Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 22:37, автореферат
Целью диссертационного исследования является выявление условий, предпосылок и факторов, определяющих специфику управления качеством на предприятиях России и Китая в зависимости от тенденций развития мировой экономики и экономики страны, а также формирование методической основы создания систем менеджмента качества и разработка практических рекомендаций по их практической реализации с позиций повышения конкурентоспособности предприятий.
В соответствии с поставленной целью исследования автором в рамках диссертационной работы решались следующие задачи:
провести исторический и эволюционный анализ управления качеством в мировой практике, а также исследование современных тенденций развития управления качеством на основе международной стандартизации;
выявить основные тенденции развития системы управления качеством как фактора повышения конкурентоспособности предприятия в условиях глобализации экономики, в том числе рассмотреть понятия «внутренней» и «внешней» систем качества на предприятии;
На правах рукописи
ХАНЬ РОЗА
УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ В ПОВЫШЕНИИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ
РОССИИ И КИТАЯ
Специальность 08.00.05 - Экономика и управление народным хозяйством (экономика и управление качеством)
08.00.14 - Мировая экономика
Автореферат
диссертации на соискание ученой степени
кандидата экономических наук
Санкт-Петербург – 2009
Работа выполнена в
Государственном
Научный руководитель - |
доктор экономических наук, профессор Горбашко Елена Анатольевна |
Официальные оппоненты: |
доктор экономических наук, профессор Янченко Владимир Федорович |
кандидат экономических наук, Рекорд София Игоревна | |
Ведущая организация - |
Учреждение Российской Академии Наук «Институт проблем региональной экономики РАН» |
Защита состоится «20» мая 2009 года в часов на заседании диссертационного совета Д 212.237.09 при Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов» по адресу 191023, Санкт-Петербург, ул. Садовая, 21, ауд. 7.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов».
Автореферат разослан «__»_______ 2009 г.
Ученый секретарь
Диссертационного совета
I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность проблемы исследования определяется нарастающей в современных условиях конкурентной борьбой в странах с развитой рыночной экономикой, которая обуславливает постоянную модернизацию существующих и разработку новых направлений повышения качества в различных сферах управления.
Проблеме управления качеством на протяжении последних десятилетий было посвящено значительное количество разноаспектных исследований российских и зарубежных ученых, что привело к формированию значительного потенциала научно-практических разработок в данной сфере. Однако в связи с постоянно меняющимися экономическими условиями и реалиями мировой и национальных экономик, нарастающим процессом мировой глобализации представляется целесообразным постоянная актуализация основных положений теории и практики в данной области.
В этой связи значительный интерес, с точки зрения возможной имплементации, представляет исследование зарубежного опыта в данной области, особенно тех стран, экономика которых так же, как и в России, переживала серьезные кризисные состояния, а в настоящее время, несмотря на глобальный экономический кризис, продолжает сохранять положительную динамику экономического роста. Одной из таких стран является Китай. На фоне глобального финансового кризиса, вызвавшего резкое ухудшение мировой экономической ситуации, экономика КНР в 2008 году сохранила относительно быстрый рост – 9%, ВВП страны при этом был выведен на новую ступень - более 4,3 трлн. долларов США. При этом мировые аналитики особо подчеркивают тот факт, что КНР по-прежнему остается экономическим субъектом с самыми высокими темпами роста и станет первой страной в мире, которая в самое ближайшее время выйдет из мирового финансового кризиса.
За годы экономической реформы в КНР был создан мощный промышленный потенциал, позволивший обеспечить высокий уровень качества и конкурентоспособности промышленной продукции. Сегодня промышленность в Китае рассматривается как основа экономики, как главное средство достижения стратегической цели – создания современного государства, как источник модернизации всего народного хозяйства и поддержания высоких темпов экономического роста. Вопросы повышения качества продукции промышленных предприятий, поиск резервов и новых возможностей в данной области рассматриваются в КНР как на государственном уровне, так на уровне отраслей и предприятий. Контроль над качеством в стране уже давно вышел на уровень общественно значимой проблемы.
Взаимодополняемость российской и китайской экономик, нарастающее российско-китайское сближение в политической и экономической сферах делают изучение китайского опыта в области управления качеством и возможностей его применения в российских условиях в значительной степени актуальным.
Состояние научной разработанности проблемы. Исследованием теоретических и методических аспектов управления качеством занимались многие отечественные и зарубежные ученые. Среди них, прежде всего, следует выделить работы отечественных исследователей – Г.Г.Азгальдова, В.Н.Азарова, Ю.П.Адлера, В.П.Белобрагина, В.Г.Версана, В.Н.Войтоловского, Н.В.Войтоловского, А.В.Гличева, Е.А.Горбашко, Д.С.Демиденко, Е.М.Карлика, М.Г.Круглова, В.М.Ларина, В.А.Лапидуса, Д.С.Львова, В.В.Окрепилова, В.И.Сиськова, В.Ф.Янченко и др., а также зарубежных ученых Б.Бергмана, Э.Деминга, Дж.Джурана, К.Исикавы, Т.Конти, Ф.Кросби, Л.Ноулер, Г.Тагути, А.Фейгенбаума, Дж.Харрингтона и др..
Следует подчеркнуть, что по вопросам, касающимся совершенствования механизмов управления качеством в КНР, на сегодняшний момент написано значительное количество научных работ как китайскими, российскими так и международными специалистами: Г.А.Ганьшиной, А.П.Девятовым, З.А.Муромцевым, Л.В.Новоселовой, Э.П.Пивоваровой, А.С.Селищевым, В.Юем, Лян Дэцинь, Лю Сумэй, Ван Хангуан, Тан Хайнин, Ху Сяочжун, Го Шуцин; Дун Фужен; Чжу Цзенчжен и др.
Несмотря на высокую научную значимость данных трудов, следует отметить, что потребности стремительно развивающейся мировой экономики делают необходимым разработку новых аспектов проблемы управления качеством. В сегодняшних условиях целесообразна постоянная актуализация вопросов системного анализа резервов повышения качества продукции, их природы, структуры и возможностей реализации. Причем качество как социально-экономическая категория должна рассматриваться в единой связи с технологиями и инструментами ее развития в условиях конкурентной среды.
Значимость рассматриваемой проблемы и ее недостаточная разработанность для экономики России в целом и ее конкретных отраслей, в частности, определяют актуальность темы исследования, ее цели и задачи.
Целью диссертационного исследования является выявление условий, предпосылок и факторов, определяющих специфику управления качеством на предприятиях России и Китая в зависимости от тенденций развития мировой экономики и экономики страны, а также формирование методической основы создания систем менеджмента качества и разработка практических рекомендаций по их практической реализации с позиций повышения конкурентоспособности предприятий.
В соответствии с поставленной целью исследования автором в рамках диссертационной работы решались следующие задачи:
Объектом исследования в данной работе являются металлургические предприятия России и Китая.
Предметом исследования являются теоретические, методические и практические вопросы, связанные с управлением качеством как эффективным направлением повышения конкурентоспособности современного предприятия.
Теоретической и методологической базой диссертационного исследования явились работы отечественных и зарубежных ученых-экономистов, посвященные проблемам управления качеством в мировой экономике; материалы международных и российских конференций и семинаров в данной сфере. Необходимостью проследить эволюцию проблемы регулирования системы качества в динамике продиктовано достаточно широкое использование в качестве эмпирической базы исследования источников различных специализированных периодических изданий по экономической проблематике (в т.ч. и Интернет-изданий).
В рамках системного подхода в диссертационной работе использовались методы сравнительного, субъектно-объектного, функционально-структурного анализа, а также теоретического моделирования.
Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Во введении рассматриваются актуальность проблемы исследования, степень ее научной разработанности; определяются цель, задачи, объект, предмет, теоретико-методологические основы исследования, его научная новизна, практическая значимость результатов работы, их апробация, обосновывается достоверность содержащихся в диссертации положений и выводов.
Первая глава «Управление качеством на предприятии: ретроспективный анализ и современные тенденции» посвящена исследованию понятия «качество» в современной экономической науке как объекта управления на предприятии, выявлению исторических аспектов и эволюции управления качеством, а также современных тенденций развития управления качеством на основе международной стандартизации.
Вторая глава «Управление качеством как фактор повышения конкурентоспособности предприятия в условиях глобализации экономики» посвящена исследованию конкурентоспособности предприятия и возможностей ее обеспечения в условиях глобализации экономики. Определяется роль повышения качества в обеспечении конкурентоспособности предприятия в условиях вступления в ВТО (на примере КНР), а также обосновываются подходы к определению конкурентных преимуществ предприятия на основе систем менеджмента качества.
В третьей главе «Организационно-экономические условия повышения конкурентоспособности металлургических предприятий на основе управления качеством» автором представлены результаты исследования состояния и развития металлургической отрасли промышленности России и Китая, проведенного сравнительного анализа предприятий металлургической отрасли Китая и России в повышении качества. В данной главе также рассматриваются вопросы формирования и поддержания конкурентных преимуществ предприятий металлургической отрасли промышленности в условиях активизации конкуренции, а также представлено обоснование возможностей формирования стратегических альянсов в области управления качеством как средство повышения конкурентоспособности металлургических предприятий России и Китая.
В заключении сформулированы основные выводы по результатам исследования.
II. СОДЕРЖАНИЕ И ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ
1. В современной рыночной экономике уделяется значительное внимание проблемам качества, что обусловлено наличием конкурентной среды. Ни одна страна не может находиться вне этого процесса усиления взаимозависимости. Серьезная конкурентная борьба в странах с развитой рыночной экономикой обуславливает постоянную модернизацию существующих и разработку новых программ повышения качества в различных сферах управления. В связи с этим в научных исследованиях и в практике возникла необходимость выработки объективных показателей для оценки конкурентоспособности компаний в зависимости от различных качественных характеристик, связанных с выпускаемой продукцией или системами менеджмента качества. Эти характеристики подтверждаются соответствующим сертификатом, что является одной из самых серьезных гарантий обеспечения качества в компании в современных условиях. Многие компании-производители сегодня уже имеют не только различные национальные сертификаты, но также и сертификаты соответствия международным стандартам.
В рыночной экономике производитель и потребитель находят друг друга на рынке, мотивируя свой выбор возможностью наибольшего финансового выигрыша и максимизацией потребительского эффекта. При этом потребитель, выбирая между лучшими товарами различных производителей, фактически определяет направления развития производства, приобретая товары и услуги по собственному желанию и таким образом, предопределяя, что следует производить, с какими потребительскими свойствами. В связи с этим следует отметить, что число постоянно расширяющих систем сертификации объясняется все более растущим спросом к качеству продукции со стороны потребителей.
Таким образом, можно сказать, что движущим мотивом формирования системы менеджмента качества являются с одной стороны, желание руководства предприятий или компаний, которое определяет ее видение и ценности, а с другой стороны – требования потребителя. Стратегическое планирование преобразует видение, ценности и запросы потребителя в цели предприятия, которые, в свою очередь, предопределяют его действие на рынке.
2. Эффективная реализация управления качеством на предприятии невозможна без грамотного внедрения процесса планирования качества и современных основ его менеджмента. Процесс планирования качества является важной частью менеджмента качества и включает в себя выявление требований к качеству управления на предприятии и его продукции, а также определение путей их удовлетворения.