Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2014 в 13:51, дипломная работа
Целью работы является изучение деятельности горнолыжного комплекса «Роза Хутор» на Красной Поляне г. Сочи, разработка концепции его развития в постолимпийский период с использованием отечественных ресурсов и с формированием международного бренда г. Сочи.
Для выполнения поставленной цели были определены следующие частные задачи:
проанализировать современные особенности функционирования и развития горнолыжных курортов;
провести исследование климатогеографических условий Красной Поляны;
раскрыть перспективы развития горнолыжных курортов Красной Поляны по итогам строительства новых и модернизации имеющихся инфраструктурных объектов, осуществляемых в рамках подготовки к проведению зимней Олимпиады в Сочи-2014;
рассмотреть организационную структуру курорта «Роза Хутор» и особенности управления предприятием ООО «Роза Хутор»;
определить концепцию развития г. Сочи в постолимпийский период как горнолыжногокурорта и туристского центра федерального и мирового уровня;
выделить основные направления формирования нового имиджа г. Сочи с учётом постолимпийского наследия.
Введение ……………………………………………………………………............... 3
1 Особенности формирования и развития горнолыжных курор-тов……………... 7
1.1 Мировые тенденции развития горнолыжных курор-тов..……………………. 7
1.2 Особенности организации, управления и функционирования горнолыж-ных курор-тов……………............................................................................................... 13
1.3 Характеристика Красной Поляны как горнолыжного курорта ……………... 23
2 Механизм управления горнолыжным курортом ООО «Роза Хутор» ................ 29
2.1 Основные параметры горнолыжного курорта «Роза Хутор» ……………….. 29
2.2 Программно-целевой подход к управлению развитием горнолыжных
курор-тов………………………............................................................................. 37
2.3 Модель управления горнолыжным курортом «Роза Ху-тор»............................ 44
3 Ресурсы для развития круглогодичного курорта «Роза Хутор»………………… 50
3.1 Цели и перспективы развития горнолыжного курорта Красная Поляна…........ 50
3.2 Формирование имиджа г. Сочи – курорта и туристского центра федерального и международного значения в постолимпийский пери-од……..................................... 54
3.3 Формирование пакета дополнительных услуг к деловому туру для клиентов отеля «Меркюр Роза Ху-тор»……………………………………………………………… 58
Заключение…………………………………………………………………………….. 65
Глоссарий……………………………………………………………………………… 69
Список использованных источников…………………………………….................. 71
Список сокращений………………………………………………………………….. 74
Приложения…………………………………………………………………………… 75
2.3 Модель управления горнолыжным курортом «Роза Хутор»
Сочинский филиал ООО «Роза Хутор» является структурным подразделением головной компании по девелопменту горнолыжного курорта «Роза Хутор».
В 2010 году ОАО «открытые инвестиции» (ОАО «ОПИН») подписало договор с ООО «Роза Хутор» по управлению горнолыжным курортом в Сочи.
Договор предусматривает оказание услуг по управлению на всех стадиях развития курорта, включая организацию строительных работ, выбор и найм управляющей компании, а также операционное управление на этапе эксплуатации.
Генеральным менеджером был назначен Жан-Марк Фарини. В прошлом он был известным спортсменом-горнолыжником.
Миссией управляющей компании является формирование системы, методов и инструментов управления курортом.
К стратегическим целям становления и развития горнолыжного комплекса «Роза Хутор» относят готовность объекта к Олимпиаде 2014. На трассах «Роза Хутор» будет разыграно 30 комплектов медалей по 15 спортивным дисциплинам. Для этого следует решить три главные управленческие задачи:
Для достижения стратегических целей и задач необходимо определить организационную структуру предприятия.
На рисунке 2.3.1 показана связь перечисленных понятий.
Рисунок 2.3.1 – Модель управления организацией
Поскольку менеджментом комплекса занимаются иностранные специалисты, они устанавливают отношения между уровнями полномочий путем централизации и децентрализации, делегированием полномочий и ответственности согласно западным моделям управления. Она отличается тем, что дает право принимать решения тому руководителю, который ближе стоит к возникшей проблеме и лучше ее знает, стимулирует инициативу и корпоративный дух.
Под структурой управления предприятием понимается упорядоченная совокупность взаимосвязанных элементов, что обеспечивает их функционирование и развитие как единого целого.
Организационная структура управления складывается из состава, соотношения, расположения и взаимосвязи отдельных подсистем организации. Создание такой структуры направлено, прежде всего, на распределение между отдельными подразделениями организации прав и ответственности. В рамках организационной структуры управления протекает управленческий процесс, между участниками которого распределены функции и задачи управления. С этой позиции организационная структура – форма разделения и кооперации управленческой деятельности, в рамках которой происходит процесс управления, направленный на достижение целей организации. С этой точки зрения организационная структура ООО «Роза Хутор» соответствует специфике горнолыжного курорта. В приложении Е представлена схема разделения труда и кооперации различных элементов структуры.
Оказанием различных услуг занимаются следующие службы:
В упрощенном варианте организационная структура управления ООО «Роза Хутор» показана на рисунке 2.3.2.
Рисунок 2.3.2 – Структура управления эксплуатацией курортом.
В департаменте по эксплуатации горнолыжных трасс «Роза Хутор» занято 650 человек. В таблице 2.3.1 содержатся данные по структуре персонала на 1.01.2012 год.
Таблица 2.3.1 – Структура кадров комплекса.
Показатель |
План |
Факт |
Штатное расписание (потребность) |
720 |
- |
Списочный состав |
700 |
670 |
Явочный состав |
660 |
650 |
В силу специфики производства услуг в структуре персонала 85% составляют мужчины и лишь 15% женщины. В возрастном плане заняты работники от 19 до 70 лет.
Наряду с количественным обеспечением предприятия трудовыми ресурсами, персонал департамента эксплуатации характеризуется общеобразовательными и профессиональными уровнями. В таблице 2.3.2 показана образовательная структура кадров ООО «Роза Хутор».
Таблица 2.3.2 – Качественный состав работников.
Образовательный уровень |
Количество (чел) |
% |
Высшее образование |
281 |
43 |
Средне-специальное (профессиональное) |
180 |
28 |
Среднее |
54 |
8 |
Начальное профессиональное |
135 |
21 |
В ООО «Роза Хутор» деятельность работников регламентирована ГОСТами, Трудовым кодексом РФ, Положением о персонале, должностными инструкциями. Эти документы являются нормативно-правовой базой деятельности. В приложении Ж приводится макет должностной инструкции персонала курорта. Подобные инструкции детально разработаны для всех сотрудников комплекса. В документе отмечены общие требования к должности и основные обязанности:
Анализ существующей модели управления персоналом позволяет выделить в ней системообразующие факторы. К ним относятся:
Анализ кадрового состава показал, что в настоящее время в Сочинском филиале ООО «Роза Хутор» имеются вакансии. Это связано с тем, что к набору кадров предъявляются высокие требования.
В курортном комплексе набор персонала заключается в создании необходимого резерва кандидатов на все должности и специальности, из которых руководство отбирает наиболее подходящих для него работников. Эта работа проводится по всем специальностям – офисным, производственным, административным. Необходимый объем работы по набору в значительной мере определяется разницей наличной рабочей силой и будущей потребности в ней.
При этом учитываются такие факторы, как выход на пенсию, текучесть, увольнения в связи с истечением договора найма, расширение сферы деятельности. Также существует рассылка информации об открывающейся вакансии с приглашением квалифицированных работников.
Большое значение в ООО «Роза Хутор» уделяется управлению маркетингом. Как известно основу комплекса маркетинга составляет продукт, или пакет услуг, предоставляемых клиентам. Курорт «Роза Хутор» предлагает значительный ассортимент горнолыжных услуг:
В таблице 2.3.3 приводится пример тарифов в зимний сезон 2011-2012 года.
Таблица 2.3.3 – Тарифы на СКИ-пассы
Обычный: взрослые или дети старше 4 лет |
Семейный: |
Льготный I: |
Льготный II: | |
4 часа |
1250 |
- |
- |
- |
1 день |
1400 |
3900 |
бесплатно |
700 |
2 дня подряд |
2600 |
7300 |
- |
- |
3 дня подряд |
3800 |
10700 |
- |
- |
3 дня (из 6) |
4000 |
11200 |
- |
- |
4 дня подряд |
5000 |
14000 |
- |
- |
5 дней подряд |
6200 |
17400 |
- |
- |
6 дней (из 8) |
7000 |
19600 |
- |
- |
В приложении И содержатся тарифы на ряд услуг, предоставляемых гостям курорта.
Анализ цен на горнолыжные услуги показал, что это довольно дорогое удовольствие. Но в целом, как свидетельствует опыт разных стран, в структуре туризма зимние виды отдыха стоят дороже летних. Это связано со значительными издержками на строительство, эксплуатацию и содержание объектов горнолыжных курортов.
Таким образом, основными элементами модели управления ООО «Роза Хутор» являются: управление производством, персоналом и маркетингом. Существующая система менеджмента позволяет предприятию успешно решать поставленные цели и задачи.
3. Ресурсы для развития круглогодичного курорта «Роза Хутор»
3.1 Цели и перспективы развития горнолыжного курорта Красная Поляна
Следует отметить ведущую роль федеральных структур в продвижении горнолыжного отдыха в Сочи. Внимание к зимним видам спорта в целом (ослабевшее в постсоветский период времени) и к горным лыжам в частности, действительно значительно возросло после того, как президент Российской Федерации В.В. Путин ознакомился с условиями и возможностями Красной Поляны. В настоящее время Красная поляна является любимым местом отдыха не только Президента, но и российских любителей зимних видов отдыха. Увеличилось количество иностранных граждан, открывших для себя этот уникальный природный комплекс благодаря проведению тестовых соревнований.
В итоге теперь на Красную Поляну приезжают не только туристы для отдыха, но и представители бизнеса для того, чтобы оценить перспективы вложения инвестиционных средств и оценить объекты вложения. О популярности горнолыжного курорта Красная Поляна говорит и прошлогодний запуск краткосрочной чартерной программы из Москвы в Красную Поляну. Столичным горнолыжникам предлагали провести на курорте выходные, и спрос на эти рейсы был очень высоким.
По мнению экспертов (специализирующихся в сфере туризма, спорта и бизнеса), конечная цель едина – привлечь на курорт Красная Поляна и россиян, и иностранцев, предложив им отдых на любой вкус, по доступной цене, безупречный по качеству. А это значит, что канатных дорог и горнолыжных трасс на Красной поляне должно быть столько, сколько необходимо для нормальной конкуренции. В текущий период времени рассматривается вопрос о создании на подъездах к Красной Поляне системы складских помещений для сокращения затрат на доставку товаров, сырья.
По словам главы администрации Краснодарского края А.Н.Ткачева: «с утверждением Генерального плана развития курорта, проект «Красная Поляна» вступил в стадию практической реализации. Существуют все предпосылки для его дальнейшего развития: создается разветвленная транспортная, энергетическая и телекоммуникационные инфраструктуры, строятся туристские и горнолыжные комплексы.
Президент России В.В. Путин, придавая важное значение реализации этого проекта, отметил, что Красная Поляна «должна стать курортом не только федерального, но и международного значения».
Реальную оценку своих горнолыжных и рекреационных возможностей Красная Поляна получила 13 марта 2002 г. Тогда проект развития Красной Поляны был представлен на международной выставке во Франции (Канны). Эксперты отметили уникальные природные данные осваиваемой территории. Согласно их оценкам, по высоте и продолжительности залегания снежного покрова Красная Поляна намного превосходит ряд курортов Андорры, Швейцарии, Италии, Турции.