Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 03:30, курсовая работа
Целью данной работы является изучение теоретических и практических аспектов по вопросу управления качеством продукции (услуг).
Объектом исследования является Открытое Акционерное Общество «Якутский хлебокомбинат». Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
дать понятие и определить функции управления качеством;
изучить современную концепцию менеджмента качества;
рассмотреть порядок сертификации продукции и систем качества;
проанализировать опыт управления качеством продукции в ОАО «ЯХК»
предложить рекомендации по созданию и обеспечению эффективности управления качеством на исследуемом предприятии.
Введение...…………………………………………………………………………………...3
Глава 1. Качество и значение управления им в условиях рыночной экономики
1.1 Понятие, сущность и системный подход в управлении качеством.………………….4
1.2 Разработка и внедрение систем качества в организациях………….…………………7
Глава 2. Анализ управления качеством продукции в ОАО «Якутского хлеб комбината»
2.1 Краткая характеристика ОАО «Якутского хлеб комбината». ……………………...15
2.2 Анализ планирования и контроля качества продукции……………………………..18
Глава 3. Рекомендации по созданию и обеспечению эффективности управления качеством в ОАО «ЯКХ»
3.1 Создание системы менеджмента качества……………………………………………21
Заключение……………………………………………………………………...................27
Список используемой литературы…………………………………………..….28
Финансово-Экономический Институт Северо-Восточного Федерального университета им. М.К. Аммосова.
Курсовая работа
ПО ДИСЦИПЛИНЕ: «ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ»
на тему: «Управление качеством на предприятии»
Выполнила: студентка 5 курса ЗММ-08-1
Игнатьева Ольга Вдимовна
Проверила: Сибилева Елена Валерьвна
г. Якутск 2013г.
Содержание
Введение...…………………………………………………
Глава 1. Качество и значение управления им в условиях рыночной экономики
1.1 Понятие, сущность и системный подход в управлении качеством.………………….4
1.2 Разработка и внедрение систем качества в организациях………….…………………7
Глава 2. Анализ управления качеством продукции в ОАО «Якутского хлеб комбината»
2.1 Краткая характеристика ОАО «Якутского хлеб комбината». ……………………...15
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы…………………………………………..….
Введение
В
последнее время мы всё чаще встречаемся
с такими понятиями как качество, конкурентоспособность
и безопасность продукции, говорим о сертификации
продукции, требуем соблюдения законов
и защите прав потребителей. Всё это свидетельствовало
об изменении нашего отношения к качеству
товаров и услуг. В рыночных условиях никакие
инвестиции не спасут предприятие, если
оно не сможет обеспечить конкурентоспособность
своей продукции или услуг, и поэтому именно
качеству отдают предпочтение покупатели
и заказчики. Для обеспечения качества
необходимо четкое управление качеством.
Отсюда такой интерес предприятий к управлению
качеством, осознавших истину: нельзя
рассчитывать на стабильное обеспечение
качества продукции без внедрения системы
в работе по качеству (система качества),
отвечающей современному уровню организации
работ. При внедрении тотального управления
качеством главным в работе предприятия
является безусловное выполнение требований
к качеству продукции. Основой обеспечения
устойчивой и эффективной работы предприятия
в условиях рынка служит конкурентоспособность,
а значит, стабильность требуемого качества
выпускаемой продукции. Качество продукции
- это совокупность свойств, обусловливающих
ее пригодность удовлетворять определенные
потребности в соответствии с ее назначением.
Целью данной работы является изучение теоретических и практических аспектов по вопросу управления качеством продукции (услуг).
Объектом исследования является Открытое Акционерное Общество «Якутский хлебокомбинат». Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
дать понятие и определить функции управления качеством;
изучить современную концепцию менеджмента качества;
рассмотреть порядок сертификации продукции и систем качества;
проанализировать опыт управления качеством продукции в ОАО «ЯХК»
предложить рекомендации по созданию и обеспечению эффективности управления качеством на исследуемом предприятии.
Глава 1. Качество и значение управления им в условиях рыночной экономики
1.1 Понятие, сущность и системный подход в управлении качеством
Управление качеством - это методы и виды деятельности оперативного характера, включающие в себя контроль качества, сбор и распределение информации о качестве, разработку мероприятий, принятие оперативных решений и их реализацию на всех этапах производства.
Управление качеством включает в себя три элемента:
- субъект управления
- объект управления
- механизм воздействия
Под управлением качеством продукции понимают постоянный, планомерный, целеустремленный процесс воздействия на всех уровнях на факторы и условия, обеспечивающие создание продукции оптимального качества и полноценное ее использование.
Управление качеством рассматривается как корректирующее воздействие на процесс формирования качества в производстве и проявление его в потреблении.
Управление качеством - органическая часть общего управления производством и одна из его ветвей дерева целей.
Из этого определения следует, что уровень качества продукции должен устанавливаться, обеспечиваться и поддерживаться. Это означает, что управление качеством направлено на регулирование всех этапов жизненного цикла и предусматривает:
* техническую подготовку производства;
* входной контроль;
* процесс изготовления продукции;
* учет и финансовую деятельность;
* контроль качества работы и продукции;
* послепродажное обслуживание в эксплуатации.
Основными задачами управления качеством являются:
* изучение рынка сбыта;
* изучение национальных и международных требований к выпускаемой продукции;
* разработка методов и средств воздействия на процессы исследования, проектирования и производства;
* сбор, анализ, хранение информации о качестве продукции.
Процесс управления качеством состоит из следующих операций:
* разработка программы управления, планирования и повышения качества продукции;
* сбор и анализ информации о любом объекте, влияющем на качество;
* выработка управленческих решений по управлению качеством и подготовка воздействий на объект;
* выдача управленческих решений;1
* анализ информации об изменениях качества объекта, которые вызваны управленческими воздействиями.
В соответствии с приведенными определениями составлена схема процесса управления качеством, представленная на рисунке 1.1.
Система качества - это широкая организационная структура, которая выполняет не только функции управления, качеством, но исключает элементы из других сфер деятельности, влияющих на качество продаж. Это совокупность структур, относящихся к различным сферам деятельности предприятия и оказывающих большое влияние на качество при выполнении своих функций установленными методами с использованием необходимых ресурсов предприятия. Центральной частью системы качества являются служба качества, в состав, которой, как правило, включается: отдел технического контроля, отдел управления качеством, метрологическая службы, отдел стандартизации, и центральная лаборатория. Служба качества организует работу на предприятии, контролирует качество продукции, обеспечивает производство средствами измерений, проводит внутренние проверки системы качества, координируют, контролирует и осуществляет методическое руководство работой других структур.
Цеха изготовители, конструкторские и технические отделы, отдел снабжения, отдел труда, отдел подготовки кадров, склады и другие подразделения формируют качество и выполняют другие функции, которые оказывают существенное влияние на качество. Эти подразделения в совокупности со службой качества и составляют ту широкую организационную структуру, которую принято называть системой качества. Это система призвана уже не только управлять качеством, но и обеспечивать качество продукции. Ибо, кроме выполнения управляющих функций, она должна создавать необходимую материальную базу и решать проблему заинтересованности и квалификации персонала, т.е. формировать все факторы, необходимые для обеспечения качества. Эта система и, в особенности, и ядро службы качества как раз и является тем самым субъектом управления качеством, который воздействует на производный процесс с целью обеспечения качества продукции на предприятии.
Система управления качеством, как правило, включает:
Задачи руководства (политика в области качества, организация работы по достижению установленного уровня качества);
Систему документации (нормативной, плановой, правил и характеристик и др.)
Документацию требований и их выполнимость;
Качество во время разработки изделия (планирование, инструкции, квалификация, контроль);
Качество во время закупок (документацию, контроль);
Обозначение изделий и возможность их контроля;
Качество во время производства (планирование, инструкции, квалификация, контроль);
Проверку качества (входные проверки межоперационный контроль, окончательный контроль, документацию испытаний);
Контроль за испытательными средствами;
Корректирующие мероприятия;
11.Качество при хранения, перемещении, упаковке, отправке ;
12.Документирование качества;
13.Внутризаводской контроль за системой поддержания качества;
14.Обучение персонала;
15.Применение статистических методов контроля качества;
16.Анализ качества и систем принимаемых мер.2
1.2 Разработка и внедрение систем качества в организациях
Организация работ по управлению качеством продукции на предприятиях предполагает создание систем качества и принятия, необходимых мер по обеспечению их эффектного функционирования.
Под созданием систем качества будем понимать их разработку и внедрение в деятельности предприятия.
Система качества представляет собой совокупность структур, выполняющих функции управления и обеспечения качества установленными методами. Поэтому разработка системы качества заключается в том, чтобы сначала определить, какие структуры следует включать в систему качества и какие функции они должны выполнять, чтобы обеспечить требуемое качество продукции, а затем разработать всё необходимые нормативные документы. Внедрение системы качества предполагает проведение внутренних проверок системы и, при необходимости, её доработку для того, чтобы всё подразделения могли чётко выполнять свои функции.
Создание систем качества целесообразно проводить в следующей последовательности:
- информационное совещание;
- принятие решения о создании системы качества;
- разработка плана - графика создания системы качества;
- определение функций и задач системы качества;
- определение состава структурных подразделений системы качества;
- разработка структурной схемы;
- разработка функциональной системы управления качеством;
- определение состава и состояния документации;
- разработка нормативных документов и «Руководство по качеству»;
- доработка существующих систем качества;
Принятие решения о создании системы качества. Такое решение может быть оформлено в виде приказа, в соответствии с которым:
- назначается представитель руководства - руководитель службы качества, ответственный за создание и функционирование системы качества;
- формируется служба качества, как правило, в составе ОТК, отдела управления качеством, метрологической службы и отдела стандартизации, а в ряде случаев - с участием центральной заводской лаборатории и испытательных подразделений;
- устанавливаются основные этапы, исполнители, сроки разработки и внедрения системы качества и, при необходимости, сроки ее сертификации.
Разработка плана - графика создания системы качества. Для разработки плана- графика может быть использован типовой план. В плане должно быть предусмотрено выполнение ряда работ, таких как, например:
- разработка политики в области качества;
- определение функций и задач системы качества;
- определения состава структурных подразделений, которые должны выполнять функции в системе качества;
Определение функций и задач системы качества. На этой стадии сначала необходимо провести тщательный анализ процесса создания продукции и представить его в виде подробного перечня этапов работ. Основу перечня составляют стадии жизненного цикла продукции, характерные для данного предприятия. Полный цикл охватывает проектирование, снабжение (закупки), подготовку производства, изготовление и испытания продукции и сервисное обслуживание при эксплуатации.
Определение состава структурных подразделений системы качества. После определения функций системы качества, необходимых для управления качеством на всех этапах создания продукции, нужно определить структурные подразделения, которые будут выполнять эти функции. Для этого необходимо проанализировать функции, выполняемые существующими подразделениями, и сравнить их с перечнем функций, включаемых в создаваемую систему качества. В результате устанавливаются подразделения - исполнители каждой функции и каждому подразделению его новые функции официально включаются в функциональные обязанности.
Разработка структурной схемы системы качества. Структурная схема системы качества строится на основе структурной схемы предприятия и дает возможность показать «устройство» системы - состав и взаимосвязь всех структурных подразделений, выполняющих функции в системе качества. Отдельным блоком можно показать управляющее ядро системы качества - службу качества, в которую, как было отмечено, включаются отдел технического контроля, метрологическая служба, служба стандартизации, а также отдел управления качеством, выполняющий функции организации, координации и методического руководства работой по качеству.
Разработка функциональной схемы управления качеством. В отличие от структурной схемы, показывающей устройство системы качества, построение функциональной схемы позволяет наглядно представить процесс управления качеством, а также выявить и устранить возможные пробелы при организации работ по качеству, когда для выполнения некоторых функций может не оказаться нужных исполнителей. Поэтому разработка функциональной схемы поможет обеспечить четкую организацию работ по управлению качеством.