Психология допроса несовершеннолетних

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 19:29, реферат

Краткое описание

Современная практика расследования преступлений нуждается в научно обоснованных дифференцированных рекомендациях по психологическим вопросам получения и оценки показаний несовершеннолетних.

Файлы: 1 файл

Психология допроса несовереголетного.doc

— 89.00 Кб (Скачать)

Введение

      Современная практика расследования преступлений нуждается в научно обоснованных дифференцированных рекомендациях  по психологическим вопросам получения  и оценки показаний несовершеннолетних.

      Возраст в психологии – это категория, которая служит для временных характеристик индивидуального развития. В отличие от хронологического возраста, который выражает длительность существования индивида от момента его рождения, понятие психологического возраста обозначает определенную, качественно своеобразную ступень индивидуального развития.

      Учет  возрастных психологических особенностей малолетних свидетелей и потерпевших. Самый ранний возраст детей, участвующих  в судебно-следственных действиях, – это 2-3 года. В следственной практике, а также в практике судебно-психологической экспертизы известны случаи допроса детей этой возрастной группы. В подавляющем большинстве случаев дошкольники и младшие школьники допрашиваются по делам о насильственных преступлениях: убийствах, нанесении телесных повреждений, изнасилованиях, совершении развратных действий (в двух последних случаях преимущественно в качестве потерпевших); значительно реже по делам о грабежах, разбоях и т.п. Несомненно, при правильной организации и проведении допросов малолетних свидетелей и потерпевших от них могут быть получены вполне надежные, достаточно полные и точные показания.

      Особенности психики несовершеннолетних связаны  с ограниченностью их жизненного опыта, знаний и представлений, с  недостаточной сформированностью  адаптивных поведенческих навыков.

      В процессе развития подростка в его  психике происходят существенные сдвиги, и в первую очередь — активное расширение системы социальных связей. Интенсивное физическое и половое  развитие — важнейшая особенность  этого возраста.

      Потребность в самоутверждении — одна из ведущих потребностей подростка. Ее реализация может осуществляться в рамках контактной малой группы (в компании), что иногда порождает ряд негативных явлений. Поэтому включение подростка в многообразные социальные группы, в широкие социальные связи — одна из основных мер предупреждения правонарушений среди несовершеннолетних.

      Подросток активно ищет референтную группу, друзей и товарищей и, найдя их, стремится самоутвердиться. Нередко  такое «самоутверждение» и делает его «трудным».

      Повышенная  конформность, суггестивность, групповая зависимость, подверженность поведения особым подростковым стереотипам, негативизм, демонстративная независимость, бравада, зависимость от референтной группы, повышенная подражательность кумирам, склонность к рискованным действиям, недостаточный социальный самоконтроль — основные психологические особенности подросткового возраста.

      Формирование  чувственных представлений несовершеннолетних отличается наглядно-эмоциональной  направленностью, недостаточной категориальной отнесенностью, некоторым дисбалансом в деятельности первой и второй сигнальных систем, недостаточной развитостью обобщений по существенным признакам, склонностью к генерализованным обобщениям по несущественным признакам явлений.

      У подростков меньший объем восприятия и долговременной памяти, они менее точно отражают пространственные качества объектов: их величину, удаленность, конфигурацию, цветовые оттенки, чаще, чем взрослые, допускают ошибки в определении продолжительности временных периодов, иногда искажают последовательность событий. Постоянное стремление к новым впечатлениям может усиливать проактивное и ретроактивное торможение.

      Недостаточная сформированность понятийной сферы  нередко приводит к неправильному  употреблению понятий. Неточные показания  несовершеннолетних иногда обусловлены подражательностью, стремлением говорить "как надо". Наряду с этим психика подростков характеризуется и такими существенными для установления истины по делу качествами, как повышенная ориентировочно-исследовательская деятельность, обостренное внимание к отдельным деталям события, направленность внимания на экстраординарные события, непосредственность, искренность, правдивость.

      Более стабильный, чем у взрослых, распорядок жизнедеятельности несовершеннолетних позволяет в ряде случаев получить «опорные точки» для установления времени совершения и продолжительности расследуемых событий, их пространственной локализации.

      В ложных показаниях подростки чаще допускают  противоречия, несоответствия, не продумывают  деталей «легенды».

      Для установления коммуникативного и психологического контакта с несовершеннолетним необходимо предварительно ознакомиться с условиями  его жизни, особенностями воспитания, интересами, социальными связями  и т.д. Необходимые характерологические сведения следователь может получить из бесед с родителями, от инспекторов детской комнаты милиции, участковых инспекторов.

      Следователь выясняет условия жизни и воспитания подростка, в частности, имеет ли он обоих родителей (если нет одного из них или обоих родителей — в силу каких причин они отсутствуют, кто воспитывает несовершеннолетнего), взаимоотношения в семье, профессию и место работы родителей, их культурный уровень, моральные качества, отношение к детям, методы воспитания. Выясняются также вопросы о ближайшем бытовом окружении подростка, о его поведении в школе или на работе, состоял ли он на учете в детской комнате милиции, какие меры принимались по фактам его неправильного поведения и почему они не дали результатов, причины и условия, способствовавшие совершению преступления.

1 Психология допроса несовершеннолетнего

      Допрос  несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) целесообразно проводить  в кабинете следователя. Соответствующей  строгостью и официальностью подчеркивается важность и значимость расследования для несовершеннолетнего. При этом детализирующие, уточняющие и контрольные вопросы должны отличаться краткостью, предельной доступностью.

      Допрос  несовершеннолетнего должен продолжаться не более одного часа. При допросе  несовершеннолетнего, не достигшего 14 лет, присутствие педагога обязательно. Педагог дает необходимые консультации для определения формы постановки вопросов, установления психологического контакта с подростком.

      При необходимости оценки способности  несовершеннолетнего правильно  воспринимать существенные для дела обстоятельства и давать о них показания, его возможности полностью осознавать значение своих действий назначается судебно-психологическая экспертиза.

      Умственная  отсталость несовершеннолетнего, не связанная  с душевным заболеванием, то есть значительное его отставание от нормального уровня психического развития детей данного возраста, проявляется в аномальных действиях. Однако следует иметь в виду, что отставание в психическом развитии может проявляться не однозначно, и эксперту-психологу не следует ставить вопрос: «Нормальному уровню развития какого возраста соответствует фактический уровень развития данного лица?». На экспертное разрешение должны быть поставлены следующие вопросы:

      - имеются ли у лица отклонения от нормального для данного возраста уровня психического развития;

      - можно ли на основании данных психологии и педагогики сделать вывод о том, что несовершеннолетний не осознавал полностью значения своих общественно опасных действий.

      Обстановка  допроса должна быть спокойной, бесконфликтной. Несовершеннолетнему допрашиваемому необходимо вначале разъяснить, по какому обстоятельству проводится допрос, его обязанности и права, функции присутствующих на допросе лиц. Далее возможна ознакомительная (не формальная) беседа о жизни подростка, о его социально-бытовых условиях. В беседу могут быть вовлечены все участвующие в допросе лица. Установив контакт с подростком, следователь побуждает его к свободному рассказу. Этот рассказ может быть отрывочным, фрагментарным, но его не следует прерывать, подсказывать его направление.

      С помощью контрольных вопросов выявляются ориентация несовершеннолетнего в  последовательности событий, понимание  их сущности. Особенно существенно  при допросе оказание несовершеннолетнему  мнемической помощи.

      Диагностируя ложность показаний, следователь должен установить их мотивы (чувство ложного товарищества, стыда, страха, возникшего в результате угрозы и запугивания заинтересованного лица, неприязнь к следователю, советы близких). Наряду с воздействием на мотивационную сферу подростка следователь использует и допустимые приемы психического воздействия: демонстрация своей информационной осведомленности, предъявление доказательств, развенчание соучастников и т.п.

      В ходе допроса следует придерживаться ряда педагогических требований: не фиксировать внимание несовершеннолетнего на обстоятельствах, которые могут нанести вред его воспитанию, пресекать жаргонные и нецензурные выражения, не допускать циничных оценок, проявлений вульгарности и развязности. В то же время речь самого следователя должна быть предельно корректной. При этом допустимы ирония, меткие, острые определения, высоко ценимые подростками. Необходимо также быть вежливым и проявлять уважение к личности несовершеннолетнего. Недопустимо панибратство, заискивание и т.д.

Психология  допроса малолетних свидетелей и потерпевших

      Закон не ограничивает возраста свидетелей. В ряде случаев ими могут быть дети дошкольного возраста (от 3 до 6 лет) и младшего школьного возраста (от 6 до 11 лет). Их допрос должен осуществляться с учетом возрастных особенностей, присущих каждому из указанных возрастных периодов.

      Малолетние  свидетели обладают, как известно, крайне ограниченным жизненным опытом и их показания требуют психологически обоснованной интерпретации. Поэтому  при допросе необходимо участие педагога, воспитателя или специалиста по возрастной психологии.

      Дети  особенно подвержены суггестивному  влиянию взрослых, генерализованным обобщениям (по несущественным признакам). У них значительна склонность к воображению, ложному опознанию (образы прошлого и текущего воздействия могут соотноситься по второстепенным, несущественным признакам).

      Особенно  сложны для детей установление причинно-следственных связей явлений, интерпретация значения действий малознакомых людей, мотивов  и целей их поведения. Память ребенка дошкольного возраста отличается непроизвольностью, слабым развитием произвольного запоминания, направленностью на яркие отличительные особенности объектов.

      Восприятие  внешности людей малолетними  свидетелями и потерпевшими, как правило, не точно. Большее внимание они обращают на броские приметы, одежду, эмоционально-экспрессивные поведенческие особенности. Хуже запоминаются черты лица. Рост человека, как правило, завышается. Смещаются понятия «молодой» и «старый». Процессы узнавания несовершенны, часты ошибки, ложные узнавания.

      Особенно  часто малолетние допрашиваются  об обстоятельствах, связанных с  сексуальными посягательствами. Не понимая  значения совершаемых с ними сексуально направленных действий, дети осознают их необычность, «стыдность». Повышенная эмоциональная значимость таких действий, невольное участие в них способствуют сравнительно прочному их запоминанию. Однако очередность этих событий следователь должен постоянно уточнять («Что было до этого?, Что с тобой было сделано, когда ты...?» и т.п.). Непонимание смысла совершаемых действий существенно затрудняет их воспроизведение. Здесь необходимы многократные уточняющие и детализирующие вопросы.

      При допросе малолетних свидетелей и  потерпевших необходимо учитывать  их индивидуально-психологические особенности.

      Соответствующие сведения следователь получает из бесед  с родителями, воспитателями и  учителями, из знакомства с условиями  жизни ребенка, с общим уровнем  его психического развития. При этом выясняется, какими знаниями и умениями владеет ребенок, склонен ли к чрезмерному фантазированию, чем увлекается, как ведет себя со взрослыми и со сверстниками, каковы черты его характера, особенности темперамента (общительность, уравновешенность, возбудимость или инертность), имеются ли какие-либо психические аномалии, дефекты речи, что может вызвать повышенную психическую напряженность и т.д. Необходимо знать и позицию малолетнего по отношению к расследуемому событию, его психическое состояние в момент совершения преступления, а также обсуждались ли эти события в присутствии ребенка, мог ли он слышать о них от других лиц и т.п. Кроме того, следует исключить все попытки взрослых подготовить ребенка к допросу.

Информация о работе Психология допроса несовершеннолетних