Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2014 в 13:51, дипломная работа
Целью работы является изучение деятельности горнолыжного комплекса «Роза Хутор» на Красной Поляне г. Сочи, разработка концепции его развития в постолимпийский период с использованием отечественных ресурсов и с формированием международного бренда г. Сочи.
Для выполнения поставленной цели были определены следующие частные задачи:
проанализировать современные особенности функционирования и развития горнолыжных курортов;
провести исследование климатогеографических условий Красной Поляны;
раскрыть перспективы развития горнолыжных курортов Красной Поляны по итогам строительства новых и модернизации имеющихся инфраструктурных объектов, осуществляемых в рамках подготовки к проведению зимней Олимпиады в Сочи-2014;
рассмотреть организационную структуру курорта «Роза Хутор» и особенности управления предприятием ООО «Роза Хутор»;
определить концепцию развития г. Сочи в постолимпийский период как горнолыжногокурорта и туристского центра федерального и мирового уровня;
выделить основные направления формирования нового имиджа г. Сочи с учётом постолимпийского наследия.
Введение ……………………………………………………………………............... 3
1 Особенности формирования и развития горнолыжных курор-тов……………... 7
1.1 Мировые тенденции развития горнолыжных курор-тов..……………………. 7
1.2 Особенности организации, управления и функционирования горнолыж-ных курор-тов……………............................................................................................... 13
1.3 Характеристика Красной Поляны как горнолыжного курорта ……………... 23
2 Механизм управления горнолыжным курортом ООО «Роза Хутор» ................ 29
2.1 Основные параметры горнолыжного курорта «Роза Хутор» ……………….. 29
2.2 Программно-целевой подход к управлению развитием горнолыжных
курор-тов………………………............................................................................. 37
2.3 Модель управления горнолыжным курортом «Роза Ху-тор»............................ 44
3 Ресурсы для развития круглогодичного курорта «Роза Хутор»………………… 50
3.1 Цели и перспективы развития горнолыжного курорта Красная Поляна…........ 50
3.2 Формирование имиджа г. Сочи – курорта и туристского центра федерального и международного значения в постолимпийский пери-од……..................................... 54
3.3 Формирование пакета дополнительных услуг к деловому туру для клиентов отеля «Меркюр Роза Ху-тор»……………………………………………………………… 58
Заключение…………………………………………………………………………….. 65
Глоссарий……………………………………………………………………………… 69
Список использованных источников…………………………………….................. 71
Список сокращений………………………………………………………………….. 74
Приложения…………………………………………………………………………… 75
4).Присущий только этому виду спорта и отдыха пакет дополнительных услуг.
В ассортимент услуг обязательно включает: услуги инструктора, прокат снаряжения, ski pass. Особое значение для горнолыжного туризма имеет медицинское страхование. Как правило, страховая премия в 2,5 раза больше, чем при обычных видах туризма. Несмотря на то, что горнолыжный туризм относится к достаточно дорогим видам туризма, с каждым годом растет число туристов, увлекающихся данным видом.
Для функционирования горнолыжного туризма необходима соответствующая материально-техническая база, от которой зависит безопасность лыжников и потребительская оценка качества услуг.
Во всех горнолыжных курортах существует несколько трасс, которые классифицируются по степени сложности. Именно трассы и удобство подъёмников обеспечивают значительную долю успеха горнолыжному курорту. [25.С.111]
Горнолыжная трасса – определённый участок склона, который защищен от разных опасностей, в частности от лавин; границы склона, выделяются, постоянно контролируются и постоянно проводятся работы по подготовке склона к функционированию. Для удобства ориентирования на большинстве горнолыжных курортов существует классификация трасс спуска. Существует разные способы классификации сложности трасс, но классификация по цветовому признаку является ведущей. В данном способе классификации выделяют следующие цвета: зелёный, синий, красный, черный, и двойной чёрный (двойной чёрный встречается очень редко и существует только для профессионалов горнолыжного спорта).
Зелёный цвет. К трассам данного типа относятся самые простые трассы, которыми пользуются люди, начинающие кататься на горных лыжах. На данных трассах новичок может ехать по прямой с минимальной скоростью, скорость фактически не набирается. Если же уклон трассы несколько больше, то обязательно присутствует контруклон, на котором обязательно происходит остановка, это предусмотрено для того, чтобы человек, не умеющий поворачивать, остановился. За зелёными трассами осуществляется качественный уход, отсутствуют неровности.
Синий цвет. Синим цветом представлены трассы, идущие по сложности за зелёными трассами. На трассах данного типа катаются лыжники, уверенно входящие в повороты. Трассы данного типа характеризуются возросшей крутизной, переменным рельефом, отсутствием бугров и резких перепадов высоты склона, это всё делает спуски более привлекательными и разнообразными для лыжников, достигших среднего уровня в катании. За трассами осуществляется тщательный уход, неровности отсутствуют.
Красный цвет. Трассы красного типа наиболее интересные и обладают ещё большей крутизной, чем трассы синего типа. Для них характерно отсутствие пологих участков, сочетание не длинных крутых мест, которые предъявляют к лыжнику требование обладать поворотами малого радиуса, на которых можно успеть погасить скорость. За трассами проводится серьезный контроль, могут появляться бугры под конец дня, из-за большого количества катающихся и особенностей трассы.
Чёрный цвет. Следующим типом трасс являются трассы чёрного цвета. В большинстве стран на эти трассы не выпускаются ратраки (специальные снегоуплотнительные машины на гусеничном ходу, используемые для подготовки горнолыжных склонов). Поэтому на них можно встретить и крутые бугры, и резкие повороты, узкие места, резкие перепады склона. Трассы, относящиеся к чёрному типу, требуют от лыжника большого опыта катания и владения всеми навыками и приёмами катания на лыжах.
Подъемные устройства разного типа являются неотъемлемой частью горнолыжных комплексов. Подъемники создают условия для более продуктивного использования горнолыжных трасс, повышают эффективность зимнего отдыха, а также создают комфортные условия обслуживания горнолыжников. Считается, что престиж и популярность горнолыжного центра напрямую зависит от количества и качества канатных дорог, их производительности. При выборе горнолыжного курорта, туристы чаще всего руководствуются наличием разнообразных трасс, а также наличием большого количества подъемников. В горнолыжных комплексах канатные дороги делятся на воздушные и наземные. Каждый вид обладает своими достоинствами и недостатками. К канатным дорогам воздушного типа относятся: гондольные, кабинные и кресельные. [24.С.128]
Кабинные дороги маятникового типа. Данный тип канатных дорог представляет собой дороги со встречным движением пары кабин, установлены в двух горнолыжных районах – в Домбае и Приэльбрусье. Кабины представлены вагонами, вместимость до 40 человек, которые осуществляют движение навстречу друг к другу, подвешены на несущий канат, приводящийся в движение тяговым канатом. Для функционирования дорог данного типа необходимы просторные посадочные нижние и верхние станции с мощными механизмами. Для того чтобы увеличить пропускную способность маятниковых дорог, в новых конструкциях используют вагоны вместимостью до 160 человек, а также увеличивают скорость движения.
Гондольные дороги. Данный тип канатных дорог относится к одноканатным кольцевым дорогам непрерывного движения. Они оборудованы кабинами на 2-4 человека и более. Гондольные дороги нашего времени обладают высокой производительностью, которая складывается из высокой скорости.
Кресельные дороги. В настоящее время, являясь более простыми в эксплуатации и относительно дешевыми, кресельные дороги получили наибольшее распространение. Использование кресельных дорог осуществляется всесезонно, что позволяет увеличить их рентабельность. Высадка и посадка горнолыжников производится в основном на лыжах, это помогает сократить время, которое тратится на переодевание. Верхняя и посадочная станции оборудованы специальными настилами из дерева или же пластиковых материалов, что способствует облегчить перемещение лыжников, и обеспечивает сохранность лыж.
Наземные или буксировочные подъемники (лыжебуксиры). Данный тип подъемников является простейшим видом пассажирских канатных дорог. При использовании наземного подъемника горнолыжник скользит по трассе. В большинстве случаев лыжебуксиры имеют протяженность от 200-1000 метров. Несущий трос в данных подъемниках приводится в движение с помощью электромотора. Лыжники внизу трассы, для того, чтобы подняться наверх, прицепляются к восходящей части троса с помощью закрепленных на тросе буксировочных устройств или индивидуальных съемных бугелей.
На рисунках 1.2.2, 1.2.3 представлены перечисленные виды подъемников.
При проектировании горнолыжного курорта достаточно много времени и усилий тратится на разработку вопросов по выбору подъёмников. Так как проектирование и установка подъёмников определяется рядом условий: особенности устройства рельефа горнолыжных трасс, пропускная способность трасс, экспозиция трасс, направленность ветров. Также для установки лыжебуксиров, учитывая особенность этих подъёмников, стараются выбрать место, на котором снег на протяжении всей трассы лежит дольше всего. [25.С.118]
Разнообразие видов подъёмников обусловлено объективными причинами: так где-то больше подходят канатные подъёмники, а где-то наземные. Особенности условий рельефа, комфорт, безопасность лыжников и другие факторы влияют на выбор того или иного типа подъёмника. Также важным моментом является соблюдение правил пользования подъёмниками. И поэтому на руководстве горнолыжных комплексов лежит очень важная задачa по информированию туристов об их нормах.
Короткий/малый лыжебуксир |
Длинный лыжебуксир |
|
|
Рисунок 1.2.2 – Наземные подъемники
Кабинные |
Кресельные |
Гондольные |
Рисунок 1.2.3 – Воздушные подъемники
Важнейшей функцией управления горнолыжными курортами является финансовое планирование. Одним из основных источников денежных поступлений в кассу горнолыжного курорта, соответственно и его дохода, является оплата за использование подъемника. Производительность подъемника определяет количество данного поступления. Для того чтобы увеличить объем поступлений, следует сократить очереди в кассу и время прохода к подъемнику, обеспечив максимальное удобство для туриста. Эта задача решается путем введения местной платежной системы, действующей на основе идентификационных карт. Поэтому многие горнолыжные курорты разрабатывают и внедряют платежно-пропускные системы. Данные платежно-пропускные системы используют новейшие информационно-технологические и автоматизированные решения. Все это направлено на увеличение пропускной способности подъемников, уменьшение роли человеческого фактора, создание наиболее комфортных условий для туристов. В рамках платежно-пропускной системы используются следующие решения: автоматизированное место кассира, автоматизация проката, автоматические идентификаторы.
Платежно-пропускная система предоставляет возможность проведения гибкой тарифной политики, обеспечивающей максимальный доход: создание удобных для клиентов тарифных планов, создание системы скидок и бонусов.
Платежно-пропускная система, помимо автоматизации входа на подъемники и проката инвентаря, может включать в себя всю деятельность горнолыжного комплекса. На современных горнолыжных курортах клиентам может предоставляться полный комплекс услуг: вход на подъемники, гостиница, прокат, парковка, кафе, бары и другие услуги.
Ещё одной важной
Таким образом, к объектам управления горнолыжных курортов относятся: сезонность функционирования, инфраструктура комплексов и центров, система предоставляемых услуг, подъемники, разные виды трасс, природно-климатические условия, платежно-пропускная система.
В настоящее время
В Российской Федерации имеется целый ряд благоприятных и подходящих мест, где функционируют горнолыжные комплексы. Наиболее развитые и перспективные горнолыжные комплексы расположены на территории Красной Поляны. Государство и бизнес прилагает совместные усилия для развития горнолыжных комплексов, положительно оценивая дальнейшую перспективу развития данной отрасли в России. Планы по строительству новых объектов, горнолыжных комплексов и центров в России, свидетельствуют о развитии и совершенствовании горнолыжного туризма, а зимняя олимпиада в Сочи-2014 создает благоприятные предпосылки для развития горнолыжных комплексов Красной Поляны.
1.3 Характеристика Красной Поляны как горнолыжного курорта
На Красной Поляне функционируют четыре горнолыжных комплекса: «Альпика-сервис», «Лаура», спортивно-туристский комплекс «Горная карусель» и «Роза Хутор», деятельность и перспективы которого будут рассмотрены во второй главе ВКР.
Общая протяженность трасс Красной поляны (включая рабочие трассы «Алипики-сервис», «Горной карусели» и «Лауры») составляет 48 км. Пропускная способность 7,5 тыс. человек в час. В таблице 1.3.1 представлены параметры деятельности горнолыжных комплексов.
Горнолыжный комплекс «Альпика-сервис». Горнолыжный курорт «Альпика-сервис» до определенного времени был единственной канатной дорогой в Красной Поляне. В 1992 году было образовано ООО «Фирма «Альпика-сервис». На основе отечественных разработок и технологий за период с 1992 по 1998 годы были введены в эксплуатацию три очереди подвесной пассажирской канатной дороги (далее ППКД). В 2001 и 2004 годах закончилось строительство «Альпика-4» и «Альпика-3» австрийской и французской фирмами.
Таблица 1.3.1 - Общая характеристика горнолыжных комплексов Красной Поляны
Название комплекса |
Протяженность трасс |
Количество |
Пропускная | |||
действ |
заплан |
действ |
заплан |
действ |
заплан | |
«Альпика-Сервис» |
25 км |
25 км |
5 |
5 |
3 500 |
3 500 |
«Лаура» (ГТЦ «Газпром») |
15 км |
15 км |
6 |
6 |
2 000 |
8 000 |
«Горная карусель» |
8 км |
75 км |
1 (две очереди) |
28 |
2 000 |
12 000 |
«Роза хутор» |
38 км |
80 км |
8 |
18 |
6000 |
9 500 |