Влияние цены на повышение конкурентоспособности предприятий в условиях рынка

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 06:58, реферат

Краткое описание

В наше время, кажется нельзя прожить и дня не услышав слов «конкурентоспособность», «конкуренция». Ведь основной целью фирмы в условиях рыночной экономики является сохранение и расширение своих позиций на рынке (или его сегменте), рост или, по крайней мере, стабильное получение прибыли. Главным средством достижения этой цели является обеспечение высокой конкурентоспособности.
Именно потому, что проблема повышения конкурентоспособности предприятия сегодня настолько популярна и актуальна, я остановилась на ней как на предмете своего скромного исследования. Хотелось бы уяснить, что скрывается под этим понятием, каковы способы ее измерения и повышения.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
Понятие и сущность конкурентоспособности…………………………......4
Показатели, определяющие конкурентоспособность……………………..5
Влияние цены на повышение конкурентоспособности предприятия……7
Заключение……………………………………………………………………….13
Список использованных источников…………………………………….……..14

Файлы: 1 файл

реф КД 2.docx

— 33.48 Кб (Скачать)

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ


БЕЛГОРОДСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ

(НИУ  «БелГУ»)

 

 

ФАКУЛЬТЕТ БИЗНЕСА И СЕРВИСА

КАФЕДРА ТЕХНОЛОГИИ ПРОДУКТОВ ПИТАНИЯ И СФЕРЫ  УСЛУГ

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

по дисциплине: «Коммерческая деятельность»

на тему: «Влияние цены на повышение конкурентоспособности предприятий в условиях рынка»

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат  студента (ки)

 

                   Дневного     отделения           5          курса       170811     группы

 

 

                                                                                                    Касаткина М.А.

(Фамилия,  имя, отчество)

 

Проверил

                                                                                                    Коротких И.Ю.              

    (фамилия, инициалы)

 

 

 

 

 

 

 

Белгород 2012

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………...3

  1. Понятие и сущность конкурентоспособности…………………………......4
  2. Показатели, определяющие конкурентоспособность……………………..5
  3. Влияние цены на повышение конкурентоспособности предприятия……7

Заключение……………………………………………………………………….13

Список  использованных источников…………………………………….……..14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В наше время, кажется нельзя прожить и дня не услышав слов «конкурентоспособность», «конкуренция». Ведь основной целью фирмы в условиях рыночной экономики является сохранение и расширение своих позиций на рынке (или его сегменте), рост или, по крайней мере, стабильное получение прибыли. Главным средством достижения этой цели является обеспечение высокой конкурентоспособности.

Именно  потому, что проблема повышения конкурентоспособности  предприятия сегодня настолько  популярна и актуальна, я остановилась на ней как на предмете своего скромного  исследования. Хотелось бы уяснить, что  скрывается под этим понятием, каковы способы ее измерения и повышения.

Опираясь  на предложенную руководителем исходную информацию, хотелось бы оценить имущественное  положение предприятия, а также  эффективность использования имущества  данным предприятием; деловую активность предприятия, его платежеспособность и ликвидность. При этом не следует  забывать влияние на эффективность  работы предприятия следующих факторов: личность руководителя и способность  его команды управлять предприятием; инновационная политика предприятия; совершенствование организации  производства, труда и управления; создание благоприятного социально-психологического климата в коллективе; качество и  конкурентоспособность продукции; ценовая политика предприятия; амортизационная  и инвестиционная политика.

Эффективность работы предприятия в условиях рынка  зависит и от внешних факторов, таких, как изменение конъюнктуры  внутреннего и мирового рынка, изменение  политической обстановки в стране, инфляционные процессы, государственная  политика.

 

 

 

  1. Понятие и сущность конкурентоспособности

 

Конкуренция и конкурентоспособность  являются экономическими категориями, относящимися к экономике с рыночными  отношениями. С их помощью выражаются взаимосвязи и взаимодействия между  производителями товаров и услуг, между производителями и потребителями. Без конкуренции или при нечестной, недобросовестной конкуренции не существует даже теоретическая возможность  защиты интересов потребителей. 

Обычно под конкурентоспособностью товара понимают некую относительную интегральную характеристику, отражающую его отличия от товара-конкурента и, соответственно, определяющую его привлекательность в глазах потребителя. 

Прежде всего, необходимо отметить, что различают конкурентоспособность  товаров, товаропроизводителей, отраслей и стран. Между всеми этими  уровнями существует тесная взаимосвязь: между странами и отраслевая конкурентоспособность в конечном итоге зависят от способности конкретных производителей выпускать конкурентоспособные товары. Таким образом, в основе всех остальных уровней конкурентоспособности лежит «конкурентоспособность товара», то есть эта категория является базовой. 

Конкурентоспособность товара - это такой уровень его экономических, технических и эксплуатационных параметров, который позволяет выдержать  соперничество (конкуренцию) с другими  аналогичными товарами на рынке. Кроме  того, конкурентоспособность - сравнительная  характеристика товара, содержащая комплексную  оценку всей совокупности потребительских, экономических  и организационных показателей относительно выявленных требований рынка или свойств другого товара. Она определяется совокупностью потребительских свойств данного товара по степени соответствия общественным потребностям с учетом затрат на их удовлетворение, цен, условий поставки и эксплуатации в процессе производительного и (или) личного потребления.

 

  1. Показатели, определяющие конкурентоспособность товаров

 

Конкурентоспособность товара показывает степень его притягательности для реального потребителя, т.е. уровень  предпочтения данного товара на конкретном рынке в определенный период времени.

Конкурентоспособность определяется по трем группам параметров: потребительным, экономическим, организационным (коммерческим).

Потребительные  параметры характеризуют следующие  свойства: параметры назначения, качества (в том числе, с точки зрения потребителя), эргономические, эстетические и нормативные, имидж товара, его  известность, торговую марку и т.п. Параметры назначения связаны с  областями применения продукции  и фикциями, которые она обязана  выполнять. Эргономические параметры  характеризуют соответствие продукции  возможностям человеческого организма  при выполнении трудовых операций или  потреблении, т.е. показывают степень  комфортности и удобства. Эстетические параметры характеризуют информационную выразительность, рациональность формы, совершенство производственного исполнения и стабильность товарного вида. Нормативные  параметры отражают свойства продукции, которые регламентируются обязательными  нормами, стандартами и законодательством.

Некоторые специалисты  разграничивают составляющие конкурентоспособности  на условно «жесткие», которые легко  поддаются измерению (например, уровень  качества, цена), и условно «мягкие», которые связаны с особенностями  восприятия товара покупателем и  не всегда легко измеримы (например, имидж товара).

Экономические параметры характеризуют затраты  покупателя на приобретение и использование  изделия на протяжении всего периода  его эксплуатации (потребления). К экономическим параметрам относятся: цена  изделия (С1), расходы на транспортировку (С2), установку (С3),  эксплуатацию (С4), ремонт (С5), техническое обслуживание (С6), налоги (С7), страховые взносы (С8), и т.д.

Цена потребление (С) – объем средств, необходимых  потребителю в течение всего  срока службы товара:

С = С1 + С2 + С3 + С4 + С5 + С6 + С7 + С8 + … + Сm =  SC j gj, (1)

где С1 – экономические параметры;

gj – вес конкретного экономического параметра (рейтинг параметра).

К организационным  параметрам  относятся: система скидок, условия сбыта, качество обслуживания, гарантии и т.д.

Перечень  значимых параметров конкурентоспособности  и степень их важности для разных покупателей могут различаться  даже на одном рынке, поэтому в  каждом конкретном случае необходимо выделять свои составляющие. Значение составляющих и отношение к ним  потребителя в разные периоды  времени могут меняться даже для  одного и того же товара, поэтому  определение набора составляющих конкурентоспособности  является одним из ключевых моментов ее оценки.

Основными принципами оценки конкурентоспособности товара являются: 

  • принцип интегральности, обеспечивающий углубление и конкретизацию связей между факторами конкурентоспособности; 
  • принцип комплексности, предполагающий выявление различных составляющих конкурентоспособности товара и факторов, оказывающих на нее влияние; 
  • принцип диалектичности, подразумевающий рассмотрение совокупности факторов в развитии.

На основе этих принципов сформулируем методические положения оценки конкурентоспособности  товара, то есть совокупность утверждений (правил), с помощью которых производится построение методики. 

Методическая  база должна строиться в соответствии с сущностью товара как продукта, предназначенного для продажи и  последующего потребления. Для потребителя  ценен не товар как таковой, а  те блага, которые он получает при  его использовании. Поэтому при  определении конкурентоспособности  товара оценивается то, насколько  лучше/хуже он удовлетворяет запросы  пользователей по сравнению с  товарами-конкурентами, а при обследовании факторов — насколько они способствуют или препятствуют достижению конкурентоспособности  товара. 

При выявленной проблеме конкурентоспособности товара ее решение и управленческое воздействие  целесообразно осуществлять на основе маркетингового исследования, предполагающего  изучение отношения покупателей  к товарам анализируемого предприятия  и его конкурентов, а также  достоинств и недостатков внутренней среды фирмы; эффективности использования  возможностей и избежания угроз ее внешнего окружения.

Оценка конкурентоспособности  товара должна проводиться периодически, а не только при возникновении  проблемной ситуации. Это обусловлено  тем, что принятие превентивных мер  на основе выявления сигналов о потенциальном  ухудшении конкурентоспособности  товара более эффективно, чем попытка  повысить его реальную низкую конкурентоспособность.

 

  1. Влияние цены на повышение конкурентоспособности предприятия

 

Одним из основных факторов повышения конкурентоспособности  продукции и производственных систем в конкурентных условиях является разработка и реализация ценовой политики на создаваемые и выпускаемые товары. С этой целью производители продукции  должны руководствоваться научно-методическими  положениями при разработке и  установлении цен. Цена потребления (розничная) товара на рынках должна соответствовать  уровню технических характеристик и потребительских качеств. При этом на размер цены влияет, с одной стороны, уровень потребительских параметров и производственных издержек на изготовление товара, а, с другой стороны, конъюнктура рынка, уровень цен и потребительских параметров изделий-конкурентов.

Указанные требования к ценообразованию по потребительским параметрам более  объективно отражает метод определения  цен на промышленную продукцию посредством  интегрального показателя конкурентоспособности  товара по ценообразованию и цены на товар-конкурент.

Интегральный  показатель конкурентоспособности  товара по ценообразованию характеризует  уровень потребительских параметров товара в сфере потребления относительно аналогичных параметров товара-конкурента. Указанный интегральный показатель определяется на основании единичных  и групповых показателей конкурентоспособности  продукции по нормативным, техническим, качественным и эксплуатационным параметрам, которые наиболее полно и комплексно отражают уровень потребительских  параметров товара относительно товаров-конкурентов.

Таким образом, цену потребления товара (Цпо) можно определить по формулам:

Цпо = Кинт ц·Цпи,

где Цпо - цена потребления разрабатываемого или выпускаемого товара;

Кинт ц - интегральный показатель конкурентоспособности товара по ценообразованию;

Цпи - цена потребления конкурирующего товара, относительно которого определен интегральный показатель конкурентоспособности по ценообразованию (руб.);

Данная  формула объективнее определяет уровень цены разрабатываемого, создаваемого и производимого товара, потому что она оценивает ее размер относительно нескольких товаров-конкурентов. Из указанной формулы вытекает, что уровень цены потребления на разрабатываемый или выпускаемый товар будет зависеть от четырех факторов: уровня технических характеристик и потребительских качеств разрабатываемого или выпускаемого товара, конъюнктуры товаров на рынке, уровня технических характеристик и потребительских качеств и цен потребления на конкурирующие товары.

Следовательно, цены потребления на товары должны постоянно изменяться в зависимости  от изменений указанных четырех  факторов. При этом моделирование  цен на серийно выпускаемые товары осуществляется в зависимости от изменений уровня потребительских  параметров и цен потребления  конкурирующих товаров, которые  присутствуют на рынке, а прогнозирование  цены на разрабатываемый товар требуется  выполнять относительно новых конкурирующих  товаров ведущих мировых фирм на каждом этапе его создания.

Из  выше изложенного можно предложить следующий порядок определения  цены потребления на выпускаемую  промышленную продукцию в зависимости  от уровня потребительских параметров:

1) на рынке, на котором реализуется  наш товар, производится отбор,  как минимум, пяти конкурирующих  товаров ведущих мировых фирм  с высокими потребительскими  параметрами;

Информация о работе Влияние цены на повышение конкурентоспособности предприятий в условиях рынка