Особенности социализации специалиста

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 19:34, контрольная работа

Краткое описание

Насекомые рождаются уже взрослыми, т.е. готовых нормально функционировать в своей экологической нише. Высшим организмам приходится труднее. Природа позаботилась о том, чтобы выделить специальный период времени, в течении которого новорожденный обучается и приспособляется к взрослому миру. Этот период называется детством. У птиц оно длится один сезон, у тигров, слонов и обезьян – несколько лет. Чем выше стоит животное на лестнице видов, тем продолжительнее период адаптации.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………3
Социализация…………………………………………………………..4
Факторы социализации…………………………………………5
Агенты социализации…………………………………………...6
Уровни социализации…………………………………………...6
Механизмы социализации……………………………………....7
Идентификация………………………………………………10
Поло-ролевая типизация…………………………………….12
Адаптация………………………………………………………………14
Трудовая адаптация персонала…………………………………15
Цели и этапы адаптации………………………………………...16
Корпоративные мероприятия…………………………………...19
Заключение…………………………………………………………………….21
Список литературы……………………………………………………………22

Файлы: 1 файл

Особенности социализации специалиста.docx

— 47.77 Кб (Скачать)

 

Содержание.

 

Введение………………………………………………………………………3

  1. Социализация…………………………………………………………..4
    1. Факторы социализации…………………………………………5
    2. Агенты социализации…………………………………………...6
    3. Уровни социализации…………………………………………...6
    4. Механизмы социализации……………………………………....7
      1. Идентификация………………………………………………10
      2. Поло-ролевая типизация…………………………………….12
  2. Адаптация………………………………………………………………14
    1. Трудовая адаптация персонала…………………………………15
    2. Цели и этапы адаптации………………………………………...16
    3. Корпоративные мероприятия…………………………………...19

Заключение…………………………………………………………………….21

Список литературы……………………………………………………………22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Живые организмы составляют естественную иерархию. Все их многообразие можно расположить на лестнице видов от самых простых до самых сложных. Чем сложнее организм, тем дольше приходится ему приспосабливаться к окружающей среде.

Насекомые рождаются уже  взрослыми, т.е. готовых нормально функционировать в своей экологической нише. Высшим организмам приходится труднее. Природа позаботилась о том, чтобы выделить специальный период времени, в течении которого новорожденный обучается и приспособляется к взрослому миру. Этот период называется детством. У птиц оно длится один сезон, у тигров, слонов и обезьян – несколько лет. Чем выше стоит животное на лестнице видов, тем продолжительнее период адаптации.

Самым затянутым является период подготовки к взрослой жизни  у человека.

Раньше считалось, что  он ограничивается детством, сегодня  в него включают

период юности и молодости. Треть своей жизни человек  обучается жить в самом сложном из существующих миров – в мире общественных отношений. Такой экологической ниши нет ни одного из видов. В последнее время специалисты пришли к мнению, что человек обучается и переучивается всю свою жизнь. Таковы требования современного общества. Этот процесс получил название социализации.

 

 

 

 

  1. Социализация.

 

Социализация — становление личности — процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе.

В системе отечественной  психологии употребляются еще два  термина, которые порой предлагают рассматривать как синонимы слова  «социализация»: «развитие личности»  и «воспитание».

Процесс социализации представляет собой совокупность всех социальных процессов, благодаря которым индивид  усваивает определенную систему  норм и ценностей, позволяющих ему  функционировать в качестве члена  общества (Бронфенбреннер, 1976).

Социализация человека начинается с рождения и продолжается на протяжении всей жизни. В её процессе он усваивает  накопленный человечеством социальный опыт в различных сферах жизнедеятельности, который позволяет исполнять  определенные, жизненно важные социальные роли.

Социализация рассматривается  как процесс, условие, проявление и  результат социального формирования личности. Как процесс она означает социальное становление и развитие личности в зависимости от характера  взаимодействия человека со средой обитания, адаптации к ней с учетом индивидуальных особенностей. Как условие — свидетельствует о наличии того социума, который необходим человеку для естественного социального развития как личности. Как проявление — это социальная реакция человека с учетом его возраста и социального развития в системе конкретных общественных отношений. По ней судят об уровне социального развития.   Как результат она является основополагающей характеристикой человека и его особенностей как социальной единицы общества в соответствии с его возрастом. Ребенок в своем развитии может отставать или опережать своих сверстников. В этом случае социализация как результат характеризует социальный статус ребенка по отношению к его сверстникам.

При более широком истолковании (Ильясов Ф. Н.) под социализацией  понимается процесс включения индивида в систему общественных отношений. В этом случае социализация может  рассматриваться как совокупность следующих процессов:

  1. интернализации социальных норм;
  2. усвоения социальных функций;
  3. вхождения в социальную группу (социальной мобильности).

 

    1. Факторы социализации

 

А. Мудрик выделяет четыре группы факторов, влияющих на социализацию человека. К ним относятся:

  • мегафакторы — космос, планета, мир, которые в той или иной мере через другие группы факторов влияют на социализацию всех жителей Земли;
  • макрофакторы — страна, этнос, общество, государство, которые влияют на социализацию всех живущих в определенных странах;
  • мезофакторы — условия социализации больших групп людей, выделяемых: по местности и типу поселения, в которых они живут (регион, село, город, поселок); по принадлежности к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации (радио, телевидения и др.); по принадлежности к тем или иным субкультурам;
  • микрофакторы — непосредственно влияющие на конкретных людей, которые с ними взаимодействуют, — семья и домашний очаг, соседство, группы сверстников, воспитательные организации, различные общественные, государственные, религиозные, частные и контрсоциальные организации, микросоциум.
    1. Агенты социализации.

Важнейшую роль в том, каким вырастает  человек, как пройдет его становление  играют люди, в непосредственном взаимодействии с которыми протекает его жизнь. Их принято называть агентами социализации. На разных возрастных этапах состав агентов  специфичен. Так, по отношению к детям  и подросткам таковыми выступают  родители, братья и сестры, родственники, сверстники, соседи, учителя. В юности или в молодости в число  агентов входят также супруг или  супруга, коллеги по работе и пр. По своей роли в социализации агенты различаются в зависимости от того, насколько они значимы для  человека, как строится взаимодействие с ними, в каком направлении  и какими средствами они оказывают  свое влияние.

 

    1. Уровни социализации.

 

В социологии выделяются два  уровня социализации:

  • уровень первичной социализации
  • уровень вторичной социализации

Первичная социализация происходит в сфере межличностных отношений  в малых группах. В качестве первичных  агентов социализации выступает  ближайшее окружение индивида: родители, близкие и дальние родственники, друзья семьи, сверстники, учителя, врачи  и т. д.

Вторичная социализация происходит на уровне больших социальных групп  и институтов. Вторичные агенты — это формальные организации, официальные учреждения: представители администрации и школы, армии, государства и т. д.

 

    1. Механизмы социализации

 

Социализация человека во взаимодействии с различными факторами  и агентами происходит с помощью  ряда, условно говоря, «механизмов». Агенты+факторы=механизмы социализации. Подразделяются на:

  1. Социально-психологические механизмы
  2. Социально-педагогические механизмы

 
К социально-психологическим механизмам можно отнести следующие:

  • Импринтинг (запечатление) — фиксирование человеком на рецепторном и подсознательном уровнях особенностей воздействующих на него жизненно важных объектов. Импринтинг происходит преимущественно в младенческом возрасте. Однако и на более поздних возрастных этапах возможно запечатление каких-либо образов, ощущений и т. п.
  • Экзистенциальный нажим — овладение языком и неосознаваемое усвоение норм социального поведения, обязательных в процессе взаимодействия со значимыми лицами.
  • Подражание — следование какому-либо примеру, образцу. В данном случае — один из путей произвольного и чаще всего непроизвольного усвоения человеком социального опыта.
  • Рефлексия — внутренний диалог, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные ценности, свойственные различным институтам общества, семье, обществу сверстников, значимым лицам и т. д. Рефлексия может представлять собой внутренний диалог нескольких видов: между различными Я человека, с реальными или вымышленными лицами и др. С помощью рефлексии человек может формироваться и изменяться в результате осознания и переживания им той реальности, в которой он живет, своего места в этой реальности и себя самого.

 
К социально-педагогическим механизмам социализации можно отнести следующие:

Традиционный  механизм социализации (стихийной) представляет собой усвоение человеком норм, эталонов поведения, взглядов, стереотипов, которые характерны для его семьи и ближайшего окружения (соседского, приятельского и др.). Это усвоение происходит, как правило, на неосознанном уровне с помощью запечатления, некритического восприятия господствующих стереотипов. Эффективность традиционного механизма весьма рельефно проявляется тогда, когда человек знает, «как надо», «что надо», но это его знание противоречит традициям ближайшего окружения. В таком случае оказывается прав французский мыслитель XVI в. Мишель Монтень, который писал: «…Мы можем сколько угодно твердить свое, а обычай и общепринятые житейские правила тащат нас за собой». Кроме того, эффективность традиционного механизма проявляется в том, что те или иные элементы социального опыта, усвоенные, например, в детстве, но впоследствии невостребованные или блокированные в силу изменившихся условий жизни (например, переезд из села в большой город), могут «всплыть» в поведении человека при очередном изменении жизненных условий или на последующих возрастных этапах.

Институциональный механизм социализации, как следует уже из самого названия, функционирует в процессе взаимодействия человека с институтами общества и различными организациями, как специально созданными для его социализации, так и реализующими социализирующие функции попутно, параллельно со своими основными функциями (производственные, общественные, клубные и другие структуры, а также средства массовой коммуникации). В процессе взаимодействия человека с различными институтами и организациями происходит нарастающее накопление им соответствующих знаний и опыта социально одобряемого поведения, а также опыта имитации социально одобряемого поведения и конфликтного или бесконфликтного избегания выполнения социальных норм. Надо иметь в виду, что средства массовой коммуникации как социальный институт (печать, радио, кино, телевидение) влияют на социализацию человека не только с помощью трансляции определенной информации, но и через представление определенных образцов поведения героев книг, кинофильмов, телепередач. Эффективность этого влияния определяется тем, что, как тонко подметил еще в XVIII в. реформатор западноевропейского балета французский балетмейстер Жан Жорж Новер, «поскольку страсти, испытываемые героями, отличаются большей силой и определенностью, нежели страсти людей обыкновенных, им легче и подражать». Люди в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями склонны идентифицировать себя с теми или иными героями, воспринимая при этом свойственные им образцы поведения, стиль жизни и т. д.

Стилизованный механизм социализации действует в рамках определенной субкультуры. Под субкультурой в общем виде понимается комплекс морально-психологических черт и поведенческих проявлений, типичных для людей определенного возраста или определенного профессионального или культурного слоя, который в целом создает определенный стиль жизни и мышления той или иной возрастной, профессиональной или социальной группы. Но субкультура влияет на социализацию человека постольку и в той мере, поскольку и в какой мере являющиеся ее носителями группы людей (сверстники, коллеги и пр.) референтны (значимы) для него.

Межличностный механизм социализации функционирует в процессе взаимодействия человека с субъективно значимыми для него лицами. Значимыми лицами могут быть родители (в любом возрасте), любой уважаемый взрослый, друг-сверстник своего или противоположного пола и др. Естественно, что значимые лица могут быть членами тех или иных организаций и групп, с которыми человек взаимодействует, а если это сверстники, то они могут быть и носителями возрастной субкультуры. Но нередки случаи, когда общение со значимыми лицами в группах и организациях может оказывать на человека влияние, не идентичное тому, какое оказывает на него сама группа или организация.

Информация о работе Особенности социализации специалиста