Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 07:51, реферат
Современный управленческий учет можно определить как вид деятельности в рамках одной организации, который обеспечивает управленческий аппарат организации информацией, используемой для планирования, управления и контроля за деятельностью организации.
Этот процесс включает выявление, измерение, сбор, анализ, подготовку, интерпретацию, передачу и прием информации, необходимой управленческому аппарату для выполнения его функций.
1. Понятие бухгалтерского управленческого учета.
2. Предмет, метод, задачи и объекты исследования управленческого учета.
3. Качественные характеристики информации, предоставляемой управленческим учетом. Виды используемой информации.
4. Сравнительная характеристика финансового и управленческого учета.
5. Организация управленческого учета на предприятии. Функции бухгалтера-аналитика, осуществляющего управленческий учет.
Основы бухгалтерского управленческого учета
Понятие бухгалтерского управленческого учета
Современный управленческий
учет можно определить как вид
деятельности в рамках одной организации,
который обеспечивает управленческий
аппарат организации
Этот процесс включает выявление, измерение, сбор, анализ, подготовку, интерпретацию, передачу и прием информации, необходимой управленческому аппарату для выполнения его функций.
Управленческий учет представляет
собой одновременно систему и
область исследований. Он является
важным элементом системы управления
предприятием. Бухгалтерский управленческий
учет - связующее звено между учетным
процессом и управлением
Изучение особенностей управленческого учета позволяет сделать вывод о том, что он служит для:
Следует отметить, что в отечественной практике пока не используется понятие управленческого учета. Многие его элементы входят в сложившуюся в России систему бухгалтерский учет (учет затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции); оперативный учет; экономический анализ (анализ себестоимости продукции, обоснование принимаемых решений, оценка выполнения плановых заданий и др.). Вместе с тем отечественная практика пока не увязана с маркетингом, не определяются отклонения фактических затрат от прогнозных, не используется такая категория, как будущий рубль, и т.п.
Предмет, метод, задачи
и объекты учета
Предметом управленческого учета является производственная деятельность организации в целом и ее отдельных структурных подразделений. Хозяйственные операции, носящие исключительно финансовый характер (операции с ценными бумагами, продажа или покупка имущества, арендные или лизинговые операции, инвестиции в дочерние и зависимые общества и т.п.), выходят за рамки предмета управленческого учета.
Объектами управленческого учета являются:
Задачей бухгалтерского управленческого
учета является составление внутренних
отчетов, информация которых предназначена
для собственников предприятия (организации)
и его управляющих (менеджеров). Эти
отчеты должны содержать информацию
не только об общем финансовом положении
предприятия, но и о состоянии
дел непосредственно в области
производства. Содержание отчетов может
меняться в зависимости от их целевого
назначения и должности администратора,
для которого они предназначены.
Менеджеры нуждаются в
Методы, используемые в бухгалтерском учете, весьма разнообразны:
Все вышеперечисленные методы интегрируются в единую систему и используются в целях управления предприятием. Обобщая сказанное, можно заключить, что метод управленческого учета - это системный оперативный анализ.
Рассмотрение особенностей бухгалтерского управленческого учета позволяет сформулировать его важнейшие цели:
Качественные характеристики информации, предоставляемой управленческим учетом. Виды используемой информации
Информация - это сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах, т.е. все то, что расширяет представление об объекте исследования.
Целью бухгалтерского управленческого
учета является обеспечение внутренних
пользователей предприятия
В управленческом учете возможно
использование как
К учетным источникам относятся:
К внеучетным источникам относятся:
Принцип документальной обоснованности учетной информации в управленческом учете может игнорироваться, в связи с чем используются как фактические, так и прогнозные оценки.
Для принятия оперативных
управленческих решений может применяться
полная или неполная информация об
объекте исследования. Неполная информация,
которая подвергается быстрой обработке,
в ряде случаев оказывается
К информации бухгалтерского
управленческого учета
Сравнительная характеристика финансового и управленческого учета
Большинство элементов финансового
учета можно найти и в
Однако имеются и
Таблица 1
Сравнительная характеристика финансового и управленческого учета | ||
Признак |
Финансовый учет |
Управленческий учет |
1. Обязательность ведения учета |
Обязательность ведения закреплена законодательно. |
Ведение учета зависит от желания и воли руководства организации |
2. Цель ведения учета |
Составление финансовых документов для внешних пользователей. |
Является только средством обеспечения планирования, управления и контроля в данной организации. |
3. Пользователи информации |
Внешние пользователи (акционеры, кредиторы, государственные органы и пр.). Подразумеваются, что их запросы одинаковые. |
Внутренние пользователи (администрация, менеджеры). Известны их специфические запросы, на которые и должна ориентироваться система управленческого учета. |
4. Методы ведения учета |
Счета и двойная запись, документация, инвентаризация. |
Используются приемы, но не всегда. Возможно использование и специфических методов, запись информации не обязательно ведется по двойной системе. |
5. Свобода выбора |
Основан на общепринятых принципах, которые регулируют запись, оценку и передачу финансовой информации, т.е. он до определенной степени централизован. |
Организуется исходя из целей и задач управляющих, никак не регламентируется государством, служит лишь интересам предприятия. В большей степени основан на логике и опыте или на общей преемственности. |
6. Используемые измерители |
Ведется в российской валюте – рублях. |
Используются как денежные, так и неденежные измерители. Применяются натуральные, условно-натуральные, расчетные показатели. |
7. Группировка затрат |
Затраты группируются по экономическим элементам (материалы, оплата труда, отчисления на социальные нужды, амортизационные отчисления). |
Предприятие самостоятельно решает вопрос о том, по каким статьям классифицировать затраты (по центрам ответственности, по носителям затрат и др.). |
8. Основной объект учета |
Хозяйственная деятельность предприятия воспринимается как единое целое. |
Деятельность предприятия рассматривается по центрам ответственности (центр затрат, центр выручки, центр прибыли). |
9. Периодичность составления отчетности |
Состав и периодичность составления отчетности устанавливаются законодательными актами. Годовая отчетность составляется за год, промежуточная – за месяц, квартал и т.д. |
Администрация предприятия самостоятельно устанавливает состав и периодичность представления внутренней отчетности. Отчеты составляются по мере надобности: ежемесячно, еженедельно, ежедневно. |
10. Степень надежности информации |
Учет документально |
Информация во многом носит расчетный характер и зачастую носит расчетный характер. Часто используются приблизительные оценки. |
11. Степень открытости информации |
Отчетность является открытой, публичной. |
Информация обычно является коммерческой тайной, не подлежит публикации и носит конфиденциальный характер. |
12. Привязка ко времени |
Отражает финансовую историю организации. Бухгалтерские проводки выполняются после совершения операции. Данные носят «исторический» характер. |
Содержит как «историческую» информацию, так и оценки и планы на будущее. |
13. Базисная структура. |
Учет строится на известном балансовом уравнении: Активы = Капитал + Обязательства |
Структура информации зависит от запросов пользователей. |
14. Ответственность за правильность ведения учета |
Налоговыми органами могут быть наложены штрафные санкции за неправильное отражение информации в отчетности. Кредиторы или акционеры могут обратиться в суд по причине искажения информации в отчетности. |
Внутренняя документация не обязательно должна составляться в соответствии с установленными требованиями и нормами, поскольку предназначена только для внутренних пользователей |
15. Связь с другими дисциплинами |
Основан главным образом на собственном методе. |
Тесно связан с другими дисциплинами – микроэкономикой, финансами, экономическом анализом, статистикой. |
Информация о работе Основы бухгалтерского управленческого учета