шести-семи лет, если их специально не готовили к допросу. Связность, последовательность, легкость рассказа о сложных событиях нередко указывают на несамостоятельность его построения, вмешательство взрослых в процесс формирования показаний. В подавляющем большинстве случаев допрос дошкольников возможен только в форме наиболее доступной им диалогической речи, что повышает требования к постановке четких, ясных вопросов, не рассчитанных на развернутые, продолжительные ответы.

   При умелой постановке вопросов возможности  диалогической речи детей оказываются  вполне достаточными для сообщения  содержательной информации. Следует по возможности избегать вопросов, на которые можно ответить «да» или «нет». Например, если допрашивающего интересует, входил ли определенный человек в подъезд дома, вместо того, чтобы спрашивать: «Входил ли кто-нибудь в подъезд?», «Видел ли ты, как Н. входил в подъезд?», лучше поставить вопросы: «Что происходило в это время у подъезда?», «Кто входил в подъезд?». При такой формулировке вопросов диалог становится более содержательным. Разумеется, не всегда удается избежать вопросов, предполагающих лаконичные ответы, но к ним нужно прибегать, когда испробованы все средства получить более развернутые ответы.

   Во  время допроса психологические  возможности ребенка будут использованы наиболее полно при условии постановки перед ним вопросов постепенно возрастающей сложности. Вначале ребенку следует предложить перечислить, кто участвовал в наблюдавшемся им событии, какие предметы заметил ребенок, после этого рассказать, кто и какие действия совершал, и, наконец, выяснить, как ребенок понимает сущность события и его внутреннее содержание.

   Для активизации припоминания, когда ребенок говорит, что не помнит какого-то факта, целесообразно вернуться к тому, что ему предшествовало. Припоминая, как развивалась ситуация, расширяя круг воспроизводимых фактов, ребенок может непроизвольно вспомнить нужное обстоятельство как фрагмент целостной ситуации, поскольку трудности припоминания у детей бывают вызваны неспособностью вычленить отдельный эпизод из общей картины происходящего.

   Стимулом  к активному припоминанию (если речь идет не об убийстве, изнасиловании, развратных действиях) может служить предложение ребенку нарисовать то, что он наблюдал. При этом бедность изобразительных средств часто вынуждает ребенка объяснять рисунок, комментировать его, уточнять детали. Этот прием может оказаться полезным и в случаях, когда возникает подозрение, что ребенок повторяет воспринятый со слов взрослых рассказ. При восприятии описания событий «со слов» у ребенка не возникает столь же ярких наглядных образов, как при наблюдении, поэтому рисунок получается более схематичным и не дополняется объяснениями.

   У дошкольников, а иногда и у некоторых  младших школьников недостаточно сформирована способность управлять своим поведением с помощью внутренней речи. В сложных ситуациях они испытывают потребность проговаривать вслух, что они собираются сделать. Ставя перед ребенком вопрос, следователь может предложить ему повторить содержание вопроса. Произнося вслух, в чем состоит задание, ребенок как бы дает себе «команду» вспомнить и рассказать об определенных фактах. Этот прием позволяет отчасти преодолеть еще один встречающийся в показаниях детей недостаток: ребенок нередко излишне торопится ответить на вопрос, не успевает обдумать ответ и упускает детали воспроизводимой картины. Повторение вопроса замедляет темп разговора, не позволяет ребенку отвечать импульсивно3.

   Особенно  внимательно допрашивающий должен следить за тем, чтобы вопросы  не были наводящими. Не рекомендуется  придавать вопросам форму описания, которое ребенок должен подтвердить или опровергнуть. Ориентируясь на утвердительную интонацию, он может заключить, что все, о чем его спрашивают, известно допрашивающему и происходило в действительности. Далеко не каждый ребенок в состоянии противопоставить свои воспоминания утверждениям взрослых. Описательная форма вопросов таит в себе еще одну опасность при допросе детей: заметив несоответствие некоторой детали описания действительности, ребенок может отвергнуть его целиком.

   Многие  дети, в особенности мягкие по характеру, робкие, послушные, воспитанные в условиях беспрекословного подчинения взрослым, неустойчивы к психологическому давлению. Если допрашивающий, желая добиться ответа, говорит ребенку: «Это ты должен помнить», «Ты не мог забыть» и т.п., ребенок может прибегнуть к вымыслу, чтобы выполнить требования взрослого.

   У детей, в особенности дошкольников, относительно слабо выражена способность  к распределению внимания. В каждый отдельный момент они могут заниматься только одним каким-то делом, воспринимать один сигнал. Когда требуется, чтобы ребенок указал или опознал изображение объекта на фотографии, рисунке, схеме, не нужно одновременно предъявлять наглядный материал и объяснять, что должен сделать ребенок. Более рационально в зависимости от конкретной ситуации вначале объяснить ребенку задание, а потом показать изображение или, наоборот, вначале дать ребенку возможность ознакомиться с наглядным материалом и после сформулировать задание.

   При допросе детей большое значение имеет использование материальных объектов, эталонов, которые облегчают припоминание и описание ранее воспринимавшихся предметов. Ребенок намного больше может узнать, чем самостоятельно воспроизвести в речевой форме. В качестве эталонов для сопоставления их с образами памяти могут быть использованы синтетический портрет, «фоторобот», образцы, тканей, наборы изображений частей, фасонов, отдельных элементов одежды, автомобилей различных марок, образцы оттенков цветов и т.п.

   Допрос  малолетних свидетелей и потерпевших  о событиях, нанесших им психическую травму, должен быть построен таким образом, чтобы вопросы, затрагивающие образовавшийся у ребенка эмоциональный комплекс, обязательно чередовались с вопросами о нейтральных или приятных для ребенка фактах.

   Почти все дети до четырех-пяти лет имеют более или менее выраженные дефекты произношения, у некоторых детей они сохраняются и в школьные годы. Приблизительно с пяти-шести лет дети начинают стыдиться речевых недостатков, если они выражены относительно сильно. Такие дети быстро замыкаются, стараются прекратить разговор, если обнаруживают, что их недостаток замечен окружающими. Во время допроса не рекомендуется поправлять произношение ребенка, переспрашивать его без крайней необходимости.

   В общении с заикающимися детьми допрашивающий должен избегать распространенной ошибки, состоящей в том, что слушатель договаривает слово, которое не может выговорить заикающийся ребенок. Это не помогает, а мешает ребенку, подчеркивает его дефект, создает барьер в общении.

   Продолжительность допроса не может быть единой для всех детей. Она определяется с учетом возраста и индивидуальных особенностей ребенка. В большинстве случаев продуктивно давать показания дети 3—5 лет могут около 15—20 мин; дети 5—7 лет — около 20—25 мин; дети 7—10 лет — от 25 до 35 мин. Если за это время допрашивающий не успел выяснить интересующие его вопросы, желательно сделать перерыв. После двух периодов допроса продуктивность интеллектуальной деятельности детей снижается.

   Чем глубже ребенок способен понимать сущность поступков людей, тем выше вероятность психотравмирующего влияния на него воспринимавшихся событий. Дети младшего школьного возраста нередко бывают сильнее, чем дошкольники, травмированы сексуальными посягательствами или картинами гибели близких людей, убийства, нанесения телесных повреждений. Допрос детей о подобных событиях требует особого такта и должен быть прекращен, как только следователь, присутствующие на допросе родители или специалист заметят, что поставленные перед ребенком вопросы вызывают у него сильное волнение4.

3. Фиксация показаний малолетних свидетелей

   Фактические данные, содержащиеся в показаниях свидетелей, становятся доказательствами по уголовным делам только после того, как они зафиксированы в установленной законом форме. Основная форма фиксации свидетельских показаний — составление письменного протокола допроса свидетеля.

   В законе содержится совершенно определенное требование к полноте и точности фиксации свидетельских показаний: они должны быть записаны по возможности  дословно. Значение этого требования особенно велико при составлении протокола допроса малолетнего свидетеля.

   Свидетельские показания детей нередко своеобразны  по форме: они отрывочны, расплывчаты, ответы даются не всегда в плане  поставленных вопросов, отдельные слова употребляются не в их общепринятом значении, некоторая часть информации передается ребенком не в речевой форме, а посредством жестов, мимики, интонаций. Все это создает предпосылки для многозначного толкования высказываний детей. Истинный смысл сообщения ребенка иногда открывается только после тщательного обдумывания и анализа его показаний.

   Независимо  от возраста ребенка и особенностей речевой формы сообщения любые  его показания о фактах, имеющих  значение для органов следствия, полученные с соблюдением требований закона, могут быть оформлены протоколом допроса свидетеля, включены в число доказательств и в дальнейшем оцениваться наравне с другими доказательствами. Все высказывания ребенка об интересующих правоохранительные органы событиях, даже самые краткие или отдаленно связанные с ними, должны быть дословно, без искажений внесены в протокол.

   Фиксируя  показания свидетеля, следователи  нередко подвергают их обработке, состоящей в отборе информации, ее переструктурировании, редактировании отдельных выражений. Попытки «упорядочить» показания ребенка могут привести одновременно к утере и искажению части информации, исходящей от ребенка, и привнесению информации, исходящей от следователя, что совершенно недопустимо.

   Значительно повысить точность и полноту фиксации показаний свидетелей позволяет звукозапись их допросов. Звукозапись показаний детей способствует совершенствованию процесса проверки и оценки доказательств, включающего в себя исследование фактов, о которых сообщил свидетель, и условий, методов получения от него сведений. Прослушивание фонограммы позволяет проверить, что говорил свидетель, как он говорил, в ответ на какой по содержанию и форме вопрос последовало то или иное высказывание. Тем самым фонограмма делает возможным контроль за правильностью истолкования следователем высказываний малолетнего свидетеля.

   Звукозапись не заменяет традиционного письменного протоколирования, ее следует рассматривать как дополнительное средство, облегчающее протоколирование, делающее его более полным. В работе с малолетними свидетелями звукозапись может быть использована в двух основных формах.

   Если  следователю удалось установить прочный контакт с малолетним свидетелем, запись высказываний по ходу допроса не отвлекает ребенка  и не оказывает на него тормозящего  воздействия, а ответы свидетеля на вопросы таковы, что позволяют дословно фиксировать их простой записью, то звукозапись целесообразно осуществлять одновременно с ведением обычного письменного протокола. Сразу по окончании допроса фонограмма должна быть прослушана, и если в письменном протоколе не были отражены какие-то высказывания ребенка, протокол следует дополнить.

   В случаях когда ситуация допроса  складывается так, что следователю  не удается без ущерба для сохранения контакта с допрашиваемым вести  одновременно с беседой или в паузах письменную запись показаний свидетеля, основное внимание лучше сосредоточить на создании благоприятных условий для получения информации и, не отвлекаясь от беседы, фиксировать ее только звукозаписью. Сразу по окончании допроса фонограмма должна быть полностью переведена на письменный текст, немедленно оформлена в качестве протокола.

   В отдельных случаях для полноты  характеристики психологических возможностей ребенка в фонограмме и протоколе  допроса полезно зафиксировать  дословные ответы ребенка на вопросы, не имеющие отношения к содержанию уголовного дела. Сравнение ответов ребенка на нейтральные и имеющие значение для дела вопросы с точки зрения оценки их конструкции, употребляемых ребенком оборотов речи и т. п. может помочь в установлении эмоционального отношения ребенка к делу, обнаружить признаки влияния взрослых на ребенка и др.

   Следует обязательно фиксировать в протоколе  данные о месте, времени допроса, продолжительности допроса и перерывов.

   Как известно, по окончании допроса малолетних свидетелей в ряде случаев текст показаний не оглашается, правильность их записей подтверждается лицами, присутствовавшими при допросе.

   Представляется  полезным предоставлять возможность  малолетним свидетелям, если они не слишком утомлены допросом, сразу же по его окончании прослушать фонограмму. Не исключено, что прослушивание фонограммы может иногда способствовать оживлению в памяти дополнительных деталей события, о которых ребенок забыл упомянуть, выявлению самим ребенком ошибочных высказываний, неудачных формулировок, искажающих смысл сообщения, и своевременному их исправлению5.

   Несомненную пользу может принести видеозапись  допросов малолетних свидетелей, в особенности тех из них, которые плохо владеют разговорной речью, широко используют для передачи информации жесты, мимику и другие выразительные средства.

Информация о работе Психология допроса малолетних свидетелей