Организационно-управленческие основы повышения конкурентоспособности горнолыжного курорта «Роза Хутор»

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2014 в 13:51, дипломная работа

Краткое описание

Целью работы является изучение деятельности горнолыжного комплекса «Роза Хутор» на Красной Поляне г. Сочи, разработка концепции его развития в постолимпийский период с использованием отечественных ресурсов и с формированием международного бренда г. Сочи.
Для выполнения поставленной цели были определены следующие частные задачи:
 проанализировать современные особенности функционирования и развития горнолыжных курортов;
 провести исследование климатогеографических условий Красной Поляны;
 раскрыть перспективы развития горнолыжных курортов Красной Поляны по итогам строительства новых и модернизации имеющихся инфраструктурных объектов, осуществляемых в рамках подготовки к проведению зимней Олимпиады в Сочи-2014;
 рассмотреть организационную структуру курорта «Роза Хутор» и особенности управления предприятием ООО «Роза Хутор»;
 определить концепцию развития г. Сочи в постолимпийский период как горнолыжногокурорта и туристского центра федерального и мирового уровня;
 выделить основные направления формирования нового имиджа г. Сочи с учётом постолимпийского наследия.

Оглавление

Введение ……………………………………………………………………............... 3
1 Особенности формирования и развития горнолыжных курор-тов……………... 7
1.1 Мировые тенденции развития горнолыжных курор-тов..……………………. 7
1.2 Особенности организации, управления и функционирования горнолыж-ных курор-тов……………............................................................................................... 13
1.3 Характеристика Красной Поляны как горнолыжного курорта ……………... 23
2 Механизм управления горнолыжным курортом ООО «Роза Хутор» ................ 29
2.1 Основные параметры горнолыжного курорта «Роза Хутор» ……………….. 29
2.2 Программно-целевой подход к управлению развитием горнолыжных
курор-тов………………………............................................................................. 37
2.3 Модель управления горнолыжным курортом «Роза Ху-тор»............................ 44
3 Ресурсы для развития круглогодичного курорта «Роза Хутор»………………… 50
3.1 Цели и перспективы развития горнолыжного курорта Красная Поляна…........ 50
3.2 Формирование имиджа г. Сочи – курорта и туристского центра федерального и международного значения в постолимпийский пери-од……..................................... 54
3.3 Формирование пакета дополнительных услуг к деловому туру для клиентов отеля «Меркюр Роза Ху-тор»……………………………………………………………… 58
Заключение…………………………………………………………………………….. 65
Глоссарий……………………………………………………………………………… 69
Список использованных источников…………………………………….................. 71
Список сокращений………………………………………………………………….. 74
Приложения…………………………………………………………………………… 75

Файлы: 1 файл

Диплом.doc

— 686.50 Кб (Скачать)

Инвесторы осознали, что Красная Поляна обладает природно-климатические условиями, которые вместе с высококлассным, современным и круглогодичным горноклиматическим и туристско-спортивным комплексом способен превратить курорт в один из лучших многофункциональных туристских центров международного уровня.

В итоге 17 сентября 2002 г инвестиционный проект был представлен в Москве в Центре Международной Торговли. В его развитии проявили заинтересованность такие крупнейшие российские компании и финансовые группы, как "Газпром", РАО "ЕЭС России", "Интеррос", АФК «Система», «Российский алюминий» и другие. 4 марта 2003 года - входящие в Сочинский национальный парк Хмелевские озера, хребты Псехако, Аибга и урочище Грушевая Поляна переданы в аренду горнолыжному комплексу "Красная Поляна".

С утверждением Генерального плана развития курорта проект «Красная Поляна» вступил в стадию практической реализации. Существуют все предпосылки для его дальнейшего развития: создается разветвленная транспортная, энергетическая и телекоммуникационные инфраструктуры, строятся туристские и горнолыжные комплексы. Краснополянский инвестиционный проект разбит на 3 этапа. В течение первого этапа (с 2001г. по 2003 г.) предполагалось отвести для комплексного планирования развития территории и создания условий для частных инвестиций. Второй этап (с 2004 г. по 2008 г.) в проектной документации именуется «годами планомерного наращивания мощностей и создания условий для привлечения туристов и инвесторов». Третий этап (2009 – 2015 годы) – время завершения создания комплекса в полном объеме, хотя и на этом этапе привлечение инвестиций стоит как одна из первоочередных задач.

Проанализировав представленные выше материалы, необходимо определить, каким образом Сочи должен позиционировать себя на рынке туристских услуг. При этом необходимо вести речь о мировом туристском пространстве, т.к. конкурентные отношения на современном туристском рынке давно перешли все национальные границы. Принципиальную роль в этом отношении имеет определение целеполагающих услуг на курорте, обладающих наибольшей аттрактивностью и конкурентоспособностью на мировом уровне.

После выбора Сочи в качестве хозяина зимней Олимпиады 2014 года, развитие курорта неразрывно связано с олимпийскими планами строительства, совершенствования экономической, социокультурной сфер, при этом учитываются экологические проблемы дестинации. Но при всех положительных моментах, есть и критические точки зрения на происходящие изменения в городе, а именно в туристско-рекреационной отрасли. О проблемах в курортной среде, о спорных вопросах федеральной целевой программы развития Сочи пойдет речь далее.

Программа подготовки к Олимпиаде позволит модернизировать всю существующую курортную инфраструктуру города. Помимо инженерных задач, туристский центр мирового уровня предполагает создание должной градостроительной основы для раскрытия огромного культурно-исторического потенциала Большого Сочи. Именно данный потенциал становится все более определяющим, а все чаще и основным мотивирующим фактором привлечения современных мировых туристских потоков. Неслучайно в церемонии открытия зимних Олимпийских игр в Сочи в 2014 году предполагается заложить идею, основанную на древнегреческом мифе о Прометее, подарившем людям огонь. Согласно легенде, Прометей был прикован к скале именно в районе горной части Большого Сочи.

Весьма уязвимыми для критики являются мнения по вопросу улучшения градостроительной основы для рекреационного комплекса Сочи, который является на сегодня основным и главным градообразующим фактором развития города-курорта. Во-первых, как будет выстроена градостроительная взаимосвязь морского, бальнеологического, питьевого, грязевого и горноклиматического курорта Сочи, каковым он является более ста лет, с созданием олимпийских мощностей зимней направленности? Эта взаимосвязь вызывает особое беспокойство еще и потому, что в законодательных актах и правительственных решениях, посвящённых зимней Олимпиаде 2014 года, о Сочи сегодня говорится только как о горноклиматическом курорте.

Но Сочи никогда не был только горноклиматическим курортом. Более того, горноклиматическим он только намечается за счет создаваемых на небольшой территории в южной части горного Сочи нескольких горнолыжных комплексов. По расчетам выступившего на обсуждении нового генерального плана профессора ФГУ Научно-исследовательский центр курортологии и реабилитации («НИЦ КиР Роздрава») Остапишина В.Д., потенциал Сочи сегодня таков, что Сочи может единовременно отпускать до одного миллиона бальнеопроцедур в день. Причем речь идет о бальнеологических ресурсах не только уникальных в мировом масштабе по объемам, но высочайшего качества.

Остаётся открытым вопрос, каким образом этими богатствами, которыми в таком интегрированном виде (морской, бальнеологической, питьевой, грязевой, климатической и спортивной составляющими) сегодня не располагает ни один курорт мира, намерены распорядиться сочинцы и инвесторы в ближайшем будущем? Будут ли закладываться меры по сертификации г. Сочи в соответствии с международными стандартами, принятыми Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ)? Как подчеркнул Остапишин В.Д., эти меры являются сегодня не просто высоко затратными, но и потребуют тесного взаимодействия со многими известными и авторитетными международными институтами. Очевидно, что благодаря реализации мощного инвестиционного  проекта «Олимпиада  2014» концептуальной формой существования г. Сочи в ближайшие десятилетия должен стать курорт и туристский центр международного значения.

 

3.2 Формирование имиджа  г. Сочи – курорта и туристского  центра федерального и международного значения в постолимпийский период

 

Учитывая объективные и субъективные факторы развития г. Сочи, следует выделить следующие наиболее важные направления его дальнейшего формирования как туристского центра мирового уровня:

1) градационный пляжный  туризм, предлагающий освоение прибрежной полосы и максимальное использование природных условий (морская вода, солнечные лучи, температура и состав воздуха) в летний период;

2) бальнеологический курорт и реабилитационный центр, располагающий минеральными водами для наружного применения и питьевыми минеральными водами (уникальный лечебно-оздоровительный ресурс – Мацеста);

3) горный курорт, характеризующийся сочетанием мирового уровня инфраструктурного освоения горно-предгорных территорий и максимальной сохранностью биологического разнообразия в уникальных природных ландшафтах;

4) центр делового туризма, открывающего возможность совмещения плодотворной работы с комфортным отдыхом в условиях средиземноморского субтропического климата; его развитию будут способствовать имеющиеся необходимые ресурсы инфраструктуры (конференц-залы и возможность получения новых выставочных комплексов на базе будущих олимпийских объектов, современнейшие средства связи и коммуникации, транспортное и энергообеспечение), кадровый потенциал, высокий уровень сервиса и широкие возможности выбора формы досуга благодаря комплексному развитию города по другим направлениям туризма;

5) флагман специальных видов туризма в европейской части страны (развивающийся на  условиях приоритета экологической безопасности территории), связанных с бережным природопользованием и сохранением окружающей среды: экотуризма (например, экскурсии по маршрутам уникальной  Самшитовой рощи); агротуризма (с дегустацией местных сортов чая, мёда; фруктов: мушмулы, фейхоа, каштанов и др.); экстремального туризма и других.

Одной из главных задач в стратегии развития туризма в городе Сочи является усиление платформы лечебно-оздоровительного туризма через расширение видов и организационных форм лечебно-оздоровительных программ с целью удовлетворения запроса современного потребителя туристских услуг в здоровом образе жизни.

Несомненно, значимым, предусмотренным Федеральной целевой программой (ЦФП) «Развитие Сочи как горно-климатического курорта», является путь превращения г. Сочи в национальную тренировочную спортивную базу, где рекреационно-реабилитационная составляющая усилит традиционные возможности курорта, тем более что курорт уже более 50 лет специализируется в данной области, и наша местность располагает соответствующими природными лечебными ресурсами.

Таким образом, стратегия развития курорта и туристского центра международного значения г. Сочи предопределяет разработку и совершенствование общегородских программ укрепления и развития курортной инфраструктуры.

Третья составляющая – развитие горных видов туризма и освоение горно-предгорных территорий, максимально использующих уникальные природные ландшафты, – непосредственно связана с ФЦП «Развитие г. Сочи как горноклиматического курорта». Это направление туризма находится пока ещё в зачаточном состоянии, несмотря на то, что территория обладает мощным и уникальным природным потенциалом. В таблице 3.2.1 указаны возможности Сочи в этом направлении.

Таблица 3.2.1 - Возможные варианты освоения горно-предгорной территории Большого Сочи

Вид туризма

Природно-ландшафтные возможности

Пешеходный туризм

Вся горная территория Большого Сочи

Альпинизм

Четыре основных района: 1 — озеро Кардывач, 2 — район Агепсты, 3 – район Псеашхо, 4 – район Фишта

Скалолазание

Для спортивного скалолазания пригодна только одна скала «Наркоманы». Для коммерческого — практически все скальные образования

Каньонинг

На территории города порядка 20 каньонов, пригодных для коммерческого использования, также огромный ресурс Абхазии

Хельсинки

Все склоны, где лежит снег. Начиная с высоты 1700 м и выше. Наиболее предпочтительны «Турьи горы»

Сплав по реке

В Сочи — р. Мзымта. Река с участка «Алышка-Сервис» и до моря не категорийна. Выше участки 3 и 4 категории

Велотуризм (маутнтинбайк)

Вся территория Большого Сочи. Пригодны сельские дороги и горнолыжные трассы

Параглайдинг

Весь район Красной Поляны

Кейвинг (спелеотуризм)

В черте города более 100 пещер. Особенности: вертикальные и сильно обволнены

Скитур

Район Красной Поляны

Джиппинг

Вся горная территория Большого Сочи

Горные лыжи

Район Красной Поляны, район Солох-Аула

Лечебная ходьба по пересеченной местности (терренкур)

Практически вся горно-предгорная территория


 

Четвёртое направление – деловой туризм – явление сравнительно новое для Российской Федерации и г. Сочи. Он начал бурно развиваться с 1980-х гг. на волне глобализации и связанной с ней интенсификации деловых, научных и культурных обменов, дополнительным фактором активизации деловых поездок послужило увеличение доли среднего класса. За прошедшее время в индустрии делового туризма сложилась устойчивая организационная структура, появились и оформились ассоциации, научные и образовательные учреждения, специализированные и печатные издания. Этот бизнес занимает второе по величине место среди остальных сегментов гостиничного бизнеса, тем не менее, он самый трудный, хотя и считается наиболее перспективным по сравнению с другими сегментами рынка. Его доля в мировом туристском обмене приближается к 20%.

В целях повышения конкурентоспособности и эффективности г. Сочи как центра делового туризма необходима детальная разработка и реализация соответствующего проекта в связке с другими видами туризма. В рамках такого проекта в качестве фактора притяжения целевого сегмента туристов практически важным для бизнеса представляется позиционирование  г. Сочи через его новый образ: «Море возможностей для делового человека: работа в гармонии с отдыхом и оздоровлением». Продвижение г. Сочи как уникального отечественного и международного делового центра представлено на рисунке 3.2.1

 

 

 

Рисунок 3.2.1 – Продвижение имиджа г. Сочи  «Море возможностей для делового человека: работа в гармонии с отдыхом и оздоровлением».

Очевидно, что пятое концептуальное направление соответствует идее чрезвычайно популярного в развитых странах лозунга экологического туризма: «Green Travel: how you can travel and rest with less impact on the environment», или: «Зелёное путешествие и отдых с минимальным воздействием на природную среду». При этом важно подчеркнуть гарантированность экологических стандартов  территории г. Сочи государственным статусом олимпийской стройки, экологически ответственным статусом инвесторов и партнёров, обеспечивающим экологическое сопровождение всего цикла строительства: от проектирования до ввода в эксплуатацию. Особый акцент следует сделать на реинтродукции аборигенных видов животных, впервые осуществляемой  в рамках  олимпийского движения, а также на других экологических инициативах страны.

 

3.3 Формирование пакета дополнительных услуг к деловому туру для клиентов  отеля «Меркюр Роза Хутор»

Важность лечебно-профилактической роли санаторно-курортной отрасли в современном экологически небезопасном мире и в техногенной среде обитания человека, формирующей постоянную стрессовую нагрузку, не вызывает сомнения. Задачей формирования имиджа г. Сочи  «Море возможностей для делового человека: работа в гармонии с отдыхом и оздоровлением» состоит в конструктивной доработке концепции постолимпийского развития с учетом максимально эффективного и доступного отечественному и иностранному потребителю использования потенциала уникального бальнеологического ресурса «Мацеста» для снятия стресса и оздоровления туристов.

Информация о работе Организационно-управленческие основы повышения конкурентоспособности горнолыжного курорта «Роза Хутор»