Допрос несовершеннолетних свидетелей и потерпевших

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2014 в 15:45, реферат

Краткое описание

В уголовно – процессуальном и криминалистическом аспекте допрос – процессуальное действие, заключающиеся в получении органом расследования в соответствии с правилами, установленными уголовно-процессуальным законом, показаний от допрашиваемого об известных ему фактах, входящих в предмет доказывания по уголовному делу. О значительной роли допроса также свидетельствуют данные, полученные в ходе изучения следственной практики: на производство всех видов допроса уходит более 60 % всего рабочего времени следователя , что позволяет сделать вывод о центральном месте данного следственного действия, без которого не обходится ни одно производство по уголовному делу.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………..…..2
1. Подготовка к проведению допроса…………………………………..…14
2. Особенности тактики получения показаний несовершеннолетних свидетелей и потерпевших………………………………………………..…26
Заключение……………………………………………………………….…..

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 55.65 Кб (Скачать)

Содержание

Введение…………………………………………………………………..…..2

1.   Подготовка к проведению допроса…………………………………..…14

2. Особенности тактики получения показаний несовершеннолетних свидетелей и потерпевших………………………………………………..…26

Заключение……………………………………………………………….…..28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В уголовно – процессуальном и криминалистическом аспекте допрос – процессуальное действие, заключающиеся в получении органом расследования в соответствии с правилами, установленными уголовно-процессуальным законом, показаний от допрашиваемого об известных ему фактах, входящих в предмет доказывания по уголовному делу. О значительной роли допроса также свидетельствуют данные, полученные в ходе изучения следственной практики: на производство всех видов допроса уходит более 60 % всего рабочего времени следователя , что позволяет сделать вывод о центральном месте данного следственного действия, без которого не обходится ни одно производство по уголовному делу.

Несмотря на то, что доля несовершеннолетних в общем массиве лиц, допрашиваемых в ходе расследования, относительно невелика, как показывает анализ следственной и судебной практики, в ряде случаев они оказываются единственными свидетелями, а нередко и жертвами преступлений, располагая ценной для следователя криминалистически значимой информацией. В силу этого полнота и достоверность получаемой информации на допросе несовершеннолетних зависит не только от соблюдения установленных процессуальным законом правил, но и от осведомленности следователя в психологических механизмах формирования представлений в памяти и их реконструкции, а также в какой степени учитываются их возрастные и интеллектуальные особенности, от уровня достижения психологического контакта следователя с допрашиваемым. Таким образом, сущность допроса данной категории участников уголовного процесса раскрывается через процессуальные, тактические и психологические основы его производства. Для умелого производства допроса несовершеннолетнего следователь должен обладать совокупностью тактических приемов, используемых при допросе несовершеннолетнего, без знания которых допрос несовершеннолетнего может оказаться неэффективным, неполным, безинформационным.

1. Подготовка к  проведению допроса

Признав необходимым допросить несовершеннолетнего свидетеля или потерпевшего, следователь должен надлежащим образом подготовиться к этому. Подготовка заключается: в тщательном изучении личности подлежащего допросу несовершеннолетнего и круга его близких и знакомых; в разрешении вопроса о том, кто, кроме следователя, будет участвовать в следственном действии; в выборе места для производства допроса; в подготовке и формулировании вопросов, которые следует задать допрашиваемому, и, наконец, в определении способа вызова несовершеннолетнего свидетеля или потерпевшего на допрос.2

Матвеев С.В. обосновал и предложил следующую систему наиболее значимых и необходимых элементов подготовки к допросу несовершеннолетних: 1) тщательное изучение лицом, производящим допрос, материалов уголовного дела; 2) изучение следователем личности допрашиваемого; 3) определение места допроса; 4) определение круга лиц, в нем участвующих; 5) способы вызова на допрос; 6) составление плана допроса. На наш взгляд, отдельный анализ первого из приведенных СВ. Матвеевым элементов подготовки в настоящей работе нецелесообразен, поскольку изучение материалов уголовного дела подразумевается при реализации всех остальных составляющих этой стадии допроса. Успешно осуществить данное следственное действие может далеко не каждый следователь. И дело здесь не только в юридической подготовке или опыте следственной работы. Допрос несовершеннолетних требует от следователя знания педагогики и возрастной психологии, умения определить свою собственную психологическую линию поведения, обеспечивающую успешное производство следственного действия. Разумеется, перед следователем не ставится задача трансформировать свою личность и свою психологию.   Однако,  как  справедливо  отмечает Э.А.  Черных,   «нельзя представить себе такое положение, когда следователь, только что закончивший допрос взрослого, не счел бы необходимым психологически перестроиться, приступая к допросу несовершеннолетнего».

Уже при первой встрече с допрашиваемым следователю нужно постараться устранить излишнее психологическое напряжение, чтобы несовершеннолетний более спокойно и естественно вел себя на допросе. Для этого рекомендуется перед началом следственного действия провести с несовершеннолетним свидетелем (потерпевшим) беседу на отвлеченную тему, не связанную с предметом допроса. Как правило, речь идет об интересах допрашиваемого.

Естественно, для успешной беседы необходимо располагать основными данными о несовершеннолетнем свидетеле или потерпевшем: об условиях его жизни и воспитания, уровне развития, связях, интересах, особенностях характера и т.д. При отсутствии этих данных «следственные и оперативные действия по их собиранию должны рассматриваться как неотложные»

Помимо сведений, определяющих предмет допроса, следователю требуется выяснить, способен ли несовершеннолетний дать достоверные показания по важным для дела обстоятельствам (особенно это касается малолетних). Уже перед допросом необходимо составить правильное впечатление о возможной склонности данного ребенка к фантазированию, его внушаемости, впечатлительности, наблюдательности, возможностях памяти. Для этого следователи нередко  прибегают к специальному экспертно-психологическому исследованию малолетних потерпевших и свидетелей. Обязательным назначение и производство судебно-психологической экспертизы следует считать лишь в отношении несовершеннолетнего потерпевшего, если его способность правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для уголовного дела, и давать показания вызывает сомнения в силу возрастных и индивидуально-психологических особенностей (ст. 196 УПК РФ).

Что касается свидетеля или потерпевшего подросткового возраста, то для достижения следователем успешных результатов его допроса желательно выяснить следующее:

1. Особенности происхождения подросткового кризиса у допрашиваемого и сложившийся после него характер отношений со взрослыми.

2. Место (положение) подростка в группе и уровень его притязаний. Предпочитаемые способы достижения целей.

3. Набор качеств, значимых для допрашиваемого: качества, которые он стремится демонстрировать, и качества, которые маскируются; качества, которые он старается вырабатывать, и качества, от которых желает избавиться.

4. Стиль привычного для подростка поведения и его устойчивость.

Условия, оказывающие влияние на изменения линии поведения. Ситуации,

которые ищет допрашиваемый и предпочитает другим.

5. Жизненные принципы и позиции в складывающихся отношениях.

6. Ценности, на которые ориентируется подросток. Предполагаемые средства их достижения.

7. Система господствующих представлений об отношениях: о системе ролей в обществе, о характере отношений между людьми, об отношениях к правилам, к морали, к праву.

Особое место в изучении личности несовершеннолетнего (на чем акцентируют внимание многие авторы) занимает определение особенностей его темперамента и характера, что значительно упрощает установление психологического контакта с допрашиваемым, позволяет правильнее понимать особенности его поведения, дает возможность варьировать нужным образом тактические приемы допроса. Так, Э.А. Черных, описывая выбор тона, которым следователю рекомендуется допрашивать несовершеннолетнего, отмечает, что «строгий тон следователя при допросе несовершеннолетних сангвинического, флегматического темпераментов может оказать на них дисциплинирующее влияние, будет способствовать их собранности, сосредоточенности при даче показаний. На несовершеннолетних же холерического и особенно меланхолического типов темперамента, характеризующихся повышенной эмоциональной уязвимостью, строгий тон может оказать, наоборот, вредное воздействие: затормозит их настолько, что они потеряют уверенность в возможности вспомнить необходимое, не смогут дать полные показания или вообще заупрямятся и замолчат. Холерики и меланхолики подросткового возраста более других упрямы, склонны к негативизму».

В случае допроса такого подростка попытки установить с ним контакт чрезвычайно затруднены. Доводы рассудка, легко доходящие до сознания всех других людей, здесь как бы «повисают в воздухе». Они не воспринимаются несовершеннолетним в связи с тем, что не принимаются им. Некоторый набор слов, с которым обращается следователь к подростку, понимается последним совершенно по-иному. Искажается все только в одну сторону - к представлению о враждебности обращения к нему и к поиску скрытой угрозы. Это и есть негативизм, включающий тактику действия «поступать всегда совершенно противоположным образом по сравнению с тем, что было предложено лицом, которое пытается не то чтобы воздействовать, а даже просто разговаривать». На наш взгляд, выявление у свидетеля (потерпевшего) подросткового возраста склонности к негативизму в процессе подготовки к допросу позволит следователю своевременно изыскать приемы и средства, необходимые для успешного проведения данного следственного действия.

При подготовке к рассматриваемому следственному действию необходимо определиться с очередностью допросов, поскольку по этому же делу, как правило, допрашиваются и взрослые (родственники и другие близкие люди несовершеннолетнего), которые могут оказать на несовершеннолетнего свидетеля (потерпевшего) то или иное влияние. Если у следователя нет оснований опасаться негативного воздействия на допрашиваемого, то следует сначала допросить взрослых свидетелей, которые способны дать достаточно полную характеристику личности несовершеннолетнего. Разумеется, родители последнего могут сообщить наиболее ценные сведения (например, данные о применяемых к несовершеннолетнему в семье мерах поощрения и наказания и его реакции на них). Допрос родителей может быть нецелесообразным лишь в тех случаях, когда по обстоятельствам дела они могут быть заинтересованы в искажении действительности по личным мотивам (например, чтоб исключить возможность допроса их ребенка).

Конечно, всесторонне изучить перед допросом все многообразие проявлений личности несовершеннолетнего допрашиваемого следователь не имеет возможности хотя бы потому, что «эта задача вообще невыполнима без личного контакта». Поэтому в ходе непосредственного общения, предшествующего официальной части допроса, следователь получает дополнительные данные о психологическом облике несовершеннолетнего свидетеля или потерпевшего и в зависимости от них окончательно определяет, какой тактики ему придерживаться в дальнейшем: «...следователь путем наблюдения    получает   информацию   о    внешнем    облике    свидетеля, потерпевшего, уровне их культуры, особенностях речи, мимики, жестов, наблюдаемых психофизиологических реакциях и состояниях (растерянность, волнение, страх, спокойствие, безразличие, враждебность и пр.), желании, готовности оказать помощь следствию или, напротив, стремлении ограничиться минимумом несущественных сведений». Однако, еще раз подчеркнем, основную работу по сбору сведений о личности допрашиваемого следователь должен проделать до допроса. К сожалению, на практике дело зачастую обстоит совсем иначе.

Разрешая вопрос о том, в чьем присутствии производить допрос несовершеннолетнего свидетеля или потерпевшего, следователь должен помнить, что общего правила здесь нет и быть не может. Например, малолетних в большинстве случаев целесообразнее допрашивать с участием родных, хорошо относящихся к ним людей, которым дети вполне доверяют. Нередко малолетние, особенно застенчивые, не желают разговаривать с незнакомым им следователем и отвечать на его вопросы. Присутствие в таких случаях при допросе близких для детей лиц «оказывает следователю неоценимую услугу: успокаивает детей и облегчает следователю вступление с допрашиваемым в психологический контакт» .

Миньковский Г.М. вообще лишь допросом малолетних ограничивает необходимость участия законного представителя в данном следственном действии.  А.Н. Васильев и Л.М. Карнеева подчеркивают важность правильного решения о целесообразности участия родителей несовершеннолетнего в егодопросе.  Конечно, если у следователя нет полной уверенности в объективности близких допрашиваемого, их не следует привлекать к участию в следственном действии Однако, так категорично подходить к решению вопроса, как это делает Г.М. Миньковский, на наш взгляд, тоже нельзя. Нередко присутствие близкого человека повышает результативность допроса подростка, ведь решение о вызове законного представителя или педагога либо об их отсутствии при допросе лица старше 14 лет зависит от обстоятельств дела, поэтому в каждом случае сугубо индивидуально. Одни подростки охотнее дают показания в присутствии родителей, другие - в присутствии педагога.

М.М. Коченов и Н.Р. Осипова в целях более полного использования специальных познаний педагога и его практической помощи в проведении допроса предложили шесть этапов взаимодействия следователя и педагога, первым из которых является выбор специалиста.

Решая вопрос о приглашении педагога для участия в допросе несовершеннолетнего свидетеля (потерпевшего), необходимо учитывать целесообразность вызова того или иного конкретного лица. Естественно, предполагается незаинтересованность педагога, отсутствие неприязненных отношений, а отсюда и предвзятости, как со стороны педагога, так и допрашиваемого. В ряде случаев в связи с характером дела, ролью в нем несовершеннолетнего, его индивидуальными особенностями должно учитываться мнение самого допрашиваемого о вызове на допрос определенного педагога.  Бывают случаи, когда вызов знакомого педагога не только не содействует успешности допроса, но и оказывается вредным, так как несовершеннолетний стесняется рассказывать при близких и хорошо знакомых ему людях об известных ему фактах. Бывает и наоборот.

В последнее время в литературе все чаще поднимается вопрос о привлечении к допросу авторитетных для допрашиваемого лиц, чье участие в следственном действии не предусмотрено уголовно-процессуальным законом. Например, А.А. Закатов указанные действия рекомендует как тактическийприем, затрагивающий эмоциональную сферу личности допрашиваемого и препятствующий сообщению ложных сведений.

При допросе несовершеннолетних потерпевших по делам о половых преступлениях следователю целесообразно наладить контакт с психологом из реабилитационного центра,   что   позволит  избрать наиболее щадящую тактику допроса и избежать обострения последствий причиненной преступлением психологической травмы.

Информация о работе Допрос несовершеннолетних свидетелей и потерпевших