Особенности допроса несовершеннолетних

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 12:21, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы исследование тактических приемов допроса несовершеннолетних.

Оглавление

Введение………………………………………………….…………………...... 3



Глава 1. Общие положения тактики допроса………………………………5



Глава 2. Общие приемы тактики допроса несовершеннолетних……….13



Глава 3. Тактические приемы допроса несовершеннолетних в зависимости от их процессуального положения…………………………..21



Заключение……………………………………………..…….…………..……29



Список использованных источников………………………………………30

Файлы: 1 файл

9Курсовая по криминалистике9.docx

— 66.08 Кб (Скачать)

Следующая стадия - восполнения  и оценки полученных показаний или  ответов на вопросы. Здесь решаются следующие задачи: восполнение полученных показаний с учетом предмета допроса; критическая оценка полноты и достоверности полученных показаний; определение причин их недостоверности или неполноты (забывание, добросовестное заблуждение допрашиваемого, сознательное сокрытие или искажение истины).

В целях решения этих задач используются следующие тактические  приемы:

-постановка дополнительных  вопросов (содействуют более подробному  изложению обстоятельств, составляющих  предмет допроса);

-постановка уточняющих  вопросов (конкретизируют полученные  сведения);

-постановка напоминающих  вопросов (оживляют память допрашиваемого, вызывают в ней те или иные  ассоциации, связанные с выясняемыми  обстоятельствами);

-постановка контрольных  вопросов об источниках, из которых  допрашиваемому стали известны  сообщаемые им сведения;

-постановка контрольных  вопросов об обстоятельствах,  знание которых допрашиваемым  прямо или косвенно подтверждает  его причастность к расследуемому  событию или осведомленность  о нем;

-сопоставление показаний  с другими имеющимися в деле  доказательствами и сведениями, полученными из оперативных источников13.

Тактические приемы допроса весьма разнообразны и отличаются друг от друга по содержанию и целям применения. Некоторые из них, будучи универсальными, применимы при производстве любой разновидности допроса. Использование же других диктуется видом проводимого допроса.

ГЛАВА 2.  ОБЩИЕ ПРИЕМЫ ТАКТИКИ ДОПРОСА  НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

 

Несовершеннолетними признаются лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось четырнадцать, но не исполнилось восемнадцати лет14.

Допрос несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых (ст. 425 УПК РФ), свидетелей и потерпевших (ст. 191 УПК РФ) имеет специфику, обусловленную их возрастом и социально-демографическими характеристиками.

Специфика допроса несовершеннолетних обусловливается:

а) меньшим, чем у взрослых, объемом знаний и жизненного опыта;

б) слабой способностью к  сосредоточенному вниманию;

в) повышенной внушаемостью;

г) меньшим развитием аналитических навыков при восприятии и оценке воспринятого;

д) тенденцией к смешению реально воспринятого и воображаемого;

е) эмоциональностью суждений и действий.

Несовершеннолетние уступают взрослым в способности осознать событие в целом, не всегда могут  выделить главное. Они чаще взрослых ошибаются при определении расстояний, интервалов времени, последовательности действий и событий. Несовершеннолетние быстрее забывают воспринятые события, однако весьма точно передают те факты, которые их заинтересовали. Они обладают повышенной возбудимостью, неуравновешенностью  характера, им присущи быстрые смены  настроения и поведенческих реакций, что заметно отражается на их показаниях.

Поскольку названные и  некоторые другие особенности психофизического развития несовершеннолетних проявляются  в процессе формирования показаний и в поведении на допросе одинаково, их допрос имеет общие черты независимо от процессуального положения допрашиваемого.

Следователь, готовясь к допросу  несовершеннолетнего, должен обратить особое внимание на возраст, степень  развития ребенка или подростка, влияния на него взрослых, особенностей его характера, а так же выполнить комплекс мероприятий, направленных на обеспечение оптимальных условий производства допроса:

1) Решить вопрос о месте допроса. Детей младшего возраста целесообразно допрашивать в привычной для них обстановке: в школе, детском учреждении, иногда у них дома. Наоборот, на несовершеннолетних в возрасте 15—17 лет официальная обстановка места допроса оказывает положительное влияние: проникаясь чувством ответственности, они скорее скажут правду 15.

Иногда допрос целесообразно  производить на месте, где подросток  наблюдал преступное событие, по поводу которого ему предстоит давать показания. Несовершеннолетний обвиняемый (подозреваемый) допрашивается в рабочем кабинете следователя либо в изоляторе  временного содержания, если он задержан или заключен под стражу.

2) Определить день и  время допроса. Допрос несовершеннолетнего  свидетеля (потерпевшего) должен  быть произведен как можно  быстрее после события преступления, чтобы исключить запамятование  обстоятельств произошедшего. Кроме  того, актуальность безотлагательного  допроса состоит в том, что  несовершеннолетние (особенно малолетние) довольно легко поддаются внушению, в результате чего могут незаметно  для себя подменить собственное  восприятие высказываниями других  лиц, с которыми они разговаривали  до начала допроса.

3) Получить информацию  о личности несовершеннолетнего.  Для установления психологического  контакта и определения тактики  допроса необходимо выяснить:

а) отношение несовершеннолетнего  к сверстникам (чувство товарищества, чуткость, безразличие, неприязненные  отношения и т.п.);

б)    черты характера (упрямство, лживость, конформизм и  др.);

в)   круг интересов  и увлечений, а также иные данные, относящиеся к его социально-демографической  и нравственно-психологической характеристикам. Для этого необходимо тщательно  изучить материалы уголовного дела, допросить родителей или законных представителей, педагогов и других лиц.

4) Определить круг участников  допроса (педагог, родители, законные  представители несовершеннолетнего,  защитник). Приглашать для участия  в допросе несовершеннолетнего  обвиняемого (подозреваемого) его  родителей следует лишь тогда,  когда следователь, несмотря на  предпринимаемые усилия, не может  установить с допрашиваемым психологический  контакт.

5) Побеседовать с участниками  предстоящего допроса для разъяснения  их роли в следственном действии, определения особенностей психологии  допрашиваемого, характера взаимоотношений  несовершеннолетнего с другими  лицами, проходящими по делу.

6)Составить план допроса  несовершеннолетнего. При этом  необходимо тщательно продумать  формулировки вопросов, которые  предстоит задать. Вопросы должны  быть понятными и точными16.

Учитывая быструю утомляемость ребенка, его неспособность долгое время сосредоточивается на одном  и том же объекте, следователь  не должен затягивать допрос. Если допрос все же оказывается продолжительным, то целесообразно устраивать специальные перерывы, во время которых малолетним следует предоставить возможность отвлечься, отдохнуть за игрой, успокоиться.

Если несовершеннолетний уклоняется от дачи показаний или дает заведомо ложные показания, важно выяснить причины (чувство товарищества, страх, стыд, угрозы со стороны соучастников и  т.п.) и с этим учетом применить  тактические приемы, направленные на изменение его позиции. Ложные показания несовершеннолетних в возрасте до 14 лет, помимо сознательного отказа говорить правду, могут объясняться самовнушением, повышенным влиянием взрослых, в чем несовершеннолетние не отдают себе отчет, такие показания могут быть плодом их фантазии или следствием немотивированного желания солгать. При фантазировании в показаниях несовершеннолетних ложь смешивается с правдой или придуманными нелогичными подробностями.

Основным средством изобличения  во лжи несовершеннолетних являются приемы эмоционального воздействия, так  как средства логического убеждения  могут оказаться малоэффективными вследствие непонимания допрашиваемым  самого факта изобличения или  и в силу "духа противоречия", свойственного детям и приводящего  к упрямому повторению явно бессмысленной  лжи 17.

Эффективным может оказаться и  повторный допрос с учетом следующих  моментов. Если на повторном допросе  ребенок (подросток) слово в слово  повторяет ранее данные показания, употребляя при этом выражения, не свойственные его возрасту, следователь вправе предположить, что такие показания  являются результатом воздействия  взрослого. Существенные отличия в  деталях указывают на фантазирование ребенка: выдуманные детали обычно плохо удерживаются в памяти и заменяются новыми. Однако следователь должен при этом учитывать и внушающее воздействие собственных вопросов, поэтому особенно важно правильно формулировать вопросы и определять их последовательность.

При допросе несовершеннолетних следователь  должен держаться спокойно, уверенно и вместе с тем дружелюбно, но не в ущерб настойчивости и  твердости. Такая манера поведения  способствует необходимому контакту с  подростком, располагает его. Нервозность  следователя, его срывы скорее, чем  при допросе взрослых, приведут к  тому, что допрашиваемый ожесточится, замкнется или от испуга и волнения начнет путаться и лгать. Страх перед  следователем может побудить к самооговору18.

Свидетель или потерпевший, не достигший возраста 16 лет, вызывается на допрос через его законных представителей либо через администрацию по месту  его работы или учебы. В соответствии с законом (ст. 191 УПК РФ) несовершеннолетний свидетель в возрасте до 14 лет допрашивается только в присутствии педагога, выступающего в данном случае в роли специалиста.

 По усмотрению следователя  педагог может присутствовать  и при допросе свидетелей в  возрасте от 14 до 16 лет. Указанное  положение распространяется и  на допрос несовершеннолетних  потерпевших. При допросе обвиняемого,  не достигшего 16-летнего возраста, педагог может присутствовать  по усмотрению следователя или  прокурора, а также по ходатайству  защитника. Если обвиняемый признан  умственно отсталым, то участие  педагога возможно и в случае, если несовершеннолетний старше 16 лет (ч.3 ст. 425 УПК РФ).

Подход к приглашению  педагога для участия в допросе  несовершеннолетнего должен быть дифференцированным. Допрос малолетних целесообразно производить с участием педагога, работающего в дошкольном воспитательном учреждении, или преподавателя начальных классов, а допрос учащихся младших и старших классов с участием соответствующих педагогов. В каждом случае решается вопрос о том, какого педагога знакомого или не знакомого допрашиваемому следует пригласить.

По делам о половых  преступлениях рекомендуется принять  меры к тому, чтобы в допросе  участвовал педагог того же пола, что  и допрашиваемый. Стеснение, которое  испытывают несовершеннолетние в ходе такого допроса в присутствии  лиц другого пола, может отрицательно отразиться на полноте даваемых показаний.

При необходимости в  допросе несовершеннолетнего свидетеля (потерпевшего) участвуют его законные представители или близкие родственники. Вопрос о целесообразности их присутствия  решается в каждом случае с учетом сложившейся к данному моменту  следственной ситуации.

С момента предъявления обвинения в допросе вправе участвовать  защитник19. Вызов несовершеннолетних на допрос осуществляется, как правило, через их родителей или законных представителей.

Следователь может вызвать  подростка через посыльного, приехать в школу (профтехучилище, на работу) и допросить его в привычной  обстановке. Нежелательно вызывать телефонограммой, так как это повлечет ненужную огласку.

Крайне нежелательно доставлять подростка приводом, так как это  может его травмировать и затруднит  установление психологического контакта.

Находящиеся под стражей  несовершеннолетние вызываются на допрос через администрацию места их содержания20.

Педагог и законные представители  содействуют установлению психологического контакта между следователем и несовершеннолетним, даче им правдивых показаний. При  необходимости участия в допросе  указанных лиц следователь заранее  убеждается, что их помощь будет  существенной и не окажет отрицательного влияния на несовершеннолетнего, обсуждает  с ними тактический план предстоящего допроса несовершеннолетнего, их роль и степень участия в процессе допроса.

Порядок допроса несовершеннолетних в основном не отличается от порядка  допроса взрослых, за исключением  того, что свидетели (потерпевшие), не достигшие 16-летнего возраста, не предупреждаются  об уголовной ответственности за отказ или уклонение от дачи показаний  и за дачу заведомо ложных показаний. Перед началом допроса следователь  разъясняет допрашиваемому необходимость  правдиво рассказать все известное  ему по делу.

Несовершеннолетним потерпевшим  и свидетелям разъясняются их процессуальные права, предусмотренные ст. 42, 56, 191 УПК  РФ.

Несовершеннолетнему обвиняемому  перед началом допроса предъявляется  и разъясняется обвинение, а также  разъясняются его права, предусмотренные  ст. 47, 426 УПК РФ. После этого следователь  разъясняет им необходимость правдиво рассказать все известное им по делу21.

 Перед началом допроса  следователь в целях установления  психологического контакта с  несовершеннолетним беседует с  ним об условиях его жизни  и воспитания: о составе семьи,  материальных условиях, успеваемости  в учебе, интересах, увлечениях, о работе, поведении в школе,  по месту жительства и т.п.

Информация о работе Особенности допроса несовершеннолетних