Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2014 в 13:51, дипломная работа
Целью работы является изучение деятельности горнолыжного комплекса «Роза Хутор» на Красной Поляне г. Сочи, разработка концепции его развития в постолимпийский период с использованием отечественных ресурсов и с формированием международного бренда г. Сочи.
Для выполнения поставленной цели были определены следующие частные задачи:
проанализировать современные особенности функционирования и развития горнолыжных курортов;
провести исследование климатогеографических условий Красной Поляны;
раскрыть перспективы развития горнолыжных курортов Красной Поляны по итогам строительства новых и модернизации имеющихся инфраструктурных объектов, осуществляемых в рамках подготовки к проведению зимней Олимпиады в Сочи-2014;
рассмотреть организационную структуру курорта «Роза Хутор» и особенности управления предприятием ООО «Роза Хутор»;
определить концепцию развития г. Сочи в постолимпийский период как горнолыжногокурорта и туристского центра федерального и мирового уровня;
выделить основные направления формирования нового имиджа г. Сочи с учётом постолимпийского наследия.
Введение ……………………………………………………………………............... 3
1 Особенности формирования и развития горнолыжных курор-тов……………... 7
1.1 Мировые тенденции развития горнолыжных курор-тов..……………………. 7
1.2 Особенности организации, управления и функционирования горнолыж-ных курор-тов……………............................................................................................... 13
1.3 Характеристика Красной Поляны как горнолыжного курорта ……………... 23
2 Механизм управления горнолыжным курортом ООО «Роза Хутор» ................ 29
2.1 Основные параметры горнолыжного курорта «Роза Хутор» ……………….. 29
2.2 Программно-целевой подход к управлению развитием горнолыжных
курор-тов………………………............................................................................. 37
2.3 Модель управления горнолыжным курортом «Роза Ху-тор»............................ 44
3 Ресурсы для развития круглогодичного курорта «Роза Хутор»………………… 50
3.1 Цели и перспективы развития горнолыжного курорта Красная Поляна…........ 50
3.2 Формирование имиджа г. Сочи – курорта и туристского центра федерального и международного значения в постолимпийский пери-од……..................................... 54
3.3 Формирование пакета дополнительных услуг к деловому туру для клиентов отеля «Меркюр Роза Ху-тор»……………………………………………………………… 58
Заключение…………………………………………………………………………….. 65
Глоссарий……………………………………………………………………………… 69
Список использованных источников…………………………………….................. 71
Список сокращений………………………………………………………………….. 74
Приложения…………………………………………………………………………… 75
Оглавление
Введение …………………………………………………………………….... |
3 |
1 Особенности формирования и
развития горнолыжных курортов… |
7 |
1.1 Мировые тенденции развития
горнолыжных курортов..…………………… |
7 |
1.2 Особенности организации, управления
и функционирования горнолыжных курортов……………................. |
13 |
1.3 Характеристика Красной Поляны как горнолыжного курорта ……………... |
23 |
2 Механизм управления горнолыжным курортом ООО «Роза Хутор» ................ |
29 |
2.1 Основные параметры |
29 |
2.2 Программно-целевой подход к
управлению развитием |
37 |
2.3 Модель управления горнолыжным
курортом «Роза Хутор»......... |
44 |
3 Ресурсы для развития круглогодичного курорта «Роза Хутор»………………… 50
3.1 Цели и перспективы развития горнолыжного курорта Красная Поляна…........ 50
3.2 Формирование имиджа г. Сочи – курорта
и туристского центра федерального и международного
значения в постолимпийский период……......................
3.3 Формирование пакета дополнительных
услуг к деловому туру для клиентов
отеля «Меркюр Роза Хутор»………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Глоссарий………………………………………………………
Список использованных источников……………………………………......
Список сокращений……………………………………………………
Приложения……………………………………………………
Введение
Туризм, как феномен современного мира, вышел далеко за рамки понятия о путешествиях и существенно расширил свою роль во всех сферах жизни общества. Многочисленными международными документами к важнейшим функциям туризма отнесены такие, как улучшение качества жизни народов и снижение уровня нищеты, обеспечение мира и международного взаимопонимания, защита среды обитания, снижение уровня заболеваемости (UNWTO, Манила, 1980 г., Манильская Декларация по мировому туризму); формирование глобального партнерства в целях развития тысячелетия (Декларации Тысячелетия ООН, 2001 – 2010; программы ООН и Всемирной Организации Здравоохранения). В XXI столетии подавляющее большинство стран мира стремится занять устойчивую позицию в международном туристском обмене, предлагая всё новые возможности для гармоничного развития человека и удовлетворяя его самые взыскательные потребности в познании мира и самого себя, в оценке своих возможностей по преодолению преград. Экономико-технологический уровень современной цивилизации позволяет создавать инфраструктуру и обеспечивать развитие туризма в самых труднодоступных местах, используя этот фактор уже в качестве преимущества, а не недостатка.
Индустрия курортного и туристского дела в Краснодарском крае активно развивается, но приоритетными направлениями всё ещё остаются летний отдых на берегу Чёрного моря, санаторно-курортное лечение (которое в силу объективных причин в конце прошлого века существенно утратило свои позиции по объёму и доступности лечебно-оздоровительных программ для населения). Однако в последнее десятилетие появились условия и возможности для формирования других направлений туризма в Краснодарском крае. Важнейшим стимулом к этому является проведение Зимних Олимпийских игр 2014 года в городе Сочи. Благодаря этому событию международного значения получили новый импульс развития разные сферы экономики края. Для туристского бизнеса кардинально новым направлением является перспектива развития горнолыжных курортов Красной Поляны.
Активный образ проведения отдыха становится всё более популярным, так как польза от этого способа организации отпуска налицо. Современный потребитель в попытке уйти от повседневного социального стресса и рутины все больше внимания уделяет природе, новым впечатлениям, активному отдыху, спорту, в умеренной степени – риску. Комплексное удовлетворение таких потребностей обеспечивается через участие в различных видах активного (спортивного, экстремального) туризма, ставшего в последние два десятилетия достаточно массовым в развитых странах мира. В частности, горнолыжные курорты – это направление туристского дела, которое приобретает всё большую популярность среди отдыхающих, а также имеет обоснованные причины для развития в Краснодарском крае. Так, Красная Поляна обладает уникальными природно-климатическими условиями для развития горнолыжного туризма.
В настоящее время на территории Красной Поляны функционирует ряд горнолыжных курортов, которые пользуются авторитетом и спросом среди любителей катания на горных лыжах. Мощным импульсом, который должен превратить Красную Поляну в мировой бренд и международный горнолыжный центр, является Зимняя Олимпиада в Сочи-2014 года. В целях организации и проведения Игр на базе Красной Поляны осуществляется строительство двух мощных горнолыжных комплексов: «Роза Хутор» и «Горная карусель», а также модернизация и реконструкция имеющейся базы – это «Альпика-сервис», «Лаура».
Использование современных технологических решений (подъёмники, обустройство трасс), удобная инфраструктура, большая пропускная способность комплексов, комфортные условия проживания, уникальные природные и климатические условия – всё это должно способствовать реализации поставленных задач.
Развитие горнолыжного туризма путём создания курортов международного класса позволит развивать международный туризм, который ещё в недостаточной степени представлен в Краснодарском крае. А его развитие позволит туристской индустрии достичь новых высот.
Перспективы развития горнолыжных курортов Краснодарского края представляют большой интерес для исследования, в связи с чем вопросы, рассматриваемые в данной работе, актуальны и представляют интерес для организаторов самых разных сегментов инфраструктуры туристской отрасли.
Актуальность темы очевидна, поскольку проблемы организации спортивно-оздоровительного процесса в условиях горнолыжного и климатического курорта стоят остро и первостепенно перед индустрией туризма Краснодарского края ввиду усиливающейся конкуренции на туристском рынке региона. В ряду проблем функционирования горнолыжных комплексов значительное место занимают вопросы управления предприятиями данной сферы.
Объектом выпускной квалификационной работы является организация деятельности горнолыжных центров в рамках подготовки к проведению Олимпийских игр как крупномасштабного инновационно-инвестиционного проекта. Предметом – модель управления эксплуатацией курорта, его дальнейшее развитие в постолимпийский период.
Целью работы является изучение деятельности горнолыжного комплекса «Роза Хутор» на Красной Поляне г. Сочи, разработка концепции его развития в постолимпийский период с использованием отечественных ресурсов и с формированием международного бренда г. Сочи.
Для выполнения поставленной цели были определены следующие частные задачи:
Работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованных источников и приложений. В первой главе изложены теоретические аспекты темы. В ней рассмотрены особенности организации управления и функционирования горнолыжных курортов. Во второй главе приведена концепция управления горнолыжным курортом «Роза Хутор». В ней рассмотрена структура рекреационного продукта комплекса, проанализированы формы организации деятельности.
В третьей главе проведён анализ ресурсов ООО «Роза Хутор» и возможность функционирования курорта на круглогодичной основе с привлечением дополнительного комплекса услуг. Разработана программа оздоровления для гостей отеля «Меркюр Роза Хутор» на базе бальнеологического курорта Мацеста.
В работе использованы данные статистической отчетности ООО «Роза Хутор» и материалы, собранные автором в ходе ее выполнения. Работа иллюстрирована таблицами и рисунками.
Выпускная квалификационная работа построена на основе анализа тенденций, предпосылок и условий формирования конкурентоспособного туристского продукта, внедрения современных принципов организации и развития туристской деятельности.
Теоретическая и методологическая основа исследования.
Теоретической основой исследования явились фундаментальные и прикладные труды зарубежных и российских специалистов в области теории и практики управления туризмом, обеспечения качества туристских услуг, теории управления; специальная справочная, нормативная, методическая и научно-техническая литература, официальные статистические данные государственной статистики Российской Федерации, материалы периодических изданий, материалы, отражающие специфику деятельности при разработке и реализации крупномасштабных проектов для массовых спортивных мероприятий, а также аналитические разработки автора.
Методологической основой исследования являются: методы статистического, логического и сравнительного анализа, экспертных оценок. Информационной и эмпирической базой дипломной работы послужили результаты проведенных исследований и их анализ по вопросам формирования, оценки, развития и управления г. Сочи как курортным и туристским центром в постолимпийский период. В ходе исследования использовались материалы Интернет – проектов и порталов; информационно-аналитические материалы периодических научных изданий; данные отчетности отеля «Меркюр Роза Хутор» и нормативные документы федерального, краевого уровней по строительству спортивных объектов на Красной Поляне, а также собственные разработки автора.
Научно-практическая значимость состоит в обосновании концепции развития г. Сочи в постолимпийский период, в разработке направлений формирования нового имиджа г. Сочи на платформе технологических инноваций, инфраструктурного преобразования городской среды и природных комплексов, а также экологических принципов развития территории, заложенных благодаря реализации крупномасштабного проекта – Олимпийских игр 2014 г., в целях социального и экономического развития города, региона, страны. Рекомендации и положения, содержащиеся в работе, в частности концепция и стратегия развития г. Сочи в постолимпийский период, модель управления горнолыжным курортом могут быть использованы структурами управления туризмом федерального, регионального и муниципального уровня, объединениями производителей и потребителей услуг при планировании направлений развития туризма в постолимпийский период.
1. Особенности формирования и развития горнолыжных курортов
Развитие туризма в настоящее время испытывает противоречивые тенденции, которые формируются под воздействием как объективных, так и субъективных факторов. К наиболее значимым относится мировой финансовый кризис. К субъективным факторам можно отнести действия разных туристических фирм внутри страны, проведение своей политики. Следствием финансового кризиса становится падение платежеспособности туристов, выбор наиболее экономичных туристических маршрутов и др. Всё это окажет определённое влияние как на туристский бизнес в общем, так и на горнолыжные курорты, в частности. Однако существуют объективные тенденции, позволяющие утверждать, что горнолыжные курорты будут развиваться и становиться всё более популярными, и пользоваться спросом у большего числа людей.
В настоящее время люди стремятся выбирать активный образ отдыха, способствующий укреплению здоровья. И как следствие это приводит к развитию отрасли туризма предлагающей активный образ отдыха. Горнолыжные курорты в большей степени относятся к данной отрасли туризма. А широкое разнообразие предлагаемых видов развлечений, спорта позволяет достичь большой популярности. Развитие большого числа горнолыжных курортов, индустрии отдыха, спорта формирует достаточно большое количество мест для отдыха, горнолыжных курортов. И у туриста появляется право выбора, он может выбрать курорт, который будет удовлетворять всем потребностям.
Быстрое развитие туристского дела, организация массовых мест для отдыха горнолыжников, в совокупности с обеспечением сопутствующего комфорта способствовали созданию в ряде развитых и развивающихся стран индустрии зимнего отдыха, приносящей значительный доход национальной экономике.
Интенсивное развитие туризма в мире привело к быстрому развитию и освоению горных территорий и развитию горных видов туризма. Горные виды туризма включают в себя такие как: горнолыжный туризм, горный пешеходный туризм, альпинизм, дельтапланеризм, спелеологический, парапланеризм и другие виды. Более половины всех доходов от горных видов туризма создаётся горнолыжным туризмом. По оценкам специалистов, в мире насчитывается до 70 млн. лыжников, причём 55 млн. из них – горнолыжники. 20 млн. лыжников проживает в Северной Америке, 24 млн. в Японии и 25 млн. в Европе. Индустрия лыжного спорта даёт миллиардные доходы, её доля в туризме и индустрии отдыха с каждым годом растёт. Регионы, имеющие или создающие на своей территории центры горнолыжного туризма, получают весомый вклад в доходы своих бюджетов в виде налогов от туристской деятельности и отраслей, обслуживающих индустрию горнолыжного туризма. [22. С.271]