Психология допроса несовершеннолетних

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 19:29, реферат

Краткое описание

Современная практика расследования преступлений нуждается в научно обоснованных дифференцированных рекомендациях по психологическим вопросам получения и оценки показаний несовершеннолетних.

Файлы: 1 файл

Психология допроса несовереголетного.doc

— 89.00 Кб (Скачать)

      – имеются ли у ребенка дефекты  речи (заикание, плохое произношение) или другие физические недостатки, которых он стыдится, какие темы разговора неприятны ему или могут сильно взволновать;

      – в каком эмоциональном состоянии  находился ребенок в момент восприятия интересующих правоохранительные органы событий (был ли, в частности, напуган, взволнован и т.п.); чем был занят в этот момент, принимал ли сам участие в событии или мог только наблюдать его, было ли это событие в центре его внимания;

      – чем занимался, как проводил время  в период между воспринимавшимся событием и допросом (это важно для установления возможности «наслоения» последующих впечатлений);

      – рассказывал ли ребенок о событиях, о которых его предполагается допросить, и если рассказывал, то кому и что именно;

      – обсуждали ли взрослые эти события в присутствии ребенка.

      Допрос  малолетних должен производиться в  присутствии и с участием педагога (психолога). Данные для психологической  характеристики ребенка может помочь собрать психолог РОВД, а также  составить психологический портрет, помочь выбрать вопросы для допроса. Многие вопросы можно вынести на разрешение судебно-психологической экспертизы (см. гл.11).

      Эффективность допросов детей во многом зависит  от умения следователя учитывать  и правильно использовать их психологические  особенности. Лучшее средство расположить к себе ребенка – сохранять естественность поведения, серьезно отнестись к тому, что его интересует или волнует.

      Особенно  внимательно допрашивающий должен следить за тем, чтобы вопросы  не были наводящими, внушающими, так  как известно, что дети этого возраста легко поддаются внушению. Следует по возможности избегать вопросов, на которые можно ответить «да» или «нет». Например, если следователя интересует, входил ли определенный человек в подъезд дома, вместо того, чтобы спрашивать: «Входил ли кто-нибудь в подъезд?», «Видел ли ты, как N входил в подъезд?», то лучше поставить вопросы: «Что происходило в это время у подъезда?», «Кто входил в подъезд?». При такой формулировке вопросов диалог становится более содержательным.

      Продолжительность допроса не может быть одинаковой для всех детей, она определяется с учетом возраста и индивидуальных особенностей ребенка. В большинстве случаев продуктивно давать показания дети 3-5 лет могут около 15-20 мин.; дети 5-7 лет – около 20-25 мин.; дети 7-10 лет – от 25 до 35 мин. Если за это время следователь не успел выяснить интересующие его вопросы, то желательно сделать перерыв (после двух периодов допроса продуктивность интеллекта детей заметно снижается). Психологическая характеристика, описанная выше, обеспечивает и эффективность допроса несовершеннолетних более старшего возраста. 

 

Список  использованных источников 

  1. Абельцев  С.Н. Личность преступника и проблемы криминального насилия. – М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2006.
  2. Васильев В.Л. Юридическая психология. – СПб.: Питер, 2005.
  3. Еникеев М.И. Юридическая психология. – СПб.: Питер, 2007.
  4. Еникеев М.И. Энциклопедия по юридической психологии. – М., 2001.
  5. Юридическая психология / Под ред. Т.Н. Курбатовой. – СПб.: Питер, 2006.
  6. Просвирнин В. Г. Особенности предмета доказывания по уголовным делам несовершеннолетних: Учеб.-метод. пособие. – Воронеж, 2007.
  7. Романов В.В. Юридическая психология. – М.: Юрист, 2006.
  8. Смирнова Н.Н. Юридическая психология. – СПб.: Альфа, 2005.
  9. Хисматуллин Р. Особенности судебного следствия по делам несовершеннолетних // Рос. юстиция. – 2005.

Информация о работе Психология допроса несовершеннолетних