Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 12:21, курсовая работа
Цель данной курсовой работы исследование тактических приемов допроса несовершеннолетних.
Введение………………………………………………….…………………...... 3
Глава 1. Общие положения тактики допроса………………………………5
Глава 2. Общие приемы тактики допроса несовершеннолетних……….13
Глава 3. Тактические приемы допроса несовершеннолетних в зависимости от их процессуального положения…………………………..21
Заключение……………………………………………..…….…………..……29
Список использованных источников………………………………………30
Некоторые особенности имеют последующие стадии допроса: свободный рассказ и ответы на вопросы.
Обычно свободный рассказ
несовершеннолетнего бывает отрывочен,
сбивчив и непоследователен. Поэтому
рекомендуется применять
Задавая вопросы, важно убедиться в том, что допрашиваемый правильно понял их содержание, а при необходимости разделить вопрос на несколько более конкретных и простых.
В ходе допроса несовершеннолетнего нужно обращать внимание на соответствие сообщаемых сведений уровню его психического развития. Гладкость, заученность показаний, употребление формулировок и оборотов, не свойственных возрасту подростка, противоречия между показаниями, данными в ходе свободного рассказа и при ответах на вопросы, а также некоторые другие признаки могут свидетельствовать о том, что он находится под чьим-то влиянием. Тогда необходимо выяснить, кто расспрашивал подростка или с кем он обсуждал обстоятельства, о которых был допрошен, не подсказывал ли ему кто-либо ответы на вопросы следователя.22
При общей схожести ряда
процессуальных и тактических требований
(изучение личности, установление психологического
контакта, корректная форма допроса
и т. д.) многое в тактике допроса
имеет свою специфику и определяется
процессуальным положением несовершеннолетнего.
В этой связи целесообразно
ГЛАВА 3. ТАКТИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ДОПРОСА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ИХ ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ПОЛОЖЕНИЯ.
Специфика подготовки к
допросу несовершеннолетнего
Тем не менее, даже в этих условиях необходимо собрать хотя бы минимальную информацию о подростке, допросив его родителей, учителей (бригадира или мастера), соседей. При невозможности немедленного допроса он должен быть проведен не позднее 24 часов с момента задержания23. Безотлагательность допроса позволит, помимо выполнения требований закона, избежать контактов подростка с взрослыми, способными внушить ему определенную манеру поведения.
При выборе момента и
тактики допроса необходимо учитывать
психологическое состояние
Первый допрос очень важен. Начать следует с беседы об условиях жизни, учебы (работы) и воспитания подростка, о круге его интересов, увлечений. Подросток может охотно рассказывать о себе и своих друзьях, полагая, что эти вопросы не имеют отношения к совершенному преступлению.
Очень важно правильно
формулировать вопросы. Они должны
быть конкретны, не сложны и не содержать
фактических данных, способных что-то
подсказать подростку. Не следует забывать
о такой его черте, как внушаемость.
Подозреваемый
Немаловажной при допросе
является демонстрация следователем своей
осведомленности об обстоятельствах
совершенного преступления. Однако это
должны быть подлинные сведения, полученные
из протокола осмотра места
При ссылке на алиби следует учитывать, что подростки обычно заранее его не подготавливают. Поэтому детализирующие вопросы и ответы на них подозреваемого о месте, времени, свидетелях, совместных действиях и т.п. и сведения, зафиксированные в протоколе допроса, помогут в дальнейшем выявить несостоятельность его ссылок на алиби.
Как уже отмечалось, при допросе подозреваемого (14-16 лет) может присутствовать педагог, однако решать этот вопрос всегда надлежит с учетом многих факторов: характер преступления, роль подозреваемого в его совершении, личностные качества подростка и многое другое. В отдельных случаях присутствие педагога, которого знает и уважает подросток, поможет снять напряжение, успокоить допрашиваемого 25.
Перед допросом следователь
может ознакомить педагога и защитника
с психологической
Перед допросом следователь оглашает постановление о привлечении несовершеннолетнего в качестве обвиняемого.
После этого подростку в доступной форме необходимо разъяснить сущность предъявленного обвинения, обоснованность квалификации, содержание процессуальных норм, упомянутых в постановлении, его права как обвиняемого, значение смягчающих и отягчающих вину обстоятельств.
При допросе несовершеннолетнего обвиняемого, не признающего свою вину, может быть использован прием изобличения во лжи. С этой целью сначала, например, следователь говорит о второстепенных обстоятельствах, установленных с полной достоверностью. Демонстрация такой осведомленности способна повлиять на подростка и заставить его говорить правду.
Нередко при допросе
несовершеннолетнего
Акцент же на отрицательных сторонах жизни несовершеннолетнего обвиняемого (подозреваемого), как правило, приводит к тому, что он замыкается и вообще отказывается давать показания.
В процессе допроса показания несовершеннолетнего не рекомендуется сразу же заносить в протокол. Это отвлекает его, настораживает, мешает сосредоточиться следователю, нарушает психологический контакт между ними. В протоколе необходимо по возможности сохранять обороты речи, использованные обвиняемым. Не следует излагать его показания не свойственным подросткам языком.
При допросе несовершеннолетнего обвиняемого может быть применена аудио- или видеозапись (ст. 166 УПК). Прибегать к аудио- или видеозаписи можно по различным, но в каждом случае достаточно веским основаниям:
а) необходимость фиксации обстановки допроса (была ли она спокойной, в каком тоне велся допрос, какие и в какой последовательности задавались вопросы, насколько быстро и охотно отвечал обвиняемый, какие использовал обороты речи и т.д.);
б) если подросток меняет или способен изменить свои показания, отказаться от данных ранее;
в) при даче показаний против взрослых или иных лиц, в присутствии которых или под влиянием которых он может изменить свои показания;
г) если следователь, опасаясь проведения очной ставки с взрослым соучастником, намерен огласить аудио- или видеозапись его допроса этому лицу 27.
Тактика допроса несовершеннолетнего свидетеля и потерпевшего строится следующим образом. Учитывая опасность воздействия на свидетелей и потерпевших, а также прямого внушения подростку заданных показаний, их допрос проводится как можно быстрее и носит исчерпывающий характер.
Вопрос о месте решается в зависимости от того, будет ли вызываться свидетель через родителей или иным путем, будет ли допрос проводиться по месту следствия или по месту проживания (учебы, работы) подростка.
Несовершеннолетних, отличающихся
развязным, хулиганским
Свидетелей и потерпевших,
не характеризуемых отрицательным
поведением, целесообразнее допрашивать
в привычной для них
Свидетелю (потерпевшему), не достигшему 16 лет, до начала допроса разъясняется необходимость давать правдивые показания, но они не предупреждаются об ответственности за дачу ложных показаний и за отказ или уклонение от дачи показаний. Свидетели (потерпевшие) старше 16 лет предупреждаются по полной форме.
Тактика допроса несовершеннолетнего свидетеля зависит от его возраста, индивидуальных особенностей и отношения к расследуемому событию. По последнему критерию могут быть выделены три категории свидетелей:
1. очевидцы преступления или иных связанных с ним событий;
2. подростки из числа
соучастников, дело в отношении
которых прекращено или они
освобождены от уголовного
3. подростки из ближайшего окружения несовершеннолетнего обвиняемого.
Независимо от того, к какой из указанных категорий относится свидетель, при подготовке к его допросу целесообразно по возможности выяснить некоторые индивидуальные его качества: отношение к сверстникам (чувство товарищества, нечестность, доброжелательность, злость), черты характера (лживость, упрямство, скрытность и т.п.), интересы, увлечения, взаимоотношения с участниками события 28.
Очевидцы преступления или лица, ставшие свидетелями каких-либо связанных с ним событий, обычно дают правдивые показания. Но для того, чтобы они их не изменили в силу забывчивости или внушения с чьей-либо стороны, их надо допрашивать как можно раньше. При оценке их показаний необходимо учитывать как объективные (удаленность от места, освещенность, длительность наблюдения и др.), так и субъективные (состояние органов чувств, эмоциональное состояние) факторы восприятия события. Специфические сложности проявляются и при воспроизведении подростком воспринятого. Это может быть связано как с особенностями его психики, так и со слабым развитием, недостаточным словарным запасом.
Тактическими приемами преодоления этих трудностей являются:
а) активизация ассоциативных связей;
б) «оживление» памяти путем предъявления доказательств;
в) допрос или проверка показаний на месте происшествия.
Данная категория свидетелей
обычно доверяет следователю и, может
быть бессознательно, готова помочь в
установлении истины. Вместе с тем
это доверие и такая готовность
чреваты возможностями
Несовершеннолетние свидетели,
как правило, не отрицают своего участия
в совершенном преступлении, однако
показания о других лицах дают
неохотно, в особенности если ими
являлись взрослые или подростки,
старшие по возрасту. Преодолевать
подобное нежелание следует путем
разъяснения необходимости
При допросе свидетелей из ближайшего окружения несовершеннолетнего обвиняемого следует учитывать факт их дружеских отношений. Нередко они образуют устойчивые группы, сформировавшиеся по признаку совместного проживания, по месту учебы (работы), проведению досуга.
В категории этих свидетелей немало лиц, утративших нормальные связи с семьей, школой, трудовым коллективом. Они вышли из-под социального контроля и по своим устремлениям являются единомышленниками обвиняемого. При их допросе можно получить много ценной информации о совершенных ими или другими подростками правонарушениях, которые не выявлены следствием к данному моменту30.