Основы организационного поведения

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 18:02, реферат

Краткое описание

Организационное поведение (ОП) - это дисциплина, являющаяся логическим продолжением дисциплины «Управление персоналом»ОП – область знаний, которая изучает поведение людей при осуществлении совместной деятельности.
Дисциплина ОП - научная и предполагает: систематический анализ, исследование новых результатов, концептуальные разработки; академическая и предполагает изучение в ВУЗах с целью понимания проблем межличностных отношений в условиях совместной деятельности; прикладная и предполагает использование полученной информации как инструмент для управления персоналом.

Файлы: 1 файл

Основы организационного поведения.docx

— 25.97 Кб (Скачать)

 

 Основы организационного поведения.

Введение

 

1.1.      Организационное поведение как учебная дисциплина и как наука.  История развития ОП. Подходы к изучению ОП

Организационное поведение (ОП) -  это дисциплина, являющаяся логическим продолжением дисциплины «Управление персоналом»ОП – область знаний, которая изучает поведение людей при осуществлении совместной деятельности.

Дисциплина ОП  - научная и предполагает: систематический анализ, исследование новых результатов, концептуальные разработки; академическая и предполагает изучение в ВУЗах с целью понимания проблем межличностных отношений в условиях совместной деятельности; прикладная и предполагает использование полученной информации как инструмент для управления персоналом.

ОП – это наука о  поведении людей и групп в  организациях, формировании поведенческих  моделей и инструментах управления указанными предметными областями.

Основная практическая цель ОП как науки – определить пути повышения эффективности трудовой деятельности человека, как в индивидуальном режиме, так и в совместном с  другими людьми. Кроме того, можно  сформулировать и другие цели ОП это:

  1. Систематизированное описание поведение людей в различных ситуациях в условиях совместной деятельности;
  2. Объективное (насколько это возможно ) объяснение поведения людей, причин различных поступков людей;
  3. Предсказание поведения людей при выполнении ими работы и их совершенствование.

Основная научная школа  ОП является эмпирической. В рамках этой школы тщательно изучается  опыт большого числа организаций.

ОП – системная наука, опирающаяся на результаты исследований и концептуальные разработки, которые, как и все естественные и общественные науки опираются на философский  фундамент концепций, базируясь  на ряде идей о природе человека: индивидуальные особенности, восприятие, целостность личности, мотивационное  поведение, стремление к соучастию, ценность личности; и организации: социальные системы, общность интересов, этические  принципы, иерархия, стремление к соперничеству, ценность общности.

Первой предпосылкой к  расширению исследований организационного поведения явились взглядыЭ.Мэйо и Ч. Барнарда и ряда других представителей научных управленческих кругов, которые акцентировали внимание на человеческом, социальном факторе в организации. Именно эти факторы, по мнению Э. Мэйо имеют главное влияние на повышение производительности труда работников.

Дисциплина «Организационное поведение» берет свое начало с отчета, опубликованного Р.Гордоном и Д. Хауэлом в 1959 году.

Данный отчет был результатом  их знакомства с учебными курсами, опросов  студентов и преподавателей большого количества американских бизнес – школ. Их выводы свидетельствовали о том, что академическая дисциплина, как психология, не полностью удовлетворяет потребностям руководителей, они испытывают затруднения при применении теоретических положений науки на практике. Требовался новый подход, аккумулирующий в себе накопленный опыт исследований, оценки, прогнозирования, консультирования, конструирования в области поведения людей в условиях совместной деятельности.

«Организационное поведение»  объединило в себе соответствующие области общей, социальной, экспериментальной и индустриальной психологии, социологии, политологии и антропологии.

Таким образом, дисциплина ОП синтетическая, является отраслью знаний, интегрирующей основные специализированные дисциплины. Обобщение, которых способствовало появлению новых знаний.

Изучение ОП возможно –  накапливанием жизненного опыта  и поиском эффективных моделей  поведения людей в реальной деятельности. Этот подход имеет как положительные, так и отрицательные стороны. В данном подходе преобладают  методы «проб и ошибок», что не всегда желательно, другая положительная  сторона состоит в анализе  реальных ситуаций и синтеза новых  знаний на основе их обобщения. История  знает множество примеров менеджеров, создавших на основе накопленного управленческого  опыта собственные теории организационного поведения.

Другой подход к изучению ОП основан на овладении теоретическими знаниями и практическими навыками основываясь на научные исследования, при этом используются научные методы такие как опросы (интервью, анкетирование, тестирование), наблюдения и эксперименты.

При изучении ОП очень важно  сочетание двух подходов. Общие закономерности, выявленные с помощью строгих  научных методов,  конкретизируются, проверяются и дополняются с учетом индивидуальных особенностей работников и специфических особенностей социально экономических систем. 

 

 

      1.2. Сущность Организационного поведения.  Основные категории организационного  поведения 

 

Существуют различные  авторские точки зрения к определению  сущности понятия Организационное  поведение. В данной лекции представлены точки зрения трех авторов  из них два отечественных автора Ю.Д. Красовского «ОП – это такое поведение работников вовлеченных в определенные управленческие процессы, имеющие свои циклы, ритмы, темпы, структуру отношений и требований»;

А.М.Смолкина «ОП – это такое поведение человека в организации, в результате которого устанавливаются, обеспечиваются определенные организационные связи» и наконец американский автор Джон. В. Ньюстром

«ОП – это изучение поведения  людей в организации и практическое использование полученных знаний.

Все представленные понятия  отражают то, что сущностью ОП является поведение людей в условиях совместной деятельности, а это особое поведение, которой должно быть ориентировано  на эффективный результат.

Следовательно, объектом изучения ОП является личность работника –  группа работников – организация  в целом, а предметом изучения поведение личности работника –  поведение группы работников – поведение  организации в целом.

Специфика объекта и предмета изучения определила   принципы организационного поведения, которые определяют практический подход к обеспечению эффективности управления персоналом. Большинство современных зарубежных и российских теоретиков ОП выделяют следующие:

  • гуманизм, который признает благо и уважение к его достоинству. Организационное поведение предполагает не только согласованную и производительную деятельность работников, но и безоговорочное признание человека высшей ценностью. Таким образом, без гуманизма теряется подлинный смысл организационного поведения;
  • демократизм – применительно к организационному поведению он означает особый характер отношений в условиях совместной деятельности;
  • нравственность – довольно широкое понятие, означающее одну из форм общественного сознания, социальный институт, выполняющий функцию регулирования поведения людей. С точки зрения теории и практики организационного поведения большое значение имеет нравственная атмосфера в организации, которая позволяет корректировать действия и поступки работников;
  • коллективизм – означает солидарность и взаимопомощь людей, что самым  благоприятным образом сказывается и на организационном поведении;
  • справедливость – это нормативное понятие морали, играющее большую роль в сознании людей и это не простое равенство, а равенство адекватных возможностей получить должное за свои деяния. Понимание сущности справедливости и его воплощение в практику деятельности организации заметно повышают трудовую активность и улучшает организационное поведение;
  • единство слова и дела – полное совпадение декларированного и практически осуществленного;
  • требовательность – совокупность правовых, административных и моральных норм предъявляемых к человеку. Она должна быть постоянной, а не эпизодической, и распространяться на всех работников организации;
  • ответственность – осознание работником своего долга и его исполнения и означает обязанность отвечать за свои действия и поступки.

Каждая наука имеет  свои фундаментальные понятия, отражающие ее сущность и специфические особенности. Такие понятия называются категориями. Категории организационного поведения  также отражают сущность и специфику  этой науки. Категории позволяют  более свободно ориентироваться  в информационном поле, а также  переносить ее в практическую деятельность.

В теории организационного поведения используются категории  присущие многим наукам, например личность, группа, поведение, мотивация, нормы, ценности и т.д.

В следующих лекциях будут  рассматриваться эти категории  только применительно к организационному поведению.

Итак, целесообразно начать изучение организационное поведение  с категории ПОВЕДЕНИЕ.

Для общего понимания данного  термина можно использовать такое  понимание.    Поведение – это есть свойство живой системы, ее реакция, направленная на изменение ситуации с целью удовлетворения своих потребностей.

Поведение личности – это наблюдаемые поступки, действия индивидов, их определенная последовательность, так или иначе затрагивающие интересы людей.  

Это позволяет выделить свойства поведения:

  • оно всегда общественно, то есть оно проявляется по отношению к другому человеку;
  • оно всегда регулируется определенными нормами: экономическими, социальными, правовыми, политическими.

Единицей поведения является поступок, в котором формируется  и отражается моральный облик  и убеждения личности. Находясь в  системе организационных отношений  поведение личности, затрагивает  интересы других людей, а это может  существенно влиять на эффективность  их работы и показывает, насколько работник удовлетворен, либо неудовлетворен своей работой, и существенным образом отражается на их производительности, дисциплине и других показателях.

В специальной литературе выделяют следующие виды социального  поведения:

  • перцептивное – характеризуется в стремлении совладать с информационной перегрузкой. В результате чего происходит упрощение информации и это приводит к потере значимой информации;
  • защитное – основано на действии механизма психологической защиты и позволяет человеку защититься от проблем, которые он не может решить. Такое поведение мало предсказуемое;
  • ролевое – это поведение с соответствующими требованиями, которые вынуждают человека действовать определенным образом;
  • сценарное – определяется исполнением множества правил «приличного» поведения, соответствующего его статусу;
  • экспрессивное – проявляется в тех случаях, в которых человек достигает высшего уровня мастерства и удовлетворения от хорошо сделанного дела;
  • эмпатичное -  проявляется в способности к сочувствию;
  • моделирующее – заражение, подражание, внушение. Трудно контролируемое;
  • атрибутивное – устранение противоречий между реальным поведением и системой мнений;
  • уравновешенное – способность изменять свое поведение за счет воспоминаний;
  • автономное – способность сделать выбор к преодолению любых преград в достижении цели;
  • исследовательское – стремление человека к новизне физического и социального окружения;
  • привычное – удовлетворение от положительного подкрепления;
  • утилитарное – получение максимального результата при минимальных усилиях;
  • освобождающее – стремление человека обезопасить себя от реальных и кажущихся опасных условий;
  • индуктивное – восприятие и оценка самих себя на основе интерпритации действительности;
  • утверждающее – переживание своих действий как совершение своих планов при максимальном использовании внутренних усилий.

Таким образом, знание типов  поведения позволяет найти правильный подход, тем самым регулировать это  поведение и направлять в нужное русло.

 

Заключение

Дисциплина «Организационное поведение» (ОП) раскрывает теоретические основы поведения человека в социальных организованных системах различных  типов и классов, сущность, принципы, законы и способы организации  жизнедеятельности и поведения  человека в обществе, а также особенности  осуществления различных видов  организационной деятельности, включая  управленческую. 
 
В программе подготовки менеджеров учебный курс «Организационное поведение» занимает одно из основных мест, т.к. понимание принципов и закономерностей организации жизнедеятельности и поведения человека в различных социальных образованиях является неотъемлемой частью системы знаний специалиста в области управления. 
 
Организационное поведение – научная дисциплина, в которой к массиву знаний постоянно добавляются результаты новых исследований и концептуальных разработок. И в то же время ОП – прикладная наука, которая позволяет менеджерам анализировать поведение индивидов в организации, способствует пониманию проблем межличностных отношений. Знания об ОП чрезвычайно полезны при рассмотрении динамики отношений внутри малых групп. И, наконец, организации могут рассматриваться как целостные системы, основу которых образуют внутриорганизационные отношения. 


Информация о работе Основы организационного поведения