Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 19:34, контрольная работа
Насекомые рождаются уже взрослыми, т.е. готовых нормально функционировать в своей экологической нише. Высшим организмам приходится труднее. Природа позаботилась о том, чтобы выделить специальный период времени, в течении которого новорожденный обучается и приспособляется к взрослому миру. Этот период называется детством. У птиц оно длится один сезон, у тигров, слонов и обезьян – несколько лет. Чем выше стоит животное на лестнице видов, тем продолжительнее период адаптации.
Введение………………………………………………………………………3
Социализация…………………………………………………………..4
Факторы социализации…………………………………………5
Агенты социализации…………………………………………...6
Уровни социализации…………………………………………...6
Механизмы социализации……………………………………....7
Идентификация………………………………………………10
Поло-ролевая типизация…………………………………….12
Адаптация………………………………………………………………14
Трудовая адаптация персонала…………………………………15
Цели и этапы адаптации………………………………………...16
Корпоративные мероприятия…………………………………...19
Заключение…………………………………………………………………….21
Список литературы……………………………………………………………22
Идентификация - (лат. identificare - отождествлять) - отождествление, уподобление, опознание, установление совпадения объектов. В психологии термин "И." впервые введен З. Фрейдом , рассматривавшим И. как бессознательный процесс подражания, как самое раннее проявление эмоциональной привязанности ребенка к матери, эмоциональное слияние с ней, а также как способ защиты личности от давления инстинктов.
В современной психологии и социальных дисциплинах термин "И." используется в следующих значениях:
1. уподобление (чаще неосознанное) в форме переживаний и действий субъектом себя иному лицу (модели), в качестве которого может выступать авторитет, значимый другой (друг, учитель, родитель и др.), на основании установившейся тесной эмоциональной связи с ним. Один из механизмов становления личности, формирования полоролевой идентичности, ценностных ориентаций, усвоения норм и образцов поведения;
2. механизм психологической защиты, проявляющийся в имитации, бессознательном подражательном поведении, уподоблении объекту, вызывающему страх или тревогу;
3. механизм проекции, непроизвольного приписывания субъектом другому лицу своих вытесненных мыслей, мотивов, желаний, качеств, чувств и переживаний, которые вызывают у самого субъекта чувства вины или тревоги, а также восприятие субъектом другого человека как продолжения себя самого;
4. механизм постановки себя на место другого, проявляющийся в виде сопереживания, эмпатии, перенесения субъектом в состояние, обстоятельства другого человека и обеспечивающий более успешное понимание и взаимодействие; отождествление с персонажем, героем художественного произведения.
В социологии и социальной психологии И. - один из важнейших механизмов социализации личности, проявляющийся в отождествлении индивидом себя с определенной группой или общностью (номинальной или реальной, большой или малой и др.). И. способствует активному освоению образцов и стереотипов поведения, присущих членам этой группы, принятию в качестве собственных групповых норм, целей, социальных ролей, установок, идеалов.
Механизм поло-ролевой идентификации (половой идентификации) или поло-ролевой типизации .Сущность данного механизма состоит в усвоении субъектом психологических черт, особенностей поведения, характерные для людей определенного пола. В процессе первичной социализации индивид усваивает нормативные представления о соматических, психологических, поведенческих свойствах, характерных для мужчин и женщин. Ребенок сначала осознает свою принадлежность к определенному полу, затем у него формируется социальный идеал поло-ролевого поведения, отвечающий его системе представлений о наиболее положительных чертах конкретных представителей данного пола (чаще отца и матери), и наконец, он стремится имитировать определенный тип поло-ролевого поведения, трансформируя первоначально «идеальную» модель в конкретную через включение собственных личных особенностей.
Как механизм социализации
полоролевая идентификация
В современном обществе процесс
полоролевой идентификации
Современная дифференциальная
психология выделяет четыре типа людей
в зависимости от уровня их маскулинности
и феминности: маскулинные индивиды
с ярко выраженными, традиционно
мужскими качествами, такими как честолюбие,
решительность и т. д.; фемининные
индивиды, отличающиеся традиционно
женскими качествами – мягкостью, эмоциональностью
и т. д.; андрогинные индивиды, сочетающие
в себе как традиционно мужские,
так и традиционно женские
психологические качества; люди с
неопределенной психологической половой
идентичностью, т. е. те, кто не обладает
выраженной маскулинностью либо фемининностью.
Половые различия между мужчинами
и женщинами, определяющие набор ожидаемых
образцов поведения, обозначают как гендерные
различия или гендерные социальные роли.
Половые различия в отличии от различий,
являющихся результатами полоролевой
идентификации, определяют деление общества
на две социальные группы: мужчин и женщин.
В настоящее время проблема гендерных
различий является актуальной для исследования,
что связано с проблемами устойчивости
семьи, роли супругов в воспитании детей,
особенности социальной адаптации женщин.
Динамика полоролевой идентификации в противоречивых условиях современной социализации способствует появлению негативных социально – психологических явлений. В настоящее время происходит нарушение данного механизма, которое мы не можем не отметить, когда выраженность маскулинности и феминности либо отсутствует, либо не соответствует биологическому полу. Это может происходить, чаще всего, в условиях неправильного воспитания, например, когда родители хотели мальчика, а родилась девочка, которую воспитывали как мальчика и наоборот. Иногда нарушения происходят, если в воспитании участие принимает лишь один родитель, представляющий эталон мужского или женского поведения. Возникает путаница ролей, приводящая к нарушению нормальных отношений с представителями другого пола.
Полоролевая идентификация
является одним из ведущих механизмом
социализации в любом обществе. Она
сопровождает реализацию многих других
механизмов, таких как социальная
оценка желаемого поведения, подражание,
конформизм и др.
Механизм социальной оценки
поведения осуществляется в процессе
социального контроля (С. Парсонс). Он работает
на основе изученного З. Фрейдом принципа
удовольствия – страдания – чувств, которые
испытывает человек в связи с вознаграждениями
(положительными санкциями), и наказаниями
(отрицательными санкциями), поступающими
от других людей. В этом случае подкрепляющим
и формирующим фактором служит реакция
окружающих, а образ взаимного восприятия
является регулятором поведения.
Адапта́ция (лат. adapto — приспособляю) — процесс приспособления к изменяющимся условиям внешней среды.
2.1. Трудовая адаптация персонала.
Адаптация — процесс изменения знакомства сотрудника с деятельностью и организацией и изменение собственного поведения в соответствии с требованиями среды.
Трудовая адаптация персонала - процесс:
- приспособления работников
к содержанию и условиям
- совершенствования деловых и личных
качеств работников.
Специалист — работник, выполнение обязанностей которого предусматривает наличие начального, среднего или высшего профессионального (специального) образования.
Процедуры адаптации персонала
призваны облегчить вхождение новых
сотрудников в жизнь
Кроме того, способы включения новых
сотрудников в жизнь
Для руководителя же информация о
том, как организован в его
подразделении процесс
Условно процесс адаптации можно разделить на четыре этапа.
Этап №1. Оценка уровня подготовленности новичка необходима для разработки наиболее эффективной программы адаптации. Если сотрудник имеет не только специальную подготовку, но и опыт работы в аналогичных подразделениях других компаний, период его адаптации будет минимальным. Однако следует помнить, что даже в этих случаях в организации возможны непривычные для него варианты решения уже известных ему задач. Поскольку организационная структура зависит от ряда параметров, таких, как технология деятельности, внешняя инфраструктура и персонал, новичок неизбежно попадает в какой-то степени в незнакомую ему ситуацию. Адаптация должна предполагать как знакомство с производственными особенностями организации, так и включение в коммуникативные сети, знакомство с персоналом, корпоративными особенностями коммуникации, правилами поведения. т. д.
Этап №2. Ориентация — практическое знакомство нового работника со своими обязанностями и требованиями, которые к нему предъявляются со стороны организации. Значительное внимание, например в компаниях США, уделяется адаптации новичка к условиям организации. К этой работе привлекаются как непосредственные руководители новичков, так и сотрудники служб по управлению персоналом.
Обычно программа ориентации включает ряд небольших лекций, экскурсии, практикумы (работа на отдельных рабочих местах или с определенным оборудованием).
Часто в ходе проведения программы ориентации затрагиваются следующие вопросы:
1. Общее представление о компании:
2. Политика организации:
3. Оплата труда:
4. Дополнительные льготы:
5. Охрана труда и соблюдение техники безопасности:
6. Работник и его отношения с профсоюзом:
7. Служба быта:
8. Экономические факторы:
После прохождения общей программы ориентации может быть проведена специальная программа, осуществляемая как в формах специальных бесед с сотрудниками того подразделения, в которое пришел новичок, так и собеседований с руководителем (непосредственным и вышестоящим). Обычно в специальной программе затрагиваются следующие вопросы:
1. Функции подразделения:
2. Рабочие обязанности и ответственность:
3. Требуемая отчетность:
4. Процедуры, правила, предписания:
5. Представление сотрудников подразделения.
Этап №3. Действенная адаптация. Этот этап состоит в собственно приспособлении новичка к своему статусу и значительной степени обусловливается его включением в межличностные отношения с коллегами. В рамках данного этапа необходимо дать новичку возможность активно действовать в различных сферах, проверяя на себе и апробируя полученные знания об организации. Важно в рамках этого этапа оказывать максимальную поддержку новому сотруднику, регулярно вместе с ним проводить оценку эффективности деятельности и особенностей взаимодействия с коллегами.
Этап №4. Функционирование. Этим этапом завершается процесс адаптации, он характеризуется постепенным преодолением производственных и межличностных проблем и переходом к стабильной работе. Как правило, при спонтанном развитии процесса адаптации этот этап наступает после 1 — 1,5 лет работы. Если же процесс адаптации регулировать, то этап эффективного функционирования может наступить уже через несколько месяцев. Такое сокращение адаптационного периода способно принести весомую финансовую выгоду, особенно если в организации привлекается большое количество персонала.
Организация корпоратива — это прежде всего сплочение коллектива и, как следствие, повышение работоспособности и производительности труда в компании.
Обычно, корпоративные праздники проводятся в ресторанах, кафе, на природе, спортивных базах, непосредственно на работе. Помимо проведения под руководством опытного ведущего классических банкетов / фуршетов, в последние несколько лет стали очень популярны командные состязания сотрудников в различных спортивных играх. Задания в играх строятся таким образом, что для их решения требуются сплоченные действия команды и взаимопомощь.