Повышение конкурентоспособности предприятий

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 10:43, курсовая работа

Краткое описание

В современных экономических условиях деятельность каждого хозяйственного субъекта является предметом внимания обширного круга участников рыночных отношений, заинтересованных в результатах его функционирования. В связи с этим, актуальность темы данной дипломной работы очевидна: для того, чтобы обеспечивать выживаемость предприятия в современных условиях, управленческому персоналу необходимо, прежде всего, уметь реально оценивать финансовое состояние, как своего предприятия, так и существующих потенциальных конкурентов.

Файлы: 1 файл

1ya_chast.docx

— 248.65 Кб (Скачать)

ВВЕДЕНИЕ

 

В современных экономических  условиях деятельность каждого хозяйственного субъекта является предметом внимания обширного круга участников рыночных отношений, заинтересованных в результатах  его функционирования. В связи  с этим, актуальность темы данной дипломной  работы очевидна: для того, чтобы  обеспечивать выживаемость предприятия  в современных условиях, управленческому  персоналу необходимо, прежде всего, уметь реально оценивать финансовое состояние, как своего предприятия, так и существующих потенциальных  конкурентов. В течение многих десятков лет в нашей стране, в условиях высокой монополизации производителей, регулятором производства продукции являлся не реальный спрос, а - производство и административно-командный механизм распределения, которые регулировали потребление, формировали потребности и выпуск показателей. В этих условиях проблема конкурентоспособности предприятия и продукции у производителей практически не вставала, а если и возникала, то решалась лишь в отношении той продукции, которая подлежала реализации на внешнем рыке. С развитием рыночного механизма эта проблема в нашей стране резко обострилась и ее решение требовало от всех субъектов рынка активного поиска путей и методов повышения конкурентоспособности производимых и потребляемых товаров. В связи с этим в современной экономике главным направлением финансово-экономической и производственно-сбытовой стратегии каждого предприятия становится повышение конкурентоспособности для закрепления его позиций на рынке в целях получения максимальной прибыли. Управление конкурентоспособностью организации представляет собой область знаний и профессиональной деятельности, направленных на формирование и обеспечение достижения целей по повышению конкурентоспособности организации. Конкурентоспособность организации по структуре и содержанию представлена как взаимообусловленное единство двух составляющих: конкурентоспособности продукции и ресурсного потенциала организации.Сложность и многоаспектность, а так же разрозненность качественных характеристик конкурентоспособности в существующих определениях требуют уточнения понятия конкурентоспособности.

Исходя из целей курсовой работы требуется решить следующие задачи:

- определить понятие конкурентоспособности  и факторы, влияющие на её  состояние;

- изучить методы оценки  конкурентоспособности предприятия;

- провести анализ факторов, влияющих на повышение конкурентоспособности;

- рассчитать основные  финансовые показатели и дать  им оценку;

- проанализировать основные  средства предприятия;

- провести анализ финансового  состояния 

- проанализировать результаты  деятельности, в частности прибыль  и рентабельность;

- рассчитать комплексный  показатель конкурентоспособности  и дать его интерпретацию;

- вывести и экономически  обосновать рекомендации по повышению  конкурентоспособности 

Объектом исследования является открытое акционерное общество «Биробиджанская  мебельная фабрика».

Предметом ВКР является процесс  управления основными средствами на ОАО «Биробиджанская мебельная  фабрика».

При выполнении работы будут  использоваться следующие методы:

- анализ литературы;

- анализ интернет-источников;

- горизонтальный анализ;

- вертикальный анализ;

- детерминированный факторный  анализ;

- сопоставление коэффициентов;

- прогнозирование;

- сравнение.

 

 

 

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ  

 

1.1 Понятие и  сущность конкурентоспособности  предприятия

 

С середины 70-х годов понятие  конкурентоспособности становится одним из центральных в оценке хозяйственных позиций России. В  условиях жесткой конкуренции с  импортными товарами предприятиям необходимо осваивать методы ведения конкурентной борьбы, соответствующие «рынку покупателя». Уровень конкурентоспособности  предприятия должен стать показателем  экономического состояния предприятия, одним из критериев оценки несостоятельности  предприятий, в дополнение к уже существующим. Возможность управления конкурентоспособностью является жизненно важным для существования и развития отечественных предприятий.

Прежде всего необходимо отметить, что различают конкурентоспособность товаров, товаропроизводителей, отраслей и стран. Между всеми этими уровнями существует тесная взаимосвязь: страновая и отраслевая конкурентоспособность в конечном итоге зависят от способности конкретных производителей выпускать конкурентоспособные товары. Таким образом, в основе всех остальных уровней конкурентоспособности лежит «конкурентоспособность товара», то есть эта категория является базовой.

«Конкурентоспособность  товара может рассматриваться как  степень привлекательности товара для потребителей, которая определяет возможность удовлетворения целого комплекса их требований» [24].

Часто категорию «конкурентоспособность товара» приравнивают к категории  «конкурентоспособность предприятия». Например, Константинова И. В. дает следующее  определение: «Под конкурентоспособностью предприятия понимается его реальная и потенциальная способность, в  реальных условиях, проектировать, изготавливать  и сбывать товары, которые по ценовым  и неценовым характеристикам  более привлекательны для потребителей, чем товары конкурентов» [11].

Однако конкурентоспособность  товара является необходимым, но не достаточным  условием конкурентоспособности предприятия. Предприятие может производить  конкурентоспособную продукцию, но не быть конкурентоспособным. Ярким  примером такой ситуации является состояние  многих отечественных предприятий  военно-промышленного комплекса.

Можно выделить следующие  основные отличия между понятиями  конкурентоспособности товара и  предприятия:

1) Оценка конкурентоспособности  товара применяется к каждому  конкретному его виду, а конкурентоспособность  предприятия охватывает всю номенклатуру  и ассортимент, а также все  виды производственно-экономической  деятельности, осуществляемые предприятием (финансовую, инвестиционную деятельность  и т.д.);

2) Признание конкурентоспособности  и товара, и предприятия осуществляется  на рынке. В то же время  в отличие от оценки конкурентоспособности  товара оценку конкурентоспособности  предприятия дает не только  потребитель, но и сам производитель.  Именно предприятие решает вопрос  о целесообразности выпуска данной  продукции в конкретных условиях;

3) Товар и предприятие  имеют разные временные периоды  своего жизненного цикла. Если  предметом исследования является  текущая оценка конкурентоспособности,  то фактор времени не имеет  определенного значения, но когда  речь заходит о долговременном  аспекте, то следует учитывать,  что жизненный цикл предприятия,  как правило, более продолжителен  – за период его функционирования  может сменяться несколько поколений  изделий. Вместе с тем, иногда  жизненный цикл продукции превышает  период функционирования предприятия  (например, при производстве базовых  товаров сырьевой группы, в случае  банкротства и реорганизации  предприятия и т. д.).

Проанализируем определения  категории «конкурентоспособность предприятия», данные некоторыми авторами:

 «Конкурентоспособность  – это свойство объекта, характеризующегося  степенью реального или потенциального  удовлетворения им конкретной  потребности по сравнению с  аналогичными объектами, представленными  на данном рынке. Она определяет  способность выдерживать конкуренцию  в сравнении с аналогичными  объектами на данном рынке» [23].

«Конкурентоспособность  промышленного предприятия –  это комплексная характеристика субъекта хозяйствования за определенный период времени в условиях конкретного  рынка, отражающая превосходство перед  конкурентами по ряду определяющих показателей  – финансово-экономических, маркетинговых, производственно-технологических, кадровых и экологических, а также способность  субъекта к бескризисному функционированию и своевременной адаптации к  изменяющимся условиям внешней среды» [16].

Эти авторы рассматривают  конкурентоспособность предприятия  как относительную категорию, то есть каждое предприятие по тем или  иным характеристикам сопоставляется с конкурентами. Такой методологический подход к оценке конкурентоспособности  предприятия является довольно распространенным и достаточно удобным с точки  зрения как логического восприятия, так и математического описания. Вместе с тем он не отражает всей глубины категории «конкурентоспособность предприятия» и имеет ряд существенных недостатков:

- Выбор в качестве базы  сравнения одного или нескольких  конкурентов позволяет ранжировать  конкурентные позиции анализируемых  предприятий, но сужает возможность  обобщенной объективной оценки  отраслевой конъюнктуры;

- Основной акцент делается  на сопоставление показателей  конкурентов, в то время как  вне поля зрения остается проблема  современной адаптации предприятия  к изменяющимся условиям среды;

- Отсутствует системность  оценки конкурентоспособности: и  локальные, и интегральные параметры  работы предприятия сопоставляются  без учета сложных внутрисистемных  связей и динамики изменения;

Вышеприведенные определения  рассматривают категорию «конкурентоспособность предприятия» как величину постоянную, но она, как и множество других экономических категорий, не является таковой: в определенный период времени  предприятие может быть конкурентоспособным, а в следующий период (при изменившейся конъюнктуре рынка и изменившейся внешней среды) – не конкурентоспособным. Т. е. конкурентоспособность предприятия  – категория, зависящая от многих факторов и меняющаяся с течением времени.

Принимая во внимание уже  существующие определения конкурентоспособности  предприятия и их недостатки, отметим, что данная категория должна отражать следующие позиции:

«Конкурентоспособность  предприятия» в то же время нельзя отождествлять с конкурентоспособностью товара: хотя понятие конкурентоспособности  товара - базовое, но по отношению к  конкурентоспособности предприятия  оно является его составляющим.

Конкурентоспособность предприятия  – величина непостоянная.

Конкурентоспособность предприятия  должна отражать возможности предприятия  адаптироваться к постоянно меняющимся условиям внешней и внутренней среды.

Конкурентоспособность предприятия  должна отражать возможность бескризисного  функционирования.

Конкурентоспособность предприятия  – сложный комплексный показатель, т. е. ее оценку нельзя свести к определению  одного показателя.

С учетом всего вышеперечисленного можно сформулировать следующее  определение: конкурентоспособность  предприятия – это комплексная  характеристика предприятия, характеризующая  его возможность в любой момент времени обеспечивать свои конкурентные преимущества и прибыльность, а также  адаптироваться к постоянно изменяющимся условиям внешней среды.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Факторы, определяющие  конкурентоспособность

 

Рассмотрим факторы (критерии), которые определяют отдельно конкурентоспособность  организации и конкурентоспособность  продукции.

При разработке стратегии организации на основе анализа отрасли и конкуренции выявлять ключевые факторы ее успеха, в том числе такие, как:

- качество и характеристики  продукции;

- репутация (имидж);

- производственные мощности;

- использование технологий;

- дилерская сеть и возможности  распространения;

- инновационные возможности;

- финансовые ресурсы;

- издержки по сравнению  с конкурентами;

- обслуживание клиентов [20].

При разработке стратегических перспектив руководство организации должно во главу угла ставить ключевые компетенции, которые определяются:

- конкурентными преимуществами;

- универсальностью (конкурентное  преимущество в различных ситуациях);

- сложностью дублирования.

При проведении маркетинговых исследований для оценки конкурентоспособности организации использовать 16 факторов результативности ее деятельности (имидж, концепция продукта, качество продуктов, уровень диверсификации видов бизнеса, суммарная рыночная доля главных видов бизнеса, мощность научно-исследовательской и конструкторской базы, мощность производственной базы и др.), которые он детализирует и дополняет за счет факторов конкурентоспособности продукции и эффективности маркетинговой деятельности [3].

Информация о работе Повышение конкурентоспособности предприятий