Допрос несовершеннолетних свидетелей и потерпевших

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2014 в 15:45, реферат

Краткое описание

В уголовно – процессуальном и криминалистическом аспекте допрос – процессуальное действие, заключающиеся в получении органом расследования в соответствии с правилами, установленными уголовно-процессуальным законом, показаний от допрашиваемого об известных ему фактах, входящих в предмет доказывания по уголовному делу. О значительной роли допроса также свидетельствуют данные, полученные в ходе изучения следственной практики: на производство всех видов допроса уходит более 60 % всего рабочего времени следователя , что позволяет сделать вывод о центральном месте данного следственного действия, без которого не обходится ни одно производство по уголовному делу.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………..…..2
1. Подготовка к проведению допроса…………………………………..…14
2. Особенности тактики получения показаний несовершеннолетних свидетелей и потерпевших………………………………………………..…26
Заключение……………………………………………………………….…..

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 55.65 Кб (Скачать)

С особой осторожностью следует подходить и к решению вопроса об участии родителей при допросе указанных потерпевших, поскольку тяжелые переживания последних усугубляются необходимостью в присутствии родителей давать показания о совершенном насилии.

Таким образом, выбор лица, которое следует пригласить для участия в допросе несовершеннолетнего свидетеля или потерпевшего, имеет важное тактическое значение. С этим согласились 33,7% опрошенных автором работников следственного аппарата и подходят к выбору очень серьезно. Еще 56% не отрицают важности указанного решения, однако на практике приглашают, кого получится: главное - не нарушить закон. А вот 5% от общего числа опрошенных считают, что это только отвлекает от дела, что, конечно, ведет к нарушению прав несовершеннолетних свидетелей и потерпевших и снижает результативность их допросов.

Чтобы участие приглашенных лиц в допросе несовершеннолетнего было максимально эффективным, их предварительно следует проинструктировать: объяснить порядок проведения следственного действия, предупредить, что вопросы они могут задавать лишь с разрешения следователя. Практике известны случаи, когда лица, приглашенные для участия в допросе, неправильно поняв свои задачи, перехватывали инициативу у следователя и, не имея профессиональной подготовки ведения допросов, срывали их.   Также необходимо разъяснить, на каком этапе допроса им желательно включиться в беседу с несовершеннолетним и выяснение каких вопросов интересует следствие на данном допросе. Для обеспечения наибольшей активности приглашенных их следует информировать об обстоятельствах, относящихся к допросу несовершеннолетнего, и даже знакомить с отдельными документами.

Учитывая, насколько опасна постановка несовершеннолетним наводящих вопросов, тем более, если они исходят от лиц, которым допрашиваемые доверяют и привыкли слушаться, следователю необходимо объяснить приглашенным для участия в допросе лицам, какие вопросы считаются наводящими и почему они запрещены.

При подготовке к рассматриваемому следственному действию необходимо продумать время и особенности вызова допрашиваемых.

По справедливому замечанию В.И. Смыслова, «общее тактическое правило о том, что допрос свидетелей следует производить как можно быстрее после событий, являющихся предметом их показаний, особенно важно учитывать при допросе несовершеннолетних свидетелей» . Как уже отмечалось выше, восприятие ребенка, если объект не имеет для него резкого эмоционального значения, поверхностно, поэтому образы воспринятого быстро стираются под воздействием новых впечатлений. Своевременность допроса несовершеннолетних свидетелей и потерпевших диктуется и другим обстоятельством. Дети, обмениваясь мнениями со своими сверстниками, подвергаясь расспросам взрослых, довольно легко поддаются внушению и могут незаметно для себя подменить собственное восприятие высказываниями лиц, беседовавших с ними.

С другой стороны, несовершеннолетние остро реагируют на эмоциональное воздействие. При восприятии событий, способных вызвать у допрашиваемого сильные переживания, может наступить психологическая заторможенность, затрудняющая правильное воспроизведение (особенно этокасается потерпевших). В этих случаях необходимо отложить допрос, пока ребенок не успокоится.

Определяя момент прибытия ребенка на допрос, следователь должен помнить о его быстрой утомляемости. Необходимо, чтоб несовершеннолетний допрашиваемый был бодрым и отдохнувшим; ни в коем случае нельзя заставлять его ожидать допроса. Долгое ожидание нервирует и выводит из равновесия даже взрослых. Еще быстрее теряют терпение несовершеннолетние. Они становятся рассеянными и капризными, что значительно усложняет создание следователем нормальной обстановки допроса.

Согласно ч. 4 ст. 188 УПК РФ лица, не достигшие возраста шестнадцати лет, вызываются на допрос через законных представителей либо через администрацию по месту работы или учебы допрашиваемых. Последний вариант предпочтительнее, когда допрос, во избежание нежелательного влияния на несовершеннолетнего, нужно произвести тайно от родителей. Если же предполагается участие законного представителя в допросе несовершеннолетнего свидетеля (потерпевшего), вызов последнего через администрацию по месту учебы (работы) не рекомендуется.

В указанном случае, по мнению Э.А. Черных, следователь, естественно, в зависимости от обстоятельств дела, может «рекомендовать родителям побеседовать с сыном или дочерью, вызываемыми на допрос. Цель этих бесед - успокоить несовершеннолетнего, устранить излишнюю его нервозность и ориентировать на дачу правдивых и полных показаний. Если следователь не разъяснит родителям этой их обязанности, они, получив повестку о явке к следователю с несовершеннолетними и не будучи подготовлены к тому, чтобы правильно воздействовать на психику несовершеннолетнего, неизбежно будут проводить «предварительный допрос» сами. При этом не исключается применение педагогических мер, что может привести к серьезным отрицательным последствиям».

К реализации на практике указанной рекомендации нужно подходить лишь при отсутствии у следователя сомнений в незаинтересованности родителей. В любом случае у последних перед допросом необходимо выяснить, могли ли они специально или нечаянно оказать внушающее влияние на несовершеннолетнего, расспрашивая, уточняя и дополняя его сообщения. Также у близких допрашиваемому лиц, постоянно с ним общающихся, можно узнать о позиции самого несовершеннолетнего. Например, у потерпевших даже младшего школьного возраста может сформироваться вполне осознанное и устойчивое желание отомстить обвиняемому. Разумеется, следователю необходимо знать об этом до начала допроса.

Серьезным вопросом, подлежащим разрешению при подготовке к рассматриваемому следственному действию, является выбор места производства допроса.

В каждом конкретном случае он должен определяться характером совершенного преступления, психологической атмосферой расследования и собранными сведениями о лице, которое предстоит допросить. Незнакомая обстановка может затормозить процессы мышления у малолетних, что будет препятствовать даче ими исчерпывающих показаний. В привычных же для детей условиях, в располагающей к откровенной беседе обстановке с ними значительно проще установить контакт, допрашиваемые чувствуют себя спокойнее, их внимание не рассредоточивается на изучение непривычной обстановки кабинета следователя, а концентрируется на допросе.

В случае проведения следственного действия по месту жительства несовершеннолетнего свидетеля или потерпевшего, нужно позаботиться о том, чтобы родственники допрашиваемого не мешали допросу, а его результаты не были бы преждевременно разглашены. Если допрос организуется в школе, следователь должен обеспечить, чтобы другие учащиеся не могли знать или догадываться о вызове их соученика к следователю.

Малолетних, легкомысленно относящихся к случившемуся, а также подростков с развязным, дерзким поведением, наоборот, целесообразно вызывать для дачи показаний в помещение милиции или прокуратуры и допрашивать в официальной обстановке, которая подчеркнет важность выполняемой ими функции. При этом, как справедливо отмечает В.П. Лавров, необходимо убрать вещи, которые могут отвлечь внимание допрашиваемого, посадить его в стороне от окна, исключить присутствие посторонних лиц, телефонные разговоры и т.д., чтоб несовершеннолетний мог сосредоточиться на предмете допроса.

Поскольку длительные допросы вызывают усталость несовершеннолетнего, внимание его рассеивается, следователь, обдумывая план предстоящего допроса, должен сформулировать вопросы еще и так, чтобы они исчерпывающим образом охватывали предмет допроса за небольшой промежуток времени.

Главное же требование, предъявляемое к вопросам, заключается в том, чтобы они не носили наводящего, внушающего характера. При этом необходимо отметить, что внушающими могут быть не только существо и форма вопроса, но и место его среди других вопросов. Поэтому нужно обдумать их последовательность, а также возможность повторения каждого вопроса другими словами.

Наконец, если допрос будет сопровождаться аудио- и (или) видеозаписью, предстоящее использование технических средств также следует предусмотреть в плане. «Руководствуясь при решении этого вопроса обстоятельствами дела и тактической целесообразностью, нужно учитывать, что применение технических средств отражается не только на времени и процедуре допроса, но и на его тактике».

Таким образом, успешному решению проблемы повышения эффективности допроса несовершеннолетних свидетелей и потерпевших на предварительном следствии будет способствовать максимальное использование предложенной нами в настоящем параграфе группы тактических приемов, последовательно реализуемых в ходе составляющих элементов стадии подготовки  к  рассматриваемому  следственному  действию.   Тщательная, всесторонняя и своевременная подготовка к допросу несовершеннолетнего свидетеля или потерпевшего, заключающаяся в обеспечении и пополнении информационной базы допроса, а также в процессуально и тактически обоснованной организации следственного действия, - залог его успеха и оптимальных результатов, необходимое условие для создания атмосферы, благоприятствующей получению от допрашиваемого полных и правдивых показаний по уголовному делу.

 

2. Особенности  тактики получения показаний  несовершеннолетних свидетелей  и потерпевших.

Тактика рассматриваемого следственного действия строится с учетом общих положений, относящихся к получению свидетельских показаний. Однако это вовсе не означает, что при проведении допроса несовершеннолетних следователь должен использовать те же тактические приемы, что и при допросе взрослых свидетелей и потерпевших (как это делают 4% опрошенных автором диссертационного исследования работников следственного аппарата, причем, по их словам, успешно). В каждом конкретном случае допроса несовершеннолетнего свидетеля или потерпевшего общие тактические приемы должны существенно дополняться и конкретизироваться применительно к возрастным и психологическим особенностям данной категории лиц.

Специфика тактических приемов, реализуемых в ходе рассматриваемого следственного действия, отчетливо проявляется еще на стадии подготовки к допросу. Но достигнуть положительных результатов даже лучшим образом организованного и спланированного допроса невозможно без умелого применения тактических приемов, направленных на получение показаний от несовершеннолетних свидетелей и потерпевших. Хотя, по результатам анкетирования, 69% опрошенных практических работников при выборе тактических средств допроса несовершеннолетних учитывают их индивидуальные и возрастные особенности, в целом проблема совершенствования приемов получения свидетельских показаний указанной категории лиц и внедрения их в практику далека от окончательного разрешения (о чем свидетельствуют, опять же, данные проведенного опроса: 15,3% принимавших в нем участие вообще никогда не задумывались об используемых в ходе рассматриваемого следственного действия тактических приемах).

С учетом изложенного, представляется необходимым, не останавливаясь подробно на теоретических проблемах тактики получения свидетельских показаний, рассмотреть в настоящем параграфе те вопросы, от успешного разрешения которых напрямую зависит эффективность допроса именно несовершеннолетних свидетелей и потерпевших. А поскольку выбор тактических средств рассматриваемого следственного действия тем важнее, чем меньше возраст допрашиваемого, особое внимание нужно уделить особенностям получения показаний малолетних.

Процесс любого допроса «теснейшим образом связан с психологией отношений следователя и допрашиваемого... за каждым из поддающихся наблюдению при допросе фактов скрывается невидимый психологический механизм. Для того, чтобы обеспечить надежность допроса как способа собирания и проверки доказательств, следователю необходимо управлять этим механизмом...» .

«Искусное проведение допроса несовершеннолетнего, - писал B.C. Тадевосян, - состоит в том, что допрашивающий умелым подходом, без всякого внешне ощутимого воздействия, без принуждения добивается у допрашиваемого откровенного и правдивого изложения фактов и событий».

Указанное невозможно без способности следователя расположить к себе несовершеннолетнего, умения «растопить лед» недоверия и отчужденности и установить с допрашиваемым психологический контакт. Для этого большинство авторов рекомендуют начинать рассматриваемое следственное действие с отвлеченной беседы на интересную для несовершеннолетнего тему.  Такая беседа поможет допрашиваемому (особенно робкому и застенчивому) освоиться в непривычной обстановке и вызовет его на откровенный разговор. По данным анкетирования   практических   работников,   28%   опрошенных   полагают обязательным проведение перед допросом беседы с несовершеннолетним свидетелем (потерпевшим) на отвлеченную от предмета допроса тему; большинство же (54%) проводят ее лишь в некоторых случаях с целью снятия излишнего психологического напряжения.

Длительность подобной беседы варьируется в зависимости от возрастных и индивидуальных психологических особенностей допрашиваемого, предмета предстоящего допроса и ряда других обстоятельств, специфичных для каждого конкретного случая. Естественно, «разговорить» несовершеннолетнего, преодолеть его скованность и напряженность удается не сразу, и одного-двух вопросов типа «Что читаете?» здесь явно недостаточно. Необходима длящаяся беседа, во время которой у следователя есть возможность пополнить уже имеющиеся сведения о личности допрашиваемого, «прощупать» его позицию.

По мнению Д.М. Лосева, независимо от процессуального положения несовершеннолетнего особенности установления с ним психологического контакта при допросе связаны, в первую очередь, с наличием у допрашиваемого специфических черт психологии детского, подросткового и юношеского возрастов. Поскольку малолетние не всегда понимают необходимость общения со следователем, положение Н.И. Порубова о том, что «психологический контакт возможен лишь тогда, когда его участники понимают необходимость в совместной деятельности или общении друг с другом» , нужно, считает Д.М. Лосев, «дополнить указанием на то, что это не относится к малолетним и умственно отсталым, где на первый план выходят коммуникативные способности следователя. Необходимо вызвать у малолетнего заинтересованность в общении, которая будет своего рода психологическим контактом».

Информация о работе Допрос несовершеннолетних свидетелей и потерпевших