Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 10:43, курсовая работа
В современных экономических условиях деятельность каждого хозяйственного субъекта является предметом внимания обширного круга участников рыночных отношений, заинтересованных в результатах его функционирования. В связи с этим, актуальность темы данной дипломной работы очевидна: для того, чтобы обеспечивать выживаемость предприятия в современных условиях, управленческому персоналу необходимо, прежде всего, уметь реально оценивать финансовое состояние, как своего предприятия, так и существующих потенциальных конкурентов.
Возможные критерии конкурентоспособности организации группируются по отдельным элементам комплекса маркетинга (продукт, цена, доведение продукта до потребителя, продвижение продукта на рынок или маркетинговые коммуникации), а также учитывает деловую активность и эффективность деятельности.
Конкурентоспособность продукции определяют следующие факторы: цена, затраты на эксплуатацию или потребление, предоставляемый сервис, реклама, имидж и авторитет фирмы, соотношение между спросом и предложением. Однако итоговым критерием оценки конкурентоспособности продукции он считает долю рынка, занимаемую данной продукцией [14].
Проведенный анализ литературных источников показал, что:
- разные авторы в зависимости
от своих научных взглядов
и области маркетинговых
- в обобщенном виде
конкурентоспособность
- конкурентоспособность
продукции определяется
- другим подходом является
подход, основанный на использовании
двух критериев: полезного
- итоговым критерием оценки конкурентоспособности как продукции, так и организации можно считать долю рынка, занимаемую данной продукцией (данной организацией), и связанные с ней показатели.
Далее рассмотрим теоретические
стороны анализа ликвидности
и рентабельности. Анализ ликвидности
баланса заключается в
1. Наиболее ликвидные активы (А1) = Краткосрочные финансовые вложения (стр. 250/1) + Денежные средства (стр. 260/1). (1.1)
2. Быстро реализуемые активы (А2) = Дебиторская задолженность (стр. 240/1) + Прочие оборотные активы (стр. 270/1). (1.2)
3. Медленно реализуемые активы (А3) = Запасы (стр.210/1) + НДС по приобретенным ценностям (стр.220/1) + Дебиторская задолженность (стр.230/1) - Расходы будущих периодов (стр.216/1). (1.3)
4. Трудно реализуемые активы (А4) = Внеоборотные активы (стр. 190/1). (1.4)
5. Наиболее срочные обязательства (П1) = Кредиторская задолженность (стр.620/1). (1.5)
6. Краткосрочные пассивы (П2) = Краткосрочные займы и кредиты (стр.610/1) + Прочие краткосрочные обязательства (стр.660/1). (1.6)
7. Долгосрочные пассивы (П3) = Долгосрочные обязательства (стр.590/1). (1.7)
8. Постоянные пассивы (П4) = Капитал и резервы (стр.490/1) + Доходы будущих периодов (стр.640/1) + Прочие краткосрочные обязательства (стр.660/1) - Расходы будущих периодов (стр.216/1). (1.8)
Для оценки платежеспособности
в краткосрочной перспективе
рассчитывают следующие показатели:
коэффициент текущей
Коэффициент текущей ликвидности (коэффициент покрытия долгов) - отношение всей суммы текущих активов, включая запасы и незавершенное производство, к общей сумме краткосрочных обязательств (III раздел пассива). Он показывает степень, в которой текущие активы покрывают текущие пассивы.
(1.9)
Превышение текущих активов
над текущими пассивами обеспечивает
резервный запас для
Коэффициент быстрой ликвидности - отношени
. (1.10)
Удовлетворяет обычно соотношение 0,7-1,0. Однако оно может оказаться недостаточным, если большую долю ликвидных средств составляет дебиторская задолженность, часть которой трудно своевременно взыскать. В таких случаях требуется соотношение большее. Если в составе текущих активов значительную долю занимают денежные средства и их эквиваленты (ценные бумаги), то это соотношение может быть меньшим.
Коэффициент абсолютной ликвидности (норма денежных резервов) дополняет предыдущие показатели. Он определяется отношением ликвидных средств первой группы ко всей сумме краткосрочных долгов предприятия (III раздел пассива баланса).
(1.11)
Чем выше его величина, тем больше гарантия погашения долгов, так как для этой группы активов практически нет опасности потери стоимости в случае ликвидации предприятия и не существует никакого временного лага для превращения их в платежные средства. Значение коэффициента признается достаточным, если он составляет 0,20-0,25. Если предприятие в текущий момент может на 20-25 % погасить все свои долги, то его платежеспособность считается нормальной.
Затем, для более полной и объективной оценки ликвидности можно использовать общий показатель ликвидности баланса:
(1.12)
На следующем этапе финансовый анализ осуществляется на основе данных, представленных в отчете о прибылях и убытках, а также бухгалтерском балансе.
Финансовые результаты деятельности
предприятия характеризуются
Прибыль — это часть чистого дохода, который непосредственно получают субъекты хозяйствования после реализации продукции.
Объем реализации и величина прибыли, уровень рентабельности зависят от производственной, снабженческой, маркетинговой и финансовой деятельности предприятия, иначе говоря, эти показатели характеризуют все стороны хозяйствования.
Для оценки эффективности предприятия недостаточно использовать только показатель прибыли. Для оценки эффективности работы предприятия необходимо сопоставить прибыль и производственные фонды, с помощью которых она создана. Это и есть рентабельность.
Рентабельность – это показатель экономической эффективности производства предприятия, ее рассчитывают как отношение балансовой прибыли к активам, внеоборотным активам, выручке от продаж и т.д. В своей работе будем использовать следующие виды рентабельности:
1. Рентабельность реализованной продукции – показатель, определяемый отношением прибыли, получаемой от реализации продукции, к издержкам на ее производство и реализацию:
(1.13)
2. Рентабельность производства
- отношение валовой или чистой
прибыли к сумме затрат по
реализованной продукции,
(1.14)
3. Рентабельность активов
– отношение прибыли до уплаты
процентов и налогов к средней
величине суммы общих активов
предприятия. Характеризует
(1.15)
4. Рентабельность внеоборотных активов – показатель, характеризующий долю прибыли в стоимости внеоборотных активов
(1.16)
5. Рентабельность оборотных
активов определяется как
(1.17)
6. Рентабельность продаж
показывает долю прибыли от
реализации в выручке от
. (1.18)
7. Рентабельность деятельности предприятия показывает долю чистой прибыли в выручке от реализации
(1.19)
1.3 Методики оценки конкурентоспособности фирм
Проанализируем используемые на практике методы, с помощью которых отдельные критерии организации и продукции, выраженные количественно, объединяются в комплексную оценку конкурентоспособности.
Представление комплексного показателя конкурентоспособности организации и продукции (К) суммой вида:
где: К1 - единичные показатели конкурентоспособности организации (продукции) общим числом n.
Для оценки конкурентоспособности организации (конкурентной силы организации) менеджеры составляют список ключевых факторов успеха данной отрасли и конкурентных преимуществ либо недостатков (6-10 показателей). Затем проводится оценка организации по всем показателям (желательно использовать оценки от 1 до 10), и эти оценки суммируются для получения оценки комплексного показателя конкурентоспособности организации. Аналогичная процедура проводится и для наиболее сильных организаций конкурентов. Сравнение полученных оценок комплексных показателей конкурентоспособности организации и конкурентов позволяет выявить преимущество или отставание организации по отношению к конкурентам [19].
В выражении в качестве
единичных показателей
Данный метод отличается
простотой, но может искажать общую
оценку конкурентоспособности
Представление комплексного
показателя конкурентоспособности
организации и продукции (К) на основе
использования среднего взвешенного
арифметического показателя единичных
показателей
где: Ki - единичные показатели конкурентоспособности организации (продукции) общим числом n;
Wi - показатель значимости (веса) i - го единичного показателя конкурентоспособности.
Чаще всего на практике используют нормированные значения значимостей (весов) единичных показателей конкурентоспособности, т.е. их сумма должна быть равной единице. Тогда комплексный показатель конкурентоспособности будет измеряться в той же шкале измерения, что и единичные показатели конкурентоспособности.
Применяя формулу 1.2, получает для коэффициента конкурентоспособности организации следующее выражение [13]:
Ккп - 0,15ЭП + 0,29ФП + 0,23ЭС + 0,33AT, (1.22)
где: Ккп- коэффициент конкурентоспособности организации;
Эп - значение критерия эффективности производственной деятельности организации;
Фп - значение критерия финансового положения организации;
Эс - значение критерия эффективности
организации сбыта и
АT - значение критерия конкурентоспособности продукции.
Коэффициенты 0,15; 0,29; 0,23; 0,33 определены экспертным способом последовательных сравнений. Отдельные показатели Эп, Фп, Эс, АT, в этом выражении в свою очередь также определяются по взвешенным аддитивным выражениям.
Метод позволяет определить
оценки комплексных показателей
конкурентоспособности для
Информация о работе Повышение конкурентоспособности предприятий